центральная россия: москва



первая часть серии постов по итогам моих московских прогулок (исключая юго-западный отросток). формат постов про мск такой: если во время очередной прогулки меня что-то зацепило - небоскрёб какой, собянинская стройка, или же новый район посмотрел (или старый, но новыми глазами), то выкладываю сюда и рассказываю. подборка просмотренных храмов - в отдельном посте (ссылка будет позже).
соответственно, в течение года пост будет пополняться. объём поста будет ограничен



обзор поста (примерно
- про отдельные посты;
- жк "red7" - новая архитектурная доминанта на северо-востоке садового;
- бывшее домниковское училище - краснокирпичные учебные корпусы начала
- жк "sky view" - новый высотный жк на пресне;
- серебряная слобода - три элитных жк в бывшей серебряной слободе;
- жк "лаврушинский" - сочинская архитектурка в самом центре;
- аквамарин - эстетский бц на озерковской с собственным бульваром;
- цыганский момент на озерковской;
- институт мозга - здания бывшей евангелической больнички, история института мозга и ленинских мозгов в частности;
- нифхи - корпус физико-химического нии в переулке обуха, про "laboratoria art&science space";
- d_станция - редевеломпент бывшего цеха вагонного депо на курской;
- жк "пресня сити" - трёхбашенный небоскрёб на месте хлебозавода зотова;
- бц "земельный" - башня с шуховской сеткой и вертикальным фасадным садом.
снимал на redmi note 13 pro 5g.
...



основательная январская прогулка по безлюдному москва-сити. фоток и текста набралось на отдельный пост - кое-какие подробности про относительно недавно появившиеся небоскрёбы, а также про



в начале февраля вылез поглазеть на собянинские старания в виде декораций к китайскому новому году. в посте также кратенько про лунный новый год и всякую связанную с ним китайскую дичь.
red7



на новый жк "red7" - один из самых выдающихся архпроектов москвы, появившихся за последнее время - вблизи посмотрел впервые (а со стороны - уже в третий раз). достроен был почти год назад, сейчас постепенно вводится в эксплуатацию.
до red7 с середины



пиксельное 19-этажное здание-скульптура (самый высокий кубик расположен на отметке 78 метров) - проект нидерландского



jacob van rijs:
сама форма red7 родилась из абстрактного соединения классических силуэтов московских зданий. многочисленные линии и сложная геометрия накладываются друг на друга, никогда не идут в параллели. уникальность архитектуры дома будет сохраняться и в будущем. с точки зрения городского силуэта два больших строения насыщенного кирпичного цвета (red7 и здание наркомзема) создают символические ворота в центр города.
кстати, проект из своего портфолио, как многие другие иностранные архбюро, замаравшие руки участие в российских проектах, нидерландская контора удалять не стала. хотя и приступать к нему им, конечно, не стоило - сбитый боинг в июле
бывшее домниковское училище



обойдя red7, наткнулся на недавно отреставрированные корпусы бывшего домниковского училища. построены те были в начале прошлого века. проектировщик - максим геппенер (немецких кровей), бывший в своё время главным архитектором коммунальных служб москвы; среди его проектов, например, снесённые совками крестовские водонапорные башни (водонапорки у крестовской заставы).
домниковским училище было названо по народному названию района - домниковка.



в начале нулевых, когда в стенах одного из корпусов работала
при совках в здании сначала размещался народный университет имени шанявского, позже - вроде как медучилище. сейчас же отпидоренные здания готовят для новых арендаторов.
жк в серебряной слободе



три жк премиум-класса в районе бывшей серебряной слободы, два из которых появились совсем недавно -



последние два выделяют эффектные вертикали из латунных панелей на фасадах.



клубный дом "тессинский". проект сергея скуратова. возведён
одна из фишек - в основной объём встроен фасад двух заводских корпусов 19 века:
фасады корпусов позапрошлого века, не имевших охранного статуса, первоначально планировалось сохранить, но они не выдержали нагрузок и были воспроизведены из красного кирпича, обработанного пескоструйным аппаратом и тонированного в коричневый цвет // archi.ru
короче, по предыдущим постройкам прошлись ковшами экскаваторов, сровняв те с землёй, а потом как бы восстановили. застройщик "insigma group" изначально заявлял о планах сохранить части оригинальных фасадов (в частности, кирпичную кладку обещал тщательно очистить и восстановить), чтобы использовать их как отправную точку будущего проекта жк, но получилось у него то, что получилось. дореволюционные особняки напротив "тессинского", например, сносили без каких бы то ни было обещаний.



как оно было раньше - пока ещё можно посмотреть через стритсвью гугла и яндекса.
александр змеул (moskvichmag.ru):
два любимых материала сергея скуратова - кирпич и бронза - встретились в новом жилом доме у яузы. это, наверное, самая сложная по композиции постройка архитектора - вся драматургия здания вырастает из сохранённой кирпичной стены конца19 века. плоский фасад превращается в почти театральную складку, чтобы смягчить переход от старой части к новой, исторический масштаб улицы поддерживается другим цветом кирпича в нижней части здания. при этом кирпич, как всегда у скуратова, ручной формовки.



жк "титул на серебрянической"
до него здесь был пустырь, который власти использовали как автостоянку городских коммунальных служб. на фотках



каждый из восьми корпусов (они тут именуются особняками) названы честь монет из различных исторических эпох. это (как и латунные панели) типа завязка на место - при царе горохе здесь располагалась одна из слобод, где чеканили монеты (в обязанности мастеров-серебяников входило также производство серебряной посуды для царского двора, плюс всяких крестов, окладов для икон и украшений).



из архитектурных фишек жк - фасады, выполненные из светлого юрского мрамора, с отделкой из бронзы и меди, плюс индивидуальные для каждого из корпусов каменные наличники (надо сказать, что последние со стороны выглядят будто те из пластмассы).



жк с глупейшим для жк названием "арт хаус", который возвели ещё то ли



название немного оправдывала обосновавшаяся на первом этаже галерея современного искусства гари татинцяна. сейчас уже вроде не работает. выставки там проходили редко, зато каждая экспозиция задерживалась в стенах галереи как минимум на пару месяцев - всегда можно было успеть.



весь комплекс "сложен" из единого, сплочённого в монолит материала: кирпича с оплавленными вулканическими вкраплениями (клинкерный кирпич двойного обжига немецкой фабрики "bockhorn"). на фасадах реализована тема видоизменения текстуры стены. в нижней части дома включённый в кладку искорёженный кирпич создаёт ощущение брутальности, связи с землёй. в верхней части стен больше кирпича с зеркально-металлическим отливом, а ближе к крыше кирпич становится почти одного цвета с чёрным воронёным металлом.



в глубине участка расположен
6-этажный "башенный" корпус, который будто сопротивляется своему окружению наклонными стенами, выдвигая за пределы плоскости фасада призмы балконов. на южной границе вдоль красной линии -5-этажный корпус-"пластина". его окна не имеют активного сбитого ритма, как в "башне", что делает его "открытым" городу. отточенная пластика здания вкупе со слитной кирпичной кладкой дает впечатление живого, непрерывного кожного покрова. гарантом выразительности фактуры стен послужило авторское решение использовать деформированный клинкерный кирпич, получившийся в результате несоблюдения технологии производственного процесса - укладки в печь.
жк "sky view"



у баррикадной теперь высится новый
кинотеатр (даже не кинотеатр, а киноцентр) "соловей" был образцом позднего советского модернизма (архитектором выступил владимир гинзбург), и наверняка мог бы неплохо вписаться в каком-нибудь спальном районе, но для центра - даже такого как московский - как по мне, казался неуместным. к тому же при лужкове здание успели облагородить вентфасадом, и каким - на сероплиточном теле очаги петрушечных пикселей будто на теле киноцентра выступила какая-то экзотическая хворь.
так что конкретно этот кинотеатр мне лично, в отличие от почти всех прочих модернистских построек - а сносят их при собянине, кажется, со спортивным азартом - не жалко. а если не считать архитектурной части, то не жалко вообще никакой - всё-таки в век торрентов и



само собой, на сайте девелопера не обошлось без потугов доморощенных маркетологов (это уже такой гилти плеже - выискивать кринжатину на сайтах элитных новостроек; жаль только, никто не сопровождает публикации фотками с ебальниками авторов) - вот такая вот скайвьюшная приманка:
жилой комплекс sky view - это по-настоящему новое решение для вашей жизни. окружите себя новыми эмоциями и моментами, которые впоследствии будут сопровождать вас каждый день. здесь воплощены в реалии все необходимые запросы и пожелания, которых не хватало каждому столичному жильцу. получите невероятный комфорт и доступность, избавившись от ненужных забот вместе с нашими апартаментами. застройщик подобрал универсальное место - здесь вы можете располагаться центром так, как вам удобно, благодаря удобному выезду <…> проект жк в этом плане имеет отличное транспортное и культурное сообщение с необъятной столицей.



ответственным за концепцию значится архбюро "цимайло, ляшенко и партнёры". про них слышу впервые, но в портфолио последних - и концепция нового (ещё не построенного) храма в териберке, и
жк "лаврушинский"



за усадьбой демидовой под боком у третьяковки вырос очередной лакшери-новострой всё в том же уже набившим оскомину почти муссолиниевском стиле, когда всё в мраморе и светло-бежевых тонах (таких я уже насчитал примерно с десяток построенных при позднем путинизме, флагманским из которых можно считать жк



на офсайте жк позиционируется как "бескомпромиссный дом с лучшими видами на кремль". а ещё там, цитирую (как будто писал вавилен татарский, только ещё и тупой):
фитнес, только для жителей, с
25-метровым бассейном и спа; потрясающая детская инфраструктура; отдельный сервисный лифт для персонала и воздухозабор на высоте более50 метров для здоровья и долголетия; красивое и престижное расположение; посадка корпусов параллельно кремлёвской стене.



жк состоит из трёх разновысотных зданий



в целом, довольно-таки ублюдочное как по расположению, так и по внешнему виду. есть ощущение, что проектировали изначально для каких-нибудь сочей. ну и, вероятно, среди подавляющей части будущих квартирантов окажутся какие-нибудь содержанки.



построен на месте кирпичных зданий государственного института редких металлов
аквамарин



бц на озерковской (он же бц "аквамарин"), суперпопулярным который сделали регулярные фотосходки сюда инстаблядей. но тут и впрямь всё по-эстетски, ничего не скажу.



никогда ещё не заходил за шлагбаум - там что-то типа бульвара (пройдя насквозь - а бульвар тянется всего на какие-то



через сто метров справа после шлагбаума в зазоре меж двумя корпусами - голая бетонная стена. довольно-таки сюрный вид, учитывая контрастную кипельно-белую облицовку фасадов (вроде алюминиевые панели). на рендерах вместо стены - продолжение корпуса, то есть это как бы недострой - оказывается, в ходе строительства территорию под застройку сократили. стенка же служит местом сборища офисных курильщиков.
стройка завершилась
главными по проекту выступили сразу два корефея - сергей чобан (архбюро "speech") и сергей кузнецов.
на сайте архбюро "speech" пишут, что композиция фасадов ссылается на традиции архитектуры константина мельникова и т.н. "красной дорики" (пролетарской классики), ивана фомина - это такой стиль, который сочетает в себе строгость и монументальность дорического ордера с налётом советских трендов
среди архитектурных фишек - поверх стеклянных одеяний фасадов наложена белоснежная сетка, горизонталями которой выступают межэтажные перекрытия, а вертикалями - сдвоенные полуколонны.
muar.ru:
"аквамарин" - пример того, как современное здание, не впадая в копийность, за счет тонких отсылок к известным московским постройкам, может быть контекстуально городу. возможно, этот проект проложит путь к новому метамодернизму, который останется в диалоге с предыдущими вариациями модернизма без ухода в постмодерн."
интересно, что на викимапии вместо описания объекта - заглушка в виде сообщения об ошибке rk n.22. их обычно ставят на всякого рода стратегические объекты на территории этой страны - появляться заглушки начали как раз с началом войны
цыганский момент



за аквамарином наткнулся на ранее неприметную дореволюционную двухэтажку, которую из бирюзового выкрасили в кумачовый, а заодно, чтоб уже наверняка заметили, на особняк навешали (и на фасад, и на ограду) россыпь скульптурных хуёвин из тех, что ожидаешь увидеть на какой-нибудь армянской или цыганской даче. что там внутри - пока непонятно; место ещё официально себя не объявило, но на яндекс-картах помечено как музей "небылицы". думаю, лица владельцев надо будет когда-нибудь загуглить - наверное, очень интересные.
институт мозга



коротенький переулок обуха (тот, что уходит с земляного вала на воронцово поле) с комплексом краснокирпичных дореволюционных на вид зданий института мозга.
изначально - бывшая евангелическая больничка, где когда-то давно оказывали помощь бедноте евангелических приходов. с приходом же большевиков здание передали мединституту, а примерно за год до коничны сталина - нии мозга академии наук ссср (сейчас здесь его правопреемник - отдел исследований мозга научцентра неврологии).



сам институт мозга (сначала как лаборатория) появился ещё
для этих дел специально из германии выписали медика оскара фогта - тот вроде как считался лучшим в мире спецом по морфологии мозга (к тому же политически тот тяготел к левакам) - назначив заведующим спецлабораторией по изучению ленинских мозгов.
ленинский мозг, сильно поражённый болезнью (вероятно, не одной), был изъят, взвешен и затем пущен в нарезку - получилось более чем
масса ленинского мозга составила 1340 грамм, что было ниже нормы - это 1395-1400 грамм. коммунявые партийцы нашли выход из положения, объявив новой нормой 1300 грамм, а то, что тот весил меньше ожидаемого объясняли тем, что "телесная оболочка не выдержала духовного напряжения", и потому иссохла (насчёт деградации мозговой ткани - то причины её в предположительном нейросифилисе и как минимум трёх инсультах).
н.ф. мельников-разведёнков: "в момент вскрытия мозг предстал перед присутствовавшими на нём врачами в обезображенном виде, с рубцами, извратившими очертания наиболее благородных в функциональном отношении извилин его. первичный склероз сосудов вызвал вторично в мозгу большие разрушения. краса его - извилины - запали; пострадало серое и белое вещество, окраска изменилась в оранжевую; образовались кисты и очаги размягчения. дивно художественная картина строения мозга оказалась нарушенной болезненным процессом".



в институт лаборатория была преобразована спустя пару лет после своего основания. идейным вдохновителем выступил мозговед всея руси - владимир бехтерев (учеником которого, кстати, был оскар фогт).
бехтерев - ещё
среди попавших в бехтеревский пантеон - мозги маяковского, есенина, горького, куприна, станиславского, ивана павлова, мичурина, циолковского, луначарского, цеткин, крупской, калинина, жданова, кирова и кучи других (есть даже предположения, что туда отправился и мозг сталина, но это вряд ли), однако полного перечня в открытом доступе пока ещё не появилось. вроде как
а вообще жаль, что не было нужных технологий, а то могло бы получиться как в первых сезонах космической саги "lexx" - типа элитные мозги после смерти своих носителей продолжали бы чесать языками и раздавать текущему правителю советы. впрочем, как известно, в мире идей ничто не умирает.
советский пантеон появился в московской лаборатории фогта, а не в собственном институте бехтерева в ленинграде. в стеклянных колпаках демонстрировались мозги нескольких выдающихся советов, в том числе теоретика марксизма григория плеханова, вместе со слепком лица каждого владельца и краткой биографией. мозги для просмотра были просто копией; оригиналы остались за кадром, в лаборатории, и были предметом интенсивных исследований.
<…>
анатомические коллекции мозга существуют в крупных городах по всему миру, в том числе в париже, стокгольме, филадельфии и токио. на своем пике, коллекция мозга им.уайлдера в корнельском университете содержала где-то от 600 до шокирующего количества в 1200 мозгов. но число известных деятелей в москве не имеет себе равных.
в 1990-го по



возвращаясь к самим зданиям, все постройки датируются началом
300-метровый переулок был назван в честь владимира обуха - одного из организаторов системы советского здравоохранения
нифхи



на повороте того же обуха - корпус нифхи (физико-химический нии имени
сюда меня занесло как минимум на три их выставки - "квантовая запутанность" (2014) с кучей биотехноинсталляций, "лаборатория льда" (2013), часть экспозиции которой - в виде гляциологической станции - располагалась прямо во дворе нии, и самую меня лично впечатлившую - "фронтир" (2013), на которой, в частности, была инсталляция, где программа в режиме реального времени составляла твой фоторобот на основе данных об исходящих от тебя запахов (нужно было постоять перед трубками-газоанализаторами и спустя примерно минуту на экране выстраивался фоторобот с чертами лица, выдающими твоё психоэмоциональное состояние на текущий момент).



само здание изначально - типовая школа второй половины
d_станция



бывший цех вагонного депо станции москва-курская, который теперь будет известен как d_станция.
сама постройка относится к началу
к реконструкции приступили в конце
жк "пресня сити"



три 44-этажные
только сейчас понял, в каком замечательном месте приходится жить обитателям башен - под окнами
географически, кстати, башни стоят на северной оконечности трёхгорного холма - условного холма в числе семи исторических возвышенностей в пределах ттк-шной москвы.



жк "пресня сити" - проект архбюро "speech чобан & кузнецов" (это тот же "speech" до
спецы по высотной архитектуре сравнивают башни с культовыми небоскрёбами
раньше на месте башен располагались здания хлебозавода имени
бц "земельный"



неподалёку от пресненских башен - относительно новый
проектировщики - юрий борисов и архбюро "unk project" (они же проектировали бц "академик" на проспект вернадского, проект пока ещё недостроенного национального космоцентра, новый павильон "атом" на вднх, дворец водных видов спорта в лужниках, жилой квартал "миро" в сколково).
главные архитектурные фишки - ажурная белая решетка фасада (шуховская инженерия), которая служит, в частности, основой для т.н. вертикального фасадного озеленения (и это вторая фишка) - по всей решётке расставлены кадки с диким виноградом (концепция вертикального сада - уникальный пример для наших широт), благодаря которому облик башни меняется от сезона сезону.