russia, western siberia, kuzbass: yaya sett

Кузбасский посёлок с необычным названием Яя

россия, западная сибирь, кемеровская область (кузбасс): пгт яя

начало сентября 2022-го. пара часов в рамках 20-дневного сибирского трипа из кузбасса до тувы через красноярский край и хакасию. 2-й день трипа. на дворе между тем - 192-й день вторжения путинских войск в украину.

обзор заметки: путь из анжеро-судженска, история посёлка, о посёлке в целом, памятник японским военнопленным.

снимал на redmi note 10 pro.

путь из анжеро-судженска

в селе ыб я уже был, настал черёд пгт яя. добрался сюда из анжеро-судженска, 85 руб (0,9 долл) за автобус, в пути почти час.

изначально хотел двинуть из анжерки в город тайга, из которого на вечерней электричке можно было добраться до мариинска, но в тайгу оттуда едут только поезда дальнего следования, причём едут часто, и у меня был вариант напроситься проехать пару остановок у проводника за небольшую копеечку, но вот так и не решился.

в итоге уехал в пгт с чудным названием яя (о котором не знал ничего, кроме того, что это пгт по пути в мариинск); из него затем добрался до пгт ижморский, а уже оттуда на электричке до мариинска.

история посёлка

в середине 19 века казачья деревня жарковка и деревня шигарка, стоявшие по разные стороны реки яя, слились в одно село, которое с тех пор стали называть селом жарковское. в конце 19 века село стало посёлком, а при сталине - посёлку подняли статус до рабочего. заодно сменили название, новое дали по речке яя (один из притоков реки чулым).

название яя то ли чулымское (чулымцы, или чулымские татары, - почти вымерший народ, 200 или 300 голов которого компактно проживают в одном из районов томской области, и ещё горстка - в красноярском крае), то ли мансийское, то ли мансийско-тюркское. предположительно первая "я" - на языке манси означает река, а вторая "я" - происходит от тюркского яй в значении летнее стойбище.

о посёлке в целом

из интересного в яе (кроме названия) разве что гуляющие повсюду коровы и яйчане, рассекающие на каких-то таратайках - что-то типа трактора без кабины (один водитель такой таратайки был одет в футболку с гербом рф и штанишки с флагом германии).

во всех городах кузбасса, помимо ура-патриотических растяжек, висят ещё одинаковые плакаты с путинским ебальником (выбрали самый прохиндейский), который сопровождает, надо полагать, духоподъёмная цитата с очередным набором пустозвучий. в яе такой повесили прямо у входа в среднюю школу.

через речку яя находится посёлок одной улицы, названный наша родина.

единственная яйская церковь сгорела год назад.

памятник японским военнопленным

на окраине посёлка, куда я решил не тащиться, стоит памятник сгинувшим на яйских землях японским военнопленным (фото отсюда). в 40-х здесь находился один из трудовых лагерей, который располагал четырьмя сотнями пленных японцев. сибирская зимушка вкупе с голодом, а также издевательствами со стороны конвоиров и невыносимыми условиями труда своё дело сделали: на огородах яйчан должны быть разбросаны кости по меньшей мере 50-80 японцев. также японских костей должно много в анжеро-судженске, кемерове, ленинске-кузнецком и киселёвске, но самые массовые захоронения именно в яе (хотя могил вроде как нет - лишь тот самый памятник). самое же интересное захоронение японцев на сибирских землях, насколько мне известно, находится в посёлке листвянка в иркутской области - японских могил там целая поляна.

памятник ставили сами японцы. причём японцам пришлось переустанавливать памятник уже дважды - как выяснилось, на святынях нехристей местные периодически отводят душу.

надо отметить, что к костям предков японские товарищи относятся с какой-то болезненной трепетностью: японцы регулярно приезжают сюда из дальних краёв, и на свои же деньги продолжают облагораживать памятное место на окраине богом забытого посёлка, которого, может, лет через 10-15 уже и не станет.

жаль только, что тут не установили камер. хотелось бы, чтобы возможность посмотреть поминальное шоу японцев, была бы не только у местных. сейчас же о деталях приходится узнавать в пересказах очевидцев:
"местным жителям очень интересно, что брезгливые и щепетильные до мелочей японцы для проведения поминального ритуала у памятника привозят абсолютно всё из самой японии - продукты в вакуумной упаковке, чай в термосах и даже обычную воду, которую не только пьют, но и моют ей руки, умываются. обязательно берут с собой и саке. зажигают свечи, включают магнитофон со скорбными мелодиями и совершают поминальный молитвенный обряд. все продукты и сувениры они оставляют здесь же, у памятника, на радость яйским зрителям этого странного действа. а как только гости уезжают, местные чуть не в драку лезут и расхватывают заморские припасы и все, что только может, на их взгляд, сгодиться в хозяйстве. даже одноразовые салфетки, блюдца и стаканчики торопливо распихивают по карманам".