россия, верхнее поволжье, нижегородская область: выкса



. полтора дня в рамках



выкса стала моим 56-м по счёту посещённым городом рф (из примерно 1200 российских городов) и
обзор поста (примерно
- дорожно-жилищное;
- перформанс на вмз - "страсти по мартену" в стенах закрытого металлургического цеха;
- фестивальное - "полезное искусство", заплыв на арт-плотах, шуты на пазике, "кино на родине";
- про город в целом и в деталях - разруха, богатыри, вандалы.
снимал на xiaomi redmi note 4.
дорожно-жилищное



из москвы сюда так просто не добраться. мне пришлось ехать ночным плацкартом через муром, оттуда потом почти два часа на автобусе (205



заранее жильё забронировать не успел - о фесте узнал за пару дней, все бюджетные варианты для проживания были уже заняты. пришлось в итоге обращаться в привокзальную столовку - подумал, что наверняка там кто-нибудь сдаёт комнату. дали адрес - на окраине города за пустырём среди заброшек и недостроя стоит панелька; внутри - некое подобие хостела: куча кроватей, нормальных одеял и постельного белья тут нет, ванная с туалетом убитые (помыться так и не решился), и никакого отопления. одно из самых мрачных мест (если не самое), где доводилось кантоваться. за две ночи в этом бомжатнике отдал примерно 500
перформанс на вмз



пару месяцев назад в выксе произошло знаменательное событие: на выксунском металлургическом заводе (вмз) - он тут у них градообразующий - закрылся сталеплавильный цех. в том цеху до недавнего времени использовались допотопные мартеновские печи - в таких чугун и чёрные металлы переплавляли в сталь (мартеновские они - по имени создателя печки - французского инженера пьера мартена). пишут, что это были последние большие мартеновские печи в европе. можно сказать, похоронили эпоху.
к событию приурочили перформанс - "страсти по мартену", или мистерия производства стали. пять актов мистерии развернулись в четырёх локациях теперь уже бывшего сталеплавильного цеха. удовольствие обошлось мне в какие-то 200
куратором перформанса был объявлен юрий муравицкий - набирающий популярность режиссёр, работающий в основном с новой драмой ("зажги мой огонь" в
из постановщиков, в частности, пригласили ксению перетрухину - обычно та работает в паре с кем-то более известным (волкострелов, угаров, гацалов), и отвечает в постановках за то, чтобы статисты с многозначительным видом ходили по сцене взад-вперёд, изредка разражаясь не менее многозначительной бубнёжкой. мне как-то раз довелось заскочить на её
режиссёром же заявлена некая анна абалихина, но про неё впервые слышу.



в первом акте реальные работники цеха вперемешку с профпевцами зачитывали производственные инструкции на манер церковных хоралов. всё это под музыку алексея сысоева. последний отметился, в частности, в "полнолунии" филиппа григорьяна, "машине мюллер" и "околоноля" кирилла серебренникова - это из того, что довелось увидеть и услышать.
второй акт - довольно-таки нудная хореографическая часть, площадкой для танцевальных сцен в которой выступали шлаковые ковши, а инструментами перкуссионистов - железнодорожные колёса (продукция завода). фоном - всё те же церковные хоралы на всю ту же производственную тему.



третий акт (самый крутейший) обозначен как балет. в нём вместо живых актёров огромные металлургические краны, циклично перемещавшие пустые чаны из одной точки производственного процесса в другую. актёров машины заменили в буквальном смысле, так как действие происходило в той же локации, что и предыдущий акт. а музыкой стали звуки машинерии, перебиваемые тревожными завываниями сирены.
четвертый акт (скорее замена антракту) выглядел как прогулка по инсталляции из вертикально стоящих чугунных колонн, из которых звучали голоса работников цеха, рассказывающих истории о своей работе - приём, уже успевший набить оскомину, и если б он был сокращён до пяти минут, то был бы простителен.



последняя часть развернулась перед рельсами в той части цеха, откуда сталь покидала завод на вагонетках, только постановщик этой части перформанса - ксения перетрухина - вместо "стальной продукции" поместила в вагонетки растения в кадках, уезжая на которых, они вроде как символизировали новую жизнь завода.



забавно, что даже в таких шикарных декорациях перетрухина продолжает эксплуатировать свою любимую схему с монотонными перемещениями статистов в пространстве, но это пока что лучшая подача из тех, что довелось у неё видеть.
выксунская шуховка



бонусом к "страстям" была возможность рассмотреть вблизи
фестивальное



в последние годы выксунские пространства регулярно пополняются современными арт-штуковинами - всё благодаря фесту "арт-овраг" (как оказалось, этот уже
в этом году фест прошёл под темой "полезное искусство" - организаторы решили, что одной эстетикой в таком захолустье сыт не будешь, а чтобы у местных было меньше соблазнов развандалить очередной арт-объект (об этом - ниже), облагораживать выксу принялись в том числе объектами инфраструктурными.
так что теперь тут и современные парковые зоны (тоже с арт-объектами), каких не в каждом российском миллионнике, детские арт-дворики, два роскошных павильона автобусных остановок - от архбюро "дружба" - из покрашенных в красный заводских труб (забавно, что транспорт выксы при этом представлен одними лишь пазиками).



из прочих городских удобств: по верхневыксунскому пруду запустили пассажирские арт-плоты (типа, дрейфующий арт-парк). пять штук таких появились в рамках прошлого феста, в этом же году их почему-то четыре (вроде как был ещё плот со скейт-рампой), включая доставшийся мне плот-прищепку (победитель прошлогоднего конкурса "плот мечты"); последний - проект
получасовая поездка на таком обойдётся в какие-то
в очереди на посадку местные мамашки успели пересраться - у них там детки, поэтому путь в очереди - не такой уж и большой - свиноматки расчищали локтями.



жаль, конечно, что плоты не работают как паромы - на другом берегу виднелся рождественский собор, ногами же до него мне было добираться лень.



крутейшая идея для уличного кинотеатра: на фестивале видосы - показывали короткометражки с кинофеста "shnit worldwide" - проецировали на одну из внешних стен полуразвалившегося советского кинотеатра "родина" (тот закрылся уже лет как десять назад). само мероприятие при этом называлось "кино на родине". очередная придумка местных - екатерины устиновой (главред
больше всех зашёл 15-минутный испанский "timecode" (режиссёр - juanjo giménez). оказалось, победитель каннского кинофестиваля в



неоновый арт-объект "всё это не сон"



периодически по центру города рассекал раскрашенный пазик - автором росписи был снова кто-то из местных - с командой шутов в сиреневых комбинезонах на борту. последние обозначили себя как "спам-театр". театральный арсенал товарищей ограничивался балаганными эскападами с визгами, свистелко-перделками и всем, чем полагается - наверное, чтоб народ понял, что тут конкретное веселье-веселье, а не пидорьё какое-нибудь.



была ещё выставка в арт-резиденции феста (сама она открылась только в прошлом году), но там тухляк. плюс несколько инсталляций в музее вмз в доме баташёвых, в частности,



кое-что удалось посмотреть из окна пазика. проехал на одном из маршрутов через весь город, добравшись до конечной у спорт-арены "баташёв" - там у входа установили как бы арт-объект в виде металлического футбольного мяча (очередной местный автор - некая наталья гусева) - очевидно, такое могло бы появиться и без всяких фестивалей. ни на что, кажется, не претендующая штуковина из разряда "чтобы было" - типа, и местную привлекли, и окраины города охватили.



апдейт. полянка с деревянными скульптурами в центральном парке, как выяснилось, уже не
про город в целом и в деталях



название выкса (ударение на первую) произошло от гидронима выксунь - мелкой речушки, на карте которую сейчас уже не обнаружить. но можно разглядеть речку выксунка - та тоже мелкая и течёт через выксу (вероятно, та самая выксунь и есть). в переводе с финно-угорского название означает поток, ручей или течение.



поймал такси, и такой: "мне до верхневыксунского пруда".



задачи посмотреть весь город у меня не было (в частности, выксунский собор - совершенно невзрачный на вид - увидел лишь издалека с борта плавучей прищепки, и даже памятник ленину - а он тут в кепке - как-то проскочил мимо моего внимания), так что подробнее про выксу, в том числе про историю, может, напишу, если случиться попасть сюда ещё раз (так-то хотелось бы). но через гугл-стритсвью, как и по мурому, спустя время всё же прогулялся.
вообще, выкса показалась одним из самых интересных малых городов россии. само собой, всё сколько-нибудь стоящее/приличное здесь появилось благодаря арт-фесту. особое же очарование выксе придаёт то, что вся эта послефестивальная красота чередуется с типичной разрухой провинциальных городов - промзонами, пазиками, жуткими хрущёвками и не менее жутким новостроем.
фестивальная инициатива принадлежит ирине седых - супруге владельца омк (куда входит вмз). намерения были сугубо благими - приобщить заводских замкадышей к сложному и высокому, заодно ещё и снизив отток молодёжи. судя по всему, значительных успехов на этом поприще добиться не получилось (известное дело - народ охотно приобщается разве что к водке), в связи с чем в прошлом году к работе над фестом решили привлечь ещё и архбюро
пожалуй, выкса - это то, чем могла быть пермь, но так и не стала (и вряд ли станет). там, кстати, инфраструктурные подарки не оценили: напомню, что павильоны автобусных остановок от артемия лебедева - кажется, первые в рашке на уровне европки - скрепные скоторусские успели угробить в течение всего лишь одного года.



апдейт. арт-судьба выксы, очевидно, тоже под вопросом:
город, однако, новую идентичность демонстрировать не торопится. по большей части он принял все это суетливое искусство довольно индифферентно, а местами так и вовсе в штыки. одновременно с пашиной горожане уничтожили работу "большой джини" американца джона пауэрса - огромную, из полутора тысяч розовых деревянных брусочков, сложную геометрическую фигуру. уничтожили намеренно: ночью облили бензином и подожгли. // kommersant.ru
так как дело было в

















