таиланд: провинция чианграй



. вылазка из чиангмая в провинцию чианграй (на самый север) в рамках
обзор поста (примерно
- про вылазку;
- мэкачан - самые горячие источники в тае;
- арогаясала - недострой-заброшка спа-курорта в кхмерском стиле
- ват рон кхун - тот самый белый храм;
- золотой треугольник - на стыке границ тая, мьянмы и лаоса;
- лодочный будда -
- заплыв по меконгу - на лодке вдоль тайско-лаосской границы, рынок don sao, лавка с сивухами из экзотических зверюшек;
- деревушка аборигенов;
- опиумный синдикат генерала кхун са - немного об истории золотого треугольника.
снимал на olympus e-500.
про вылазку на север



отправился с тайским гидом в составе группы (русских не было). пересекли весь чианграй (chiang rai province) от юга до севера.



за день успел посмотреть белый храм (ват ронг кхун / wat rong khun), район золотого (опиумного) треугольника, лаосский рынок, а ещё мимоходом гейзеры мэкачан и аборигенскую деревню. сам город чианграй (название которого носит провинция) не увидел - проехали мимо.



обратно в чиангмай -
гейзеры мэкачан



первая остановка - mae kachan hot springs - небольшая площадка с гейзерами посреди асфальта. находятся



вывески гласят, что здесь находятся самые горячие источники в таиланде (вроде под
сама местность называется mae chedi mai - это не населённый пункт, а
заброшка курорта в кхмерском стиле



в паре сотне метров от фонтанов находится недострой-заброшка термального



потом прочитал, что у кхмеров так же выглядели не только храмы, но и больницы - такой тип больнично-санаторных построек у них называется арогаясала (arogyasala).



гид нас почему-то сюда не повёл, хотя макушка



когда возвращался от "храма" обратно, умудрился перепутать стоянку автобусов (пейзаж вокруг был неразличим). думал, что автобус уже уехал. а минут через пять сообразил, что стою совсем не там.



товарищи туристы меня хоть и дождались, но таец-гид был в гневе, и очень смешно меня потом отчитывал - типа я тут всех задерживаю и вообще, говно такое, хожу не пойми где.
ват рон кхун



следующая остановка - всем известный ват рон кхун (wat rong khun), что на южной окраине чианграя (тот, что город, а не провинция).



честно говоря, на фотках ват ронг кхун выглядит гораздо лучше.



белый храм - по сути, арт-объект тайского художника чалемчая кхоситпхипхата (chalermchai kositpipat). с картонной версией последнего можно даже сфоткаться.



чалемчай начал возводить белый храм в конце



проект полностью независимый. строительство происходит за счёт собственных средств художника, включая вырученные деньги за посещение храма (а туристов тут хоть отбавляй), а с недавних пор - ещё и за счёт пожертвований.






оказывается, у белого храма был предшественник - одноимённый храм, который когда-то находился на том же месте. до



название wat rong khun переводится отнюдь не как белый, а как храм пальмовой горы - как и предшественник, своё название новый храм получил по имени одноимённой речушки



стены храма и прочих белых построек (есть тут и золотые, в кадр не попавшие) сделаны из скульптурного бетона, поверх которых - белая краска, а в некоторых местах ещё и осколки зеркал.



внутри, на первый взгляд, традиционная тайская храмовая роспись, но если присмотреться, буддийской символики тут минимум, в основном - поп-культурные образы: какие-то комиксные супергерои, пинхэд, космические истребители, майкл джексон и прочий трэш; чалемчай изобразил даже знаменитый полёт в небоскрёбы



внутри фоткать запрещено (нашёл несколько фоток в инете). все прочие художественные работы чалемчая выглядят так же, как и внутрихрамовая роспись - напоминает эзотерические картины, которые продаются на московском арбате и в подземных переходах.



вне стен храма китча не меньше. те же ссылки на поп-культуру, но уже в скульптурной форме. например, на деревьях развешаны разные гипсовые головы (кажется, отсылка на богиню кали), среди которых есть голова хэллбоя.






под мостом есть арт-объект в виде протянутых кверху гипсовых рук - будто сцена фильма про зомби. среди человеческих можно заметить несколько похожих на руки хищника (который



дорожные конусы и столбики с красными черепами (может,
золотой треугольник



следующая остановка - т.н. золотой треугольник.



самый север таиланда. от чиангмая -



туристическая часть треугольника сконцентрирована в городке соп руак (sop ruak) - тот стоит на месте слияния меконга и руака, с берегов которых просматриваются границы лаоса и мьнямы (ну, фактически даже не мьнямы, а шанского государства - эта часть мьянмы правительству вроде как почти не подконтрольна).



минутка топонимики: на многих картах локация отмечена как ban sop ruak - приставка ban говорит о том, что номинально соп руак всё-таки не город, а деревня. название можно перевести как "где встречает руак" (sop по-тайски означает "встретить друг друга"). а вот о происхождении названия руак выяснить ничего не удалось. апдейт: попалась версия о том, что ruak - это старое название реки, которое могло означать бамбук или какую-то его локальную разновидность.
будда на лодке



самое интересное в соп руаке -



лодка называется - rua kaew kusoltham, или стеклянная лодка кусолтама. rua kaew переводится как стеклянная/хрустальная лодка, и это, вероятно, метафора про чистоту учения будды. а кусолтам, как я понял, это фамилия основателя тайско-китайского фонда по спасению зверюшек, на средства которого был возведён "лодочный будда". кусолтам же происходит от двух религиозных терминов: kusol, что означает заслугу или благое деяние (в буддийском смысле), и tham - т.н. дхарма (непереводимый термин, под которым следует понимать что-то типа свода учений будды или нравственных устоев). получается, что kusoltham можно перевести примерно как благая дхарма или добродетельная заслуга.



у самой же статуи названий несколько: туристическое golden triangle buddha, которое в переводе не нуждается, а также phra chiang saen si phaendin и phra buddha nawa lan tue - это два сокращённых варианта более забористого phra buddha nawa lan tue chiang saen si phaendin chaloem phra kiat.
попробуем съесть слона по частям. phra chiang saen si phaendin, где phra означает принадлежность к святыне, chiang saen - одну из древних тайских столиц, а
вот первоначальный вариант, то есть ошибочная версия перевода:
а этот вариант уже достоверный:
для тайских буддистов концепция "четыре земли" - это что-то типа карты духовного пути. статуя же лодочного будды выступает символическим воплощением четырёхземельной концепции, то есть на лодке будда восседает не просто так - здесь он символизирует переправу через океан сансары (круговорот страданий), и выступает таким образом проводником на пути к просветлению. вспомнил, что в бангкоке, мне попался целый лодочный храм (wat yannawa) - он, вероятно, тоже про это. и тут снова параллель с христианской (здесь уже православной) символикой, а именно с распространёнными в россии храмами "корабельной" планировки - последние символизируют спасение/преодоление в бурных водах мирской жизни, то есть примерно то же самое.
возвращаясь к расшифровке phra chiang saen si phaendin, вторая его часть - chiang saen - это отсылка к первой столице средневекового тайского королевства ланна, почти пять веков (с конца



наконец, оставшаяся часть названия монумента - phra buddha nawa lan tue - отсылает к статуе будды, которая могла быть установлена ещё во времена того самого королевства ланна. среди аборигенов ходит легенда, что где-то здесь, посреди меконга, находился храмовый островок с огромной статуей будды - phra chao lan tue. размеров и массы будда был таких, что пришлось тому однажды уйти под воду.
перевести phra buddha nawa lan tue можно как 9-милллионный тяжёловесный будда, или будда девяти миллионов кати. в свою очередь, кати
заплыв по меконгу



на причале возле статуи нас погрузили в деревянную многоместную лодку и отправили в коротенький заплыв по меконгу вдоль тайско-лаосской границы. на той стороне можно увидеть казино "kings romans" (которое с короной) - там заведует китайская мафия. эта часть лаоса полностью перешла в китайское управление, поэтому посёлок вокруг казино сильно контрастирует с трущобным лаосом - так, помимо казино, посёлок славится шикарными отелями, рестиками и борделями.



лодка причалила к лаосскому берегу - к острову don sao / done xao (переводится как остров отдыха). здесь находится рынок-барахолка, где почти за бесценок продают локальные безделушки (тряпьё, сумки и прочий хлам). я купил там супердешёвую (рублей



на самом деле, донсао - это даже не остров, а специальная административная единица лаоса, ограниченная лишь территорией рынка, и любой турист здесь может находиться без визы. так что формально я таки побывал ещё и в лаосе, однако в список посещённых стран, включать его, конечно, не буду.



в одной палатке туристам предлагали на розлив экзотическую алкашку. из трёхлитровых склянок со спиртом на туристов мутными белёсыми глазами смотрели разные жабы, змеюки, черепахи и даже небольшой броненосец панголин. азиат, предлагавший хапнуть микстуры из черпачка, ехидно приговаривал - "мужское здоровье" (вот с их мизерными хуями только о нём и думать). пить я ничего не стал.
деревня аборигенов



последний пункт вылазки - деревушка аборигенов, которую мы посмотрели буквально краем глаза.



одна из туристических приманок северного таиланда - это горные племена, самое известное среди которых - племя каренов, или длинношеих женщин (те, что с кольцами на шеях). нас, правда, отвезли в гораздо менее популярную - предположительно, в деревню народа акха (akha tribe village); тут таких должно быть не менее пяти штук. хижины на сваях, повсюду деревянные члены. тургиды завозят сюда ради галочки, плюс чтобы турист оставил деньжат на местной барахолке.
сама же провинция может похвастаться самым большим этноразнообразием среди всех прочих - в регионе насчитывается около дюжины этнических групп. на первом месте, само собой, тайцы (тай-юань), на втором - те самые акха.
история золотого треугольника



междуречье меконга и руака ещё совсем недавно было территорией, на которой орудовали опиумные воротилы. на тайской стороне опиумпром просуществовал до начала



оптимизировать опиумную бирманскую промышленность предложили китайцы - сторонники гоминьдана, бежавшие от режима коммунявых в середине прошлого века. здесь гоминьдановцы пришли на помощь угнетённому аборигенному народу шан (родственные тайцам и бирманцам), которые, как и многие другие этноменьшинства бирмы, планировали отделиться от бирманцев, но не имели для этого достаточных ресурсов. гоминьдановцы предложили шанам наладить на своих территориях опиумную промышленность, а на вырученные деньги шаны смогли бы поддерживать сепаратистское движение (к концу 20 века в одном только шанском районе бирмы насчитывалось 17 этносепаратистских группировок). кроме административного ресурса, гоминьдановцы помогали шанам военной силой, т.к. на шанов тогда напирали коммунявые. в свою очередь, гоминьдановцы за счёт того же опиумпрома планировали наращивать собственную экономическую и военную мощь, чтобы потом свергнуть режим мао дзе дуна.
к 1970-м в опиум-центре были занято около
лидером опиумпрома был юный гоминьдановский генерал (можно сказать, опиум-генерал)
первое имя -
после побега с материкового китая на историческую родину
руководить опиумным синдикатом
опиумный синдикат был ликвидирован тайской армией в начале
опиумпром, хоть и стал теперь делом куда более рискованным (сейчас по тайским законам за участие в таком полагается расстрел), но никуда не делся. равно как и освободительная борьба этноменьшинств на территории мьянмы, в частности у шанов теперь есть своё непризнанное государство.