центральная россия, калужская область: никола-ленивец, деревня звизжи
вторая половина августа 2016-го. первый визит в никола-ленивец (в конце страницы - все последующие), двухдневная вылазка из мск на выходные.
обзор поста (примерно 2000 слов / 4,5 страницы текста):
- дорожно-жилищное - путь до ленивца и хостел "казарма";
- немного истории - самый большой арт-парк в европе, архстояние-фест, река угра, названия деревень, николай полисский, "burning-man", судьба старых арт-объектов;
- арт-объекты старые - маяк на угре, вселенский разум, бобур, святилище, ротонда бродского, павильон шишек и проч.;
- арт-объекты свежие - белые ворота, кокон из стекловолокна, голова бомжа и проч.;
- звизженские арт-объекты - бельведер звизжский, звизженское сельпо, музей сельского быта и проч.;
- прочее - про местный гнус, сколько нужно дней на осмотр ленивца.
дорожно-жилищное
собирался сюда уже очень давно, но дальняя дорога, требующая пересадок на автобусы и такси, а также истории о том, как тут свирепствует гнус, заставляли меня заветную поездку всякий раз откладывать. обычно сюда приезжают на летний фест (архстояние), но я решил, что для первого раза лучше приехать, когда здесь будет минимум движухи и народа.
добирался через bla-bla-car до кондрова (почти 3 часа дороги), потом - на такси за 700 руб (11 долл), 30 км по ухабистой дороге (ехать по такой - минут 40). местные таксисты жалуются, что пассажиры-хипстеры разговаривают с ними на каком-то непонятном языке, ахах.
обратно - на такси до кондрова, оттуда на пазике до калуги, а затем до москвы на автобусе (самый тупой способ добраться до москвы вечером воскресенья - это поехать на автобусе/машине).
заселился в концептуальный хостел "казарма", чёрное брутальное здание которого само по себе может потянуть на арт-объект. находится на въезде в парк - в деревне звизжи, где визит-центр (до самого парка отсюда - ещё 4 км). 1500 руб / 23,5 долл за ночь - это самый бюджетный вариант. мансарда на 3-м этаже на 12 мест - это просто куча разложенных на полу матрасов (пространство между ними достаточно большое, так что терпимо). взбираться приходится по крутой и неудобной лестнице. до недавних пор на территории хостела была даже баня, но та сгорела. в концепцию хостела включён крайне похуистичный персонал. и в целом хостел показался мне откровенно уебанским.
также можно поселиться в палатке (но за место требуют денег - кажется, 400 руб) или в дизайнерских никола-ленивецких мини-избушках (запредельно дорого); снять комфортный номер со всеми удобствами можно в деревне кольцово. бюджетные варианты есть в деревне звизжи - некоторые из местных теперь сдают комнаты, а у кого-то даже открылся хостел (700 руб за место).
немного истории
первые арт-объекты появились в ленивце 12 лет назад, а спустя 2 года на территории деревни был проведён первый фестиваль "архстояние". в рамках ежегодного феста ленивец будет пополняться новыми инсталляциями, а с 2010-го - ещё и инфраструктурными объектами - здесь теперь есть кафешки, кэмпинги, гостевые домики и даже хостел.
самый большой арт-парк в европе стоит на изгибах реки угра (один из притоков оки). некогда - водораздел между московским княжеством и литовским. угра, вероятно, происходит от славянского огр в значении червь (как, например, и название рыбы угорь) - русло реки весьма извилисто.
название феста "архстояние" отсылает к одному из ключевых событий российской истории - к т.н. великому стоянию на угре: в 1480-м монгольская орда отправила свои войска, чтобы возобновить сбор дани с московского княжества; нехристи дошли до калуги, и в попытках перейти реку угру простояли на берегу весь октябрь. русские же стояли на другом берегу в ожидании атаки, но так и не дождались - с наступлением холодов враг всё-таки отступил.
чудное название деревни никола-ленивец, по легенде, появилось после сражения местных с неким неведомым врагом (а возможно, что и невидимым - история походит на описание белой горячки): на деревеньку пришёл некий иноземец, местные тут же обратились в бегство; противник подумал, что одержали победу, и тут же принялся праздновать, а на рассвете сбежавшие накануне местные вернулись, и всех врагов порешили. случилось это в день святого угодника николая. "ленивец" - потому что враг типа ленивый, а "никола" - потому что "николай", который угодник.
от прежней деревни остались название, руины троицкого храма начала 19 века и небольшое кладбище. с приходом совка храм похерили, а большинство местных потеснили в соседнюю деревню звизжи (свизжино). остатки деревни уничтожены немцами, храм почему-то остался. в 1960-е здание храма будет служить молокозаводом.
деревня звизжи существует и по сей день - здесь есть несколько улиц, пара продмагов и даже дом культуры (надеюсь, когда-нибудь догадаются открыть здесь краеведческий). название звизжи (свизжино) пошло якобы от истошного визга порося, которого специально истязали, дабы запугать противника по другую сторону реки (то самое монгольское войско во время стояния на угре).
прямо под боком ленивца находится деревня кольцово, где только гостевые дома (там, кстати, неплохая столовка), чуть дальше - полностью заброшенная деревня шадеево, а неподалёку от звизжи - деревня субботино, где самые удобные места для купания в угре (здесь течение самое слабое).
лицо архстояния и никола-ленивца - московский художник николай полисский; бывший в 1980-х членом ленинградской худгруппы "митьки" в нулевых перекинулся на ленд-арт. в начале 1990-х художник переехал в никола-ленивец - деревню в глуши калужских лесов, о которой тогда ещё почти никто не слышал, и спустя несколько лет принялся творить.
почти все знаковые арт-объекты ленивца были созданы николаем полисским. надо отметить, что возведением объектов занят целый коллектив, значительная часть которого представлена местными жителями. для большинства объектов, в том числе тех, которые создаются для других локаций (например, знаменитая арка в виде буквы "п" в перми), полисский использует древесину калужских лесов.
первым "лесным" объектом полисского стал 13-метровый зиккурат "сенная башня" (2000), созданный из сена; башню сожгли в том же году.
часть объектов по непонятным причинам откочевали - например, объект "граница империи" в виде тотема - теперь частично можно посмотреть в питерском музее "эрарта". надеюсь, когда-нибудь воплотят вторую версию (хотелось бы увидеть такой вдоль пыльной дороги у деревни звизжи).
финансовую поддержку проекта на протяжении последних 5-6 лет оказывал максим ноготков, владелец ритейл-сети "связной". но крымский кризис вынудил толстосума проект оставить, так что теперь товарищи существуют за счёт фандрайзинга.
...
некоторые сравнивают архстояние с американским фестивалем "burning-man", который проводится в пустыне штата невада (якобы архстояние - это такая жалкая попытка русских скопировать американский фест), хотя общего между ними не так уж и много (впрочем, сам по себе ленд-арт пришёл к нам именно из сша).
во-первых, здесь не пустыня, а настоящий русский лес с речкой, полями и болотами. во-вторых, почти все арт-объекты в ленивце выполнены из дерева, тогда как на burning-man - упор сделан на steampunk и кинетические объекты. в-третьих, в отличие от burning-man почти все созданные для феста объекты остаются в парке.
правда, burning-тема присутствует и в ленивце - часть объектов всё-таки предают огню - как правило, жугт на масленицу (обычно это объекты из лозы, которые были специально созданы для того, чтобы потом их сжечь). но сжигают их, когда кругом снег, так что по атмосфере оба феста очевидно сильно различаются.
арт-объекты
исчерпывающего перечня с описанием всех ленивецких арт-объектов мне найти не удалось (вероятно, и нет такого). напрашивается музей с фотоархивами и моделями ушедших в истории построек, но вроде ничего такого не предвидится.
самый старый из существующих объектов - 18-метровый "маяк" (в этом году маяку исполняется 12 лет), что на самом берегу угры. сама же река, насколько мне известно, в этих местах не судоходна (причаливать сюда могут разве что лодки и плоты). построен маяк из веток вяза. во время фестивалей маячную голову делают светильником.
внутрь купола можно забраться - внутри лестница из той же лозы. по внешней стороне тоже можно, но это вроде как вредит сохранности объекта.
самый большой объект парка - "вселенский разум" (2012) всё того же полисского. вермишель из деревянных брусков, завязанная в узел, в окружении тотемов-ракетниц.
взбираться на верхушку "мозгов" запрещено (даже есть таблички с штрафами). так как прямо передо мной туда взобрался 50-летний мужичок, удержать себя не смог.
вскарабкаться не так сложно, как может показаться (мне, как владельцу абонемента на верёвочный парк в вднх, так тем более).
единственное неудобство - постоянно цепляешься за острые края металлических крепежей-заклёпок.
...
тропа к "мозгам" проложена через двойную колоннаду из 42 тотемов-ракет.
рядом - деревянный пепелац в окружении кучки бестолковых конструкций, похожих на обломки какого-то механизма (оказалось, что это арт-объект "большой адронный коллайдер"); последние тут явно лишние.
объект "святилище" (2012), автор - полисский.
несколько деревянных анималистических фигур, спрятанных в дебрях леса. от всех прочих арт-объектов находится довольно-таки далеко - его прям нужно искать-выискивать.
полисский вроде как создал его на месте древнего городища - в том месте, где в железном веке была стоянка восточных балтов.
...
один из самых завораживающих объектов - 12-метровый "бобур" (2012) в виде собранных вместе раструбов из лозы. автор - всё тот же полисский. бобур - это название парижского художественного музея ж.р.помпиду (находится в районе бобур), сходство которого с бобуром из лозы - лишь в наличии у обоих раструбов и смотровой площадки.
внутри бобура - винтовая лестница, которая ведёт на смотровую; правда, обозревать оттуда пока что нечего - с бобура видны только поля и деревья (до остальных арт-объектов - далеко).
"ротонда" (2009) александра бродского - овальная по форме двухэтажная постройка посреди огромного поля. войти внутрь можно через любую из 21 дверь (все двери при этом разные). внутри - камин. на крыше одновременно и смотровая, и естественный солярий.
ещё один знаковый объект - "жар-птица" (2008). автор - полисский. это объект уже не деревянный, а чугунный. работает как кочегарка: в честь праздников внутрь бросают дровишки - птица краснеет, а из раструбов бьют искры, создавая wow-эффект.
"павильон шишек" (2007) нидерландского архитектора adriaan geuze. спрятан в лесу. 3-метровые стены павильона из металлической сетки заполнены шишками.
3-метровые стены из металлической сетки, заполненные шишками. спрятан в лесу.
из прочего: три нефункциональных сарая - "стена сарая" (2011), "сарай сараев" (2011) и "дырявый сарай" (2006).
...
три дома на деревьях: "дом над лесом" (2008) - уютный домик на дереве на 6-метровой высоте недалеко от "вселенского разума"; "удалённый офис" (2010) - двухэтажный домик с видом на тропу, ведущую на поле с "ротондой"; и самый высокий - "дом олега кулика" (2010), размещённый на сосне примерно на 10-метровой высоте (лестницу к нему подняли так высоко, что без посторонней помощи забраться туда можно, лишь вскарабкавшись по стволу дерева).
объекты-смотровые: 18-метровые "ленивый зиккурат" (2014) - массивная бревенчатая башня с обзоркой; "штурм неба" (2012) - нагромождение из деревянных лестниц (осмелился залезть почти до самого верха, но до верхушки доползти так и не смог - выше уже стрёмно).
как бы смотровые: "николино ухо" (2006), "позолоченный телец" (2009) и 12-метровая "арка бернаскони" (2012).
свежие арт-объекты
в этом году никола-ленивец пополнился скульптурой "голова дом бомжа" (автор - павел суслов), сложенный из художественных полотен, биоморфной скульптурой в виде кокона из стекловолокна (автор - дмитрий каварга), внутрь которого можно даже забраться, а также временным аттракционом в виде лабиринта из паллетов (пускают туда за деньги).
плюс 5-метровая скульптура "шишка" из полицейских щитов, спрятанной посреди леса, "походная пагода" - многоярусная палатка, внутри которой находится скромная экспозиция с этномотивами, и, наверное, что-то ещё. мне ничего из перечисленного в этом ряду не приглянулось - можно смело сносить.
из полезного - появился деревянный мост через болото.
среди самых заметных новшеств этого года - 12-метровые "белые ворота" всё того же полисского, которые оказались теми же самыми воротами, которые я уже видел на вднх на прошлогоднем "политех-фесте" (только тогда они ещё не были белыми).
аналогичные ворота полисского (только более массивные) есть также в москве - "лихоборские ворота" неподалёку от метро "владыкино" - и в перми в районе жд-вокзала.
каркас - металлический, так что наверх можно забраться, но я не рискнул.
звизженские объекты
кроме деревни никола-ленивец, арт-объекты обосновались ещё и в деревне звизжи (некогда - свизжино), которую облагородили к позапрошлому архстоянию. судя по всему, немало людей, которые едут в ленивец, про звизжи будто бы не знают. вообще, будет здорово, если парк протянется ещё и до заброшенной деревни шадеево.
в тот раз - в 2015-м - художники переключились на функциональные объекты: теперь в звизжи есть новая входная группа для местного дома культуры, лес деревянных указателей на перекрёстке, новый визит-центр, а также музей сельского быта (по сути - выставка-инсталляция) в виде глинобитной трубы (или гвоздя) - визуально лаконичная конструкция посреди картофельного поля (только вот музей почему-то был закрыт).
в числе прочих - автобусная остановка "бельведер звизжский" в виде ржавой вандалоустойчивой цистерны. как ни странно, в звизжи периодически приходят пазики; правда, всего лишь трижды в неделю - едут до города кондрово.
руины бывшего звизженского сельпо превращены в гигантскую скульптуру из деревянных брусьев. каркасом тут служит старая кирпичная постройка, а деревянные бруски, в которые укутана руина, - это, как оказалось, обрезки, которые остались после возведения "вселенского разума".
на верхнем ярусе с недостроенной башней - обзорная площадка.
прочее
на попсовых туристических сайтах отдельные долбоёбы (tonkosti.ru) пишут, что на посещение парка будет достаточно заложить полдня. но даже если взобраться на велосипед, в лучшем случае получится посмотреть все объекты за день/ правда, делать так будет довольно-таки глупо - приезжать в такую глушь меньше, чем на два дня, как по мне, нет никакого смысла.
истории про гнус оказались правдивыми. для местных комаров репеллент - это что-то типа пикантного соуса. не успел я высунуться из такси, как тут же укусили в затылок. лицо моментально объедают. местная бабка в магазине ехидно приговаривала, что им репелленты ни к чему - комары их якобы не кусают.