центральная россия, западное подмосковье: слобода германа стерлигова
конец августа 2020-го. крестьянскую ярмарку стерлигова я подумывал посетить уже очень давно (особенно соблазнился после постов варламова), да как-то всё никак. ну вот, наконец, добрался.
обзор поста (примерно 2500 слов / 6 страниц текста):
- путь-дорога;
- слободской дресс-код;
- обстановка на ярмарке;
- ярмарочная снедь (без гмо);
- товарищ стерлигов - кто такой и откуда взялся;
- стерлигов коммерческий - фермерские бутики с православными запретами;
- слобода стерлигова и крестьянские ярмарки;
- стерлигов концептуальный;
- стерлигов юродивый.
снимал на xiaomi redmi note 7.
путь-дорога
из москвы путь неблизкий: 2 часа на электричке по рижскому направлению до станции новопетровская (200 руб / 2,72 долл), оттуда на такси до деревни нижневасильевское (200 руб в складчину).
когда собрался обратно, решил пройтись пешком от слободы до трассы, чтобы поймать попутку (до трассы - примерно 500 м по просёлочной дороге). по наивности рассчитывал, что православные будут охотно останавливаться. простоял в итоге минут 40.
подвёз средних лет мужичок. до меня тот успел подобрать одного попутчика у самой слободы. до новопетровской - меньше 10 км, но из-за пробок мы преодолевали их не меньше часа. потом ещё столько же мне пришлось ждать электрички; а вышел я в истре - смотреть новоиерусалимский монастырь.
слободской дресс-код
на территорию слободы вход бесплатный. на въезде в слободу небольшой досмотр: придурковатые на вид охламоны с жиденькими неказистыми бородками просовывали свои головы в окна машин, чтобы проверить, не одеты ли девушки в брюки (тут им положено в юбках) и нет ли ещё каких проявлений сатанизма во внешнем виде посетителей - серёг, пирсинга и всего такого.
претензий к местному дресс-коду у меня лично нет. во что одета баба - мне поебать, на мне же никакой хуйни в виде тату или пирсинга нет и не будет. зато есть повод надеть любимую льняную рубаху. главное, чтобы не требовали ходить в лаптях, обвешиваться крестами и носить уебанскую бородёнку, как у бомжей (хотя и кресты я ещё как-нибудь стерплю).
увы, обилия косовороток и льняных рубах не заметил (разве что на прилавках торга). мужская половина - в повседневном шмоте. редкие персонажи в сапогах (а были ещё и вовсе босые) и в крестьянских рубахах выглядели на общем фоне как какие-то дикари. зато все бабы, как им тут положено, в непривычных платках и длинных юбках, на ногах при этом - либо кеды, либо кроссы.
в этом году дресс-код дополнен требованием не надевать маски (посконному народу больше по нраву называть их намордниками). одна непонятливая бабёнка всё-таки просочилась, и расхаживала по ярмарке в непотребном виде, как ни в чём не бывало. в итоге один из бородачей попросил её либо снять с себя это безобразие, либо отправиться восвояси. вид у неё, между тем, был болезненный.
обстановочка
так как я фанат деревянных домиков, обстановка в слободе мне в целом понравилась, для какого бы цирка всё это ни делалось. дома стерлиговых, особенно изба с погребом, так и вовсе загляденье, хотя у некоторых домов всё-таки обнаружились блевотные пластмассовые двери.
да и вообще, такой формат мероприятий мне очень симпатичен - уж очень люблю всякие этнические и сектантские диковинки.
ни разу мне ещё не попадался общественный туалет, в котором рядом с умывальником было мыло ручной работы, и уж тем более в туалете, расположенном почти что в чистом поле. кстати, вывеска на английском, которая кажется чужеродной, была выбрана не случайно - это такой привет одному из капиталистических символов - стилизация типичной вывески американского казино. а вот почему решились на неправославную "бургерную" - я так и не понял.
вот, кстати, не могу понять, почему на флаге рф всё ещё нет берёзок и православного креста, а гимн не заменили колокольным перезвоном (мелодию которого можно было бы менять каждые три года).
на худой конец, можно было бы использовать тот флаг, который вывешивают в слободе; тем более тот похож на флаг третьего рейха - изменён лишь тип креста, и цвет круга почему-то жёлтый (вероятно, какая-то солнечная тема).
ярмарочная снедь
что купил
- бутылка (1 литр) классической медовухи за 500 руб (6,7 долл). медовуха - огонь.
- ржове (ржаной кофе) за 250 руб (3,3 долл). ржаная шелуха, которую нужно варить. пить невозможно - будто в воде размешали горбушку чёрного хлеба. но можно употребить, подмешав в кашу (лучше в пшённую) или мюсли - это придаст ей интересный горьковато-копчёный привкус.
- конфеты из мёда, кореньев и не пойми чего ещё - 50 руб/шт. относительно всего остального - недорого. на вкус как перемолотое сено, но есть можно.
- кофе из корней одуванчика с молоком и мёдом - 300 руб (4 долл) за 40 г. как таковой вкус отсутствует. готовили его, наверное, минут 15, а стояние в очереди за ним по времени заняло ещё столько же.
кстати, кофе из корней одуванчика входил в меню жителей поволжья во время голода 1920-х. помимо кофе, деликатесы голодных годов были представлены кашкой из желудей, хлебушком из сушёных овощей, хлебушком зелёным (целиком из лебеды), а также лепёшками из чёрной глины, жмыха и разнотравья.
что не купил
- берёзовый квас. приехал, когда уже все раскупили.
- пирожки из печи - 300 руб (4 долл) за штуку. и то их ещё нужно дождаться.
- мясо. есть почти всё, кроме свинины. у них она считается какой-то по-особенному грязной, то есть в рот класть нельзя.
- хлеб. я тут поспрашивал - если кто и покупал, никто особо не нахваливал.
товарищ стерлигов
до 2004-го стерлигов жил вместе с семьёй на рублёвке (деньгами разжился в начале 90-х, открыв первую в россии товарную биржу, которая очень быстро прогорела - видимо, в силу своей примитивности), но из-за долгов (разорился на выборах - герман планировал баллотировался в президенты, но до выборов его так и не допустили) со всем своим добром был вынужден расстаться.
на какое-то время герман обосновался в глуши можайского района, но в 2007-м перебрался поближе к цивилизации - в истринский район, где живёт и поныне. первое время место называл слободой свободы, что, конечно, нелепица (слобода и свобода - по сути, одно и то же слово). там же стерлигов совместно с сыновьями принялся проводить те самые крестьянские ярмарки (информации о том, когда была проведена первая ярмарка, найти нигде не удаётся - в инете можно найти инфу только про третью в 2017-м году).
спустя месяц после проведения 9-й по счёту ярмарки (та, на которую я попал) стерлигов переименует слободу, и теперь она будет носить имя братьев стерлинг (а не германа стерлигова, как раньше). а всё потому, что якобы 500 лет назад их предки приехали аж из шотландии, и с собой они привезли фамилию стерлинг (там ещё была какая-то байда про скифов, но в это можно и не углубляться). какое-то количество лет стерлиговы терпели русскую фамилию, но в этом году их терпению пришел конец.
братья стерлинг - это сыновья стерлигова (их сейчас три штуки). в этом году сыновей на ярмарку одели по британской моде, и я сначала подумал, что товарищей бес попутал, но потом мне на глаза попалось интервью стерлигова про их занимательную родословную.
всех своих отпрысков стерлигов назвал, как сейчас принято в среде хипстеров, ветхозаветными именами - пелагея, арсений, сергий, пантелеймон, михей (всех - в честь святых).
кстати, в том же истринском районе в 20 км от слободы находится сыроварное хозяйство олега сироты, который, как и стерлигов, широким массам известен своими дикими взглядами и любовью ко всему традиционному. с недавних пор оба семейства стали родственниками: сироте была выдана дочка стерлигова.
update из 2023-го: вот ещё наблюдение - многодетному фрику-консерватору артемию лебедеву удалось, наконец, добиться сходства со стерлиговым, причём не только внешнего.
стерлигов коммерческий
в 2016-м стерлигов начинает открывать в москве магазины крестьянских продуктов (стерлигов предпочитает называть их продовольственными бутиками). продукты позиционировались как исключительно натуральные, причём не фермерские, где гмо и сатана, а именно что крестьянские - где очевидно лишь благодать божья. кроме продовольствия, ассортимент в бутиках был представлен даже розгами.
первое время магазины назывались вполне по-хипстерски - "экокластер" (так-то стерлигов переименовывает всё и вся примерно каждые 3-4 года), а буханку хлеба тогда можно было ухватить всего за 400 рублей.
вскоре случился ребрендинг - магазины стерлигова теперь можно было опознать по броским деревянным табличкам "пидарасам/содомитам вход запрещён". таблички - это всего лишь предупреждение, сами же магазины назывались просто "хлеб и соль". эти православные таблички оказались одной из немногих удачных pr-акций стерлигова, которые заставили российскую общественность обратить на него внимание.
у меня ещё когда-то была мысль сфоткаться на фоне такой, засунув себе пальчик в жопу - типа я таки вошёл вопреки указанному на табличке запрету.
по правде говоря, эти весёлые таблички были одной из немногих штук, которые разбавляли серую москву, и к тому же действовали на нервы представителям так называемой новой этики.
продавщиц в магазины набирали таких, чтоб юбки до пола, без косметики, а голова была завязана в платочек. тех, кого смогли уличить в "продаже кваса пидарасам", стерлигов увольнял, отчитываясь об этом в соцсетях, будто единственная цель магазинов - не прибыль, а противодействие покупки пидарасами стерлиговских хлебов и кваса.
жалобы возмущённо-прогрессивной общественности на оскорбительное содержание табличек про запрет посещения его магазинов отдельными категориями граждан само собой ни к чему не приводили. так, например, пермяцкие менты (в замкадье магазины открывались тоже) в ответ на официальную жалобу в возбуждении дела ответили отказом, так как "пидарас - это научный термин".
в итоге получилось, что пидарасные таблички стали главным элементом бренда стерлиговых - вряд ли кто-то из столичной публики теперь способен вспомнить о стерлигове хоть что-то, кроме этих табличек.
век крестьянских бутиков оказался недолог, весной прошлого года закрылся последний из шести открывшихся в москве. и это при том, что магазины, где товары лежат без срока годности, а мясо продаётся без лицензии, не должны открываться вовсе, но собянинским говноедам виднее.
слобода и ярмарки
слобода занимает территорию бывшей деревни верхневасильевское, полностью сгинувшей в 1989-м. на 80 га приходится штук 5-7 жилых домов за забором с колючей проволокой, и общественное пространство, представленное длиннющим домом собраний (с рестораном и пекарней), небольшим магазином, модельным домом (именно модельным, а не молельным - жена шьёт), а ещё винным погребом и сыроварней.
дома вроде как спроектированы и сделаны самими сыновьями стерлигова (у него их 4 штуки), хотя самый первый дом изначально принадлежал другому наглухо-православному семейству, которое, если верить рассказам, стерлигов с их территории успешно выкурил.
ярмарка стерлигова с каждым годом ширится - сначала её сделали двухдневной, затем стали проводить дважды в год (эта уже 9-я по счёту); добавили активностей - дети стерлигова проводят джигитовку (на скаку рубят шашкой капусту с арбузами), а жена стерлигова - показы сельской моды.
на ярмарке, старший из сыновей стерлигова повёл народ в какое-то поле, и, восседая на коне, прогнал получасовую телегу о том, как их семейство планирует расширить слободу. вещал про то, что крестьяне - новая элита, и что на крестьянские продукты всегда будет спрос, поэтому деньги лучше вкладывать в развитие крестьянского хозяйства, а не отдавать их банкам. желающие могут вложить 600 000 руб в дело стерлиговых, и получать постоянный доход с продажи продукции по 2-2,5 млн руб в год.
стерлигов концептуальный
на ярмарке стерлигов заявил, что ковидный 2020-й - это год попытки утилизации человечества (и тут я сразу побежал закупаться хлебом за 1500 руб).
к слову, герман ещё верит, что все страны мира являются криптоколониями великобритании. и что полудурок николай второй расстрелян не был; вместо того, чтобы быть расстрелянным, он каким-то хитрым образом вплоть до 36 года правил великобританией (это у него фантазии по мотивам теории о криптоколониях дмитрия галковского). вообще, "британская тема" у стерлигова чуть ли не затмевает тему православия.
как можно догадаться, германа стерлигова очень заботят вопросы мироустройства. так, в 2010-м стерлигов выступил с публичной инициативой (опубликовал открытое письмо президенту и премьеру рф) продать российские территории от урала до сахалина разным странам (так же, как пару столетий назад была продана аляска), и не просто так, а "с целью переселения оставшегося в живых титульного населения в центральные районы россии".
к письму прилагалась карта рф, на которой было размечено, на какие части страну следовало бы поделить и кому какой кусок должен достаться. самые крупные куски - сша и китаю: америке герман предложил отвалить ту часть, которую у нас сейчас принято считать сибирским федеральным округом; китаю должны достаться якутия и бывшие территории маньчжурии, а также всё, что между ними; индии - урал и почти вся восточная сибирь; японии - почти весь дальний восток, кроме чукотки - этот кусок следовало продать канаде; вишенка на торте - оба алтайских региона, которые, видимо, следовало отдать за просто так - в покупателях значилась армения.
стерлигова, как следует из его письма, напрягает то, что почти вся россия, особенно за уралом, представляет собой пустырь - обширные незаселённые пространства с редкими вкраплениями гиблых деревень, где кроме алкашей никого толком не осталось. а такие пустынные просторы - лёгкая добыча для всяких иноземцев, так что, считает стерлигов, уж лучше эти земли продать заранее, а не то потом достанутся задаром какому-нибудь китаю.
что касается великих русских пустырей, то это один из результатов ликвидации русского крестьянства, с успехом реализованный большевиками. с приходом совка класс крестьян, который к началу 20 века составлял 80-85 процентов населения россии, был зачищен; крестьянское поголовье в 9-10 млн было загублено всего за несколько лет (продразвёрстка, раскулачивание, коллективизация, голодомор, замена деревни колхозами). а то, что представляет собой слобода стерлигова - это такая малость извращённая (правда, не сказать чтоб безуспешная или какая-то совсем плохая) попытка реконструировать тот тип крестьянского хозяйства, который при совке был полностью изничтожен.
попытка стерлигова возродить крестьянский быт не эксклюзивная: слобода стерлигова - это всего лишь один из вариантов модных в последние лет десять экопоселений. из известных мне сумасшедших с похожей идеологией - сектанты-анастасианцы (секта "звенящие кедры"), у которых по всей россии целая сеть эко-деревушек (сами они их называют родовыми поместьями), правда, угодья их визуально мало отличаются от каких-нибудь снт, и заглянуть к ним в гости совсем не тянет (при этом у "кедров" тоже гастроярмарки, но поскромнее).
стоит также вспомнить, что в сибирской глуши сохранились деревни старообрядцев; быт в некоторых из них сохранился, наверное, по образцу времён 18 века.
стерлигов юродивый
прискорбно, что из-за флёра глупости, которым окружил себя стерлигов, тянутся к нему в основной массе люди с задержками психического развития, шизофреники, а также невежественные возрастные дурачки. последователей стерлигова можно смело ставить в один ряд с какими-нибудь нодовцами и прочими "народными" массами.
а ещё заметил, что среди всех этих уёбков высокая концентрация тех, кто в своей малограмотной речи заменяет слово "последний" на "крайний", что тоже показатель.
какое-то время я смотрел на стерлиговых как на фанатичных фермеров - своё дело вроде знают, производство оптимизируют, пластмассовых домов гнушаются, курить запрещают. казалось, чем больше таких хозяйств будет по россии, тем лучше. а что до изрекаемых глупостей, например, по поводу "неправильного" календаря, которым все мы пользуемся (у стерлигова на дворе сейчас 7529 год от сотворения адама и 2029 от "воплощения христова") или дико смешной замены приставки "бес" на "без" (ну потому что "бес" же) - так это всё традиционная русская приправа в виде дуракаваляния и юродства. куда ж без них-то?
по сути, стерлигов - это такой михаил задорнов, каким он был бы лет 10 спустя, если бы не скопытился от рака (тут надо отметить, что у русских юмористов ближе к старости будто бы открывается второе дыхание: к примеру, основатель "уральских пельменей" дмитрий соколов недавно примкнул к схиигумену сергию - это тот, что захватил женский монастырь на урале, а фёдор добронравов не так давно рьяно вступался за донбасский биомусор).
вообще, читать стерлигова так же увлекательно, как треды радфемок или паблики с цитатами пользователей "одноклассников". так, к сатанистам стерлигов причисляет не только учёных (их герман называет колдунами), но и писателей (художественная литература - это художественный вымысел. вымысел - это ложь, отец лжи - сатана. выкинь в огонь всё, что написал, и проси прощения у бога и людей, - стерлигов), а ещё врачей, спортсменов, актёров и даже композиторов.
герман стерлигов: приходите в наши магазины и покупайте своим семьям натуральные продукты, не позволяйте затуманить вам головы и превратить вас - в ничтожного потребителя гмо.
самое забавное, что сколько бы полезных продуктов не положил себе в рот стерлигов (а озабочен он в основном только тем, что можно положить себе в рот), его ментальному здоровью уже ничего не поможет.
наше дело - это жизнь, мы обеспокоены тенденцией разрушения, мы видим то, что уничтожается человеческое сознание, то, как влияет на мир не натуральная пища, облучения, телевизор и всё то, что сейчас активно практикуется мировым сообществом (кто-то из стерлиговых).
в целом, всё что нужно знать о стерлигове, есть в статье на медузе 2018-го.