центральная россия, владимирская область: суздаль



. славный город суздаль - последний пункт в рамках



обзор поста (примерно
- про город в целом;
- немного истории;
- фотоотчёт прокудина-горского;
- дорожное.
снимал на xiaomi redmi note 4.
про город в целом



суздаль в последнее время везде нахваливают как один из самых причёсанных и умытых малых городов россии - это, типа, чтоб столичным хипстерам соваться сюда (в страшное и дремучее замкадье) было не брезгливо. однако и неприлизанного с непричёсанным тут ещё навалом - главным образом, суздальские святыни. зато какое-то тут ощущение старины и всего того, чего так остро не хватает москвичам - особенно тем из них, кто раз в год выползает из душных офисов посмотреть на россиюшку.



в целом же, тут очень хорошо и гуляется, и дышится - луга, просторы, холмы (ополье же), пыльные сельские тропки, и почти на каждом повороте - ветхие церквушки.



ни одной многоэтажки - будто находишься посреди декораций для исторического фильма.



дело в том, что суздалю повезло стать обладателем такого интересного для россии статуса как "город-заповедник": типа, весь город - объект культурного наследия, к статусу полагается особый режим охраны, в том числе запрет на современную застройку. тем же могут похвастаться только гороховец, великий устюг и кириллов (ни в одном из перечисленных пока ещё не был).



туристов при этом немного. само собой, встречаются китайцы.



в рестиках не так уж и дорого. здесь отобедал грибным супом-пюре, который подаётся в плошке из хлеба. 320



расположен суздаль на



куча локаций здесь, в частности, музей деревянного зодчества, и даже один из монастырей (спасо-евфимиев), требуют за вход копеечку - от 400



потратился разве что на обзорку на
о главном



в суздале есть один памятник ленину, примерно
немного истории



основан суздаль, предположительно, в середине
волхвы - языческие жрецы, чародеи и чернокнижники - которые на фоне усиленной христианизации вятичских и мерянских земель продолжали владеть умами местных смердов (земледельцев), согласно летописи, во время неурожая дошли (вроде бы из ярославля) до суздаля, ростова и белоозера - ключевых центров залесья, и принялись возмущать тамошний народ, избивая "старую чадь" (вероятно, местную знать и старейшин) и закалывая "лучших жён" за то, что те якобы прятали снедь (припасы) - эдакая славянская версия охоты на ведьм. само собой, все подробности предполагаемого мятежа, включая реальные мотивы волхвов, - лишь догадки и домыслы.
при князе юрии долгоруком (начало
спустя полвека князь андрей боголюбский (сын и преемник долгорукого) перенесёт столицу княжества во владимир, ближе к торговым путям (свою княжескую резиденцию тот выстроит неподалёку), а само княжество переоформит как владимиро-суздальское.
в истории руси то был важнейший исторический поворот: после смерти отца боголюбский мог (и, по идее, должен был) занять киевский престол (став примерно
во время монгольских нашествий суздаль так же, как владимир, рязань и ещё дюжина славных русских городов, будет полностью разорён. но с карты не исчезнет. благодаря своему статусу второго после владимира церковного центра у суздаля получилось быстро восстановиться.
в 1257-м ордынские чиновники проведут здесь первую на руси перепись славянского поголовья (мероприятие, известное как число), положив начало тотальному фискальному учёту на захваченных землях северо-восточной руси. вслед за этим последует раздача ярлыков и регулярный сбор дани с покорённых русских княжеств.



к середине 13 века становится центром суздальского княжества, которое из-за раздела земель между сыновьями ярослава всеволодовича отделилось от владимирского. в середине
после татарских набегов во второй половине
при грозном суздаль войдёт в состав опричных городов (таких тогда было
в течение первой половины
в начале 18 века суздаль будет приписан к московской губернии в качестве центра суздальской провинции. при екатерине второй получит статус уездного города владимирского наместничества. к



бум храмостроя приходится на



суздаль тогда становится одним из крупнейших центров русского монашества (наравне с сергиевым посадом и соловками). из
как и до мурома, гитлеровцы до суздаля не дошли (как и не дошли наполеоновские войска в



с названием суздаль понятного мало. вероятно, изначально носил название суждаль. народная этимология связывает его с древнерусским глаголом съзьдати - строить / вылепить из глины. скорее всего, название восходит к какому-то финно-угорскому корню, связанного с неким гидронимом.
прокудин-горский



в 1912-м у суздаля случилась фотосессия: сюда пожаловал



кстати, у меня почти такой же ракурс стены спасо-евфимиевского монастыря (тогда у него была ещё зелёная крыша из металла).






дорожное



добрался сюда из выксы - на двух автобусах через муром и владимир. два с лишним часа дороги до владимира
в москву сначала так же на автобусе до владимира, затем на bla-bla-car, а потом ещё и на такси, так как в москву из-за пробок добрались уже к ночи. весь путь занял больше пяти часов. очевидно, выбираться в москву из городов центральной россии в выходной день и по автодорогам - идея откровенно неудачная, однако возможность уехать оттуда по рельсам была только глубокой ночью, купить же билет на вечернюю электричку день в день из таких мест - это что-то из области нереального.