таиланд, пхукет: пхукет-таун



. пара вылазок из патонга в рамках
обзор поста (примерно 900 слов / две страницы текста):
- автобусы из патонга;
- этимологическое - что означает пхукет;
- китайцы пхукета - шахтёрское прошлое и португальское наследие, китайское барокко, сколько в тайцах китайского;
- китайские (даосские) храмы;
- тайский оил-массаж - опробовал на себе массаж в пхукетской дрочильне;
- макаки-крабоеды на окраине пхукет-тауна.
снимал на olympus e-500
автобусы из патонга



добирался сюда на уютном автобусе (похож на грузовик-скотовозку), в котором в качестве сидений установлены деревянные скамейки вдоль кузова (по-тайски скотовозка называется сонгтэо, и переводится как две скамейки). найти в городе остановку автобуса без помощи местных - нереально, она спрятана чуть ли не во дворах.
если в россии принято ругаться на пазики в качестве общественного транспорта - типа старушки туда с трудом забираются, то в тайский автобус забираться нужно как в кузов камаза. запихнуть старушек туда помогают либо прохожие, либо пассажиры, и никто не стонет. зато - социальный клей.



в автобусе ехал с единственным там иностранцем - стариком-канадцем (этот - франкоговорящий). разговорились, погуляли по городу, а потом вдруг этот старый пидр давай звать меня в свой номер. собственно, за этим большинство пенсий из европки, сша и канады сюда и едут - на родине так просто, как здесь, не поебёшься.



из других автобусных впечатлений - местные, особенно дети объедаются чипсами, запивая их фантой. это при том, что нормальная здоровая еда тут продаётся за бесценок.
этимологическое



пхукет-таун - единственный город на пхукете. пхукет (произносится как пу-кет) означает, вероятно, холм (от малайского bukit).
остров же - крупнейший из тайских; по площади (573 кв.км) сопоставим с сингапуром, бахрейном и сейшельскими островами.
в европейских источниках и навигационных картах пхукет сначала обозначался как таланг, джанк сейлон (junkceylon) или джен сайлен (англ jan sylan) - все эти названия, скорее всего, мутанты малайского tanjung salang (мыс саланг). таланг - это устаревшее малайское телонг, которое означало мыс, а танджунг (tanjung) - его современная форма. salang, в свою очередь, вероятно, искаженное таланг. так что получается - мыс мыс.
китайцы пхукета



главная фишка города - малоэтажные постройки в стиле т.н. китайского барокко. большая часть таких была построена в начале прошлого века.



в дотуристическую эпоху пхукет был центром по добыче олова. с 18 века шахтами заправляли португальцы. в качестве чернорабочих набирали китайцев. их же привлекли к строительству города (впрочем, насколько я понял, значительная часть китайцев строили здесь дома для собственных нужд).
пхукетские домики были построены по проектам португальцев, при этом китайские товарищи вмешались в архитектурный облик построек, и добавили этнических элементов (на самом деле, китайского декора там - крохи). из китайского в том числе - планировка: многие такие дома представляют собой т.н. шоп-хаусы - это когда первый этаж полностью занимает магазин хозяина дома. говорят, такие же домики можно также увидеть в макао, вьетнаме и хайнане.



китайцы, кстати, вторая по численности этническая группа на пхукете - около 35% населения провинции. большинство - потомки тех самых чернорабочих, которые горбатились на португальских шахтах. но и в самих тайцах китайских генов намешано порядочно; по сути, прото-тайцы были китайским субэтносом (здесь напрашивается шутка про ки_тайцев), который затем перемешался с коренным населением юго-восточной азии, в частности с монами и прото-лаосцами.
остатки китайцев-переселенцев, которые смешались (в том числе на уровне генов) с автохтонным населением, носят название перанакан (с малайского можно перевести как потомки) или баба-нёня (можно перевести как дедо-бабки). по сути, это уже никакие не китайцы (китайского языка они уже не знают), а отдельная народность типа китайцев тайваня.
даосские храмы



на пхукете есть даже китайские (даосские) храмы (их тут не меньше десятка). один из самых свежих - kio thian keng saphan hin shrine (1996) в парке saphan hin.



ещё один китайский (точнее - два) - jui tui shrine (святилище джуй туй) и pud jor shrine, которые соединены в один храмовый комплекс. оба были основаны в начале прошлого века, но сами постройки относительно свежие.



главным божеством jui tui shrine является теан ху хуан сой - даосский бог исполнительных искусств (певцов ртом, танцоров ногами), а также покровитель китайской оперы. джуй по-китайски означает воду, туй - хз что груда/куча/скопление; название как-то связано с водными мельницами - первая версия храма располагалась где-то у водных каналов (нынешний построен на новом месте).



второй храм основан в честь китайской богини милосердия - kwan im teng.



на алтаре (храм, кажется, pud jor shrine) - образы красномордых китайских божков войны - гуань-ди (guan yu / guan gong).
оил-массаж



решил-таки попробовал тайский оил-массаж. на патонге такой предлагают на каждом шагу - в качестве зазывал работают страшненькие низкорослые тайки. в пхукет-тауне же всё поскромнее. то, что это шлюхи, которые под видом массажа приглашают на утехи, я уже был наслышан, но про то, так всё обстоит там внутри, не задумывался.
короче, выбрал салон, который меньше всего бы заподозрил в том, что там дрочильня (но, вероятно, они тут все такие). первым делом администратор попросила выбрать тайку из тех, что сидели вдоль стенки. и тут я уже подумал развернуться и уйти, но какой-нибудь массаж они мне всё-таки сделают. выбрал тайку наобум (нестрашная стройная, лет двадцати); та отвела в комнату с отсеками, разделённых ширмами как в процедурных медицинских кабинетах. во время массажа предложений секса от неё в явном виде не поступало. само собой, массаж она делала небрежно и неумело, болтая одновременно с кем-то по телефону. заплатил я, кажется, 400 бат / 13 долл (оно того не стоило).
макаки-крабоеды



какая-то обзорная площадка, откуда можно поглазеть на место скопления обезьян (кажется, это макаки-крабоеды - таких же в избытке можно наблюдать в лопбури).



сюда добрался с таксистом на мотобайке. смотреть тут не на что - обезьянки далеко, их тут мало, а в округе ничего интересного.
прочее



как по мне, густая сеть проводов, типичная для в азии, это не недостаток, а, скажем так, визуальный изюм. правда, во время прогулки приходится думать не столько о том, что на голову может упасть кокос с пальмы (они тут периодически падаю и убивают), но ещё и оголённый провод.








