оаэ: абу-даби



. вылазка из дубая в рамках
обзор поста (примерно 2400 слов / 5,5 страниц текста):
- столица - абу-даби как эмират и как город, временная столица эмиратов, город антилоп;
- абу-даби в целом - общие впечатления, как тут гуляется, куда мне попасть не случилось;
- главмечеть эмиратов - мечеть шейха заида;
- небоскрёбы - топ столичных высоток, самые первые небоскрёбы, уникальные высотки, построенные по сети диагрид;
- форт - глинобитная крепость середины 18 века, пара слов про бедуинские барасти (традиционные хижины);
- столичная архитектурка - как развивался абу-даби и первые генпланы, модернистские постройки второй половины 20 века, гипермодернизм как эмиратский аналог капрома;
- пара гастрономических открытий - египетское хрючево (кошари) и верблюжье молоко;
- дорожное - как и на чём добирался.
снимал на canon eos 700d и немного на xiaomi redmi note 4. тридэшки высоток наковырял из гугла.
столица



как и дубай,
70% эмирата занято пустыней (тем не менее, городов в
по площади эмират (64 340 кв.км) сопоставим с латвией, литвой, горно-бадахинским ао таджикистана, шри-ланкой, ставропольем, а также американским штатом западная виргиния. если же сравнивать площадь всей страны (



название абу-даби/абу-заби (ранее название города произносилось/записывалось на арабский манер - как абу-заби/ebu zabi) с арабского переводится как отец газели (иногда переводят как земля газелей) - надо полагать, что это такое поэтическое название для местности, где некогда газелей было в избытке. однако на арабском газель - это ghazal (кстати, само слово газель пришло к нам из арабского), тогда как заба/даби - это то ли один из арабских видов/подвидов газелей, то ли одно из устаревших её названий (гугл-переводчик арабскую вязь перевёл мне как антилопа).
а когда-то совсем давно поселение на его месте было известно под названием милх - с арабского переводится как соль.



когда оаэ стали оформлять в качестве государства (1971), шейхи эмиратов решили сделать федеральной столицей совершенно новый город, который, правда, ещё только предстояло построить. однако дальше планов эта идея не продвинулась, разве что успели придумать городу имя - аль-карам (на арабском означает достоинство).
абу-даби в целом



для пеших прогулок абу-даби подходит ещё меньше, чем дубай. примерно треть дня я провёл в автобусах (метро в столице пока не появилось), и пытался рассмотреть город хотя бы из окон. несколько потрясающих построек (например, небоскрёб-лепешка aldar properties hq) пронеслись мимо, когда ехал сюда из дубая. расстояния между знаковыми постройками такие, что тратить время на то, чтобы добраться до каждого интересного здания, мне не представлялось возможным, по крайней мере, в рамках одного дня (так что ехать сюда, как и в дубай, нужно хотя бы на неделю).



туристами, как мне показалось, абу-даби несколько обделён. большинство из тех, кто всё же приехал, пасётся возле своих отелей и двух главных столичных достопримечательностей - гранд-мечети и недавно открывшегося филиала лувра (про абу-даби можно подумать, что это теперь культурная столица, но - нет).



сам же я успел посетить только мечеть. филиал лувра в этот день был закрыт (но до музея всё равно добрался). среди популярных у туристов также должна быть этнодеревня heritage village (работает бесплатно), но и туда я тоже не попал - до деревни добрался ровно в тот момент, когда она уже закрывалась (кто ж мог подумать, что музей закроется уже в 4 дня…).
мечеть шейха заида



главная эмиратская мечеть - 82-купольная 4-минаретная беломраморная sheikh zayed grand mosque. честно говоря, какого-то особого впечатления мечеть не произвела - ни из-за окна автобуса (мечеть находится почти на въезде в город), ни внутри.



ну, допустим, тут тебе и как бы гигантские люстры, и самый большой по площади ковёр, но я даже не знаю, как и кого всё это может удивить, разве что каких-нибудь цыган или жителей нальчика.



хотя цветочная (сейчас бы сказали - флоральная) мозаика на мраморе - не в счёт, та - прекрасна (старались итальянцы).



путь до мечети оказался несколько утомительным. находится она на отшибе города. автобусы, которые едут от автовокзала в сторону мечети, привозят не к главному входу, а к жилым кварталам позади мечети (точнее в километре от нее), откуда по нетуристическим улицам можно выйти к воротам (которые вроде как служебные). и уже оттуда до главного входа таких, как я, бесплатно довозят на шаттле (гольф-каре). и далее получасовое пробирание сквозь череду пропускных пунктов - досмотры тут, как в аэропорту на международные рейсы.



прогулка по мечети представляет собой групповое движение по выделенному туристическому маршруту в сопровождении гида. попасть же внутрь двора и в молельные залы (где 47-тонный царь-ковёр и царь-люстра) тоже не получится - любоваться дозволено лишь на расстоянии (судя по видосам на ютубе, ещё 2-3 года назад туристов туда всё же пускали). зато хоть не требуют снимать обувь. что интересно, в туалет при мечети в обуви как раз не пускают.



тут ещё следует отметить, что это всего лишь одна из двух эмиратских мечетей, куда арабы готовы впустить кяфиров (вторая такая мечеть - джумейра в дубае, но в дубайскую я так и не попал).



кстати, было бы здорово, если бы арабы построили вблизи мечети инста-локацию с копиями самых востребованных туристами площадок мечети, где ковры, люстры и мрамор были бы представлены бюджетными версиями оригинальных - кяфиров можно было бы пускать туда даже за деньги.



гранд-мечеть принялись возводить ещё при жизни первого шейха оаэ - зайда ибн султана аль нахайяна (вроде грешновато при жизни-то) - в






на постройку арабы выложили примерно 545 млн долл. проектировку доверили бельгийской архконторе, но руководством проекта занимался некий сирийский инженер (а среди ключевых проектировщиков было ещё три сирийца), доступной информации о котором - почти что нисколько; некоторые даже считают, что мечеть была полностью спроектирована европейцами, а тот архитектор-сириец - персонаж чисто виртуальный.



арабы пишут, что это всего лишь шестая в топе самых больших мечетей (надо понимать, по площади). почти на всех сайтах, где пишут про размеры мечети (включая официальный сайт и арабоязычную википедию), указывают площадь - 22,4



зато 83-метровый главный купол - пока что самый большой в мире (внутренний диаметр -
форт



как и в дубае, самое древнее здание представлено фортом (я так понял, на каждый эмират приходится, как минимум, по одной глинобитной крепости); возведённый в середине 18 века qasr al-hosn (с арабского переводится как укреплённый дворец) и сильно перестроенный в первой половине



как и в дубайский форт, этот приспособили под исторический музей, но заходить не стал (в отличие от дубайского, этот ещё и платный).



все прочие постройки той эпохи были представлены бедуинскими барасти - простенькими прямоугольными лачужками из пальмовых листьев. само собой, ни одной подлинной здесь не сохранилось (однако копии должны быть представлены в музейной деревне - той, в которую я не успел до закрытия).
думаю, шейхам не мешало бы построить туристический этнокэмпинг в виде копии бедуинской деревушки (чтоб обязательно посреди пустыни). неплохо было бы также отстроить новый как бы город с копиями построек, скопированных с татуинских из "звёздных войн" - туристов тогда бы отбоя не было.
небоскрёбы



интересных и приятных глазу небоскрёбов тут, как мне показалось, на порядок больше, чем в дубае (фактически, может, и меньше, но в дубае на одно достойное внимание здание приходится сотня уродских, поэтому "конфетки" среди них глазу выцепить сложнее).



первой столичной высоткой стал невзрачный 20-этажный novotel center hotel - появился тот в
первым же столичным небоскрёбом (к которым относятся высотки от 150 метров и выше) стал 165-метровый 40-этажный baynunah hilton tower (на фото выше). в дубае же первый небоскрёб появился уже в 1979-м (правда, в нём было не 150, а 149 метров). однако следующий построили только двадцать лет спустя - им станет 321-метровый 7-звёздочный отель-парус burj al arab.
в топе-100 городов, лидирующих по количеству небоскрёбов,



самым высоченным небоскрёбом абу-даби стала 382-метровая 92-этажная башня burj mohammed bin rashid (2014), там сейчас офис всемирного торгового центра абу-даби. башню дублирует 278-метровая башня (trust tower) - обе отличают скошенный верх. один из ярких образцов наметившегося в последнее десятилетие тренда на строительство в абу-даби парных небоскрёбов.
проектировщиком выступила британская архконтора "foster + partners" (основатель - норман фостер; для дубая товарищи спроектировали башню "index").



160-метровый 35-этажный "падающий" небоскрёб capital gate (2011). наклон башни составляет 18 градусов - значится тут инженерным чудом.



спроектирована британским архбюро "rmjm". на моих фотках крен почти не заметен - это потому что про фишку башни я узнал уже после возвращения домой (то есть на этот наклон я даже не обратил внимания), а на саму башню наткнулся почти что случайно.
падающая башня - один из образцов архитектурного тренда в абу-даби на высотки, построенные по сети диагрид. использование такой сетки позволяет моделировать практически любую форму строения с почти что любой кривизной поверхностей и очертаний.



среди увиденных через окно автобуса - парные 145-метровые 29-этажные башни-кукурузины al bahar (эти хотя бы успел сфоткать). часть фасада представляет собой подвижный экранирующий панцирь из 2000 створок, которые реагируют на свет/температуру - когда на улице пекло, створки ячеек автоматически закрываются, тем самым защищая здание от палящего солнца. сейчас одну из башен занимает штаб-квартира одного из исламских банков, другую инвестиционный совет абу-даби - adic.



из автобуса также краем глаза увидел 110-метровую 23-этажную высотку в виде лепёшки/диска (2010). тот занят штаб-квартирой главной столичной стройконторы - aldar properties.



5-башенный комплекс небоскрёбов в самом центре столицы - etihad towers (2011); самой высотной является центральная 305-метровая башня в 80 этажей (



рыжий двугорбый карлик, затесавшийся среди великанов, - это bab al qasr hotel. немного напоминает пейзаж москва-сити с инородной рыжей башней "меркурий". стоял бы этот карлик отдельно, смотрелся бы, может быть, и не на отлично, но и не настолько убого, как сейчас.



башня-открывашка - adnoc hq tower (2014) - 342-метровая 76-этажная штаб-квартира столичной нефтесосной компании (adnoc). спроектирована американским архбюро "hok" (из-под них же - бакинские башни в виде трёх языков пламени). возможно, это такой архитектурный привет эр-риядовской башне-открывашке (бурдж аль-мамляка / kingdom centre), построенной 12 годами ранее (саудовская смотрится более выигрышно).



nation towers (2013) - очередной парный небоскрёб, в самой высокой башне которого - 278 метров и 65 этажей. из фишек - межбашенный мост на высоте 202 метра. проектировщиком выступила канадская архконтора "wzmh architects".



жести тут тоже хватает. есть даже аналог дубайского отельного лакшери-урода на пальме джумейра - в



архитектурка



в столице, в отличие от дубая, гораздо больше зданий



городское планирование эмиратский шейх сначала возложил на именитого японского архитектора, однако очень быстро японца сменил уже градостроитель из египетского каира (abdul makhlouf), который, развивая некоторые идеи предыдущего товарища, предложил сделать упор на малоэтажную застройку (максимум в семь этажей) и блочное деление на кварталы с коммерческой среднеэтажной застройкой по контуру - получалось что-то среднее между жилблоками в барселоне и советскими проектами соцгородков (такие блоки-кварталы получили название суперблоков). воплощены эти замыслы были в весьма ограниченном виде (в частности, среднюю этажность решили повысить до десяти этажей), а из реализованного до наших дней уцелело, насколько я понял, не так уж и много.



начиная с 1970-х арабские чинуши, наплевав на планы мудрых градостроителей, отдали стройподряды западным застройщикам, которые арабскую столицу воспринимали тогда примерно так же, как лужков и ресин воспринимали москву, поэтому здесь пустились городить всё подряд, не заморачиваясь ни на стиле, ни на качестве материалов; бетон, в частности, нередко замешивали на солёной морской воде - в результате немало строений, возведённых в



как бы то ни было, в период



из оставшегося от эмиратского модернизма - здание автовокзала (1983), городской муниципалитет (1990), культурный центр (1977), а также несколько высоток (на эту тему есть подробный материал - почти все чб-фото брал оттуда).



в 1990-е облик абу-даби начинают формировать частоколы из стрёмных на вид высоток. в отношении архитектуры этого периода мне попался термин "гипермодернизм" (почти аналог нашего "капрома"). лишь в начале нулевых арабские чинуши догадались обратиться к канадскому градостроителю ларри бисли (автору ванкуверской школы) - тот напланировал здесь аж до 2030 года.
...



один из уцелевших образцов эмиратского модернизма находится напротив главмечети. симпатичное здание принадлежит штаб-квартире вооружённых сил.
возле штаба - брутальный мемориал (wahat al karama) в честь погибших на военслужбе (дойти туда поленился, фоткал издалека); спроектирован полубританцем-полупакистанцем идрисом ханом.
хавчик



напоследок - пара слов о моих гастрономических открытиях. мне больших трудов стоило найти место, где здесь можно было бы поесть. голод настиг меня в районе с мигрантами из египта, где в каждой забегаловке готовили доселе неизвестное мне блюдо кошари (koshary), и всякий раз, когда мне предлагали это хрючево, я тут же разворачивался и уходил на поиски чего-то более аппетитного. в конце концов, стало ясно, что другого выбора тут просто нет. ну что ж, кошари оказалось для меня прямо-таки открытием. даже пару раз пытался приготовить его дома, но получалось совсем не то, хотя, на первый взгляд, блюдо элементарное: мешанина из вермишели, риса, бобов, чечевицы, томатной пасты, лука и специй.



а ещё купил здесь верблюжье молоко. еле нашёл - пришлось тащиться в сетевой "carrefour". на вкус и по консистенции похож на кефир, но гораздо дороже.
дорожное



из дубая до столицы добраться можно на автобусе от станции "ибн-батута". за билет отдал, кажется, около 30 дирхам (



в конце дня на моём проездном (аналог дубайской nol-карты) ещё оставались неизрасходованные поездки, а конвертация их обратно в деньги правилами не предусмотрена, но у меня получилось обменять его у продавца на автовокзале - взамен я получил сладкий яичный пирог по цене эквивалентной цене проездного с учётом оставшихся поездок. продавец даже не стал проверять, сколько на карте поездок, просто поверил мне на слово.