таиланд: лопбури



. в лопбури (ударение на последнюю) оказался транзитом из бангкока в чиангмай в завершающей части 30-дневного трипа по таиланду.



обзор поста (примерно
- про лопбури в целом;
- храм обезьян -
- обезьяны лопбури - сколько тут макак, откуда они взялись, обезьяний криминал, чем болеют;
- немного истории - город бога лавы, монские земли, под кхмерами, в составе тайского королевства сукхотай;
- дорожное.
снимал на canon eos 700d.
про лопбури в целом



кайфовый город. во-первых, по всему лопбури орудуют банды мартышек (яванские макаки-крабоеды).



во-вторых, уличная еда - непонятно из чего сделанная, очень странно выглядящая, но невероятно вкусная. к примеру,



в-третьих, это один из самых древних городов таиланда, а, возможно, что и самый древний из всех тайских.



ну, и конечно (это,



всего я тут пробыл около восьми часов; кроме олдтауна и окрестностей
храм обезьян



до главного туристического магнита - кхмерского храма с обезьянами (пранг сам йот / phra prang sam yot) - добирался на хардкорной велорикше (по сути - велик с пассажирской коляской).



phra prang sam yot переводится как святилище с тремя башнями. три башни - это базовый концепт кхмерских храмов, они должны символизировать т.н. тримурти - три божества индуизма: брахму-создателя, вишну-хранителя и шиву-разрушителя (где-то читал, что самая высокая башня - это вроде как шива, при этом вполне вероятно, что конкретного распределения между богами у башен на самом деле нет). правда, сейчас уже все кхмерские храмы лопбури - как бы буддийские, а не индуистские.



пустил себе на шею сразу пять мартышек. обошлось без краж (впрочем, всё, кроме очков, я успел надёжно спрятать).



залезли под футболку, развязали шнурки, даже принялись вычёсывать блошек.



как только малявки вернулись в стаю, старшие сородичи сразу же накинулись наносить им побои.
обезьяны лопбури



кто-то подсчитал, что в городе около пяти тысяч особей и примерно десять тысяч во всей провинции (примерно в десять раз меньше, чем лопбуривчан).



сначала я думал, что обезьяны обосновались тут так же, как еноты, крысы и прочие помоечники - типа пришли из лесов, нашли тут еду и решили остаться. на самом деле это город пришёл в лес, и обезьяны никуда не перебирались. в частности, кхмерский храм (пранг сам йод), который является главным тусовочным местом обезьян, был возведён почти что в лесу, так что он у них тут как бы дом.



...



благодаря джанк-фуду - он у мартышек основной рацион - обезьянки стали размножаться с удвоенной силой - вместо одного раза в год плодоносят дважды (специалисты говорят, что так на них действуют продукты с большим количеством сахара).



в свою очередь, джанк-диета на отлично гробит их здоровье, награждая их всеми знакомыми нам болячками - от диабета до разрушения зубов и раковых опухолей.






среди городских обезьян есть свои группировки - например, одна банда обитает в том самом храме, другая - в заброшенном кинотеатре, и есть где-то ещё. между собой банды регулярно устраивают стычки - охраняют территорию.



некоторые особо матёрые мартышки уверенно подходят, нагло дёргают за одежду и протягивают лапу, требуя подачек.



если дёрнуть за хвост, приходят в бешенство (а не дёрнуть - невозможно).















немного истории



считается, что лопбури был основан колонистами с северо-запада индии (где сейчас пакистан); своё поселение они назвали луво - в честь лавы, сына индуистских богов - рамы и ситы.



также в ходу было название лавапур, которое, как и современное название города (которое он получит в



начиная примерно с середины



в 10 веке город взяли кхмеры, стерев его с лица земли. на его пепелище кхмеры возводят одну из своих крепостей. поселение теперь называется



в 13 веке лопбури присоединён к сиамскому (тайскому) королевству сукхотай (то было одно из первых крупных королевств тайцев; просуществует оно ровно две сотни лет - в



кхмерское население при этом остаётся, а кхмерские храмы продолжаются возводиться. сами кхмеры будут постепенно ассимилироваться с тайцами. сейчас северных кхмеров (название тайских кхмеров) в тае - около



с середины 17 века луво некоторое время выполняет роль второй после аютайии столицы королевства.



в 19 веке луво переименовывают в лопбури - типа город лавы.



в 1930-х годах лопбури становится национальным военным центром (этот момент я никак не ощутил) - здесь появляется крупнейшая в тае военная база, а сам город расширяется и урбанизируется. более того, после завершения второй мировой его даже планировали сделать новой столицей таиланда.



дорожное



из бангкока добирался на поезде - это почти 1,5 часа