крым: пгт мирный
первая половина ноября 2020-го. посёлок мирный посмотрел мимоходом, когда выбрался к пляжу z.city (вылазка из евпатории) - это 24-й день в рамках 36-дневного трипа по крыму с захватом тамани.
обзор поста (примерно 760 слов / две страницы текста):
- мирный в целом;
- немного истории - военгородок, озеро донузлав и военно-морская база, блокада украинского флота в марте 2014-го;
- чуток морской авиации - корабельный вертолёт ка-25пл и самолёт-амфибия бе-12.
снимал на xiaomi redmi note 7.
мирный в целом
чтобы добраться до пляжа z.city, нужно миновать город пгт мирный и село поповка. до мирного из евпатории 40 минут на маршрутке (примерно 30 км) - 88 руб (1,14 долл) туда, 55 руб (0,7 долл) - обратно.
почти весь посёлок состит из одинаковых хрущёвок. во дворах - несколько экземпляров морской авиатехники. часть фото понаковырял с яндекс стритсвью - машинка яндекса проехалась здесь в том же году.
из интересного в посёлке только то, что тот слипися с селом поповка, притом что мирный относится к горокругу евпатория в виде эксклава, тогда как поповка относится к сакскому району.
мирный к тому же территориально представлен тремя разрозненными кусками (это по картам яндекса); я был только в центральной части, что примыкает к поповке. исследовать посёлок ногами целиком у меня не было никакого желания, но, вероятно, две другие части мирного для простого люда недоступны.
немного истории
город посёлок мирный, как можно догадаться по названию, город посёлок военный (точнее - военно-морской). появился в последний год правления хрущёва как военная база подлодок, военных кораблей и военного аэродрома (с середины 1990-х аэродром заброшен). при совке был одним из двух основных поселений сверхсекретного военно-морского гарнизона в составе крымской военно-морской базы (в неё входили подразделения противолодочной морской авиации и кораблей-истребителей); вторым таким был посёлок новоозёрное.
оба посёлка - мирный и новоозёрное - расположены возле озера донузлав (название озера - это не забористая советская аббревиатура, как может показаться, а производное от тюркского donuz, что в переводе означает кабан). с 1960-х после открытия водоканала, соединяющего озеро с чёрным морем, донузлав стал фактически техногенным заливом.
с 1940-х донузлав использовался в качестве оперативного гидроаэродрома. донузлав был местом базирования полка гидросамолётов противолодочной авиации, десантных кораблей на воздушной подушке, сторожевых катеров, морской пехоты и боевых пловцов-диверсантов, бригады тральщиков, дивизион вспомогательных и аварийно-спасательных судов.
после раздела черноморского флота в 1990-х, когда база донузлава перешла под контроль украины, здесь будет образована южная военно-морская база - одна из четырёх украинских (на момент начала 2014-го). после аннексии крыма двух таких баз (включая главную - севастопольскую) украина лишилась; украинский флот, как пишут в сми, потерял более 80% своих активов и возможностей. на текущий момент украина располагает тремя базами вмф - в одессе, николаеве и бердянске (с дополнительными пунктами базирования в мариуполе и геническе).
во время аннексии в марте 2014-го выход из донузлава для украинских судов был заблокирован российскими вмс. для организации блокады были затоплены 4 вроде как списанных судна черноморского флота рф, включая противолодочный корабль "очаков" (через полгода его подняли и отбуксировали на кладбище кораблей новоозёрска). в итоге в донузлаве было заблокировано 13 украинских кораблей, 8 из них уже в апреле-мае 2014-го были возвращены украине, остальные вроде как всё ещё удерживаются (я дальше википедии не копал, так что - хз).
ка-25пл и бе-12
в сквере рядом с детскими площадками новые власти установили пару образцов морской авиации (судя по яндексным снимкам в стритсвью, воентехнику сюда притащили в 2017-2018 гг).
сомнительный ценности памятник - вертолёт ка-25пл. модификация ка-25/ка-252 - корабельные/палубные многоцелевые вертолёты - серия вертушек, которая базируется на кораблях вмф. "ка" - это н.и.камов - тот был главным конструктором. "пл" означает противолодочный - вертушка предназначена для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок (после обнаружения цели вертолёт мог сбросить бомбу, торпеду или ракету).
ка-25пл стал самым массовым в серии (всего было 20 модификаций). на службу поступил в 1971-м. тогда позиционировался как основное противолодочное оружие, при этом получил славу самого аварийного летательного аппарата морской авиации - с ним произошли около двух десятков катастроф. в википедии пишут, что "вполне удачным был признан только вертолёт-целеуказатель ка-25ц. тральщики и измерители командованием вмф оценивались по основным параметрам удовлетворительно. основная противолодочная модификация ка-25пл признана неудовлетворительной, как неспособная в полной мере к выполнению основной задачи - поиску подлодок".
спустя примерно 10 лет была выпущена усовершенственная модель ка-27 (у которой было не менее 12 модификаций). ка-25 активно использовались до конца 1980-х, окончательно сняты с вооружения в начале 1990-х.
в тот же сквере установлен бе-12 ("чайка") - противолодочный турбовинтовой самолёт-амфибия (т.н. летающая лодка), преемник самолёта бе-6. "бе" означает г.м.бериев - тот был главным конструктором.
разработан для противолодочного и морского патрулирования (в постсоветское время некоторые самолёты были переоборудованы в водные бомбардировщики для тушения лесных пожаров). на момент создания являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире. за годы производства с 1960-го по 1973-й было построено около 150 единиц. на основе бе-12 было разработано не менее 10 модификаций. в конце 1980-х их планировали заменить на а-40 "альбатрос" (до 2012-го являлся самым большим в мире реактивным самолётом-амфибией), но совок коллапсировал, и производство остановилось (после аннексии в 2014-м стали поговаривать о возобновлении производства - вроде должен появиться а-42, но пока что об этом - только разговоры).