россия, краснодарский край, черноморский район: мыс дооб и сухогруз "рио"
вторая половина июня 2022-го. вылазка из геленджика в рамках 34-дневного трипа по причерноморью - абхазии (8 дней), краснодарскому краю (16 дней от сочи до анапы) и крыму (10 дней). 21-й день трипа.
обзор поста (примерно 850 слов / две страницы текста):
- из кабардинки до сухогруза;
- сухогруз "рио";
- природные красоты мыса дооб;
- пригожинская усадьба;
- затонувший пароход "адмирал нахимов";
- затонувший черноморский флот.
снимал на redmi note 10 pro.
путь до сухогруза
главным туристический магнит кабардинки - севший на мель сухогруз "рио", что на мысе дооб (происхождение названия дооб неизвестно; дооб здесь также - гора и речка). из кабардинки до него - около 40 минут пешего пути по унылой дороге вдоль государственных санаториев. на финише - лакшери-ресорт, через территорию которого придётся пройти, чтобы спуститься до сухогруза (говорят, раньше за проход взимали 200 руб, но сейчас - вход свободный).
на входе в ресорт встречают супервежливые сотрудники, очень грамотно инструктируя каждого проходящего к сухогрузу - о том, как к нему спуститься и как вернуться назад, хотя никаких инструкций дорога до "рио" вроде бы не требует, тем не менее, услышать внятную человеческую речь в этих краях было очень приятно.
после ресорта дорога идёт вдоль узкой пляжной полосы; в двух местах пришлось пройтись по воде, чтобы обогнуть скалы.
сухогруз "рио"
достопримечательность появилась совсем недавно - в 2018-м. 3,5 года назад сухогруз должен был войти в новороссийской порт (перед заходом в порт все суда ожидают на якорной стоянке в нескольких километрах от цемесской бухты - фактически в открытом море), но из-за шторма якорь оторвался, а сухогруз выбросило на берег мыса дооб.
на момент аварии владельцем судна была турецкая компания. от демонтажа судна (что вроде как дешевле, чем прочие альтернативы) владелец отказался (похожая история с севшим на мель сухогрузом "ибрагим-яким" близ крымского села маяк, что в тарханкуте), а спустя год продал судно кому-то из местных.
вероятно, долго стоять кораблику не придётся - новые законы требуют освобождать акватории от подобного хлама, так что в скором времени "рио" будет отправлен на металлолом.
махина достигает высоты 5-этажного дома, а с мачтами и всем прочим - 42 метра (высота 12-этажной панельки). на воду был спущен японцами 37 лет назад (почти мой ровесник) - тогда сухогруз назывался не "rio", а "super venture".
я подошёл как раз, когда спустили лестницу для подъёма наверх. поднимаюсь - просят 500 рублей (8,8 долл) за "пройтись по палубе" и 1000 (17,6 долл) за "пройтись по каютам". фоткать нельзя, вещи - сдавать. везде видеокамеры (на самом судне живёт охранник). я, конечно, спустился обратно.
природные красоты мыса дооб
после рио двинул на нудик за мысом дооб - это в 15-20 минутах ходьбы в сторону геленджика. узкая полоса дикого пляжа, напротив которого - якорная стоянка сухогрузов, ожидающих захода в порт новороссийска.
слоистые известняковые скалы как в голубой бездне под джанхотом.
природные красоты мыса дооб
если нудики под дивноморским находятся прямо под путинскими и гундяевскими виноградниками, то нудик дооба - под усадьбой пригожина - того самого "повара путина", который - владелец фабрики ольгинских троллей и чвк "вагнер".
сама усадьба, как пишут товарищи из фбк, разместилась на запрещённых для строительства землях лесного фонда (впрочем, ещё до пригожина в тех местах успели поставить базу отдыха "красные огни") - повар отхватил себе почти 4 гектара заповедных земель (это не считая проложенной до усадьбы дороги) среди краснокнижных сосен.
затонувший пароход "адмирал нахимов"
бухта напротив нудика - это не только якорная стоянка, но и кладбище. в августе 1986-го здесь затонул пассажирский пароход "адмирал нахимов", столкнувшись с сухогрузом. на плаву нахимов продержался меньше 10 минут, из примерно 1200 человек на борту четыре сотни отправились на дно вместе с "нахимовым". до берега было всего 4 км, но дело было ночью. виновными признали капитанов как парохода, так и сухогоруза; забавно, что оба капитана выжили - их потом отправили отбывать сроки.
поднимать со дна "нахимова" не стали. место, где затонул пароход, отмечено чёрной бочкой-буйком, а территория радиусом в 500 метров официально считается местом захоронения - и теперь тут и якорь не бросить, и даже с аквалангом не понырять. в годовщину сюда стекаются родственники - наматывать круги почёта на катерах у той самой бочки. так что на нудик в эти даты соваться, наверное, не стоит. кстати, почти половина пассажиров (в том числе погибших) были гражданами усср, так что приезжать сюда скоро будет совсем некому.
на дно "нахимов" отправился не впервые: выпущенное в 1920-х германскими судоверфями судно (тогда оно называлось "берлин") в 1945-м подорвалось на мине и ушло на 13-метровую глубину в районе померанской бухты балтийского моря. через пару лет совки трофей забрали (со второй попытки).
затонувший черноморский флот
здесь же, в бухте напротив кабардинки, в начале 20 века были затоплены остатки черноморского флота россии: на исходе первой мировой ленинское правительство решило переправить остатки флота из севастополя в новороссийск, чтобы те не достались подступавшим немцам (но кое-какую часть российского флота немцы всё же получили - значительная часть флота после приказа о затоплении вернулась в севастополь, где перешла в руки немцам) - тогда на дно отправились "свободная россия" - единственный оставшийся у флота линкор, 10 миноносцев и ещё 6 корабликов.
в дальнейшем большинство из них совки смогли поднять на поверхность (некоторые - даже целиком); из 17 ушедших на дно кораблей лишь два из них, включая линкор "свободная россия", до сих пор остаются под водой.
кстати, это уже второе по счёту затопление черноморского флота - первое было в середине 19 века, когда из затопленных судов был сформирован кордон в севастопольскую бухту - на "морской забор" тогда ушло 75 боевых судов и кучка вспомогательных.