dagestan: makhachkala | travel-blog #158011

dagestan: makhachkala

Три дня в Махачкале

дагестан: махачкала

первая половина апреля 2015-го. 3 дня (с вылазкой в соседний каспийск) в рамках 27-дневного трипа по поволжью, северному кавказу и югу россии.

техническое: вероятно, на территории рф фото показываться не будут. сам пост можно считать черновым. скоро обновлю.

добирался из астрахани ночным поездом за 1000 руб (17 долл), плацкарт. в пути - 12 часов.

хостелов через инет не нашёл, а на каучсерфинге мне ответили слишком поздно. первую ночь провёл в советской гостинице "ленинград" - сначала предложили номер за 1800 руб (30,8 долл), но потом добрая бабушка-администратор снизила мне цену аж до 800 (13,7 долл). 17-й этаж, вид на море, даже интернет есть - вполне пристойно.

остальные 2 дня ютился в каком-то гадюшнике за 500 рублей (8,5 долл) с фанерными стенами и фотообоями вместо окна.

...

все русские и татары пророчили мне в махачкале сплошные беды - типа местные кинут, отберут фотокамеру, а ещё отпиздят (сами они в этот регион, по их словам, стараются не соваться). в реальности не было даже намёка. почти все встретившиеся мне дагестанцы были вполне дружелюбными, а порой даже милыми. например, гаишники от скуки останавливались, и просили их сфоткать, а фотки просили выложить прямо в гугл (ахах).

как-то забрёл ночью в аул рядом с вокзалом, искал свою гостиницу. решил спросить у пацанов во дворе - а те стали чуть ли не соревноваться, кто лучше сможет подсказать дорогу, извиняясь за тех, кто якобы не очень складно объяснялся.

по поведению многие даги иногда напоминали маленьких детей, из-за чего порой складывалось ощущение, что я снова попал в индию (собственно, дагестан можно смело считать её российским аналогом). к тому же большинство - довольно-таки зашоренные и недалёкие.

сам город — сплошные торговые ряды. единственная фишка города - одинаковые тэги на стенах (алмазное сверление, разрушение стен, пр-ся квартира, куплю мат.капитал за нал).

маршрутка — 19 руб (0,3 долл), автобус и троллейбус - 10 (0,17 долл), даже тот, что до каспийска (город-спутник махачкалы).

памятник русским училкам подписан "здесь был саид", лестница к памятнику усеяна шелухой от сёмок, прямо под ним - краведческий музей, окна в нём выбиты.

такое впечатление, что я зря сюда приехал: в красных мокасах здесь никто не ходит.

дагестан я в итоге покинул с чувством культурного шока из-за неожиданного и нетипичного поведения местных. при этом большинство из них такими милахами будут лишь в границах дагестана, где рядом родители и родственники, которые для кавказцев обладают непоколебимым авторитетом. уже в соседнем ставрополье картина со спустившимися с гор гостями будет радикально отличаться, точнее - она будет более привычной для глаз некавказца.

в дагестан уже стоит приехать хотя бы ради охуительных историй. их тут можно слушать часами. вот одна, к примеру: у местной бизнес-вумен был частный домик, который она сдавала в найм через агентство. в дом заселили семью, никаких подозрений она ни у кого поначалу не вызывала, тем более одна женщина была "в положении". семейка же оказалась ваххабистской (исламисты). силовики, спустя 2 месяца обнаружив это безобразие, дом разбомбили. вместе с жильцами.

ваххабиты (они же салафиты), будучи исламскими фанатиками, с конца 90-х находятся в рф под запретом. 15 лет назад исламисты установливают в центре дагестана свою автономию (кадарская зона), а шамиль басаев объявляет в ичкерии о планах оккупации дагестана, так что всей этой шариатской шайке вскоре пришлось принять порцию ракетно-бомбовых ударов. с тех пор всех разносчиков идей джихада и газавата принято ликвидировать. правда, методы силовиков вызывают у местных кучу вопросов.

начать стоит с того, что силовики никогда не пытаются вытравить ваххабитов из дома, к примеру, газом (про переговоры речи вообще не идёт). тем важно сравнять дом с землёй. местные уверяют, что другие способы устранения ваххабитов силовикам просто не на руку, так как деньги тем платят за количество использованных боеприпасов и за время, потраченное на операцию. поэтому несколько дней силовики методично закидывали тот дом гранатами, пока от него ничего не осталось.

участковый с района, в котором находился дом, потребовал, чтобы его хозяйка дала ложные показания - якобы ваххабиты жили там всего 2 недели, а не 2 месяца. иначе участковому от вышестоящих могло влететь за то, что у него прямо под носом так долго проживали почти что террористы. ложные показания хозяйка разгромленного дома давать отказалсь. и тогда бравые менты отыскали и доставили в отдел её 20-летнего сына - буквально взяли в качестве заложника.

узнав о том, что её сына сцапали, хозяйка дома с помощью разных угроз участковому и кое-каких связей наверху сумела-таки сына вызволить. по её словам, он вышел к ней бледный словно смерть - говорит, что он был следующим в очереди на "допрос", а перед ним "доправшивали" ещё более мелкого пацана.

компенсацию за уничтоженный дом ей так и не предоставили. вероятно, в таких случаях в дагестане никому ничего не светит.

вот ещё интересная практика: громят силовики пустующий дом, а по окончании работ закидывают в руины обезображенные трупы ранее обезвреженных ваххабитов или тех, на кого те повесят такой ярлык. силовикам - профит за сложную операцию. а следы того, что было сделано с предполагаемыми ваххабитами, теперь ещё и скрыты (трупы - в кашу). на жаргоне силовиков это называется - "легализция".

забавный факт: если дом исламистов разрушен в результате спецоперации, то в случае, если владельцы дома остались в живых (например, в момент операции в доме могло кого-то и не быть), то добрые люди построят им новый дом, так как у исламистских группировок действует т.н. "касса взаимопомощи". так что не стоит удвиляться, почему к исламским боевикам симпатий у гражданского насления иногда возникает больше, чем к силовикам.

...

излюбленной пыткой местных силовиков является вырывание ногтей. если присмотреться и поспрашивать, то окажется, что тут чуть ли ни каждый 10-й дагестанец мужского пола старше 15-и будет знаком с этим способом допроса.

рассказал молодой лезгин, у которого растительность на лице представлена бородой, но без усов: к дагам с такой внешностью (типа вылитый ваххабит) будут приставать менты и даже вызывать в отделение пообщаться. мой знакомый вежливо объяснил ментам, что без бороды тот не ощущает себя муслимом, а усы не отращивает, так как в них застревает еда. в итоге выслушали и отпустили. а вот его знакомых с такими же бородами менты уже отпиздили - на допросе бородачи позволили себе дерзить.

из повести "салам тебе, далгат!" (ганиева а., 2010): познакомился с ребятами, пошел к ним на квартиру. про религию стали говорить, беспредел в республике, коррупцию. брат соглашается. да, говорит, всё ужасно, надо что-то делать… а дальше обнаружилось, что эти ваххабиты связаны с органами и все снималось на камеру, чтобы брата шантажировать. к нему бы подошли и сказали: вот кассета, на ней видно, что ты в логове экстремистов. выбирай - или мы тебя сажаем, или ты уходишь в лес.

из рассказа "шайтаны" (ганиева а., 2010): раз, в соседнее село целая армия приехала. вертолеты, танки, гьарай-гьурай! обыск сделали - ничего не нашли. у одного парня газовый пистолет только забрали. пришлось военным моего кунака сыну дивиди-диски подбросить и гильзы разные.

в издании moloko.plus пишут, что менты дагестана ведут т.н. "вах-учёт" - базу данных, в которую может попасть любой житель республики "как приверженец экстремистского течения ислама - ваххабизм". жители республики узнают о своих религиозных убеждениях неожиданно, а цена за то, чтобы тебя вычеркнули из списка, варьируется от 80 до 250 тысяч рублей (но есть мнения, что вычёривают даже за 10 тысяч).

практика покупки должностей здесь повсеместна. судя по рассказам, нет такой должности в силовых ведомствах или в управе, которая не была бы куплена тем, кто её занимает. должность рядового стоит 800 тысяч руб. какой-нибудь зам - уже 8 млн. рядовой при этом служит буквально на побегушках у начальства, а в задачи его входят сугубо грабежи и собирание дани с бизнесменов - тут каждый кому-то должен (минимум - за крышевание), и в среднем в месяц каждый выплачивает по 30 000 руб дани. так, в одной из беднейших (можно сказать, нищей) республике рф дагестанские предприниматели вынуждены платить "налог на коррупцию", составляющий от 30 до 50% стоимости произведенной продукции. кстати, похожая ситуация в соседней кадыровской чечне - там, правда, данью обложили не только предпринимателей, но и всех официально работающих чеченцев (предприниматели отдают в фонд кадырова до 1/2 дохода, бюджетники — до 1/10, прочие — до 1/3).

собственно, как пишет гарри каспаров, путинская рф - это типичная мафиозная структура, правительства, подобного правительству путина, в истории еще не было. нынешний кремль - это и олигархия, потому что в нём собралась банда правителей-богачей, крепко повязанных между собой, это и феодальная система, разбитая на полуавтономные княжества, правители которых собирают дань со своих рабов, не имеющих никаких прав (из статьи "дон путин" / kasparov.ru, 2007).

в сёлах, где традиции чтут больше, чем в городах, до сих пор калечат самок - в юном возрасте им по-старинке вырезают клитор. то, что их насильно выдают замуж не пойми за кого - это уже мелочи.

ко всему прочему, тут сохранились практики лечебного кровопускания (хиджама) и изгнания джиннов (это у муслимов такие злые духи).

можно подумать, что название дагестан образовано по названию преобладающего в республике народа (ну, я так когда-то думал), но нет - дагестанцы представлены не каким-то одним, а целым набором народов, в основной массе хоть и родственных друг другу, но всё-таки разных (так же, как и славяне, представленные русскими, украинцами, сербами и пр.). дагестан же переводится как горная страна (даг - на тюркском означает гора); так что дагестанцев - можно считать синонимом горцев.

до революции всех местных горцев называли лезгинами. потом для них придумали термин дагестанцы, под которым понимались все народы, проживавшие в этом регионе, в том числе русские, персы и пр. сейчас же дагестанцами правильно будет называть только те народы, которые относятся к дагестанским - это аварцы, лезгины, даргины, лакцы и прочие им родственные - то есть, все те горные народы, кого век назад как раз и называли лезгинами.

в дагестане сегодня проживают более 13 народностей (в разных источниках разброс цифр вплоть до 80; в любом случае это самый многонациональный регион рф, если, конечно, считать северо-кавказские республики полноценными частями рф), в составе каждой из которых можно выделить ещё с десяток субэтносов, хотя большинство народов составляют мизерную часть населения, из основных же - это аварцы (они же в большинстве в махачкале), даргинцы, кумыки и лезгины. при этом народы представлены в регионе не вперемешку (за исключением махачкалы), в каких-то районах дагестана больше одних, в каких-то - других. к примеру, ногайцы (раскосые тюрки - те, что из ногайской орды) компактно расселились на территории ногайской степи (большая часть находится на севере дагестана) в ногайском национальном районе - их там почти половина от всей популяции в рф и треть от всей популяции в мире.

национальное разнообразие дагестана выражено ещё и в том, что здесь 14 официальных языков (это рекорд, как минимум, для россии), в том числе ногайский, азербайджанский, кумыкский и чеченский. официальными языками языковое многообразие дагестана не исчерпывается, многие неофициальные языки не имеют письменности. русский же язык выступает здесь, как и на всей территории бывшего ссср, в качестве международного (до совка международными горскими языками были кумыкский и арабский).

махачкала переводится как крепость махача. махач - это псевдоним и сокращённое имя магомеда-али дахаева - одного из революционеров, установившего в дагестане власть большевиков; кала же переводится как крепость.

основанный при николае первом как порт, при александре втором становится городом, и до прихода к власти большевиков назывался петровском в честь петра великого.

к сожалению, населённых пунктов с названием петровск осталось очень мало - сейчас с таким названием в основном деревни и сёла, и лишь два города: петровск-забайкальский и петровск в саратовской области. а ведь могла бы быть не махачкала, а петровск-кавказский (так называлось село, ставшее теперь одним из районов махачкалы).