kalmykia: elista

Обзор Калмыкии - о республике, калмыках и ойратах, сталинской депортации

калмыкия: элиста

начало апреля 2015-го. 2 дня в рамках 27-дневного трипа по поволжью, северному кавказу и югу россии. 6-й и 7-й день трипа. добирался из волгограда на вечернем автобусе за 490 руб (8,5 долл), в пути - 5 часов. приехал почти ночью.

элиста - 28-й посещённый город рф (из примерно 1200 российских городов) и первый по счёту посещённый город калмыкии.

в свою очередь, калмыкия - 3-я по счёту посещённая республика поволжья из семи. правда, далеко не все причисляют калмыкию, как и башкирию, к поволжью - обычно калмыкию принято относить к южному региону россии, в частности северному кавказу, но если удмуртия относится к поволжским республикам (впрочем, и она далеко не всеми считается частью поволжья), то, по справедливости, калмыкии среди них самое место - всё-таки земли калмыков большую часть времени занимали всю территорию низовий волги, включая правобережную часть, и заканчивались на севере примерно там, где сейчас город энгельс.

постепенно разные российские режимы сокращали по кусочкам жизненное пространство калмыцких кочевников (и если б только его), в последний раз (в послевоенный период) отторгнув калмыцкую землю, примыкавшую к волге, в пользу астраханской области. например, сейчас на волгу выходит только один восточный отросток калмыкии (получается, что всё-таки поволжье), в довоенный же период таких отростков было два; кстати, сейчас на бывшем когда-то калмыцком отростке стоит единственный сохранившийся с дореволюционных времён калмыцкий хурул (точнее - его восстановленные фрагменты).

сейчас территория калмыкии (74 731 кв.км) сопоставима с французской окситанией, кубанью, островом сахалин и нижегородской областью. из стран европки почти сопоставима с ирландией (70 273 кв.км) и сербией (77 474 кв.км).

первый раз попробовал каучсёрфинг (второй будет в грозном) - ни хостелов, ни другого бюджетного жилья в элисте я не обнаружил. особо радует то, что первый и единственный запрос тут же подтвердили.

жил у калмыков - в квартире семьи полицейского (весьма приятные люди). ночевал в гостиной, меблировки у них пока никакой, так что спал на подстилке. зато товарищи подвезли меня с автовокзала, где я оказался только ближе к полуночи.

сам товарищ миллиционер на несколько дней ушёл в степи отлавливать наркодельцов. в подробности криминальной жизни калмыкии он не вдавался - только о ситуации в целом; говорит, на самом юге калмыкии всё ещё процветает рабство (что неудивительно - эта часть населена по большей части горцами).

совсем скоро ему выходить на пенсию, так что остаток своей жизни (российские менты могут выйти на пенсию уже в 45) планирует посвятить зарубежным поездкам. выезд зарубеж российским силовикам власти фактически запретили, а пока нет возможности уехать, он решил приглашать на ночлег путешественников, чтобы, как я понял, проведя с ними время в беседах на темы странствий, морально к ним подготовиться.

у них же впервые попробовал джомбу (собственно, единственное, что удалось попробовать из калмыцкой кухни) - калмыцкий чай, который варят в кастрюле, добавляя молоко, немного соли и иногда масло. вкуса напиток не имеет - молоко нейтрализует вкус чая, при этом оно было сильно разбавлено водой, соли же и масла было почти нисколько (эдакий масала-чай для бедных).

отмечу, что моё пребывание в элисте было омрачнено всем, чем только можно (да и само путешествие было самым неприятным из всех). в первый день в элисте была настоящая пурга. из-за прогулки в такую непогоду я получил воспаление сухожилий в области щиколотки (гулял в кроссах). так что почти половину путешествия я был вынужден хромать - через пару дней нога распухла так, что каждый день я думал, не обратиться ли мне в больничку (через несколько дней обнаружил, что резинка от носка чуть ли не втянулась в мясо), но так и не обратился - где-то на пути в ставрополье само прошло.

в целом, элиста - серый пыльный город с нелепыми вкраплениями муниципального благоустройства с буддистскими мотивами. всё это выглядит нереально убого, особенно на фоне крайней запущенности города.

напротив здания какой-то администрации небольшой сквер с буддистскими ступами - стёкла в них выбиты. все стёкла вообще.

гуляется здесь относительно спокойно. большинство калмыков вполне себе адекватны.

таксисты как будто не в россии; в кафешке стал свидетелем вот таких разговоров: "стыдно что живу в этой стране", "уже миллиарды баксов у этого путина" и всё в том же духе.

название калмыкия произошло, вероятно, от тюркского калмак, что можно перевести как отставший в значении отколовшийся (калмыки откололись от западных монголов в 16-м веке, перекочевав из центральной азии на урал и в поволжье).

калмак/калмык - экзотоним, который в отношении пришедших на запад ойратов использовали сначала тюрки, а потом и все прочие, включая русских.

есть версия, что калмыкия - это искаженное самоназвание калмыков хальмгуд, которое, возможно, произошло от глагола хальх - на калмыкском означает нестись/возноситься, а хальмгуд - способный нестись/лететь. противоположная версия: xal'mg - тот же калмак/калмык, только искаженное ввиду специфики произношения этого слова самими калмыками (мне эта версия кажется более правдоподобной).

элиста (ударение на последнюю) названа по гидрониму реки элиста (элистинка), название которой происходит от калмыцкого элсн (элсен), что значит песчанный. кстати, после того, как сталин принялся ликвидировать калмыков, элисту переименовали в степной, так что город почти что унаследовал прежнее название.

в новейшей истории калмыкия успела помахать двумя вариантами флагов: сначала был триколор с символом пламени в центре (в старокалмыцкой письменности этот символ означал одновременно и человека, и начало); уже через год после его утверждения флаг заменили на новый - теперь с цветком лотоса.

как по мне, то полностью жёлтый флаг с символом пламени вместо лотоса смотрелся бы интереснее.

инициатором замены флага стал пришедший на пост главы республики - блаженный кирсан илюмжинов. калмыцкий донской казак (бузав), выпускник мгимо, мультимиллионер и президент фиде (в этом году уже 20-й год). не человек, а человечище.

экс-глава калмыкии просидел на посту 12 лет (с 1993-го), и запомнился миру расстратой денег на возведение в элисте чесс-сити (шахматный городок за 100 млн долларов с элитными сараями, быстро пришедшими в негодность; илюмжинов уверяет, что лично вложил в проект 40 миллионов долларов - это вдобавок к инвестициям неназванных благодетелей), и заявлениями о своих контактах с инопланетянами (например, в нашумевшем интервью владимиру познеру). тут уже можно догадаться, что он единорос.

michael specter ("planet kirsnan" for "the new yourker"):
"в калмыкии, бесплодной полосе земли, вклинившейся между ставропольем и астраханью, на берегу каспийского моря, нельзя не заметить этого человека: его фотография доминирует в зале прибытия аэропорта и на рекламных щитах вдоль разбитой дороги, ведущей в элисту. илюмжинов показан верхом на лошади или рядом с теми людьми, которых он считает себе равными, — владимиром путиным, далай-ламой, патриархом алексием вторым. <...> илюмжинов видит калмыкию как перекрёсток современной версии шёлкового пути, где караваны хазар и скифов заменяют орды шахматистов.

до того, как возглавить калмыкию, илюмжинов регулярно навещал вангу (говорит, что успешно), и впоследствие начал спонсировать астрологические лаборатории, которые занимались составлением прогнозов для политиков и футбольных команд.

илюмжинов: "она [ванга] была простым проводником, она подключалась к единому информационному полю, где смешение пространства и времени, и просто брала оттуда информацию. через неё я выходил на будду. просто интересно - в реальности, не в реальности, - но я задавал вопросы, и оттуда приходили ответы очень интересные. но это между мной и бабой вангой и тем информационным полем. рерих [художник и эзотерик николай рерих] начал очень много говорить, его же в шамбалу допустили, он был в шамбале. но потом, когда он вышел, начал чуть-чуть прояснять ситуацию, и его – раз! – забрали обратно, и закрыли информацию."

про контакты с пришельцами - это не оговорка, не байка журналистов и даже не шутка, выдернутая из контекста, чтобы преуменьшить масштаб илюмжиновской личности. о своём опыте с инопланетными визитёрами илюмжинов рассказывает часто и с упоением:

"я считаю, что шахматы исходят либо от бога, либо от существ, летающих на нло. они взяли меня на борт своего корабля, когда я был в командировке в москве, в 1997-м году. это совершенно нормально — в прошлом году я посетил америку и узнал из официальной статистики, что существует 4000 ежегодных отчётов о контактах <...> смотрите, на шахматной доске 64 клетки, а наши клетки состоят из 64 фигур. всё это показывает, что шахматы исходят либо от бога, либо от нло. <...> чемпионство будет определено в пятницу, 13-го числа, через 13 лет после того, как 13-й чемпион каспаров покинул фиде. это больше, чем просто цифры — это знак."

в 2007-м илюмжинов прописал товарища стивена сигала в своём чесс-сити (подарил квартиру), заодно сделав его почётным гражданином республики ("за пропаганду буддизма и его развитие, которому способствуют фильмы актёра"). ещё раньше он предлагал 4 гектара элисты другому не менее известному товарищу - саддаму хуссейну (в 96-м илюмжинов даже пытался добиться проведения чемпионата по шахматам в багдаде).

илюмжинов: "в этой жизни мы живем очень недолго, от 60 до 80 лет. я хочу использовать это время, данное нам богом или из космоса, для достижения великих целей. я буддист, и, согласно нашему убеждению, у нас 108 жизней. это моя 69-я жизнь. я посетил тибет, и далай-лама определил все мои предыдущие жизни".

в середине нулевых илюмжинов выразил готовность решить проблему с трупом на красной площади: ленинскую мумию было предложено переместить (тут уже можно догадаться) в элисту, и ради этого тот даже был готов вложить миллион долларов на новую гробницу и мавзолей. жаль, из этой затеи ничего не вышло.

иллюмжинов утверждает, что его интерес к ленину вызыван якобы калмыцкими корнями иьича (существует версия о том, что ильич на 1/4 - калмык), а раз так, то пусть лежит там, где ему будут точно рады. но здесь следует вспомнить, что почти сто лет назад у калмыкии был свой собственный нетленный труп, принадлежавший ламе кекш-бакшу - тот скончался в середине 19-го века. засохшее, но не истлевшее, как в таких случаях положено, ламское тело хранилось в усыпальнице, и было доступно для обозрения. но в конце 20-х тело изъяли совки - сказали, что будут исследовать; с тех пор от тела никаких новостей.

илюмжинов: "я сумею построить им [калмыкам] такое общество, чтобы их дети и внуки, и они сами ездили на иномарках и разговаривали по мобильным телефонам, звонили в нью-йорк, спрашивали, как дети там учатся".

в 2015-м в калмыкию по-прежнему не добраться по железной дороге (пассажирское сообщение прекратилось в начале 90-х), а республика (как и большинство нацреспублик рф) всё ещё остается одной из беднейших в россии.

одним из немногих полезных выхлопов илюмжиновской деятельности можно считать закон об обязательном обучении в школах игре в шахматы (уж куда лучше, чем футбол).

вот что интересно, есть ли на калмыцких иконостасах с образами великих шахматистов фото гарри каспарова? и вообще, какие чувства илюмжинов испытывает к его персоне, будучи единоросом? каспаров, к слову, свои чувства к начальнику фиде не скрывает: "[илюмжинов] управляет фиде таким же авторитарным образом, как он управляет своей обедневшей республикой".

возвращаясь к теме элистинского флага: казалось бы, зачем менять на флаге одну буддийскую символику на другую (символ пламени на цветок лотоса)? оказывается, близкие друзья кирсана называют его бадма, что в переводе с калмыцкого означает лотос (имя кирсан, кстати, тибетское, и означает оно процветание). полагаю, что на флаге можно было бы разместить цветок куда более подходящий - какой-нибудь нарцисс, к примеру.

напоследок, нашлось у товарища высказывание, с которым не поспоришь: "политика – это бизнес в квадрате, а религия – это бизнес в кубе".

калмыкия - пока что первая из трёх азаиатских республик россии с буддийским населением, которую удалось посетить.

у всех трёх - калмыков, бурятов и тувинцев - прижился тибетский вариант буддизма (ламаизм) - тот, в котором далай-лама почитается почти наравне с буддой.

у бурятов и якутов буддийские храмы - это дацаны, у тувинцев - хурээ, а у калмыков - хурулы.

к концу 18-го века на территориях калмыков было возведено 14 хурулов (это не считая "переносных", которые калмыки таскали за собой, кочуя с места на место).

данные по количеству хурулов в то время разнятся - видел информацию о том, что в поволжье в начале 19-го века количество хурулов достигало двух сотен. к моменту начала революции количество хурулов достигло 92 штук (28 больших и 64 малых).

к середине 50-х все буддийские храмы калмыков были уничтожены, кроме храма в улусе хошетовка - этот совки приспособили под клуб, а затем под зернохранилище. после восстановления калмыцкой автономии руины храма оказались за её пределами - часть земли калмыков совки решили отдать астраханской области. недавно хошеутовский хурул был "восстановлен", но, похоже, исторический облик его оказался утрачен.

сейчас в калмыкии 27 хурулов, один из которых находится в элисте и один - в её окрестностях. большинство калмыцких храмов (не только буддийских) были построены по инициативе экс-главы калмыкии - кирсана илюмжинова (тот утверждает, что за счёт его личных средств); при этом первым построенным в новообразованной калмыкии был почему-то храм православный, а не буддийский (возможно, из-за вмешательства каких-то неведомых нам сил).

главный хурул калмыкии ("золотая обитель будды шакьямуни") никакого впечатления не производит - ни внутри, ни снаружи. какой-то совсем новодельный новодел (возвели в 2004-м). по утверждению илюмжинова, хурул был построен на деньги, полученные от продажи его личного самолёта falcon - это примерно 25 млн долл.

кажется, если долго смотреть на этот храм, можно почувствовать запах пластмассы. больше всего напоминает провинциальный торговый центр, стилизованный под традиционные китайские постройки.

второй хурул расположен посреди степи в 6 км от города. единственная постройка элисты (точнее - посёлка аршан), на которую приятно смотреть. к сожалению, хурул был закрыт. как и все прочие хурулы калмыкии, - этот тоже новодел; возвели его в 1996-м, хотя сразу так и не скажешь (а на всех картах он почему-то обозначен как старый хурул).

официальное назывние хурула - "сякюсн-сюме", или "святая обитель школы гелуг". гелуг, или гелугпа (переводится как школа добродетели), - по сути, то же самое, что ламаизм или тибетский буддизм; одна из девяти основных традиций (школ) в буддизме, доминирующая среди буддистов в россии. в этом варианте буддизма принято фанатеть не только от будды, но и от далай-ламы. в качестве религии всех ойратских племён тибетская форма буддизма была принята в начале 17-го века, то есть в период, когда произошёл раскол в ойратском союзе (подробнее об этом - чуть ниже).

в настоящее время в элисте проживают всего 100 000 человек, примерно на 70% представленное калмыками, что особенно радует (мононациональные регионы - это хорошо). хотя по ощущениям калмыков тут сильно больше 70% (вполне возможно, что все 90).

где-то читал, что предыдущий президент планировал решить проблему низкого поголовья, переселив в республику порядка 500 000 калмыков из китая, монголии, сша и прочих стран; правда, 500 000 калмыков наскрести никак не получится, потому в мире их осталось в пределах 200 000 человек, но можно попробовать заманить ойратов (протокалмыков). короче, у экс-президента вроде получилось достать несколько сотен калмыков из китая, и на том проект завершили.

поголовье русского населения в калмыкии сокращается, но, надо думать, далеко не из-за национального вопроса, а из-за того, что здесь кругом нищета и безнадега. зато славянский элемент почти исчез из исполнительной и законодательной власти.

смешанные браки здесь не такая уж и редкость. детей таких родителей называют болдырями/болдырами (вроде как оттенк пренебрежительности у этого слова исчез, но раньше так называли помесь овец разных видов).

найти фото болдырей не так-то просто. среди парней обнаружился только парень-модель с примесью немецкой крови.

калмыки - один из многочисленных монгольских субэтносов. происходят они от западно-монгольского племени - ойратов, точнее - тех ветвей ойратов, которые к середине 17-го века перекочевали из центральной азии в низовья волги; среди перекочевавших были в основном племена торгутов, дербетов, хошутов, а также кучка ойратов из прочих племён (всего на тот момент существовало 8 основных ойратских ветвей).

как калмыки союз ойратских племён оформился, вероятно, ближе к середине 18-го века - в тот момент, когда значительная часть ойратских торгутов откочевала обратно из поволжья в центральную азию (т.н. торгутский побег); и вот, наверное, тех, кто тогда остался в поволжье, уже можно считать за калмыков. к этому времени от калмыков начали отпочковываться свои собственные субэтносы - например, бузавы (донские казаки-калмыки), крещённые калмыки ставрополья-на-волге, шереты (калмыки, принявшие ислам и ушедшие в крымское ханство).

сами же торгуты и дербеты большую часть своей истории считали себя именно торгутами, дербетами и хошутами. например, основанное ими ханство сами они будут называть именно торгутским (по названию преобладающего среди них племени), тогда как для остального мира ханство будет известно как калмыцкое.

само же название калмыки - это экзотоним, которым их наделили тюркоязычные народы, и который затем подхватили все прочие, включая русских. так что для своих соседей (русских, тюрков, персов и прочих) они были калмыками с первых лет знакомства.

в какой-то момент калмыки начинают называть себя хальмг, а свою землю - хальмгуд; вероятно, xal'mg - это тот же калмак/калмык, только искаженный ввиду специфики их произношения.

15-й век, центральная азия. последний век, на который придётся существование пост-чингисханской золотой орды. ещё до развала империи разные племена монголов будут заняты формированием новых политических союзов. к этому времени большинство монголов разделятся на восточную группу, или халха-монголов (предки тех монголов, которые составляют большинство современной монголии), и западных монголов, или ойратов, тяга которых к созданию союзов была уже тогда выражена сильнее, чем у прочих (собственно, слово ойрат, вероятно, означает союз или союзник).

первым мощным союзом ойратов стало ойратское ханство, или дурбэн-ойрат, объединившее 4 крупных племени ойратов. ханство было образовано в 15-м веке за полвека до распада золотой орды и просуществовало двести с лишним лет.

к концу 16-го века ойратское ханство распадается на три осколочных союза, каждое из которых приступает к "строительству" своего собственного государства (ханства) кочевников.

самым крупным и мощным из трёх новых ойратских союзов было джунгарское ханство, или джунгария (союз ойратских племён чоросов, дербетов, хойтов и олётов; лидирующее положение в ханстве заняли чоросы); хотя, наверное, можно считать, что произошло не образование нового, а переучреждение существовавшего на том же самом месте ойратского ханства (дурбэн-ойрат), остальные же ханства можно считать его осколками.

джунгария станет известной как последняя в истории империя кочевников. в период расцвета территория джунгарии достигала 1 600 000 кв.км. ханство просуществовало чуть больше века (но если считать его преемником ойратское ханство, то три с половиной), и в середине 18-го было сметено маньчжурцами (империей цин).

сейчас джунгарские земли занимают западные части китая (северная часть синьцзяна) и монголии, небольшой кусок восточного казахстана, почти половину киргизии, а также кусочек россии - части алтая, хакасии и тывы.

два других ойратских союза образовали хошутское (кукунорское) ханство (состоявшее в основном из хошутов), которое расположилось в тибетском нагорье, и калмыцкое (торгутское) ханство (состоявшее в основном из торгутов, хошутов и дербетов), отдалённое от центральной азии почти на 4000 км.

джунгарское и хошутское ханства в конце концов были стёрты с лица земли маньчжурцами (империей цин), причём вместе с населением - примерно 80-90% джунгаров и хошутов маньчжурцы выкосили.

дольше всех из трёх ойратских ханств продержалось калмыцкое (торгутское), и в каком-то смысле калмыцкую республику можно считать его наследницей (хотя наследия как такого почти не осталось - правильнее будет сказать, что в калмыкии сегодня представлена лишь реплика калмыцкой культуры, то есть того, что худо-бедно удалось воспроизвести).

переселение будущих калмыков на запад растянулось на несколько десятилетий. в конце 16-го века кочевники окажутся в лесостепях западной сибири (где ещё совсем недавно было сибирское ханство). к столь дальнему путешествию калмыков, вероятно, вынудили внутриклановые распри между ойратскими племенами. впрочем, может быть и так, что, будучи кочевниками, торгуты отправились кочевать в поисках более подходящих пастбищ. большинство историков назвать точную причину такого похода до сих пор не готовы.

по пути к западным землям торгуты сумели нажить себе массу врагов в виде азиатских племён, главным образом, казахских. последние существенно сократят численность торгутов, когда те в конце 18-го века решат вернуться к себе на историческую родину. насколько мне известно, взаимная нелюбовь, как это водится почти у всех азиатов, сохранилась даже до наших дней. и забавно, что сейчас между границами калмыкии и казахстана, точно буфер, проходит узкая сопля в виде астраханской области (раньше эти земли были заняты калмыками).

в начале 17-го века калмыки заключат вассальный договор с московским царством (при царе василии шуйском), согласившись участвовать в военных походах на стороне русских, а также выплачивать ему дань. с этих пор калмыцкие орды будут участвовать почти во всех русских военных походах (всего таких будет 28). при этом право кочевать в низовьях волги (территория, которая русским ещё не принадлежала - те края тогда находились под властью ногайской орды), им будет предоставлено лишь почти полвека спустя; до этого времени калмыки будут кочевать в районе между уралом (яиком) и доном.

тут нужно отметить, что полного разрыва калмыков с джунгарией не было - между ханствами продолжались кое-какие контакты (при этом считается, что связь с московией была сильнее). кроме того, калмыцкие ханы поддерживали контакты с тибетом.

калмыцкое (торгутское) ханство будет образовано к середине 17-го века, когда те доберутся до низовий волги. каспийская полустепь торгутским кочевникам покажется вполне пригодной для существования, а прежних хозяев - ногайских татар - калмыки в течение 20 лет вытеснят на кавказ (при этом часть ногайских племён окажется у калмыков в вассальной зависимости).

ханство будет представлять собой полузависимое от россии феодальное государство, утверждением кандидатов на пост руководителя (хана) которого будет заниматься царская администрация. калмыков же обяжут предоставлять своих воинов для участия в военных походах россии. впрочем, во внутренние дела ханства цари первую сотню лет старались не влезать и даже не заставляли их принимать крещение. почти всё как при золотой орде, только поменялись роли.

чётких границ у ханства не было. какое-то время территория калмыцких кочевий простиралась от дона до урала (яика) и от самарской луки до терека.

к середине 18-го века при петре первом и анне иоановне часть калмыков приняла христианство - вероятно, это были калмыки-аутсайдеры, которые не смогли найти себе места в калмыцком обществе и желающие выйти из-под власти хана. первым среди крещённых был баксадай дорджи, которого переименуют в петра петровича тайшина; петрович - потому что крёстным отцом у него был сам пётр первый, а тайшин - по титулу "тайши" (у монголов вождь одного из родов).

в дальнейшем крещённых калмыков переселят в специально созданный для них город, названный ставрополем-на-волге (ныне - тольятти), где новоиспечённые христиане будут вынуждены приобщаться к крестьянской жизни, заодно оберегая границы русского государства от набегов кочевых племён. переселить туда удалось порядка 8,5 тысяч голов. век спустя, при николае первом, всех ставропольских калмыков (хоть даже трижды крещёных) сошлют в оренбургские степи (ибо незачем неруси занимать столь плодородные земли, рассудил император, - пускай в степях своих пасуться).

политика притеснения калмыков, решивших не изменять своей традиционной вере и кочевому образу жизни, начнётся ещё при анне иоановне. с середины 18-го века царский режим принялся отторгать земли калмыцкого ханства в пользу казаков, а также русских помещиков и крестьян, тем самым значительно сокращая территорию, пригодную для пастбищ. вместе с тем царская администрация приняла решение полностью ликвидировать независимость калмыцкой верхушки, лишив тем самым ханства какого-либо суверенитета. таким образом, калмыцкое ханство угодило под варварскую колонизацию. скоро калмыцкие земли станут полноценной частью юга россии. но хотя бы не истребили, и на том спасибо.

в конце 18-го века (уже при екатерине второй) значительная часть калмыков (в основном торгутов), устав в частности от притеснений русских и казаков, решили отправиться обратно в центральную азию - на пепелище, оставшееся от джунгарского ханства (в середине 18-го века джунгарии не стало - ханство было разгромлено маньчжурской империий), и, как пишут историки, помышляли по прибытии джунгарское ханство восстановить.

за 7,5 месяцев похода добраться удалось немногим. от голода, холода, болезней и вражеских набегов (в основном их косили казахи, в том числе по приказу царской администрации) полегло более 100 000 человек (для сравнения - это почти всё население сегодняшней элисты и половина всех живущих сегодня калмыков) - примерно 2/3 от того количества калмыков, которое отправилось в поход, и 1/3 от всех волжских калмыков на момент начала похода. более того, торгуты потеряли весь свой скот (что для кочевников означало потерю всего, что у них было). это трагический исход получит известность как торгутский побег, или пыльный поход.

оказавшись на китайской границе, торгутам ничего не оставалось, как объявить маньчжурам, что прибыли сюда в качестве новых подданых. в итоге маньчжуры оказали торгутам весьма тёплый приём (напомню, что джунгарское население маньчжурцами было почти полностью истреблено). остатки торгутов, добравшихся до китая, маньчжурские власти разделили на небольшие группы и распределили их на обширных территориях внешней монголии и синьцзяна (территория, которая ещё недавно занимала джунгария). в дальнейшем тем пришлось ассимилироваться (кстати, халха-монголов маньчжурцы подчинили себе ещё раньше - примерно тогда, когда было образована джунгария).

режим екатерины второй среагировал на исход калмыков в репрессивной манере, окончательно похоронив государственность нехристей, и распихав оставшихся в поволжье калмыков по разным казачествам. так в результате появились бузавы - донские калмыки-казаки, одним из потомков которых будет экс-глава калмыкии - кирсан илюмжинов. вот такая вот эволюция: ойраты → калмыки → казаки-бузавы. хотя бузавы, вероятно, стали появляться ещё раньше - в середине 17-го в результате очередного ойратского раскола.

первый раз прочитав про бузавов, я был уверен, что все их представители были крещёнными, и ситуация, в которой в ряды казаков попадали нехристи, раньше мне казалась немыслимой. так вот: большинство бузавов, по крайней мере первое время, продолжали оставаться буддистами. часть из них обращались в православие (хотя бы формально), а некоторые - кто во что горазд: григорианское православие, католицизм, лютеранство и, наверное, самый экзотичный случай - переход части бузавов в иудаизм.

у части донских бузавов были даже свои ламы (например, шургучи нимгиров). более того, в буддизм ударились даже некоторые дефолтные казаки, которым повезло служить бок о бок с бузавами.

также не стоит думать, что все бузавы были перебежчиками из калмыцкого ханства: из джунгарии до самого её разгрома джунгарские ойраты периодически откочёвывали на запад, и часть из них, по каким-то причинам минуя калмыков, выходили на дон, и пополняли казачьи орды бузавов. возможно поэтому (но это не точно) во время гражданской войны между белыми и красными, среди казачьих полков, включавших в своих рядах калмыков-бузавов, один из полков был назван донско-калмыцким, а другой - донско-джунгарским.

ещё до того, как калмыцкое ханство присоединилось к российской империи, русские охотно использовали калмыков в качестве боевых единиц в различных военных операциях (прям как в путинской россии используют кадыровских чеченцев). при этом, если исключить немногочисленных крещённых калмыков, то у российской империи по сути была настоящая орда буддистов. обычно их натравливали на южных и восточных соседей, среди которых сплошь муслимы (крымские татары, ногайцы, персы, туркмены, османцы, башкиры, кубанские татары, северокавказские горцы). получилось так, что ханство калмыков стало для россии удобной приграничной державой - по сути, буферным государством (как монголия в советское время или как сейчас для россии - абхазия).

в результате исхода калмыки и тут, и там, потеряли и государство, и независимость. правда, через 30 лет во время короткого правления павла первого калмыцкое ханство будет восстановлено (наверное, назло мёртвой матушке), однако на этот раз калмыцкая верхушка была представлена не торгутами, а дербетами. спустя всего 4 года заново образованное ханство будет снова ликвидировано - теперь уже александром первым. следующая калмыцкая автономия появится только спустя 117 лет.

в гражданскую войну между белыми и красными значительная часть калмыков подалась в эмиграцию на балканы (например, калмыцкая община в белграде) или дальше на запад. оставшиеся с красными калмыки в обмен на лояльность получили от советов ликвидацию культурного калмыцкого наследия - практически всё, что можно было продать и уничтожить, было продано и уничтожено. зато калмыки снова получили автономию, пусть и ненадолго.

с приходом совка почти на том же месте (в низовьях волги), где раньше находилось калмыцкое ханство, будет образована калмыцкая автономия (в составе рсфср) - сначала в виде автономной области, затем - асср; а в 28-м у калмыков появится своя первая столица (до этого у кочевников были только ставки) - основанный русскими город элиста. в таком виде калмыцкая автономия просуществует 23 года.

всеповолжский голод начала 20-х унесёт жизни примерно трети из 200 тысяч оставшихся в россии калмыков, а голод начала 30-х - примерно 14 тысяч.

депортации калмыков начались уже с 27-го года (пока не столь массовые). формальным поводом для первой волны были регулярные проявления недовольства калмыками в отношении советской власти.

не успела закончиться великая отечественная (среди калмыков в рядах советской армии сгинуло около 8 тысяч), как в канун нового 1944-го года калмыков по указке сталина-берии принялись депортировать в сибирь (удивляет, что не в казахстан), после чего калмыцкую автономию снова упраздняют - уже третья по счёту ликвидация калмыцкой автономии за 173 года.

на этот раз калмыкию решили ликвидировать начисто - чтоб не осталось ни калмыков, ни калмыцких названий (пишут, что элисту, в частности, не просто переименовали в степной, а переоформили в центр пастбищного отгонного овцеводства - и это даже не посёлок), ни памяти о них (например, из большой советской энциклопедии было убрано слово "калмык").

вторая волна депортаций (одна из десяти этнических, проведённых при сталине) была уже тотальной - она позволила сталину устранить около половины всего калмыцкого населения - это примерно 60 000 человек (в 91-м власти россии официально признали эту депортацию геноцидом). поводом для депортации стал переход некоторых калмыков на сторону гитлера (при этом депортации подверглись даже те, кто воевал на стороне советов, и был награждён боевыми орденами и медалями). а ведь кто знает - может, коба таким образом мстил потомкам чингисхана за выходки золотой орды (скорее всего, тупо соревновался - как с ордой, так и с гитлером).

вообще, в череде национальных катастроф численность калмыков, как можно видеть, никогда высокой и не была. вероятно, максимальной численности они смогли достигнуть лишь накануне торгутского побега - тогда их было 300-350 тысяч человек. сейчас же во всём мире калмыков насчитывается примерно 200 000 человек, 80-90% которых проживают на территории россии; из них, в свою очередь, 90% проживают на территории своей республики, примерно 85-90 тыс из которых - в калмыцкой столице (по компактности проживания калмыки могут соревноваться разве что с тувинцами).

за пределами рф калмыков больше всего в киргизии - примерно 12 000 человек, хотя по сути, это отдельная ветвь ойратов - исповедующие ислам потомки племени олётов (и, вероятно, каких-то других племён, в том числе тюркских), по каким-то причинам названных сарт-калмыками.

во время хрущёвской оттепели калмыков реабилитировали: вернули из сибирской ссылки (спустя 13 лет) и восстановили калмыцкую автономию (хотя границы уже не те, что были раньше, но хоть что-то); итого, за три с половиной века с момента знакомства калмыков с русским человеком калмыцкую автономию восстанавливают в третий раз. возрождённая при хрущёве калмыкия с разными названиями продолжает существать и по сей день (уже 58-й год).

кратенько: 138 лет калмыцкое ханство при торгутах - 30-летний перерыв - 4 года калмыцкое ханство при дербетах - 117-летний перерыв (калмыцкая степь) - 23 года автономии калмыков в рсфср - 13-летний перерыв - 58-й год автономии калмыков.

каждое следующее образование сокращалось как по размеру территории, так и по численности самих калмыков. не говоря уже про потери культурного наследия и калмыцкого языка.

что касается культуры, то на традиционный уклад жизни калмыков в большей степени повлиял именно совок:
- посткалмыки были приучены к европейскому быту (советского разлива);
- кочевой образ жизни был искоренён;
- появились первые города и посёлки (с производствами, коммуникациями и прочими благами);
- традиционную вертикальную монгольскую вязь (монгол бигич) заменили на удобоваримую кириллицу;
- имена и фамилии у калмыков - как правило, русские.

но остались и крохи национального:
- буддизм, как ни странно, всё ещё котируется - хотя бы среди возрастных и сельских;
- по традиционной кухне судить не берусь, но калмыцкий чай до сих пор предпочитают всем прочим;
- официально конституция республики называется степным уложением (в честь свода законов джунгарского ханства, из которого пришли калмыки), а парламент республики - народным хуралом.