russia, volga region (povolzhye), nizhny novgorod oblast: vyksa

Арт-овраг и Страсти по Мартену в городе Выкса Art-Ovrag Festival in Vyksa Town

россия, верхнее поволжье, нижегородская область: выкса

первая половина июня 2018-го. 1,5 дня в рамках 3-дневного трипа в выксу с транзитом в муроме и захватом суздаля на обратном пути. а в выксу я приехал на городской фестиваль "арт-овраг".

выкса стала моим 56-м по счёту посещённым городом рф (из примерно 1200 российских городов) и 3-м в нижегородской области.

из крупных городов сюда так просто не добраться, я добирался через муром ночным плацкартом, откуда потом 2 часа ехал на автобусе.

заранее жильё забронировать не успел, пришлось обращаться в привокзальную столовку - подумал, что наверняка там кто-нибудь сдаёт комнату. дали адрес - на окраине города за пустырём среди заброшек и недостроя стоит панелька, внутри - некое подобие хостела: куча кроватей, нормальных одеял и постельного белья тут нет, ванная с туалетом убитые (помыться так и не решился), и никакого отопления. за 2 ночи в этом бомжатнике отдал примерно 500 рублей / 8 долл, но хоть один жил.

поймал такси, и такой: "мне до верхневыксунского пруда".

название города произошло от гидронима выксунь - мелкой речушки, на карте которую сейчас уже не обнаружить, но можно разглядеть речку выксунка - та тоже мелкая и течёт через выксу (вероятно, та самая выксунь и есть); в переводе с финно-угорского название означает поток, ручей или течение.

выкса показалась мне одним из лучших и самых интересных городов россии. благодаря ежегодному фестивалю "арт-овраг" (как оказалось, уже 8-й по счёту, но я узнал о нём лишь в этом году) город регулярно пополняется современными арт-объектами (чего только стоит ремейк шуховской башни, обросший ветками в виде шуховских башен), а также различными городскими удобствами.

теперь здесь есть современные парковые зоны, автобусные остановки в виде арт-объектов из раскрашенных заводских труб, а по верхневыксунскому пруду курсируют пассажирские арт-плоты (получасовая поездка обойдётся в какие-то 100 руб / 1,6 долл).

особое очарование выксе придаёт то, что вся эта красота чередуется с типичным хаосом провинциальных городов - промзонами, пазиками, жуткими хрущёвками и не менее жутким новостроем.

кстати, выкса - это то, чем могла быть пермь, но так и не стала (и вряд ли станет).

крутейшая идея для уличного кинотеатра: на фестивале видосы (показывали короткометражки с кинофеста "shnit worldwide") проецировали на одну из внешних стен полуразвалившегося советского кинотеатра "родина" (а само мероприятие называлось "кино на родине").

пару месяцев назад в выксе произошло знаменательное событие: на градообразующем металлургическом заводе закрыли сталеплавильный цех, на котором до недавнего времени использовались допотопные мартеновские печи (в таких печах чугун и чёрные металлы переплавляли в сталь; мартеновские - по имени создателя печки пьера мартена). пишут, что это были последние большие мартеновские печи в европе.

в честь такого события на территории завода показали 5-актный перформанс "страсти по мартену", или "мистерию производства стали" (куратор - юрий муравицкий), пять актов которого развернулись в четырёх локациях сталеплавильного цеха. удовольствие обошлось мне в какие-то 200 руб / 3 долл.

в первом акте реальные работники цеха вперемешку с профпевцами под музыку алексея сысоева зачитывали производственные инструкции на манер церковных хоралов.

второй акт - довольно-таки нудная хореографическая часть, площадкой для танцевальных сцен в которой выступали шлаковые ковши, а инструментами перкуссионистов - железнодорожные колеса (продукция завода); фоном - всё те же церковные хоралы на всю ту же производственную тему.

третий акт (самый крутейший) обозначен как балет. в нём вместо живых актёров огромные металлургические краны, циклично перемещавшие пустые чаны из одной точки производственного процесса в другую. актёров машины заменили в буквальном смысле, так как действие происходило в той же локации, что и предыдущий акт. а музыкой стали звуки машинерии, перебиваемые тревожными завываниями сирены.

четвертый акт (скорее замена антракту) выглядел как прогулка по инсталляции из вертикально стоящих чугунных колонн, из которых звучали голоса работников цеха, рассказывающих истории о своей работе - приём, уже успевший набить оскомину, и если б он был сокращён до 5 минут, то был бы простителен.

последняя часть развернулась перед рельсами в той части цеха, откуда сталь покидала завод на вагонетках, только постановщик этой части перформанса (ксения перетрухина) вместо "стальной продукции" поместила в вагонетки растения в кадках, уезжая на которых, они вроде как символизировали новую жизнь завода.

забавно, что даже в таких шикарных декорациях перетрухина продолжает эксплуатировать свою любимую схему с монотонными перемещениями статистов в пространстве (но это пока что лучшая подача из тех, что довелось у неё видеть).

бонусом к перформансу была возможность рассмотреть вблизи 32-метровую шуховскую водонапорку 1898 года, которая спрятана на заводской территории. для посторонних же глаз обычно доступна лишь её верхушка, выглядывающая из-за бетонного забора.