центральная россия, южное подмосковье: горки ленинские
середина июня 2023-го. в ленгорках не первый раз, в последний был в июне ковидного 2020-го (правда, тогда усадебная часть горок была закрыта). в этот раз я прошёлся по горкам так, как никогда раньше, прогулялся даже у вятских курганов.
обзор поста (примерно 1500 слов / 4 страницы текста):
- что тут поменялось;
- ленин-центр - про музей российской политистории в период лихолетья;
- усадьба - из истории усадьбы в доленинский период;
- смерть вождя - главная скульптура сергея меркурова;
- вятские курганы - про курганный некрополь в горках;
- киногородок.
снимал на redmi note 10 pro.
что поменялось
за три года с последнего посещения тут успели сменить руководство (подробно написал здесь), немного навести лоска, организовать буфетно-кафешные дела, а также напридумывать разные формы досуга (но только для тех, кому сильно за 40).
совсем было не узнать тропу от станции ленинская, хотя к ленгоркам это уже не относится.
неподалёку от главного входа появился большущий белоснежный храм (посвящён первосвятителям московским). хоть тот и за пределами ленгорок, но выглядит он в этом месте откровенно вызывающе.
кстати, если бы я приехал в ленгорки на авто (как, вероятно, основная масса посетителей), то смог бы ещё увидеть "шагающего ленина" иосифа бродского - памятник находится на въезде с каширского шоссе, пешком из горок до него тащиться не менее получаса. а узнал про него, когда рассматривал свежую план-схему ленгорок. сначала подумал, что это тот самый бродский, который отметился в никола-ленивце (мне почему-то подумалось, что тут мог появиться ленин в виде современной скульптуры), но нет - другой - советский (у этого среди работ - ещё несколько памятников ленину, а также мурманский алёша).
апдейт: до памятника доберусь через год.
вход в ленгорки теперь платный - 100 руб / 1,2 долл. по билету можно входить и выходить сколько захочется.
горки немного осовременили, снабдив приличными на вид инфотабличками и навигацией. к счастью, сохранили в том числе "тёплые ламповые" указатели советских времён.
благодаря новой план-схеме парка узнал, что название тг-канала бесноватого ольшанского "комиссар исчезает" - это название книги дэвида кинга о том, как при сталине исчезали его соратники (сначала физически, а потом на фотографиях). в ленгорках так названа парковая экспозиция (с подзаголовком "искусство политической ретуши в советской россии"). забавно, что сама экспозиция тоже исчезла; видимо, сейчас эта тема неполиткорректна, хотя и "зеток" мне тут наблюдать не приходилось.
ленин-центр
спустя 11 лет зашёл в ленин-центр - это который музей политической истории россии с 1917 г. по 1924 г., он же - нкц (научно-культурный центр) "музей в.и.ленина".
последний музей, посвященный ленину, открытый при совке; свои двери музей распахнул в конце 80-х - к 70-летию октября.
проектировщиком модернистского здания из мрамора и красного туфа был павел леонов, один из виднейших представителей архитектурной школы советского модернизма. как по мне, архитектурная конфетка всего ленинского района.
основная часть экспозиции повествует о "победоносном шествии большевистской диктатуры по россии". но интерес здесь представляет не столько экспозиция, сколько то, как она организована - например, многое для того времени тут претендовало на инновационность.
среди фишек музея - интерактивные (ещё с советских времён интерактивные) прозрачные кубы, работающие на ранних эппловских макинтошах (кубы я не фоткал - со стороны они выглядят как витрины-аквариумы, а то, что находится внутри было не разглядеть). видимо, чтобы посмотреть кубы в действии, нужно заказывать экскурсию. но, как ещё потом выяснилось, из пяти кубов работают только три.
вот ещё фишка - в некоторых местах пол покрыт кремлёвской брусчаткой.
если верить википедии, собрание сочинений товарища ленина состоит из 54 томов, при этом каждый включает примерно по 650 страниц. всего же зарегистрировано 30 820 текстов, авторство которых приписывается ленину.
я как-то раз ради интереса решил почитать что-нибудь из его трудов - что-то на тему политэкономии (хотелось прочувствовать, каким слогом пишет товарищ), и не смог осилить даже страницы - абсолютно нечитабельно, будто набор заметок и комментариев, сделанных на полях.
вход в музей - всего 150 руб / 1,8 долл (если без экскурсии). внутри ни одного посетителя.
насколько я помню, в прошлый раз фотографировать внутри не разрешали, сейчас же тут вольница.
усадьба
ныне ленгорки позиционируются не только как место кончины первого вождя пролетариата, но и как хорошо сохранившийся образец усадебной культуры 19 века с подлинным (или почти что подлинным) предметным миром того времени. типа ленгорки - это не только про ленина.
до ленина поместье называлось вышними горками. сами горки существуют уже более пяти веков; первые триста лет принадлежали дворянскому роду спасителевых, служивших при царском дворе ещё со времён царя алексея михайловича (самым первым хозяином горок был итальянский монах сальватор, которого на русский манер переименуют в ивана спасителева).
в течение 19 века усадьба будет менять своих владельцев один за другим; большинство были представителями старинных русских дворянских и княжеских родов, часть - купеческих династий.
основные постройки усадьбы были возведены в начале 19 века, когда поместьем владел александр писарев (сенатор и генерал-лейтенант, участник войны 1812-го, попечитель московского университета).
последними владельцами перед въездом в усадьбу вождя были зинаида морозова (вдова известного фабриканта и мецената - саввы морозова, одна из богатейших на тот момент женщин россии) и её третий по счёту супруг - анатолий рейнбот (бывший московский градоначальник, снятый с должности за казнокрадство).
усадьбу г-жа морозова купила в 1909-м. при морозовой усадебный комплекс горок подвергся тотальной реконструкции, так что свой современный облик усадьба приобрела именно при ней. что касается ленинского периода, то к доставшемуся буржуазному наследию большевистские деятели старались относиться максимально трепетно (кажется, то была заслуга самого ленина).
считается, что для воплощения своих замыслов морозова пригласила самого фридриха шехтеля (он, кстати, автор готического особняка, принадлежавшего морозовой, что на спиридоновке). впрочем, авторство последнего - под вопросом. так, недавно обнаружились сведения, указывающие на то, что проектировщиком мог быть иван жолтовский (почти все архитектурные проекты последнего пришлись на советский период). короче, портиками с колоннадами, барельефами на древнегреческую тему и прочим неоклассицизмом усадьба обросла именно при морозовой.
хоздвор с пристройкой-водонапоркой был возведён позже прочих - в 1913—1915 годах. архитектор - фёдор кольбе.
при морозовой горки прославились как процветающие сельхоз-угодья - тут были и молочная ферма, и пшеничные поля, и даже оранжереи с тропическими фруктами.
в горках появились теннисный корт, пруд на речке туровке с плотиной и дамбой, водонапорка, конюшни, парковые беседки. главной же роскошью были электричество, водопровод, центральное отопление и телефон.
морозовский усадебный парк, сохранившийся даже в постленинский период, в середине 90-х был включён в топ лучших парков европы, но в начале нулевых после сильнейшего урагана парк сильно поредел (вроде как горки лишились более 1200 деревьев).
после национализации усадьба стала числиться в качестве санатория для высокопоставленных чинуш. вскоре усадьбу оформили как персональную загородную резиденцию самого ильича. здесь он жил вместе с крупской, а также со своей сестрой.
в главном здании (тот, что - барский дом) ленин разместился только после первого инсульта (всего у него их будет три, последний добьёт окончательно), до этого же ленин предпочитал жить и работать в северном флигеле. в совокупности же ленин провёл в горках около двух лет.
после смерти ленина усадьбу занял его брат дмитрий. дождавшись смерти последнего (то было в 43-м), власти получили возможность сделать в горках мемориальный музей. открытие музея приурочили к 25-летнему юбилею ленинской кончины.
смерть вождя
попалась тут на глаза инфа о том, что сергей меркуров - автор скульптуры "смерть вождя" - изначально планировал сделать несунов полностью обнажёнными; а ещё у меркуровской скульптуры есть прототип - наиболее вероятным образцом для подражания стала скульптура у надгробия маршала фердинанда фоша, что в парижском доме инвалидов.
жаль, никто пока не догадался установить где-нибудь неподалёку реплику скульптуры с первоначальным замыслом меркулова; можно даже не из гранита, а тупо распечатанную на 3d-принтере.
кстати, из представленных в горках памятников по количеству лидируют именно меркуровские; второе место - у скульпторов н.щербакова и н.андреева. среди меркуровских раньше можно было также увидеть три бюста сталину, сейчас же почему-то оставили только один.
курганы
дошёл в том числе до курганов вятичей (в этих местах вятичи обитали в 9-12 веках). о том, что тут прячется целая россыпь курганов (их тут штук 50-60), узнал лишь в этот приезд. всегда думал, что тут под боком просто хвойный бор и внимания на него никогда не обращал.
если кратко, курган - это такой тип древнего захоронения, в котором надгробием служит земляная насыпь (обычно в форме полусферы или купола). сейчас же курганы выглядят как земляные холмики с выросшими на них деревьями.
похоронный материал чаще всего был представлен прахом. как правило, курганы служили аналогом современного фамильного склепа (родовой/клановой усыпальницей) - то есть хоронить там могли столько, сколько поместится.
могилой служила земляная камера, обычно укреплённая досками. внутри складировали ёмкости с прахом (но иногда и трупы целиком), а также разный скраб (погребальные принадлежности). сама камера при этом располагалась не по центру кургана, а с краю, чтобы к ней всегда был доступ.
славянские курганы отличались наличием деревянного забора вокруг насыпи (сначала возводился забор, а уже после - насыпь). в других культурах (сами курганы встречаются почти на всех континентах, кроме австралии и антарктиды) курган мог быть укреплён каменной кладкой, известняковыми плитами или чем посложнее.
вятские курганы, как правило, представлены группами. в ленгорках, в частности, самый настоящий курганный некрополь.
на территории москвы вроде как насчитывается около 70 курганных групп, по области - около 500.
что касается вятичей, то про них я уже давно ничего не помнил (и не факт, помнил ли вообще). оказывается, среди прочих славянских племён вятичи подчинились (или присоединились) к древнерусскому государству (киевской руси) самыми последними - якобы из-за своего строптивого духа. с 12 века вятские земли стали частью трёх русских княжеств - черниговского, рязанского и ростово-суздальского.
наличие на территории поместья курганного комплекса вроде как повлияло на планировку дворцово-паркового ансамбля; как пишут "риа новости", один из владельцев проложил главную аллею не из центра архитектурного ансамбля (как это было принято), а от северного флигеля; это позволило сохранить курганы нетронутыми.
киногородок
ну, и напоследок - киногородки, точнее - киногородок и кинодеревня. часть декораций в этом году сгорела. мне повезло застать их в свой прошлый визит