таиланд, пхукет: пхукет-таун



. пара вылазок из патонга в рамках
обзор поста (примерно
- автобусы из патонга;
- остров - территориальное и этимологическое (что означает пхукет);
- китайское барокко - про т.н. синопортугальский архитектурный стиль;
- китайцы пхукета - шахтёрское прошлое, сколько в тайцах китайского, про эндонимы местных китайцев;
- китайские (даосские) храмы - парочка храмов, основанных китайцами-хокло;
- оил-массаж - опробовал на себе тайский массаж в пхукетской дрочильне;
- крабоеды макаки на окраине
снимал на olympus e-500.
автобусы из патонга



добирался сюда на уютном автобусе (похож на грузовик-скотовозку), в котором в качестве сидений установлены деревянные скамейки вдоль кузова.
если в россии принято ругаться на пазики в качестве общественного транспорта - типа старушки туда с трудом забираются, то в тайский автобус забираться нужно как в кузов камаза. запихнуть старушек туда помогают либо прохожие, либо пассажиры, и никто не стонет. зато - социальный клей.



в автобусе ехал с единственным там иностранцем - стариком-канадцем (этот - франкоговорящий). разговорились, погуляли по городу, а потом вдруг этот старый пидр давай звать меня в свой номер. собственно, за этим большинство пенсий из европки, сша и канады сюда и едут - на родине так просто, как здесь, не поебёшься.



из других автобусных впечатлений - местные, особенно дети объедаются чипсами, запивая их фантой. это при том, что нормальная здоровая еда тут продаётся за бесценок.
остров



пхукет-таун - единственный город на пхукете. остров же - крупнейший из тайских; по площади (543 кв.км) можно сопоставить с андоррой, индийским штатом пондичерри, главным (центральным) островом бахрейна; также пхукет по размерам чуть меньше внутригородской части питера и почти в два раза меньше москвы. на байке остров можно проехать насквозь (это будет примерно
пхукет (произносится как
в европейских источниках и навигационных картах пхукет сначала обозначался как таланг, джанк сейлон (junkceylon) или джен сайлен (англ
таланг же - это устаревшее малайское телонг, которое означало мыс, а танджунг (tanjung) - его современная форма. salang, в свою очередь, вероятно, искаженное таланг. так что получается -
китайское барокко



главная фишка города - малоэтажные постройки в стиле т.н. китайского барокко. большая часть таких была построена в начале прошлого века.



этот блок пришлось переписать. изначально изложил версию, согласно которой пхукетские дома возводили нанятые португальскими шахтовладельцами китайцы, и в какой-то момент китайский элемент наложился на португальский, на выходе же получилось то, что принято называть китайским барокко. потом выяснил, что не всё так просто, и кое-что складывалось совсем иначе.
заодно отмечу, что термин китайское барокко устоялся, кажется, только в российском сегменте интернета, тогда как во всём остальном мире в ходу название синопортугальский стиль; мне же кажется более уместным термин китайская португальщина (синопортугальщина).
фото ниже - скриншоты из гугл-стритсвью (впервые по почти безлюдным пхукетским улицам гугломашина проехалась за пару месяцев до моего приезда).



начать стоит с того, что в дотуристическую эпоху пхукет был региональным центром по добыче олова. шахты здесь принялись копать
в качестве чернорабочих-рудокопов европейские шахтовладельцы набирали китайцев; их же привлекали к строительству города. но до появления здесь китайского барокко было ещё далеко.



первые особянки в синопортугальском стиле появились на пхукете в 1860–



и хотя многие пхукетские домики были построены по образцу португальских, сами португальцы, как выяснилось, прямого отношения к пхукетским адаптациям не имели.






как бы португальский стиль попал на остров благодаря китайским дельцам, которые, насмотревшись колониальной архитектуры в малазийских малакке (бывшая португальская колония) и пенанге (туда португальский стиль проник через индейских зодчих с гоа, тот же был колонией португалии), решили воплотить на пхукете собственное прочтение увиденного. так, в архитектурный облик португальских прототипов китайцы добавили кое-каких этнических мотивов и элементов. причём не только декоративных (на первый взгляд, китайского в этих домах - крохи), но и планировочных. например, конструктивно многие из таких построек представляют собой характерные для юго-восточной азии шоп-хаусы (tiam choo) - это когда первый этаж полностью занимает магазин хозяина дома.






такой гибридный архитектурный стиль должен был отражать статус новых хозяев острова - китайских олигархов, которые желали подчеркнуть свою связь как с европейским колониальным миром, так и с китайскими традициями. эталоном же локальной архитектурной школы можно считать особняк чинпрача (1903), но мне его увидеть не довелось. таких особняков на пхукете осталось всего десять штук (или около того); ну а домишек типа шоп-хаус тут как грязи. кстати, аналогичные домики можно также увидеть в макао, вьетнаме и хайнане.
китайцы пхукета



китайцы/ханьцы, надо отметить, вторая по численности этническая группа на пхукете - около
большая часть пришлых китайцев прибыли на пхукет из не самых благополучных (как в эконономическом, так и политическом плане) южных и восточных частей тогдашнего китая. при этом доминирующим по численности субэтносом среди них были хокло/хоккиенцы (кстати, крупнейший по численности субэтнос на тайване - их там что-то 70%, а в сингапуре доля хокло составляет около трети от всех граждан), в меньшей степени представлены субэтносы теочью, хакка и кантонцы. от дефолтных китайцев-ханьцев перечисленные отличаются, в частности тем, что разговаривают на малопонятных для прочих видов китайцев языках.



остатки китайцев-переселенцев, которые смешались (в том числе на уровне генов) с автохтонным населением, носят название перанакан (с малайского можно перевести как потомки) или
апдейт: вроде как местных китайцев всё-таки правильнее называть не перанакан, а лукчин/луктин (дословно - потомок китайцев). общины же перанаканов (смешанные китайско-малайские семьи, которые говорят на креольском) теперь уже проще найти в малазийских пенанге и малакке.
местные тайцы также используют для лукчинов обиходное чин-тай - буквально тайский китаец / синотаец, а если чин-тай вдруг чем-то не угодил, то - кхек (переводится как гость).



кстати, в самих тайцах китайских генов намешано порядочно; по сути,



автохтонное же население пхукета изначально было представлено австронезийскими малайцами. ближе к концу
даосские храмы



на пхукете есть даже китайские даосские храмы (апдейт: на самом деле, не совсем даосские, а скорее синкретические, так как к даосизму там ещё примешаны буддистская и конфуцианская темы). таких китайских храмов тут не меньше десятка. один из самых свежих - kio thian keng shrine (храм небесного моста), что в парке



ещё один китайский (точнее - два) -
первая версия jui tui shrine (в народе - kew ong) была построена хоккиенскими мигрантами (китайцами-хокло) в качестве общинного центра для своих (типа клановый храм).



главным божеством jui tui shrine является особо почитаемый среди уже упомянутых китайцев-хокло теан ху хуан сой (тиан хуань сой) - даосский бог исполнительных искусств (певцов ртом, танцоров ногами), а также покровитель китайской оперы; эдакий даосский дионис, который у китайцев в ответе за экстатические представления.
название jui tui shrine как-то связано с водными мельницами (джуй хз что
до второй мировой хоккиенских храмов на пхукете было как минимум две штуки. после японской оккупации ни один из них (как и ни один из прочих китайских) не уцелел, хотя кое-какие реликвии всё же удалось сохранить (например, две статуи воинов из jui tui shrine).



второй храм - pud jor shrine (kwan im teng) - основан в честь китайской богини милосердия гуаньинь (guanyin), она же - буддийская бодхисаттва милосердия (можно сказать, китайский аналог девы марии, и, возможно, самая популяризированная бодхисаттва из всех прочих).



на алтаре (храм, кажется, pud jor shrine) - образы красномордых китайских божков войны -
апдейт: храмовый комплекс играет ключевую роль в ежегодном вегетарианском фестивале пхукета (он же - фестиваль девяти императорских богов).
оил-массаж



решил-таки попробовать тайский оил-массаж. на патонге такой предлагают на каждом шагу. в качестве зазывал работают страшненькие низкорослые тайки.
короче, выбрал салон, который меньше всего бы заподозрил в том, что там дрочильня (но, вероятно, они тут все такие). первым делом администратор попросила выбрать тайку из тех, что сидели вдоль стенки. и тут я уже подумал развернуться и уйти, но какой-нибудь массаж они мне всё-таки сделают. выбрал тайку наобум (нестрашная стройная, лет двадцати); та отвела в комнату с отсеками, разделённых ширмами как в процедурных медицинских кабинетах. во время массажа предложений секса от неё в явном виде не поступало. само собой, массаж она делала небрежно и неумело, болтая одновременно с кем-то по телефону. заплатил я, кажется,
макаки-крабоеды



какая-то обзорная площадка, откуда можно поглазеть на место скопления обезьян (кажется, это макаки-крабоеды - таких же в избытке можно наблюдать в лопбури).



сюда добрался с таксистом на мотобайке. смотреть тут не на что - обезьянки далеко, их тут мало, а в округе ничего интересного.
...



как по мне, густая сеть проводов, типичная для в азии, это не недостаток, а, скажем так, визуальный изюм. правда, во время прогулки приходится думать не столько о том, что на голову может упасть кокос с пальмы (они тут периодически падаю и убивают), но ещё и оголённый провод.





