центральная россия, южное подмосковье: село ям
середина июня 2023-го. очередная вылазка в ленинские горки - село ям стоит между горками и станцией ленинская, с которой начинается путь к месту ленинской кончины (через полгода, кстати, будет 100-летний юбилей).
стоит ли писать про село, которое всегда проходил насквозь, не замечая, что оно вообще существует на карте? ну, село теперь становится куда более заметным, нежели чем раньше (тут развернулась великая "самолётовская" стройка), так что - да. тем более благодаря скончавшемуся тут век назад ильичу в яме наскребётся достопримечательностей как для небольшого города.
обзор поста (примерно 1300 слов / 3 страницы текста):
- станция ленинская - сталинский ампир почти в чистом поле;
- новый самолётовский жк;
- старый мост через пахру;
- флора-лавринский храм;
- история посёлка;
- ямские станции, ямская служба, ямщики;
- zv market.
снимал на redmi note 10 pro, часть фото - скрины с гугл стритсвью.
павильон станции ленинская
главная из ямских достопримечательностей - многострадальный павильон станции ленинская (до 1924-го - станция "герасимовская"), которую в этот раз я застал обнесённую строительным забором. как минимум, с 80-х вокзал стоял заброшкой.
в 2020-м здание передали партии зюганова: кпрф выступила с инициативой сделать из вокзала ленинский музей с творческими пространствами, кафешками и прочими модными делами.
в том же 2020-м вандалы пробрались внутрь и разбили стоявший внутри памятник ленину (а вот нечего его было прятать от народа). надеюсь, творчески настроенные коммунявые смогут пересобрать ильича в виде современного арт-объекта.
идеально было бы открыть здесь музей (ленин-центр) с собранием 3d-фигурок (макетов) всех вариаций ранее созданных памятников ленину.
самолётовский жк
в излучине пахры, где ещё три года назад (в последний раз был здесь в ковидном 2020) были сельхозхполя, появился самолётовский жк (с виду вполне симпатичный). помимо жк, застройщики также грозятся построить здесь крупнейший в россии фок.
жить бы я здесь не хотел - от шума автострад (трасса "дон" и каширка) не спасут никакие стеклопакеты (а сами трассы после сдачи недвижки очевидно встанут - в основном трафик представлен фурами), вдобавок низко пролетающие самолёты (примерно каждые 5-10 минут) и жд-ветка под боком; а в тёплое время года река и болота будут поставщиками комарья. плюс чучмеки - иностранных специалистов тут пруд пруди.
на форумах прочитал, что в строительном городке слив нечистот организован прямо в реку. сам жк строят в водоохранной зоне, что по законам запрещено, но так уж вышло, что владелец "самолёта" - брат подмосковного губера воробьёва.
другое обновление местности - тоннель под трассой "дон". раньше тоннель (официально это - водопропускная труба) был выложен покрышками, сейчас же проход облагорожен и вместо покрышек путь теперь пролегает по тротуарной плитке, вдоль которой - аккуратная сетка водостока. а к самому тоннелю вместо пыльной тропинки ведёт новенький тротуар с бордюрами по-московски.
и даже опоры лэп выкрашены в сине-голубой, как будто тут теперь москва (синие опоры лэп, как по мне, самая приятная глазу собянинская похорошелость).
раньше, кстати, на станции сходили всего пара стариков-дачников, сейчас же в середине дня сошло человек 30-40. за "вокзалом" теперь большая автостоянка - многие вышедшие на станции уезжали отсюда на своём корыте. для меня, как неавтомобилиста, это какая-то мистика - откуда они все ехали, чтобы убраться на своём авто именно отсюда?
река пахра
из природных достопримечательностей яма - 135-километровая река пахра, один из притоков москва-реки. кроме села ям, на пахре стоят также подольск и посёлок дубровицы. из неизменного - пахринские берега возле яма заняты синяками вперемешку с равшанами и джамшутами. за красотой лучше двигаться в сторону деревни старосъяново - помимо живописных косогоров и берегов пахры, там есть плотина (бывшая новленская гэс, запуск которой проходил в присутствии самого ильича) и сьяновские каменоломни.
мост через пахру
вторая достопримечательность яма - один из первых крупных каменных мостов, возведённых в советской россии. построен в год смерти ленина (сразу за мостом находится поворот на ленгорки). до него была переправа в виде деревянного моста на сваях. оценить красоту моста можно только спустившись к берегу пахры.
пешеходная часть моста сделана откровенно издевательски - узкая пыльная полоса, отделённая от проезжей части небольшим препятствием, при этом в полуметре на скоростях друг за другом проносятся большегрузы.
флора-лавринский храм
третья ямская достопримечательность - флора-лавринский храм - с лениным уже никак не связана.
и вообще удивительно, что храм был сохранён, хоть и частично - в родном городе ильича почти все храмы посносили, так что логично было снести и тут; например, троицкую церковь в исчезнувшем селе пахрино неподалёку от яма совки разобрали на кирпичи, эту же - просто закрыли, изъяв ценности и разрушив колокольню.
один из трёх храмов в честь святых мучеников флора и лавры (небесные покровители скота и лошадей, главные святые для всех ямщиков) - второй находится за павелецким вокзалом (там, где находился главный московский лошадиный торг) и ещё один - в кашире.
первая версия храма (деревянная) появилась в первой половине 17 века, вторая (из камня и кирпича) - в конце 18-го. в 19-м храм неоднократно перестраивался, в частности старый холодный храм был полностью разобран. свой современный вид храм приобрёл в начале 20 века.
стиль - вроде как поздний классицизм с элементами эклектики. после восстановления в 90-х первые 10-15 лет храм был полностью белым.
сведений о том, как храм использовался при совках, немного. с 30-х вроде бы служил столовой при колхозе. в 40-х разобрали колокольню. могильные плиты церковного кладбища сгодились для фундамента под колхозный свинарник.
история села
первое упоминание о поселении на этом месте относится к середине 16 века. тогда отсюда до москвы было около 40 км (сейчас - около 10).
сначала село было известно под именем пахра, в 17 веке - пахра на старом яму, а позже - фроловский ям, к 17-му (когда возвели храм) - село старопахорское,
к 19-му (после слияния старо-фроловского погоста с селом ям) - старо-фроловский ям (пахра).
редуцированное ям появилось при совках в 77 году. казалось бы, столько хороших названий было, но совки решили оставить самое уебанское, притом что по россии населённых пунктов с названием ям - не менее дюжины (все - сёла да деревни).
ямские станции, ямская служба
ям - это тюркизм; слова типа ям и ямщик происходят, вероятно, от тюркского jamčy - почтовый гонец. на руси с 13-го по 19-й века ям означал почтовую станцию/слободу, где содержались почтовые лошади.
институт ямов - золотоордынское наследие, которое, как и много другое, россия органично инкорпорировала в свою государственную систему. во времена, когда русь ходила под ханами, последние требовали от русских князей т.н. ямскую повинность, т.е. налог. со временем налоговых сборщиков (гонцов) стали называть ямщиками.
профиль должности ямщика из века в век расширялся, и в конце концов оформился в широкопрофильного правительственного курьера-извозчика, в обязанности которого входили как доставка почты и посылок, так и перевозка чиновников.
так как расстояния преодолевать приходилось огромные, для обеспечения своевременной доставки и бесперебойной работы курьеров между городами устанавливали т.н. ямы, или ямские станции. на таких станциях ямщик мог оставить уставших коней и пересесть на коней отдохнувших, продолжив путь, не сбавляя скорости. кроме того, в ямах мог перевести дух и сам ямщик - для этого на станциях были организованы места для ночлега, а также пункт питания. обслуживание ямских станций ложилось на жителей окрестных деревень.
ямские станции находились на дорогах между городами на расстоянии 40-50 вёрст (43-53 км) - столько примерно составляла предельно допустимая норма прогона лошади в течение дня.
после распада золотой орды таких же эффективных аналогов, которые потом появились в российском государстве, в мире больше нигде не было. среди прочих аналогичных русскую службу доставки выделяла беспрецедентная по своим размерам сеть ямских станций, скорость доставки (к примеру, путь из новгорода в москву ямщик преодолевал меньше чем за трое суток), а также использование ямщиками знаменитых троек - уникальной запряжки лошадей, в которой центральная лошадь шла рысью, а боковые - галопом.
при павле первом появилась отдельная категория госслужащих-посыльных - фельдъегеря, которых использовали для доставки особо важных госдокументов, различных ценностей, а также перевозки высоких чинов. корпус фельдъегерей формировался из лейб-гвардейцев, тогда как ямщики были представлены деревенской челядью.
необходимость в ямщицкой службе отпала с приходом эры железных дорог - во второй половине 19 века.
zv
оказывается, красная вывеска "zv" принадлежит ямскому строймаркету. с каширки выглядят почти как въездная стела. что интересно, в данном случае "zv" - это не только метка vатных zомби, но также и "ям", набранное в английской раскладке; а ещё "zv" - это "золотые ворота" - так стройбаза проходит по документам.