центральная россия, южное подмосковье: деревня стрелково - село покров - посёлок стрелковской фабрики - усадьба плещеево
вторая половина августа 2023-го. вылазка к северо-западным подольским пердям (все - вдоль реки пахры) - к деревне стрелково, посёлку стрелковской фабрики, селу покров и усадьбе плещеево. заодно прошёлся вдоль посёлка цемзавода (который - часть подольска). за полдня намотал примерно 22 км. плюс апдейты с ещё одной летней вылазки в 2024-м.
обзор поста (примерно 1100 слов / 3 страницы текста):
- про вылазку;
- никольский храм в деревне стрелково;
- покровский храм и село покров;
- посёлок стелковской фабрики и очередной подвесной мост;
- усадьба плещеево;
- плещеевская церквушка рпцз + икона "взыскание погибших".
снимал на redmi note 10 pro.
про вылазку
уже третья вылазка за лето, маршрут которой был проложен вдоль пахры. правда, в этот раз пахру было почти не видать - в этих местах ни тропок вдоль берега, ни красивых берегов, а вода здесь будто из отстойников. зато через пахру перекинуто немало пешеходных подвесных мостов на стальных тросах - на моём пути таких было 3 штуки.
от станции "подольск" добирался через северную окраину залинейного района, где деревня перемешана с промзонами. обратно - примерно так же, но к железной дороге выбирался через промзону за посёлком цемзавода.
храм в деревне стрелково
посмотреть удалось лишь два с половиной храма - все работали до 16, так что не успел ни в один из них (фото внутренностей ниже - апдейты с вылазки в 2024-м).
первый - белокаменный никольский храм (церковь николая чудотворца). находится в крошечной деревне стрелково - благопристойной на вид деревушке на полторы улицы с рехабом для нариков.
совсем недавно стрелково было селом. в честь каких стрел или стрелков было так названо - неизвестно, но когда-то давно село называлось никольским - по названию храма.
до 2015-го у стрелковского сельского поселения, куда входили деревня стрелково (при этом райцентром был посёлок быково) и село покров, был даже свой флаг со стрелой.
никольский храм возведён в начале 18 века при петре первом на месте предыдущего (а то и просто перестроен - про старый храм почти ничего неизвестно, хотя есть сведения, что построен тот был так же из камня).
стиль можно определить как московское барокко; встречалось и такое описание: "в облике храма использованы мотивы как нарышкинской, так и современной ей украинской архитектуры".
массивная колокольня - реплика (при совках её разобрали). весной храм стоял в строительных лесах - говорят, здание трещит по швам.
из интересного в храме также то, что, отслужив при совках подсобным помещением, в 90-х тот продолжил своё существование в качестве ночного рестика (справедливости ради, для кабака сделали отдельную пристройку): "безбожники изрядно перестроили храмовое здание и устроили здесь новорусский общепит - открыли ресторан, который, как правило, работал по ночам с соответствующими тому лихому времени целями".
храм в селе покров
второй храм - покровский (церковь покрова пресвятой богородицы), что в селе покров.
про село покров пишут, что это одно из древнейших поселений вятичей на подольской земле. само же село известно, как минимум, со времён ивана грозного.
при грозном и, видимо, до постройки здесь первой версии покровского храма (был здесь когда-то белокаменный храм - возведён тот был в начале 18 века, но, как я понял, через полтора столетия храм сильно обветшал, так что решили строить на его месте новый), село/погост носил имя дрозницы/дрождицы, а позже - вязницы, разницы, покров-разницы и покровское.
казалось бы, одно из названий - разницы - производное от первоначального дрозницы, но нет: название разницы произошло якобы от того, что в состав населения вошла разница, т.е. люди из разных мест. а вот этимология названия дрозницы/дрождицы - неизвестна.
текущая версия покровского храма была возведена в середине 19 века при александре втором. храм строили не только из кирпича, но и из остатков белого камня от его предыдущей версии.
в облике перемешаны русско-византийский стиль, московское барокко, элементы классицизма, а также стилизованные формы древнерусского зодчества.
при совках здания храма служили в качестве складских помещений, а также разных мастерских, в частности гранитной, где в качестве сырья пригодились надгробия прихрамового кладбища.
в современной истории храм радикально изменил облик, сменив свой окрас с мерзотно-розовенького на лазурно-голубой.
посёлок стелковской фабрики
от села стрелково до покрова я добирался буквой "г" - сначала отправился к посёлку стелковской фабрики (посёлок шерстопрядильной фабрики №6), и уже от последнего - напрямую к покрову через поле (топать в любую из этих точек - чуть меньше получаса). изначально к фабричному посёлку идти не планировал, но я подумал, что раз тот фабричный, то, возможно, там найдётся какое-нибудь красивое дореволюционное кирпичное здание.
посёлок крошечный. старые фабричные здания (с середины 19 века тут работала суконная фабрика) скрыты за забором, но, судя по найденному в инете, смотреть там не на что. но относительно красивое кирпичное здание я всё же нашёл - жилой 3-этажный дом 1914 года перед входом на территорию фабрики.
за фабрикой - подвесной металлический мост через пахру (ещё одна причина, почему я не поленился сюда дойти). на другом берегу в полукилометре - деревушка услонь, делать там вроде бы нечего. чуть выше по пахре реку можно перейти вброд - в том месте от реки образовались затон и старица.
усадьба плещеево
такой же мост через пахру переброшен из стрелковских земель к усадьбе плещеево (также - поспелово/поспелково).
то, что осталось от плещеевской усадьбы, - это небольшой приусадебный парк и руины построек первой половины 19 века - главного усадебного дома (в стиле классицизма), флигеля, хозкорпуса в псевдоготическом стиле, а также две пары въездных обелисков (когда-то на них красовались чугунные львы).
известна плещеевская усадьба в первую очередь тем, что некоторое время тут гостил сам пётр чайковский (в инфотабличке на усадебном доме сказано лишь про именитого гостя и дату постройки дома).
усадьбой в то время владела баронесса надежа филаретовна фон мекк - русская супруга немецкого (остзейского) по крови предпринимателя и инженера-путейца карла фон мекка, сколотившего себе полуторамиллионное состояние на строительстве и эксплуатации российских железных дорог. совместно с ещё одним российским немцем - павлом фон дервизом - предприниматель построил жд-участок (одноколейку) из москвы до рязани (при александре втором).
в 1908-м владельцы передали усадьбу цементному заводу. в первые годы совка в имении некоторое время располагалась детская трудовая колония, затем - туберкулёзный диспансер, в 40-х - подольская женская школа снайперов.
административно плещеевская усадьба - часть посёлка цемзавода; с 30-х годов посёлок официально относится к подольску, при этом от последнего тот изолирован рекой пахрой и промзоной.
удобных пеших путей из центра подольска до посёлка цемзавода пока не появилось, а если задаться целью дойти сюда пешком, то на путь уйдёт не меньше 40 минут (хотя можно добраться на городском автобусе - по времени поездка займёт примерно столько же).
церквушка рпцз
в начале 90-х хозкорпус плещеевской усадьбы был перестроен под церковь богоматери "взыскание погибших" (сейчас уже не действует) - это уже не рпц, а рпцз - русская православная церковь заграницей, или русская зарубежная церковь, кафедральный собор которой находится в нью-йорке.
бывшая церквуха была посвящена одному из множеств образов-одигитрий (это такой тип образов/икон, где богоматерь со своим чадом), ставшим известным под названием "взыскание погибших". икона, как гласит предание, появилась на калужской земле в 17 веке. "взыскание погибших" следует понимать как проявление богоматерью своей милости к тем, кто уже "переступил порог гибели", последнее в свою очередь нужно понимать не как погибель, а как "на волоске от смерти" (причём как физической, так и духовной); к "погибающим" также относят заблудших/потерявшихся и опустившихся - то есть тех, кто душой уже на пороге грехопадения.
акцент в образе сделан на том, как сильно богоматерь жмётся к младенцу - это типа пик материнской любви и утешение его скорби. плюс богоматерь изображается непокрытой (без плата и покрывала), что в православной традиции иконописи - редкость (но не редкость у католиков); впрочем, в таком виде, то есть по канону, богоматерь изображается далеко не всегда - есть иконописцы-волюнтаристы, у которых образ богоматери дополнен головным убором.
специализация взыскивающей иконы - исцеление от разных недугов (из ряда тех, что уже на терминальной стадии), освобождение от грехов и пороков, избавление от алкоголизма, помощь в безнадёжных ситуациях, во время бедствий, а также вразумление "отпавших" от православия.
послесловие
вот что заметил - военные мемориальчики попадаются почти что в каждой деревне (как правило, фоткать их нет никакого смысла - выглядят они почти все одинаково), и в большинстве случаев в паре метров от них установлены детские площадки. как по мне, лучшего способа десакрализации символов военной как бы доблести ещё не придумали - вероятно, повзрослев, бывшие детки будут воспринимать патриотическую поеботину примерно так же, как сейчас тиктокеры воспринимают какого-нибудь условного ленина.