центральная россия, южное подмосковье: село покров (покров-разницы)
вторая половина августа
обзор поста (примерно
- село покров;
- покровский храм;
- внутренности храма, текстильные иконы.
снимал на redmi note 10 pro.
село
про земли, на которых стоит село покров, пишут, что их вроде как можно считать одними из самых древних поселений вятичей из обнаруженных на подольской земле (а до войны за огородами даже виднелись несколько вятичских курганов).
само же село известно как минимум со времён ивана грозного. при нём же село (тогда ещё - погост) сделалось вотчиной даниловского монастыря (скоро по этой части сделаю большой апдейт).
столь тривиальное имя (в центральной части этой страны населённых пунктов с названием покров сейчас насчитывается не
при грозном и, видимо, до постройки здесь первой каменной версии храма, село (погост) носило имя дрозницы/дрождицы, а позже - вязницы, разницы, покров-разницы и покровское. казалось бы, одно из названий - разницы - производное от первоначального дрозницы, но нет: разницы произошло якобы от того, что в состав населения вошла разница, т.е. люди из разных мест. а вот по этимологии дрозницы/дрождицы вроде как ничего неизвестно. ну и конечно же, селу бы следовало вернуть себе куда более оригинальное и историчное название - покров-разницы.
как обычно для таких сёл, кроме храма, смотреть тут не на что. так-то буквально в двадцати метрах от храма пролегает столько раз обхоженной мною река пахра, но именно здесь к ней не выйти - набережной нет, берега топкие, а на той стороне - какие-то теплицы.
храм
первый белокаменный храм был возведён здесь в начале
текущая версия покровского храма появилась в середине
за проект нового покровского храма отвечал московский архитектор дмитрий гущин. среди прочих гущинских - утраченный васильевский храм на тверской-ямской (церковь василия кесарийского в тверской ямской слободе), покровский храм во власово (район шатуры), богоявленский храм в деревне сгонники (р-н мытищ), а также ещё один утраченный - крестовоздвиженский храм при ямских училищах (где-то на северо-западе москвы); он же отвечал за последний проект перестройки пименовского храма в новых воротниках (это на севере тверского района москвы).
стиль храма эклетичен: в облике перемешаны русско-византийский стиль, московское барокко, элементы классицизма, а также стилизованные формы древнерусского зодчества.
конструктивно соответствует традиционной продольно-осевой планировке (т.н. корабельный тип). в основании - бесстолпный двухэтажный объём с тремя апсидами, над которым возвышается массивный световой барабан с луковичной главой и крестом. к двухпридельной трапезной приставлена четырёхъярусная хз-сколько-метровая столпообразная колокольня.
как и полагается храмам, построенным в честь богородицы, купола усеяны звёздами. главный купол, кстати, вроде как самый большой в южном подмосковье (110х400 кв.м).
уникальным покровский храм делают также дополнительные престолы - здесь, помимо богородицы, поклоны отдают священномученику власию севастийскому и святителю модесту иерусалимскому - нигде больше в подмосковье этим товарищам престолы не посвящали. среди верунов оба выступают в качестве покровителей домашнего скота.
первый в начале 4 века числился епископом римского города севастия (вроде как существовавший в давние времена город в палестине, однако много где пишут, что севастия могла находиться на месте турецкого города сивас, что на севере центральной анатолии), второй - настоятелем одного из монастырей в палестине (первая половина
при совках здания покровского храма служили в качестве складских помещений, а также разных мастерских, в частности гранитной, где в качестве сырья пригодились надгробия прихрамового кладбища.
в современной истории храму радикально поменяли облик, сменив окрас в
внутренности
попасть внутрь храма удалось только в
среди прочего, покровский храм отличился двумя рядами киотов с иконами из текстиля.
...
бонусом - фотки, которые наковырял с официального сайта храма.