thailand: lopburi

Город обезьян на севере Таиланда

таиланд: лопбури

первая половина января 2012-го. в лопбури (ударение на последнюю) оказался транзитом из бангкока в чиангмай в завершающей части 30-дневного трипа по таиланду. 27-й день трипа.

обзор поста:
- про лобпури в целом;
- храм обезьян;
- обезьяны лопбури;
- немного истории.

снимал на canon eos 700d.

про лобпури в целом

из бангкока на поезде почти 1,5 часа (150 км). кажется, 350 бат = руб (9 долл). из лопбури в чиангмай - ночном поездом (плацкарт), в пути - 12 часов.

кайфовый город. во-первых, по всему лопбури орудуют банды мартышек (яванские макаки-крабоеды).

во-вторых, уличная еда - непонятно из чего сделанная, очень странно выглядящая, но невероятно вкусная. к примеру, какие-то штуки, фаршированные чесноком. едят вместе с тонко нарезанным маринованным кокосом. всего 20 бат = 20 руб (0,6 долл). одна из лучших вещей, которые я пробовал в тае. а крендельки - это khanom kong / khanom khai pla (похожи на нугу).

в-третьих, это один из самых древних городов таиланда, а, возможно, что и самый древний из всех тайских.

ну, и конечно (это, в-четвёртых), кхмерские храмы (после тайских, которые я наблюдал уже 4 недели, кхмерская архитектура для меня была как глоток свежего воздуха).

храм обезьян

до главного туристического магнита - кхмерского храма с обезьянами (пранг сам йот / phra prang sam yot) - добирался на хардкорной велорикше (по сути - велик с пассажирской коляской).

phra prang sam yot переводится как святилище с тремя башнями. три башни - это базовый концепт кхмерских храмов, они должны символизировать т.н. "тримурти" - три божества индуизма: брахму-создателя, вишну-хранителя и шиву-разрушителя (самая высокая башня - это шива). правда, сейчас уже все кхмерские храмы лопбури - буддийские, а не индуистские.

пустил себе на шею сразу 5 мартышек. обошлось без краж (впрочем, всё, кроме очков, я успел надёжно спрятать). залезли под футболку, развязали шнурки, даже принялись вычёсывать блошек.

как только те вернулись в стаю, старшие сородичи сразу же накинулись наносить им побои.

обезьяны лопбури

кто-то подсчитал, что в городе около 5 тысяч особей и примерно 10 тысяч во всей провинции (примерно в 10 раз меньше, чем лопбуривчан).

сначала я думал, что обезьяны обосновались тут так же, как еноты, крысы и прочие помоечники - типа пришли из лесов, нашли тут еду и решили остаться. на самом деле это город пришёл в лес, и обезьяны никуда не перебиралсиь. в частности, кхмерский храм (пранг сам йод), который является главным тусовочным местом обезьян, был возведён почти что в лесу, так что он у них тут - как бы дом.

благодаря джанк-фуду (основной рацион мартышек), они стали размножаться с удвоенной силой - вместо одного раза в год плодоносят дважды (специалисты говорят, что так на них действуют продукты с большим количеством сахара).

в свою очередь, джанк-диета на отлично гробит их здоровье, награждая их всеми знакомыми нам болячками - от диабета до разрушения зубов и раковых опухолей.

среди городских обезьян есть свои группировки - например, одна банда обитает в том самом храме, другая - в заброшенном кинотеатре, и есть где-то ещё. между собой банды регулярно устраивают стычки - охраняют территорию.

некоторые особо матёрые мартышки уверенно подходят, нагло дёргают за одежду и протягивают лапу, требуя подачек.

если дёрнуть за хвост, приходят в бешенство (а не дёрнуть - невозможно).

немного истории

считается, что лобпури был основан колонистами с северо-запада индии (где сейчас пакистан); своё поселение они назвали луво - в честь лавы, сына индуистских богов - рамы и ситы.

также в ходу было название лавапур, которое, как современное название города (которое он получит в 19 веке), означает город лавы. название лавапур, в свою очередь, является отсылкой к древнему городу лавапури (современный лахор в пакистане).

начиная примерно с середины 7-го века на месте будущего лопбури находилось поселение монов (моны - близкий кхмерам народ, примерно 1-2 млн которых сейчас проживают на территории мьянмы, при этом составляя там меньшинство - в мьянме монов около 2%). в 8—9 вв луво стал столицей одного из первых государств на территории современного центрального таиланда - дваравати - буддийского государства монов, существовавшего в 4-11 веках.

в 10-в веке город взяли кхмеры, стерев его с лица земли. на его пепелище кхмеры возводят одну из своих крепостей. поселение теперь называется лаводаяпура / лавапура (город лавы) - до 13-го века вместе с прочими монскими землями будет находиться в статусе наместничества ангкорской империи. на руинах монских святынь будут возводены новые храмы - уже в кхмерском стиле, в числе которых будет пранг сам йот (13-й век).

в 13-м веке лопбури присоединён к сиамскому (тайскому) королевству сукхотай (одно из первых крупных королевств тайцев; просуществует оно ровно две сотни лет - в 15-м веке будет поглощено королевством аюттайя).

кхмерское население при этом остаётся, а кхмерские храмы продолжаются возводиться. сами кхмеры будут постепенно ассимилироваться в тайцами. сейчас северных кхмеров (название тайских кхмеров) в тае - около 1,5 млн.

с середины 17-го века луво некоторое время выполняет роль второй после аютайии столицы королевства.

в 19-м веке луво переименовывают в лопбури (город лавы).

в 30-х годах прошлого века лопбури становится национальным военным центром (этот момент я никак не ощутил) - здесь появляется крупнейшая в тае военная база, а сам город расширяется и урбанизируется. более того, после завершения второй мировой его даже планировали сделать новой столицей таиланда.