iran: kish island

Иранский курортный остров Киш

иран: остров киш

техническое: пост восстановил из архива, в ближайшее время причешу текст и обновлю фотки.

иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш,

почти 2 дня в рамках 16-дневного трипа по ирану. добирался через пень-колоду: сначала с острова кешм на пароме до бендер-аббаса (bandar abbas), оттуда - на такси в складчину до бендер-ленге (bandar lengeh) - там пришлось заночевать в гостишке - оттуда на такси до бендер-чарака (bandar charak), из которого на пароме уже отчалил на остров киш.

кажется, на этом отрезке пути я сделал не так всё, что только можно - отчего-то предположил, что у меня получится добраться до киша всего за один вечер, но сейчас понимаю, что попасть на киш, как мне того хотелось, никакой возможности не было.

правильно, конечно, было бы заночевать в кешме, а утром улететь на киш из бендер-аббаса. я же решил, что по земле и воде будет лучше и дешевле. с учётом ночёвки в портовом бендер-ленге, вышло дороже перелета, не говоря уже о том, что я потерял не только уйму времени, но и ещё и нервов - портовый бендер-аббас кишит ушлыми засранцами, которые так и норовят содрать с тебя втридорога, и таки содрали - до стоянки транспорта, который следует в бендер-ленге нужно было еще добираться на такси.

на автобусной станции бендер-аббас мне объяснили, что нужный мне автобус уже уехал и он был последним (дело было вечером); сказали, что лучше всего будет отправиться на стоянку такси - там для дальних поездок народ оплачивает такси в складчину. оттуда я уехал в портовый бендер-ленге, ехали мы аж 2 часа. благо, сидящий рядом пассажир оказался с англоговорящим - тот посоветовал заночевать в бендер-ленге, а уже оттуда утром ехать в бендер-чарак.

заселился в ту же гостишку, в которой остановился пассажир-советчик (возможно, она единственная на весь город). озвученный мне ценник от ценника в прайс-листе (с арабскими, что странно, цифрами) на ресепшн отличался процентов эдак на 10.

паром до киша идёт из бендер-чарака (ещё один портовый город). приобрести билеты на паром можно в чудном автомате - интерфейс у него полностью на фарси, к оплате автомат принимает только иранские платёжные карты, а вбить данные иностранного паспорта (а для покупки билета их нужно обязательно указать) он не позволяет.

с этим автоматом мне не смогли помочь даже местные. кстати, англоговорящих в чараке найти не получилось (я так понял, интуристов сюда не заносит) - объясняться приходилось жестами.

мне дали понять, что у меня есть ещё вариант - раз в несколько часов в будку рядом с автоматом приходит специальный перс, и он может продать билет руками - мне нужно было дождаться товарища, и купить у него билет за нал.

появление специального перса прождал больше часа. когда он появился, дал понять (жестами, само собой), что на следующий паром билетов уже нет. я малость опешил - расписания тут нигде нет, но потом выяснилось, что паромы ходят регулярно примерно раз в час или два. минут через 20 перс появляется снова и, наконец, продаёт билет.

ждать посадки на паром (кстати, без билета в здание морвокзала не пустят) мне потом пришлось ещё час. посадка на паром аналогична посадке на самолёт - те же досмотры, а к парому везут на специальной скотовозке.

путь до острова занял ещё 1,5-2 часа. в результате всех этих перемещений потерял примерно полдня. не уверен, что билет на самолёт вышел был дороже, чем мои трансферы (разорился на такси). с другой стороны, какой квест прошел, пхахах.

иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш,

по прибытии на киш досмотр почти как в аэропорту. остановил полицейский, забрал паспорт и повёл меня к начальству (на форумах пишут, что всех иностранцев стопят для проверки электронной визы). но пришли мы к закрытой двери. в итоге полицейский почесал паспортом свой затылок, а потом небрежно и нехотя отдал его мне (паспорт). так как меры безопасности тут на отъебись, все эти телодвижения заняли всего минут 10.

иран, остров киш,

теперь про сам киш. эта часть трипа у меня была не распланирована.

в кише всё сильно дороже, чем в остальном иране. перемещаться по острову можно только на такси, общественного транспорта нет. бюджетных вариантов жилья через инет не нашёл, но несколько адресов на maps.me были отмечены как хостелы и гест-хаусы, однако ни в один из них я не попал, т.к. нигде на домах не было написано, что где-то там хостел (вероятно, кто-то просто сдавал комнаты). решил, что если до вечера не найду ночлег, вернусь на материк.

расстояния на острове приличные, так что, выйдя из морвокзала, решил поймать такси - по старинке, то есть рукой. через минуту остановился красный спорткар - chevrolet camaro. за рулём - довольный, судя по внешнему виду, жизнью иранец. предложил подбросить меня буквально куда моя душа попросит - я попросил ближе к берегу. в конце договорились, что в случае чего, он найдет мне бюджетный вариант переночевать. вероятно, его любезность была всего лишь местной формой вежливости - т.н. таарофом, и воспринимать его предложение всерьёз мне, наверное, не стоило.

к вечеру ни одного бюджетного варианта жилья я так и не обнаружил. минимальный ценник в отелях - 60 долл; у меня же готовности платить больше 20 долл за ночь не было (везде до этого платил 10). так что решил воспользоваться предложенной утром помощью - иранец согласился.

в течение 2-х часов мой новый иранский друг принялся знакомить меня со всеми своими приятелями на острове - это 2 часа натяжных с моей стороны улыбок, смол-токов, одинаковых вопросов и ответов. среди знакомых - его жена, друзья, коллеги, коллеги жены (забежали к ней в офисе - там они в каком-то, кажется, рекламном агентстве, занимаются постобработкой фотографий).

ночёвка же была не в хостеле, а в одной из комнат в квартире товарища (спал на подстилке а полу), где тот жил с супругой. жилище, конечно, сильно контрастирует с его спорткаром. но я уже не стал спрашивать, что там с хостелами - к вечеру мне уже было всё равно (как говориться, и на том спасибо).

иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш,

из-за того, что потратил остатки кэша на переправах до киша и на еду, я вдруг понял, что мне нужно срочно поменять хотя бы сотню баксов; обменный курс на кише куда менее выгодный, чем на материке. самый выгодный (и то - после торга с моей стороны) я нашёл в кальянной на крыше отельного небоскрёба, но и тот не показался мне привлекательным. прошу менял подождать, пока я посоветуюсь с местным; пишу в воцапе товарищу - типа где здесь курс самый выгодный, а тот мне предлагает обменять доллары через своих знакомых, и называет курс, который мне показался приемлемым.

и тут я делаю то, что никогда не делал до этого - отдают товарищу сотню баксов, чтобы тот их обменял (после рассказов русского экспата в кермане я решил, что большинству персам можно доверять), тот оставляет меня на одной из исторических локаций острова, чтобы я прогулялся, пока тот меняет деньги (я то думал, он их принесёт сразу). товарищ вернулся спустя час, и возвращает мне на пачку иранских банкнот, но уже на 50 долларов меньше, отсчитав их в свою пользу и без тени смущения, огласив тарифную сетку.

после прошлого опыта иранского каучсёрфинга в аран-и-бидголе я само собой ожидал, что он захочет денег, но даже предположить не мог, что он сам отстегнёт себе нужную сумму, как ни в чём ни бывало. вероятно, я отдал бы больше, катаясь на такси и заночевав в отеле, но я бы точно не просрал бы столько времени за бесконечными разговорами со всеми подряд. ну, то есть, он не сказал сразу, что “отвезти - отвезу, но ты меня отблагодари по-дружески”, или что “за ночлег возьму десятку”, - тупо .

справедливости ради, товарищ был весьма приятен в общении (хотя избыточен в проявлениях вежливости, но за иранцами такое водится, к этому нужно просто привыкнуть), к тому же он свозил меня к нескольким локациям, включая пляж, парк с видом на затонувшее греческое судно, к каким-то древним руинам (harireh 8 века постройки), и даже в аэропорт. а главное - помог заказать мне авиабилет до шираза (у них для этого есть свои приложки в тг и сайты, но все они - на фарси, так что иностранцу без посторонней помощи не разобраться).

иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш,

море и пляжи - ок (искупался дважды - в разных местах). пляжи почти пустые, песок - отличный, вода - прозрачная. из купающихся были только я, один местный и морские блохи (может, и не блохи, но что-то в воде кусалось).

пока я там плавал, ко мне подходили знакомиться персы, которые отдыхали поблизости. первый, который купался неподалёку, решил поделиться со мной очками для плавания. второй (у него был семейный пикник на берегу) просто вдруг взял и принёс мне кофе с печеньем. вот никогда не перестану удивляться персам - как с другой планеты.

на острове народ встречается редко. зато, когда кто-кто встречается, у туриста запросто может отвиснуть челюсть - девушки ту без платков, парни гуляют в шортах, кто-то катит по велодорожкам на великах и самокатах, кто-то выгуливает мелких псин (на материке собак очти не встретить), будто попал в стамбул или грецию.

мало того, автомобилисты соблюдают пдд, а среди автомобилей сплошь иномарки, которые, к слову, запрещены во всём остальном иране, не говоря уже о спорткарах. то есть по формальным признакам киш - это вообще не иран.

иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш, иран, остров киш,

читал, что некоторые путешественники по соображениям морали и всего такого отказываются посещать киш, чтобы таким образом не спонсировать режим аятолл. лично сам приехал бы сюда ещё раз; в идеале хотелось бы вернуться сюда паромом из дубая (в кише упрощенный режим въезда, и делать визу, как на материк, здесь не нужно).

инфраструктура тут, конечно, пока что - так себе, плюс повсюду жуткие на вид отельчики в стиле цыганского барокко (типа киш старается стать аналогом дубая). зато зимой тут жарко, как в эмиратах, а плавать и загорать можно даже в трусах-слипах; на самом деле - нельзя, но тут всем на это насрать, тогда как на кешме и ормузе опасно плавать даже в боксерах. иранский товарищ говорит, что здесь сравнительно недорого можно попробовать дайвинг, водные виды спорта и прочие радости жизни у моря.

едем с хостом в его спорткаре, играет какой-то разножанровый плэйлист (не радио) с западными исполнителями, и вдруг - трек "highway to hell" by marilyn manson (бисайдовый кавер на ac/dc), про который, может, и не каждый фанат в курсе. про то, что в иране запрещено слушать даже западную попсу, я уже и не говорю.