crimea: mirniy sett | travel-blog #158011

crimea: mirniy sett

Проездом в крымском посёлке Мирный

крым: пгт мирный

пгт мирный, гидроплан бе-12 пгт мирный, гидроплан бе-12 памятник вертолёту ка-25пл в пгт мирный

первая половина ноября 2020-го. посёлок мирный посмотрел мимоходом, когда выбрался к пляжу z.city (вылазка из евпатории) - это 24-й день в рамках 36-дневного трипа по крыму с захватом тамани.

обзор поста (примерно 760 слов / две страницы текста):
- мирный в целом;
- немного истории - военгородок, озеро донузлав и военно-морская база, блокада украинского флота в марте 2014-го;
- чуток морской авиации - корабельный вертолёт ка-25пл и самолёт-амфибия бе-12.

снимал на xiaomi redmi note 7.

мирный в целом

пгт мирный на карте пгт мирный на карте флаг с голубем пгт мирный

чтобы добраться до пляжа z.city, нужно миновать город пгт мирный и село поповка. до мирного из евпатории 40 минут на маршрутке (примерно 30 км) - 88 руб (1,14 долл) туда, 55 руб (0,7 долл) - обратно.

хрущобы в пгт мирный хрущобы в пгт мирный хрущобы в пгт мирный

почти весь посёлок состит из одинаковых хрущёвок. во дворах - несколько экземпляров морской авиатехники. часть фото понаковырял с яндекс стритсвью - машинка яндекса проехалась здесь в том же году.

пгт мирный на карте пгт мирный на карте пгт мирный на карте

из интересного в посёлке только то, что тот слипися с селом поповка, притом что мирный относится к горокругу евпатория в виде эксклава, тогда как поповка относится к сакскому району.

недостроенный храм в пгт мирный пгт мирный, ель внутри ограды click for donate

мирный к тому же территориально представлен тремя разрозненными кусками (это по картам яндекса); я был только в центральной части, что примыкает к поповке. исследовать посёлок ногами целиком у меня не было никакого желания, но, вероятно, две другие части мирного для простого люда недоступны.

немного истории

пгт мирный, вывеска кафешки пгт мирный, вывеска церкви на хрущовке пгт мирный, вывеска церкви на хрущовке

город посёлок мирный, как можно догадаться по названию, город посёлок военный (точнее - военно-морской). появился в последний год правления хрущёва как военная база подлодок, военных кораблей и военного аэродрома (с середины 1990-х аэродром заброшен). при совке был одним из двух основных поселений сверхсекретного военно-морского гарнизона в составе крымской военно-морской базы (в неё входили подразделения противолодочной морской авиации и кораблей-истребителей); вторым таким был посёлок новоозёрное.

оба посёлка - мирный и новоозёрное - расположены возле озера донузлав (название озера - это не забористая советская аббревиатура, как может показаться, а производное от тюркского donuz, что в переводе означает кабан). с 1960-х после открытия водоканала, соединяющего озеро с чёрным морем, донузлав стал фактически техногенным заливом.

с 1940-х донузлав использовался в качестве оперативного гидроаэродрома. донузлав был местом базирования полка гидросамолётов противолодочной авиации, десантных кораблей на воздушной подушке, сторожевых катеров, морской пехоты и боевых пловцов-диверсантов, бригады тральщиков, дивизион вспомогательных и аварийно-спасательных судов.

после раздела черноморского флота в 1990-х, когда база донузлава перешла под контроль украины, здесь будет образована южная военно-морская база - одна из четырёх украинских (на момент начала 2014-го). после аннексии крыма двух таких баз (включая главную - севастопольскую) украина лишилась; украинский флот, как пишут в сми, потерял более 80% своих активов и возможностей. на текущий момент украина располагает тремя базами вмф - в одессе, николаеве и бердянске (с дополнительными пунктами базирования в мариуполе и геническе).

во время аннексии в марте 2014-го выход из донузлава для украинских судов был заблокирован российскими вмс. для организации блокады были затоплены 4 вроде как списанных судна черноморского флота рф, включая противолодочный корабль "очаков" (через полгода его подняли и отбуксировали на кладбище кораблей новоозёрска). в итоге в донузлаве было заблокировано 13 украинских кораблей, 8 из них уже в апреле-мае 2014-го были возвращены украине, остальные вроде как всё ещё удерживаются (я дальше википедии не копал, так что - хз).

ка-25пл и бе-12

памятник вертолёту ка-25пл в пгт мирный памятник самолету бе-12 в пгт мирный click for donate

в сквере рядом с детскими площадками новые власти установили пару образцов морской авиации (судя по яндексным снимкам в стритсвью, воентехнику сюда притащили в 2017-2018 гг).

памятник вертолёту ка-25пл в пгт мирный памятник вертолёту ка-25пл в пгт мирный памятник вертолёту ка-25пл в пгт мирный

сомнительный ценности памятник - вертолёт ка-25пл. модификация ка-25/ка-252 - корабельные/палубные многоцелевые вертолёты - серия вертушек, которая базируется на кораблях вмф. "ка" - это н.и.камов - тот был главным конструктором. "пл" означает противолодочный - вертушка предназначена для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок (после обнаружения цели вертолёт мог сбросить бомбу, торпеду или ракету).

ка-25пл стал самым массовым в серии (всего было 20 модификаций). на службу поступил в 1971-м. тогда позиционировался как основное противолодочное оружие, при этом получил славу самого аварийного летательного аппарата морской авиации - с ним произошли около двух десятков катастроф. в википедии пишут, что "вполне удачным был признан только вертолёт-целеуказатель ка-25ц. тральщики и измерители командованием вмф оценивались по основным параметрам удовлетворительно. основная противолодочная модификация ка-25пл признана неудовлетворительной, как неспособная в полной мере к выполнению основной задачи - поиску подлодок".

спустя примерно 10 лет была выпущена усовершенственная модель ка-27 (у которой было не менее 12 модификаций). ка-25 активно использовались до конца 1980-х, окончательно сняты с вооружения в начале 1990-х.

памятник самолету бе-12 в пгт мирный памятник самолету бе-12 в пгт мирный памятник самолету бе-12 в пгт мирный

в тот же сквере установлен бе-12 ("чайка") - противолодочный турбовинтовой самолёт-амфибия (т.н. летающая лодка), преемник самолёта бе-6. "бе" означает г.м.бериев - тот был главным конструктором.

разработан для противолодочного и морского патрулирования (в постсоветское время некоторые самолёты были переоборудованы в водные бомбардировщики для тушения лесных пожаров). на момент создания являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире. за годы производства с 1960-го по 1973-й было построено около 150 единиц. на основе бе-12 было разработано не менее 10 модификаций. в конце 1980-х их планировали заменить на а-40 "альбатрос" (до 2012-го являлся самым большим в мире реактивным самолётом-амфибией), но совок коллапсировал, и производство остановилось (после аннексии в 2014-м стали поговаривать о возобновлении производства - вроде должен появиться а-42, но пока что об этом - только разговоры).