таиланд: чиангмай
первая половина января 2012-го. 1,5 дня и 5 ночей в рамках 30-дневного трипа по таю. отсюда делал вылазки на самый север - в провинцию чианграй и к золотому треугольнику на границе мьянмы и лаоса, а также на слоноферму маэса (там были покатушки на слониках). из чиангмая у меня будет ночной вылет в пхукет, из которого утром улечу обратно в москву.
обзор поста (примерно 1100 слов / 3 страницы текста):
- поезд в чиангмай;
- впечатления о городе, о чиангмае в целом;
- храм большой ступы;
- историческая справка.
снимал на olympus e-500.
поезд в чиангмай
находится чиангмай в 700 км от бангкока. я же добирался из лопбури - отправился в аналоге плацкарта. в пути - 12 часов (из бкк путь занимает на два часа больше). за плацкарт (2-й класс, верхняя полка) отдал 445 бат/руб (14,5 долл).
жд-ветку сюда проложили в 1912-м. до этого добраться сюда можно было только по реке, либо на слонах через джунгли; по времени это могло занять 3 недели.
не меньше половины плацкартников - фаранги. в отличие от наших вагонов, здесь гораздо теснее (кажется, что и высота вагонов чуть ниже). габаритный багаж запихнуть некуда. у меня был большой чемодан на колёсиках, которые всякий раз стремился уехать по коридору. в итоге немолодой фаранг-канадец взялся помочь - зафиксировал мою поклажу с помощью верёвок (наши плацкарты меня к такому не готовили, а канадец - аж с верёвками).
другое отличие - постель заправляют и убирают сотрудники поезда - приходят к отбою, сгоняют тебя с места и за пару минут стелют лежанку. подачек (чаевых) при этом не просят.
все 3 ночи провёл в "naruncha guest house". отдал 800 бат/руб (28 долл) за одноместный номер, то есть какие-то 266 руб за ночь.
город
как по мне, чиангмай - типичная "культурная" столица. у меня уже третья такая после питера и кракова. впечатления на меня чиангмай никакого не произвёл - за почти что месяц путешествия по таю храмов я насмотрелся порядочно, и хотя здесь есть уникальные экземпляры, прогулки от храма к храму (других тут быть и не может) навевали исключительно скуку.
город может поразить разве что однообразностью пейзажей. в дополнение к этому - стаи беспризорных шавок, в том числе на территориях храмов - здешние пристают и облаивают (в бангкоке и на пхукете такого не было). зато в чиангмае есть какое-то подобие тротуаров.
ночью и утром тут довольно-таки прохладно (здесь уже тайское нагорье).
повсюду встречаются уличные бетонные столики с расчерченной шахматной доской. шахматы у тайцев - это макрук. набор фигур - тот же, но расстановка фигур и ходы и отличаются. прототипом же как макрука, так и привычного нам варианта шахмат (а всего вариаций шахмат - не менее тысячи), являются индийские шахматы чатуранга.
олдтаун находится внутри квадрата, очерченного по периметру рвом и руинами крепостной стены 13-14 века (местами недавно восстановленной).
внутри квадрата - 37 храмов, включая те, что представлены руинами. всего же в городе храмов не меньше сотни (а то и двести - везде пишут по-разному); я в основном шатался по центру, и увидел из них не так уж много.
кстати, большую половину храмов чиангмая монахи сдают в аренду разным коммерческим конторам, а в одном из таких даже установили бензозаправку.
храм большой ступы
wat chedi luang, или храм большой ступы, (середина 15 века). вроде как самая массивная ступа-чеди (ступы ланкийского/цейлонского типа - это чеди) в тае - 85 метров.
именно в этой ступе хранилась самая-самая реликвия буддистов - статуэтка изумрудного будды, которую тайцы спиздили у кхмеров. сейчас статуэтка хранится в столичном храме при королевском дворце (грэнд пэлас). здесь же с 1995 года хранят его копию - будду из нефрита.
до начала 90-х ступа лежала в руинах, потом частично восстановили; сейчас высота ступы составляет 2/3 от прежней, но так как изображений и чертежей ступы не сохранилось, дело застопорилось.
если руины в аюттайе - последствия бирманского вторжения, то в чиангмае, помимо бирманцев, разрушения принесли землетрясения (в середине 15 века), а также длительные периоды запустения (как и многие древние юва-города, тайские периодически зарастали джунглями).
немного истории
чиангмай - бывшая столица одного из первых крупных тайских королевств - лан-на / ланнатай (1292-1775 гг; как полностью независимое королевство просуществовало до 1558-го, как автономия в составе сначала бирмы, а потом сиама - до 1775-го).
ланнатай (аначак лан-на тай) можно перевести как королевство миллиона рисовых полей, а название чиангмай - как новый город. первой же столицей королевства был чианграй (сам я был только в его окрестностях); название последнего означает город манг рая (манграй - король-основатель ланнатая).
всего столиц у лан-на было, как минимум, четыре - всякий раз их приходилось переносить из-за частых наводнений; в итоге в конце 13 века столичный статус закрепится за чиангмаем, в качестве столицы чиангмай останется на следующие пять сотен лет (впрочем, в первой половине 14 века столицей недолгое время был mueang roi / chiang saen).
королевство лан-на возникло в середине 13 века после того как правитель небольшого княжества (города-государства) нгоэньян/ngoenyang объединился с другими окружавшими его княжествами (тогда все тайские государства были представлены небольшими автономными городами-государствами, или княжествами).
как полноценное королевство лан-на состоялось после захвата харипунджая (629–1292 гг) - одного из королевств монов; моны - близкий кхмерам народ (частично перемешавшийся потом с прото-тайцами), сейчас сгруппирован в мьянме - в штате мон (поголовье - как минимум, миллион, но, может быть, и в 5-8 раз больше - про численность монов везде пишут по-разному).
до прихода тайцев территория почти всего современного таиланда, лаоса и нижней бирмы (мьянмы) на протяжении, как минимум, пяти-шести веков - была занята королевствами монов - дваравати, харипунджая, татон, хантавади и другими. в дальнейшем монов постепенно вытесняли прочие крупные южно-азиатские народы - кхмеры, малайцы, бирманцы, тайцы. при этом буддийскую религию, административные практики и культурное наследие монов вобрали себя как бирманцы, так и тайцы.
с середины 16 века до второй половины 18-го (то есть примерно два столетия) ланнатай находился под бирманцами. правда, тотального контроля и культурной экспансии со стороны бирмы вроде как не было, однако из-за того, что земли лан-на находились на фронтовой территории, где то и дело возникали стычки (чаще всего - с тайцами из аюттайи), бирманский период для северного таиланда оказался разрушительным.
королевство лан-на было тесно связано с сукхотаем - другим северным тайским королевством - колыбелью тайской культуры, а также первым тайским королевством, где приняли буддизм. сукхотай возник примерно в то же время, что и лан-на (в середине 13 века).
за оба королевства боролись и аюттайа (крупнейшее на тот момент тайское королевство; основано в конце 14 века) и бирма, и если лан-на в итоге оказался на 200 лет под бирмой, то сукхотай - под аюттайей (впрочем, сукхотайская знать вскоре окажется одной из правящих династий аюттайи).
после разгрома бирманцами аюттайи (войны между ними велись регулярно, бодания начались с середины 16 века) новый сиамский король (таксин) принялся собирать все земли, который тот считал исконно тайскими; так земли бывшего королевства лан-на вошли в состав нового тайского королевства - предшественника современного таиланда.
около сотни лет ланнатайские земли находились в статусе почти что автономии, как и при бирманцах до этого; фактически королевство сиам выступало сюзереном, а наследник лан-на - королевство чиангмай (королевство rattanatingsa) - его вассалом.
благодаря такой автономии, на севере современного тая сохранилась своя специфическая культура, в том числе язык (диалект), письменность и архитектурные традиции. если б таиланд был федеративной страной, как соседняя бирма (мьянма), то северные территории были бы выделены в отдельный штат (сейчас же север представлен кучкой провинций).