центральная россия, южное подмосковье: низовья пахринской долины (каменная сторона)
середина июля 2023-го. то, что называется поход выходного дня - почти 20-километровая прогулка вдоль низовья пахры от села павловского у станции ленинская до деревни чурилково.
примерно восемь сёл и деревушек на куске ленинского и домодедовского районов между трассами м4 ("дон") и а105 (та, что в аэропорт домодедово) и две деревни за пределами последней - лукино с монастырём и колычёво (несостоявшийся город никитск). бонусом - домодедовский карьер.
получился лонгрид (примерно 2800 слов / 6,5 страниц текста):
- пара слов о пахре;
- исчезнувшее село пахрино - бывший императорский центр коневодства;
- домодедовский карьер;
- новленская гэс;
- каменная сторона - центр подмосковных каменоломен в пахринской долине;
- деревни котляково и камкино;
- колычёво - несостоявшийся город никитск и воскресенский храм;
- крестовоздвиженский монастырь близ села лукино;
- деревни чурилково и шестово.
снимал на redmi note 10 pro.
немного о пахре
пахра - один из основных притоков москва-реки, вторая по протяжённости река подмосковья (из тех, что не выходят за его пределы, а также за пределы москвы) - 135 км (первое место у рузы - 145 км, третье у истры - 113 км).
река спокойная, течение на пройденном участке отсутствует.
на протяжении всего маршрута пахра делает пять изгибов.
официально признанной этимологии гидронима пахра пока не появилось. если предположить, что название пахра имеет финно-угорские корни (когда-то в древности здесь обитали финно-угорские племена), то перевести его можно как текущая из озера (река берёт своё начало в болотах и затем протекает через небольшое озерко, которые несколько тысячелетий назад, вероятно, представляли собой одно большое озеро).
ранее вдоль пахры доходил максимум до плотины новленского водохранилища - та, что неподалёку от входа в сьяновские каменоломни (но тогда я шёл от ленгорок). в этот раз прошёл в два раза дальше к востоку. итого - примерно восемь сёл и деревень, три храма и один монастырь. однако почти все деревни проходил насквозь (примечательного в них - ничего), правда, частично некоторые из них отсмотрел через google street view, равно как и внутренности храмов - внутрь попасть ни в один из них мне не повезло - все были закрыты.
через ям
стартанул от станции ленинская. про село павловское и село ям писать смысла нет. ну, разве что моя очередная попытка попасть внутрь флора-лавринского храма снова не увенчалась успехом - закрытым он оказывается примерно всегда; в этот раз видел попа в рясе на одной из ямских улиц - может, приди я на полчаса позже, попал бы внутрь.
село пахрино
чуть дальше от села ям (за снт "пахра-3") - пустырь на месте дважды сгинувшего села пахрино (название от реки пахра). про первую жизнь села известно почти что ничего, а вот про вторую, кажется, известно даже больше, чем про те деревни и сёла, которым повезло дойти до наших дней.
реинкарнация пахрина пришлась на начало 17 века. при царе фёдоре алексеевиче пахрино стало одним из государевых дворов с путевым дворцом и деревянным храмом.
при екатерине второй пахрино превращается в один из подмосковных центров коневодства - здесь ставят конный завод и сводную императорскую конюшню (с филиалом в селе ермолино); сводная конюшня предполагает специализацию на доращивании молодняка. приближённые даже предлагали императрице сделать пахрино уездным центром, но выбор императрицы пал на расположенное в 6 км к востоку село колычёво - будущий центр никитского уезда (о котором - ниже).
в 1812-м наполеоновские войска конные заводы сожгли (жителей и животных власти заблаговременно эвакуировали). впрочем, вскоре пахринский завод был ненадолго восстановлен, но при николае первом был ликвидирован окончательно, как и все прочие придворные конные заводы (при этом оставались ещё частные).
незадолго до прихода наполеона пахрино успевает приобрести черты города, а вместо деревянного храма (церковь троицы живоначальной) здесь появляется каменный - в стиле классицизма.
переживший наполеона, при совках храм был разобран на стройматериалы. надежды, что когда-нибудь здесь появится его реплика, у меня лично нет. так-то в идеале храмы тут стоило бы понатыкать через каждые 2-3 километра, но вероятнее всего в постпутинской россиюшке понатыканы здесь будут мечети.
волости пахринской долины
с 16-го по 18-й века все угодья в низовьях пахринской долины были поделены между четырьмя районами: домодедовской волостью (павловское, старый ям), ждановским станом (пахрино, киселиха, камкино, котляково, чурилково), мячковской волостью (колычёво) и ратуевым станом (лукино). а с 19-го до начала 20-го века все перечисленные, кроме деревни лукино, находились в составе домодедовской волости, центром которой был старо-фроловский ям, а лукино вошло в островскую волость с центром в селе остров. обе волости были частью подольского уезда.
новленская гэс
в 5 км от стартовой точки (станция ленинская) находится плотина новленского водохранилища (между деревнями новленское и старосъяново).
плотина - часть бывшей гэс. говорят, на открытии станции присутствовал сам ленин.
домодедовский карьер
за непримечательной деревушкой киселиха (прошёл насквозь) находится домодедовский карьер (в 5 км от "ленинской", если идти вдоль пахры). в зрелищности карьерам под дзержинским сильно уступает. спуститься-подняться - несложно. народу - почти никого (передо мной карьер покинула группа из 3-х человек, и больше за час с небольшим здесь никто не появился).
на яндекс-картах отмечен как стратотип московского яруса - типа разрез с обнажёнными слоями разных пород. сам район стоит на монолитной известняковой плите, которая была образована из отложений среднерусского моря - в мезозойскую эру оно покрывало территорию урала, черноземья и центральной россии.
намоленное среди юных палеонтологов место - товарищи приходят сюда с молоточками и долотами, и проводят своего рода изыскания в породе, которой больше 300 млн лет (т.е. это пласты, которые не знали динозавров); особо удачливые обнаруживают окаменелости типа брахиоподов и мшанок.
если для меня это просто груда известняка для строительства условных сараев, то для геологов - это, например, "подольская толща, сложенная неравномерно ожелезненными известняками с редкими кремневыми конкрециями", а также масса определений похлеще.
а когда тут подтапливает, в карьер спускают лошадей, сажают на них баб, и делают им фотосессии.
каменная сторона
от карьера - обратно к киселиховским берегам. мимо - вход в каменоломни киселихи. в отличие от просторного прохода в сьяновские (они в 1,5 км западнее), ворота в местное подземелье представляют собой узенький проход в бетонной трубе - вот через такой бы я пролезть не решился.
тут уже пора отметить, что низовья пахринской долины были в своё время районом самых крупных в стране каменоломен. в связи с чем при екатерине второй район получил название каменная сторона (по крайней мере, так его называли в некоторых документах). а жили тут по большей части каменщики; правда, не настолько вольные, чтобы образовать свой орден.
самый известный каменщик среди местных современников - владелец аэропорта "домодедово" - дмитрий владимирович каменщик (сам каменщик - с урала, фамилия настоящая, но заведует он делами не совсем земными).
от прошлых каменоломен вдоль пахры остались лабиринты подземных пещер, самыми посещаемыми и доступными из которых являются сьяновские (они же самые древние и самые протяжённые среди подмосковных - общая длина сьяновских пещер составляет около 27 км); из относительно доступных также - кисели (камкинские) и никитские (на окраине домодедова); а всего таких пещерных систем - несколько десятков.
на местных каменоломнях добывали мячковский известняк (назван по селу мячково), который шёл на строительство городов (в частности, москвы, ярославля и суздаля) - кремлей, церквей, палат. добыча началась тут ещё в 12 веке.
к 18 веку местный известняк начнут разделять на три сорта от самого прочного до относительного мягкого - мячковский, пахорский (от села пахрино) и подольский.
работы в каменоломнях прекратились ближе к концу 19 века. сейчас же вся добыча ведётся открытым способом.
камкино и котляково
от киселихи пара километров вдоль деревушки с порнографическим названием камкино (похоже, название с собой притащили поволжане - на каменоломни рабочие руки тащили со всех уголков россии; но, может, произошло оно тупо от камень). в отличие от соседних сёл и деревень в камкино встречаются весьма добротные вековые домишки (примерно как в булатниково). а вместо смуглых лиц иностранных специалистов, которыми славится воробьёвское подмосковье, тут лишь непривычно славянские, а некоторые даже здороваются, проходя мимо.
далее - до деревни котляково, последние полкилометра до которой пролегали вдоль живописного то ли рапсового, то ли горчичного поля.
котляково прошёл краешком. пройти вдоль берега здесь не получится - пидоры, владеющие delore park hotel domodedovo, заградили подступы к пахре "роскошным" отелем.
к деревне примыкает усадьба алексеевых / котляково. при сталине здесь была госдача всесоюзного козла михаила калинина, а в 61-м усадьба отошла миду - с тех пор здесь мидовский дом приёмов.
рассмотреть что-либо на территории усадьбы невозможно (если только зимой). но получить представление об усадьбе можно по немногим фото, которые можно найти в инете - за зелёным забором из профнастила и высоченных деревьев прячется простенькое здание в стиле неоклассицизма (конец 18 века), окрашенное в мерзотно-жёлтый (сопливый) цвет, и на контрасте с ним - симпатичное конструктивистское здание; проектировщиком последнего выступил небезызвестный борис иофан (автор зданий театра эстрады и кинотеатра "ударник", одного из корпусов дома на набережной, павильона-постамента для "рабочего и колхозницы").
перед усадьбой - красивый мост через пахру (в 11 км от "ленинской"). по нему из деревни котляково можно попасть в деревню чурилково (но в последнюю я попаду только на обратном пути). как пишут на викимапии, до 80-х тут был ещё более красивый металлический мост на тросах - уже автомобильный, а не пешеходный, как сейчас; согласно местной легенде, в 46-м его привёз из германии товарищ калинин (то ли это ему привезли презент, то ли мост был взят как трофейный, а быть может, ни то ни другое). в 80-х калининский мост по какой-то причине отправился на металлолом.
на другой (левой) стороне пахры сделал попытку пройти тропой вдоль берега - она была прочерчена в maps.me и вроде как должна быть в наличии, однако метров через десять тропу преградили поваленные деревья; не предполагая, что такие препятствия будут буквально друг за другом, я решил продолжить (в конце концов, обилие мусора свидетельствовало в пользу того, что как-то тут всё-таки ходят). в какой-то момент сдавшись, чтобы не разворачиваться назад, пришлось идти напролом к тропе, что повыше, через бурьян крапивы выше моего роста (а кроме крапивы в этих метах начинает встречаться и борщевик).
воскресенский храм в колычёве
за трассой а-105 - одна из главных целей моей вылазки - воскресенский храм (церковь воскресения словущего) в колычёво (примерно 2 км от котлякова и 10 км от стартовой точки).
к селу проложен понтонный пешеходный мост, а за мостом на высоком правом берегу пахры - не так давно восстановленный храм.
первую каменную версию храма (с часовней и колокольней) построили в конце 17 века; свои облик и объёмы храм продолжал менять до первой половины 19 века. самая поздняя постройка - колокольня - была возведена взамен старой во второй половине 19 века.
храм сложен из белого камня (добытого известно где).
стиль храма можно определить как русское узорочье или московское/нарышкинское барокко, колокольня же относится к псевдорусскому стилю.
при совках здание храма служило то складом, то магазином (и нигде не пишут, что за магазин там был - продмаг ли, хозяйственный); колокольне же повезло превратиться в водонапорку.
храм назван в честь воскресения словущего (от слова слыть - стать известным / прославиться в качестве кого или чего-либо) - православного праздника в честь освящения храма гроба господня, что на горе голгофа. последний был построен в первой половине 4 века по распоряжению римского императора константина великого (его потом сделали святым равноапостольным) в память "преславного воскресения христова". следом идёт праздник воздвижения креста господня - ему посвящён монастырь, что в 1,5 км на той стороне пахры (про него будет ниже).
часть представленных здесь фото - с майской вылазки в 24-м. все фото храма, а также кое-какие дополнения - в отдельном посте.
колычёво и город никитск
при екатерине второй колычёво стало городом никитск. село было названо в честь боярского рода колычёвых - с 14 до конца 16 века эти земли были их вотчиной. город же был назван в честь жившего и сгинувшего при иване грозном московского боярина никиты колычёва.
с приходом александра первого никитск был низведён до села, которым тот был прежде, с возвращением ему старого названия (в итоге в статусе города тот пробыл всего 15 лет). и это при том, что никитск задумывался императрицей как один из уездных центров московской губернии.
территорию никитскому уезду нарисовали от села беседы на севере и до села авдотьино на юге, от села петровское на востоке до дачи села битягово на западе; крупнейшими населёнными пунктами никитского уезда были сёла домодедово, никитское, булатниково и битягово.
в самом колычёве я осмотрел только храм, а по улицам прошёлся с помощью гугл-стритс. ничего примечательного там вроде бы нет, лишь унылые дачные постройки и примерно три избушки; выделяет село разве что фигурно постриженные кусты с кучей цветущих кустарников и непривычно аккуратные заборы.
от колычёва двинул в обратную сторону - по мосту через пахру и далее сквозь деревушку шестово (левобережная часть бывшего никитска), выйдя к обширным рапсовым (или же горчичным - я хз) полям.
крестовоздвиженский монастырь
на другой стороне жёлтого поля (чуть больше километра) находилась деревушка лукино (13 км от стартовой точки), под боком которой расположился недавно восстановленный женский крестовоздвиженский монастырь.
крестовоздвиженский означает то, что храм, название которого взял себе монастырь, был посвящён т.н. воздвижению креста господня (объяснять православную поеботину, связанную с легендой об обретении креста, на котором страдал самый распятый из всех распятых, я не возьмусь).
монастырь был основан в середине 19-го как община бывшей женской богадельни при флоро-лавринском храме (тот, что в селе старый ям). в конце 19 века здесь возводят третий по счёту храм - который самый заметный - 38-метровый 5-купольный вознесенский собор в неорусском стиле.
совсем бурная жизнь у монастыря началась уже при совках: сначала монастырские земли определили под приют для беспризорных детей, спустя время - под один из домов отдыха для членов вцспс (союз профсоюзов). одна из церквей послужила складом для хранения угля и торфа, другая - в качестве клубного дома. одно время тут работала табачная фабрика. колокольню же просто разрушили.
во время войны все постройки монастыря были отданы военному госпиталю, в послевоенное время - санаторию "ленинские горки" (от горок, которые не санаторий, но ленинские - почти 4 км). во время санаторного периода вознесенский собор был переоборудован в водолечебницу.
к 80-м санаторий стал всесоюзным центром реабилитации детей. сейчас детский санаторий находится за стенами монастыря - его шикарное здание-шайба в модернистском стиле рассмотреть, к сожалению, не было никакой возможности (ч/б фотки - из инета).
реставрацию вознесенского собора завершили только в 2015-м. внутрь заходить необязательно - росписей пока что нет.
монастырская территория - загляденье: цветущие сады, плитка, которой позавидовал бы даже собянин, аккуратные монастырские постройки; последние, кстати, выглядят даже слишком роскошно, никакой аскезой тут и не пахнет.
из всех ранее виденных монастырей этот больше напоминает элитный коттеджный посёлок (хоромы, а не кельи).
примерно десять лет назад монастырь успел оскандалиться, пытаясь забрать одно из зданий соседнего санатория (типа монашки покусились на сирых деток). как по мне, было бы интересно посмотреть, если бы власти распорядились компенсировать монастырю ранее утраченное, отдав тем санаторий полностью; и в отместку за чугунные ванны, установленные возле алтаря, монашки могли бы тогда понатыкать церковных луковок на модернистскую шайбу санатория.
территорию монастырь пока что делит с автомастерскими (со стороны восточных ворот не был, фото выше - с гугл-стритс вью.). ну, а среди народа, который попадается в деревне лукино, - почти сплошь чучмеки.
шестово
от монастыря двинул назад через те же красивые ярко-жёлтые поля в деревню чурилково (до неё - почти 3 км), что прямо за трассой а-105.
по другую сторону трассы расположена деревушка шестово с руинами коровников и здоровенным отелем в стилистике ереван-плаза, выходящий мордой на проезжую часть, и само собой, в окружении складов и мусорных свалок, где жгут костры и стайками перемещаются азиаты. ценник в отеле - от 4500 руб. на самом деле подобных отелей вдоль пахры немерено, этот же - самый бросающийся в глаза, и мне кажется удивительным, что в таких местах можно было открыть гостиничный бизнес и что здесь могут быть клиенты - разве что чёрные, живущие неподалёку, которые привозят сюда шкур на ночь.
чурилково
чурилково, как ни странно, тоже деревня, хотя тут и храм, и всё на свете.
из интересного - скоропослушнинский храм с шатровой колокольней. новодел, о чём никогда бы не догадался. возвели в конце нулевых. какое-то время тот стоял полностью белым, потом его красиво разукрасили. как пишут на сайте храма, стилистически тот ориентирован на образцы ярославской церковной архитектуры середины 17 века (а-ля русское узорочье).
скоропослушнинский означает посвящение в честь иконы богоматери-скоропослушницы. это одна из т.н. одигитрий - образов, где богоматерь с младенцем. всего же в иконографии таких образов богоматерей больше 160 (где-то пишут, что от 500 до 700) - разные образы как бы олицетворяют разные состояния богородицы. у каждого из образов есть своя уникальная фишка (иконографическая схема) - где-то пририсована рука синего цвета, где-то у богоматери обнажена грудь, где-то голову младенца венчает корона; у скоропослушницы в качестве такой фишки выступает смотрящая на зрителя пятка младенца, а также свиток в левой руке последнего.
основная специализация богоматери-скоропослушницы - исцеление слепоты, глухоты, а также эпилепсии и прочих психических расстройств. "милость и исполнение прошений" производится в срочном порядке, и поэтому этот вид богоматери прозвали скоропослушницей (прозвище закрепилось к 17 веку).
оригинальная икона (вроде 10 или 11 век) представлена в виде фрески на наружной стене у входа в трапезную афонского монастыря дохиар (там она носит имя gorgoepekoos). в московском регионе храмов в честь иконы - 6 штук, 4 из которых приходится на москву.
проектировщиком храма выступил тот же архитектор (иван канаев), который занимался восстановлением храма в колычёве, а также тот, чей ещё один симпатичный новодел (тоже в стиле русского узорочья) украшает один уродливых микрорайонов домодедова.
далее - скрины с гугл и яндекс стритсвью.
ещё одной чурилковской достопримечательностью могла быть дугинская усадьба, но 9 лет назад все здания усадьбы полностью сгорели. частично сохранились фасады. впрочем, здание успели попортить уже при советах, изменив облик главного дома до неузнаваемости.
западнее чурилкова находится село мещерино, в лесной гуще которого спрятан санаторий погранвойск фсб (бывший пионерлагерь кгб "юный ленинец").
если отсюда двинуть к станции ленинская, получилось бы два часа пути. я же сел на маршрутку, добравшись до метро "домодедово" (160 руб, полчаса в пути), оттуда на автобусе до бирюлёва (уже бесплатно).