марокко: шэвшауэн (шавен)
вторая половина марта 2019-го. один день (вечер одного дня и утро следующего) в рамках 11-дневного трипа по марокко (7-й и 8-й день трипа).
обзор поста (более 650 слов / почти 2 страницы текста): шавен в целом, история шавена, история моего сланца.
снимал на canon eos 700d и xiaomi redmi note 4.
шавен в целом
добирался на автобусе из тетуана, примерно 35 дирхам (3,6 долл / 230 руб), почти 2 часа в пути.
ночь провёл в хостеле souika (4/10), находится тот прямо в центре города (в медине). всего 5,6 долл (370 руб). хост интересовался, как мы в россии спасаемся от снега и всегда ли ходим в шубах и меховых шапках.
шавен - безусловно дико симпатичная деревушка, но уже через пару часов прогулки одолевает скука. если оставаться ночевать, то только ради того, чтобы пройтись ранним утром по более-менее пустым улицам. так я и сделал.
объяснить причину появления сине-белой раскраски домов и улиц шефшауэна уже невозможно; среди расхожих домыслов - в качестве спасительной меры против насекомых (в частности, комаров), как религиозная традиция (типа как красить яйца на пасху), а также в качестве приманки для туристов.
несмотря на турпоток, в шавене всё сравнительно дёшево (особенно после феса), а местные не демонстрируют негатива в отношении вездесущих туристов, даже наоборот: марокканцы шэвшауэна, пожалуй, наиболее приятные и доброжелательные среди прочих.
история шавена
chefchaouen происходит от арабизированного берберского ashawen, что означает рога. в качестве рогов выступают две горные вершины kelaa и megu, у подножья которых расположился город.
chef происходит от разговорного арабского shuf, и означает видеть/взгляд. так что кривой перевод chefchaouen - взор/обзор с рогов (был бы город в россии, предложил бы название подрогожская глядина).
в середине 15 века, незадолго до окончания реконкисты, арабские джихадисты возводят здесь касбу/крепость (руины стоят до сих пор) - военный форпост для защиты северного марокко от португальцев.
на тот момент здесь в основном обитало берберское племя гомаров. после реконкисты шефшауэн терпит наплыв беженцев из испанской андалузии - из бывшего гранадского эмирата хлынул поток марисков (насильно крещённых мавров-муслимов, живших в гранаде) и мегорахимов (испанских и португальских евреев), исход которых на марокканские земли продолжался порядка трёх сотен лет. собственно, для них крепость и построили.
город, возникший вокруг у крепости - это такая мигрантская мини-гранада: облик шефшауэна в том виде, в котором он дошёл до наших дней, был сформирован именно мигрантами.
долгое время (примерно четыре сотни лет - вплоть до 20 века) шэвшауэн был закрытым священным городом (ну, а для христиан - прям совсем-совсем закрытым).
шавен относится к той части марокко, которая в первую половину 20 века находилась под испанией (испанский протекторат тогда занимал скромную территорию на севере марокко, а также всю западную сахару и канарские острова, остальное марокко досталось франции).
с сентября 1921-го по 1926-й на небольшом куске северного побережья возникло сепаратистское квазигосударство - рифская республика (по названию горного хребта эр-риф, территорию вдоль которого республика объявила своей); сепаратистами были берберские племена, обитавшие в горном регионе риф. из относительно крупных городов рифской республики были только шафен и аждир.
все 5 лет, что существовала республика, она провела в войне за независимость; в результате испано-французские войска во главе с маршалом петеном республику ликвидировали. испанцы в ходе конфликта отличились массовым использованием химоружия (подписав при этом женевский протокол о запрете на его применение), а также разного рода зверствами в отношении как военных, так и мирного населения (совсем скоро наработанные здесь практики будут использоваться франкистами уже против испанцев-республиканцев и прочих врагов франкистского государства).
история моего сланца
вышел ранним утром поселфиться - пока на улицы не хлынул народ. пошлёпал в сланцах. им как раз исполнилось 10 лет, поэтому уже через пятнадцать минут прогулки крепёж на одном из них слетел.
пришлось стоять и просить у редких проходящих зажигалку, чтобы оплавить оторвавшуюся детальку из каучука и прособачить её обратно. стоял так минут 10, пока из дома напротив не вышла марокканка - кормить дворовых котиков. хозяйка пригласила в дом (английский не понимает), показала на газовую плиту и ушла.
следующие 10 минут прошли в тщетных попытках сделать с помощью газовой горелки шляпку на конце штыря. за этим делом с интересом наблюдал мелкий пацан - сын хозяйки. в конце концов, тот принёс мне гвоздь. но почему-то показал его мне только, когда я уже сам поинтересовался, нет ли у него чего-нибудь типа иглы или гвоздя.