russia, western siberia, kuzbass: anzhero-sudzhensk

Анжеро-Судженск - город самых громких шахтёрских забастовок Кузбасса

россия, западная сибирь, кемеровская область (кузбасс): анжеро-судженск

начало сентября 2022-го. полдня в рамках 20-дневного сибирского трипа из кузбасса до тувы через красноярский край и хакасию. 2-й день трипа. на дворе между тем - 192-й день вторжения путинских войск в украину.

анжеро-судженск - мой 174-й посещённый город рф (из примерно 1200 российских городов) и 4-й по счёту посещённый город кузбасса.

обзор заметки: название города, анжеро-судженск в целом, статистика по смертям на шахтах, стачки шахтёров в 90-х.

снимал на redmi note 10 pro.

этимологическое

как интересно вышло: анжеро-судженск - второй подряд посещённый город с двойным названием. за день до него был в ленинске-кузнецком; других таких "сдвоенных" в кузбассе нет. более того, написанные латиницей названия и первого, и второго (anzhero-sudzhensk - leninsk-kuznetsky), будут иметь одинаковое количество букв, как в полном названии каждого из них, так и в составных частях (семь букв в первой части и девять во второй) - красота же!

местные называет своё захолустье анжеркой. возможно, не столько для удобства, сколько по старой памяти - до 1928-го посёлок на месте будущего анжеро-судженска так и назывался.

обе части названия анжеро-судженска даны по речкам анжера и суджа, но если первая речка протекает именно здесь, то суджа - в курской области. название суджа притащили с собой переселенцы как раз из курской губернии - в конце 19 века рядом с только что образованной анжеркой они основали посёлок, который назвали судженка (примерно такая же история с пгт ижморский, который находится в 50 км отсюда). в 28 году оба посёлка слиплись в рабочий посёлок анжеро-судженск, а в 31-м власти посчитали, что такой посёлок вполне может сойти за город.

анжеро-судженск в целом

добирался сюда из кемерова через bla-bla-car - 200 руб (3,3 долл), в пути 1,5 часа. с учётом того, где меня высадили, проще было бы добраться на автобусе за те же деньги.

анжеро-судженск, наверное, самый рыхлый город из всех, что мне доводилось видеть - больше похож на конгломерат из расположенных друг с другом сёл и деревень. из относительно интересного - редкие вкрапления конструктивистских зданий, но вряд ли какие-то из них заслуживают внимания.

единственный город в трипе, гуляя по которому, пожалел, что вообще сюда сунулся. такие города лучше смотреть через гугл стритвью, тем более до некоторых мест в городе ногами всё равно не добраться. например, самые интересные храмы находятся у чёрта на куличиках (фото выше - скрины с гугл стритвью).

оказывается, уродливые кемеровские конструкции опор светофоров распространились почти по всему кузбассу (правда, зачастую в усечённом виде), из крупных городов минуя только новокузнецк - всё-таки там металлурги, а не шахтёры. более того, они даже перекочевали в красноярский край - видел их даже в ачинске (кажется, в ачинске вся дорожная инфраструктура сложена из остатков, доставшихся от городов побогаче).

из развесёлого: пассажирские скотовозки, на лобовухе которых крупными буквами написано - "вахта победы", а также местная мусульманская организация, которая называется "ватан-отечество".

статистика по смертям на шахтах

ради интереса посчитал, сколько аварий происходит на кузбасских шахтах и какая по ним смертность: всего аварий с человеческими жертвами на шахтах анжерки было 8, из них 7 выпали на советский период. всего же на шахтах кузбасса аварий с человеческими потерями было примерно 68, а погибших в авариях - примерно 1350 (все данные по авариям и жертвам я брал из шахтёрской википедии). в рейтинге по количеству таких аварий анжерка вместе с шахтами лениниска-кузецкого занимает третье место.

на шахтах анжерки за весь период их существования сгинули по меньшей мере 81 человек (это примерно 6% от общего количества погибших в авариях на кузбасских шахтах), а в рейтинге по самой печальной статистике анжерские шахты занимают самое последнее место.

стачки шахтёров в 90-х

шахтёры анжеро-судженска прославились длительными и громкими перекрытиями транссиба в 90-х - шахтёры таким образом выражали свой протест из-за многомесячных невыплат зарплат (задержки по выплатам составляли более 7 месяцев).

транссиб шахтёры перекрывали трижды, но самая массовая стачка случилась в мае 98-го - тогда, кроме анжерских шахтёров, бастовали, наверное, все шахтёры в стране, а на рельсах сидели и в коми (в первую очередь в инте и воркуте), и в ростовской области. благодаря сми массовые забастовки шахтёров получили известность под названием "рельсовые войны".

помимо разумных требований, протестующие призывали в том числе за возврат к совку и национализацию добывающих предприятий. по факту после прихода путина всё к этому и пришло, от чего шахтёрам, конечно, сильно лучше не стало.

протесты на рельсах закончились относительно быстро - через полторы недели с начала массовых забастовок власти сподобились на кое-какие подачки, но простить холопам такого своеволия скорее всего не смогли.