3640-й километр транссиба, ижморская водонапорка, храм на костях

Ижморка - сибирский посёлок с самой красивой в округе водонапоркой

россия, западная сибирь, кемеровская область (кузбасс): пгт ижморский

. второй день в рамках 20-дневного сибирского трипа из кузбасса до тувы через красноярский край и хакасию.

пгт ижморский - второй за день транзитный пункт на пути из анжеро-судженска в мариинск (от кемерова продвинулся уже на 300 км). в ижморском провёл всего пару часов, если не считать трёх часов в ожидания электрички.

на дворе между тем - 192-й день вторжения путинских войск в украину.

обзор поста (примерно 800 слов / две страницы текста):
- дорожное;
- история посёлка - от ижморских переселенцев (крестьян-самоходов) до пгт;
- что тут есть - водонапорка, монумент, два храма (на месте бывшего итл).

снимал на redmi note 10 pro.

дорожное

добрался из пгт яя на рейсовом автобусе (50 руб), в пути - примерно 20 минут.

как и в пгт яя, чтобы уехать отсюда автостопом, нужно дойти до трассы, пешком до которой - минут 40. так что решил, что будет разумнее дождаться электрички, тем более уже вечерело.

электрички на мариинск в этой глуши (а это уже 3640-й километр транссиба) ходят всего две: одна ранним утром, другая - поздним вечером. пришлось три часа протомиться на вокзале (тут, конечно никакой не вокзал, но типа того). в мариинск приехал почти в полночь. час с лишним в пути. проезд стоит всего 60 руб (которые с меня не взяли - кондуктор всякий раз проходил мимо).

история посёлка

возникла ижморка (так свой пгт называют местные) в конце 19 века как пристанционный посёлок на транссибирской магистрали. при хрущёве село ижморское оформился в качестве рабочего посёлка. на втором путинском сроке ижморский был переведён в категорию пгт - поселка городского типа. фактически же ижморка - ещё большее село, чем пгт яя.

название ижморка/ижморский принесли с собой т.н. крестьяне-самоходы - переселенцы из ижморской волости, что в пензенской губернии. скорее всего, выходцы из сёл ижмора и ушинка (оба села на месте - это на западной краюшке области). само название ижмора обязано местной реке. гидроним, вероятно, финно-угорский; возможно, первоначально слово означало река или приток.

немного исторического контекста. самоходами старожилы сибири прозвали вольных крестьян, которые потянулись за урал в поисках незанятых земель и лучшей доли - малоземелье и хроническая нужда в центральных районах империи поднимут с мест тысячи крестьянских семей.

вольное переселение крестьян в сибирскую глушь правительство разрешит уже в начале 19 века - при александре первом, - правда, как я понял, разрешение носило скорее формальный характер (как и многое и другое в россии). первое время миграция проходила стихийно, без господдержки: народ срывался с мест целыми семьями, не зная ни маршрутов, ни условий на новом месте, добираясь туда пешком или на обозах - столь радужными были перспективы крестьянского быта в центральных частях империи.

отдав свои две-три десятины общине, мужик брал паспорт как бы для заработков на стороне и отправлялся с семьёй на свой страх и риск искать "вольную землю" в сибири, то есть решался на захват казённых земель. // kommersant.ru.

в период правления двух последних царей в сибирь и на дальний восток переселились около 3,7 миллионов вольных крестьян (в путь двинулось, наверное, раза в два больше, но добраться суждено было не каждому) - это из более чем 100-миллионного крестьянского населения империи. поток мигрантов по итогу увеличил население восточных регионов страны более чем вдвое.

многие самоходы, кстати, по пути сдались, осев в поволжских губерниях. около 300 тысяч переселенцев впоследствии и вовсе вернулись обратно. в планах же последнего царского правительства было добиться показателя в 20-25 миллионов переселенцев; вероятно, включая в том числе не только русских крестьян, но и остзейских немцев, а также православный элемент - греков, болгар, молдаван, армян и прочих.

переселенческий бум совпал по времени со строительством великого рельсового пути - транссиба. вдоль железки стали возникать пристанционные посёлки, где переселенцы станут обслуживать магистраль, а заодно осваивать прилегающие территории.

с появлением рельс свозить народ за урал стало куда проще. правда, условия транспортировки тогда были откровенно скотскими. похожим образом спустя несколько десятилетий будут этапировать неугодных государствам гражданские элементы.

по сути, крестьяне буквально сами сослали себя в сибирь. впрочем, исторических аналогий здесь хватает: протестантские общины, уходившие из европы в северную америку, двигались примерно тем же путём - в надежде вырваться из безнадёжной среды и начать с нуля. конечно, куда ближе по духу и масштабу были русские староверы. то были отдельные потоки мигрантов. в самых глухих и недружелюбных местах сибири обосновались как раз хардкорные веруны, ушедшие в таёжные дебри в поисках мифического беловодья и возможности жить по-своему, подальше от государства с немчурой у власти.

что тут есть

из интересного в посёлке - несколько артефактов, включая красивейшую деревянную водонапорку у станции жд. вроде как старейшая в округе (башня - ровесник посёлка).

плюс эффектный монумент "про победу" (что редкость). на фронт (это который пока ещё тот) забрали чуть больше сотни ижморцев, более 70% мужской части. в живых осталось 18. интересно, сколько загребут на этот раз (да нет, не интересно; возможно, что и пересчитывать тут никто никого уже не будет).

а также мозаичное панно на одной из внешних стенок с виду непримечательной церквушки. это храм святого архистратига михаила (который архангел михаил). сейчас деревяшка; рядом достраивают замену из кирпича (на рендерах - жуткое уродство).

кстати, храм заложен на месте бывшего лагерного пункта яйского лаготделения севкузбасслага / северо-кузбасского итл - одного из четырёх в пределах нынешней территории кузбасса гулаговских отделений. про лагпункт известно, что тот обслуживал подсобное сельское хозяйство одного из колхозов и был рассчитан примерно на 200 заключённых.