центральная россия, южное подмосковье, подольск: посёлок цемзавода
две вылазки - одна в середине августа 2023-го и следующая - месяц спустя. первый визит сюда был довеском к прогулке по северо-западным околоподольским пердям. вторую вылазку уже полностью посвятил посёлку - нужно было досмотреть недосмотренное и сфоткать недофотканное. в первый раз попал сюда, когда уже вечерело, так что возможности обойти тут каждый закоулок у меня не было; прочитав же обзор о посёлке в одном из мёртвых жж, я понял, что проигнорировать пропущенные цемзаводские закоулки было бы большим упущением.
обзор поста (примерно 2000 слов / 5 страниц текста):
- цемянка как часть подольска;
- как добирался - промзоны, бурьян, речки-вонючки, подвесные мосты;
- "прекрасно-зловещий силуэт цементного завода" - момент из пьесы "человек из подольска" дмитрия данилова;
- застройка цемзавода - от барачников и панелек до постконструктивистских конфеток;
- как тут живётся и дышится;
- неожиданное открытие - бетонные катера.
снимал на redmi note 10 pro.
цемянка как часть подольска
посёлок цемзавода (для местных - цемянка) - это на самом деле часть подольска (в черту подольска территории цемзавода были включены в 1930-е годы), но настолько от него изолированная, что, как и бывший город климовск (недавно ставший частью того же подольска), рассматривать его лучше отдельно.
посёлок протянулся 2-километровой полосой вдоль плещеевской улицы от берега пахры на юго-востоке до подольской промзоны.
территория посёлка - это, в том числе бывшая усадьба плещеево и расположенные на плещеевских ранее землях дачно-коттеджные владения; впритык к последним находится деревня плещеево, но административно усадьба и деревня почему-то разделены (в саму деревню не ходил - делать там нечего).
как добраться
до посёлка оба раза добирался от станции "подольск" - через северную окраину огромного залинейного района, где деревня перемешана с промзонами; дачная окраина подольска - это бывшая деревня (возможно, что когда-то и город) добрятино, которая некоторое время (до 1917-го) была центром добрятинской волости в подольском уезде.
сразу за деревней на вершине косогора посреди зарослей бурьяна прячется еле видимая тропинка, по которой нужно спуститься вниз - к берегу пахры. судя по всему, здесь намоленное место среди местных синяков - застал троицу таких во второй визит (те приняли меня за закладчика).
здесь же находится устье речки чёрная - химозной речки-вонючки, которую окружающие предприятия используют как сточную канаву (как раз в этом месте всё это говно вытекает в пахру). придя сюда во второй раз, я пытался найти более оптимальный путь, и по ошибке полкилометра протопал вдоль чёрной речушки - по ощущениям, это как оказаться среди фанатов группы "король и шут", вдобавок ветром сюда заносит ароматы с находящихся где-то за речкой отстойников.
через чёрную речку перекинут небольшой мостик, после которого тропа ведёт уже наверх - к снт, который нужно будет зигзагом пройти насквозь (благо, в заборах достаточно пролазов). и далее почти километр по тропе через поле вдоль пахры.
направо - несколько мелких деревушек, включая стрелково, налево - цемянка и плещеево; переправа через пахру к последним - подвесной мост на стальных тросах.
обратно из посёлка я выбирался дорогой через промзону (дышится там тоже не очень) - путь до пахры занял минут 20 (1,3 км). у подольского карьера (который заброшен) будет очередной подвесной мост через пахру, без карты тропу к которому не обнаружить - спуск к нему спрятан в кустах. за мостом - узкая тропка между заборами снт, затем - подъём к жд-путям, а в конце - пролаз через гаражи. за гаражами - северная часть микрорайона "парковый". до станции "подольск" отсюда чуть больше 1,5 км.
во второй раз проделывать такой путь мне уже было совсем неинтересно, так что до станции решил добраться на автобусе (45 руб). как оказалось, по времени путь на нём занимает почти столько же, сколько и пешком (около 40 мин) - автобус вынужден делать крюк через всю промзону - других дорог через пахру тут нет.
цементный завод
зато из окна автобуса смог увидеть промышленный пейзаж, в частности, вероятно, то самое место, с которого должен открываться вид на "прекрасно-зловещий силуэт цементного завода" - это из пьесы "человек из подольска" дмитрия данилова. правда, ничего инфернального в пейзаже не проглядывается (на фото - скрины стрит-вью из гугла и яндекса).
после своего второго визита в подольск в 2021-м у меня появились сомнения насчёт реальности того подольска, которым восторгается героиня пьесы данилина - во-первых, никаких "высоких красивых мостов через пахру" в подольске уже давно нет (пьеса же вышла в 2016-м), во-вторых, никакой "зловещести" в силуэте цемзавода не просматривается даже в самую хмурую погоду.
потом я предположил, что данилин застал пейзаж с разрушенным ныне элеватором цемзавода - раньше тот должен был проглядываться при проезде по жд-мосту через пахру на электричке; правда, в интернете ни одного фото с таким пейзажем я так и не нашёл, так что насчёт наличия такого пейзажа - это лишь предположение.
также многие принимают за часть цемзавода высоченный элеватор подольского хлебокомбината - там, если что, хранится зерно.
лучшие виды на этого красавца открываются тем, кто на прогулку в посёлок цемзавода проследует описанной выше тропой.
потом, когда ознакомился с историей цемзавода, узнал, что у моста вплоть до 2006 года стояли старые частично руинированные здания цемзавода, которые были заброшены в послевоенные годы. и хоть фотографий с такими пейзажами я нигде не нашёл, но это единственный силуэт подольского цемзавода, который мог бы претендовать хоть на какую-то "зловещесть".
на представленных выше ч/б фото - дореволюционные здания цемзавода (1875 г), когда тот был утыкан кирпичными трубами, но, насколько я понимаю, при совке завод выглядел несколько иначе. первый цементный завод под подольском появился при александре втором. существующее в настоящее время предприятие "подольск-цемент" - его продолжатель, и вроде как старейшее из существующих в россии предприятий цементной отрасли (первый же в россии цемзавод был построен в санкт-петербурге при николае первом - в 1839-м). ни в какие топы из существующих сегодня в рф 58 производителей цемента (из них только 3 относятся к московскому региону) подольский цемзавод не входит.
алексей ярцев "подмосковные прогулки" (1894 г):
"перед самым подольском высокий мост через реку пахру, на одной стороне которой, у самого моста, на огромной береговой круче, высится цементный завод, живописно раскинувшийся со всеми своими постройками, крытыми серовато-белою пылью. это место красиво, но помимо обычного заводского оживления, оно мертво, как мёртв и бездушен камень, наполнивший собою здешние земные недра".
насчёт тех самых недр - сырьевой базой для первого цемзавода служили месторождения известняка по берегам пахры; сейчас же подольские карьеры не действуют, и откуда поставляется сырьё для завода - хз.
в 1926-м приостановленную на несколько лет цементную промышленность подольска совки перезапустили. в послевоенные годы цемзавод переехал в новые здания, при этом старые постройки стояли заброшенными аж до 2006 года. сейчас на том месте находится контейнерный склад; в промзоне представлены, в том числе завод шамотный (производство огнеупорных кирпичей), нефтебаза роснефти, завод втормета и даже парфюмерный заводик (и этот список неполный).
собственно, посёлок цемзавода появился благодаря восстановленному цементному заводу.
застройка посёлка
посёлок в первую очередь интересен малоэтажными жилыми постройками советского периода.
первые такие датируются 1920-ми годами.
одиноко в сторону полей смотрит 12-этажная панелька п-46 (других таких тут нет).
среди высоток - несколько серых бетонных 10-этажек, построенных в 1990-е (серия 111-121-042). между ними затесалось несколько серых хрущёвок (несмотря на серость, подъезды хрущёвкам сделали развесёлыми).
как по мне, серые бетонные коробки должны были задать стиль всем прочим цемзаводским многоэтажкам. но недавно в середине посёлка образовалось инородное тело в виде рыжих новостроек в 20 и 17 этажей (жк "плещеево") - уродцы испоганили весь цемзаводский пейзаж.
часть жилфонда в таких предназначено для тех подольчан, которым власти обещали переселение по случаю сноса ветхого жилья (очевидно, стоимость квадратного метра в этом районе - ниже некуда).
в коттеджной части цемянки (народное название посёлка цемзавода) дома выглядят так, будто они все из-под одного архитектора.
кирпичные многоквартирные одноэтажные дома 1958-го и несколько шлакоблочных 1957-го. выглядят большинство из них неожиданно приятно (прям город-сад).
...
...
...
исключением является кирпичный урод с домовой церковью.
у дома была припаркована машинка с номерами "рне" - предположил, что это может означать "русское национальное единство" (так называлось одно из наиболее известных в 90-х движение православных нацистов, которые в качестве логотипа выбрали себе свастон, совмещённый с вифлеемской звездой). ещё одну машину с "рне" видел в центре посёлка. но, возможно, что это и не значит ничего.
двухэтажки 1959-го - краснокирпичные дома ближе к плещеевской усадьбе (возможно, кирпич лишь облицовочный, как в домиках старой части города видного). весьма симпатичные.
главная цемзаводская конфетка - чёрно-серое (предположительно - постконструктивистское) 2-этажное здание 1927-го года с 3-этажными башнями по углам, назначение которых неизвестно.
заповедник конструктивистских домиков - улица банная (ну, я думаю, местные улицу называют иначе); названа так из-за ранее находившейся тут бани. сейчас на её месте - не пойми что, оригинальный облик здание утратило (фоткать его не стал).
аналогичная ситуация с местным дк (этот не фоткал). интересно, что называется тот не цемзаводским дк, а плещеевским.
...
руины самого большого среди ровесников 3-этажного дома 1935-го года.
несколько шлакоблочных 2-этажных домов 1928-1930-х годов.
барачник многоквартирный 1927-го года с модерновыми наличниками. в двух экземплярах.
часть домов - фанерные почти что бараки 1950-х, покрытые штукатуркой.
как тут живётся и дышится
стою, фоткаю. мимо проходит тётка - спрашивает, что это я там фотографирую. думаю, сейчас начнётся что-нибудь из серии "для украины штоле наводчиком работаете?". но нет - тётка почти сразу же попросила отправить фото воробьёву (губер области с 2012-го): "пусть посмотрит. тут у нас говно не убирают, свалка мусора за домом. дома недавно затопило, крысы бегают, пол провалился" (минут 10 причитала). в гости к ней напрашиваться не стал - готов поверить на слово.
впрочем, обитающая тут заводская челядь всю жизнь голосовала, за кого им скажут, так что, как говориться, пусть теперь и дышат чем положено.
как бы то ни было, автобусы здесь вроде ходят по расписанию, беспризорные собаки чипированы, а по одной из сторон главной улицы проложен тротуар.
посещать посёлок лучше в рабочее время, когда местные забулдыги заняты на работах. это я делаю вывод по комментам на викимапии. совсем уж стрёмных персонажей я увидел лишь в промзоне (которая ближе к жд) - там почти все пацаны на корточках, но ко мне так никто не доебался.
бетонные катера
подражая медузовской рассылке "сигнал", поделюсь неожиданным открытием, которое я сделал, пока писал этот материал: в 1950-е по пахре от подольска до деревни дубровицы курсировал необычный прогулочный катер - сделан тот был из цемента подольского цемзавода.
изготовлен катер был по заказу директора подольского нии цементной промышленности ирины кравченко - в те годы она работала над диссертацией о плавающих цементах, и под это дело заказала своим сотрудникам соорудить цементное плавсредство - впоследствии судно пригодилось в качестве пассажирского. на ходу катер пробыл менее 10 лет - в начале 1960-х тот был списан и утилизирован.
цементный катер ходил (тот, кстати, мог развить скорость до 30-40 км/ч) под именем "виктор талалихин". назван так был в честь молодого военного лётчика - тот прославился, когда в 1941-м в небе над москвой смог сбить тараном немецкий бомбардировщик (один из первых в истории мировой авиации ночных таранов); оба лётчика катапультировались и выжили, правда, уже через пару месяцев талалахин погиб в воздушном бою близ подольска.
и вот казалось бы - чего бы подольским властям не озаботиться развитием туристического потенциала города, возродив тот самый катер под тем же самым именем - транспортные фанаты (а этими фриками наша страна богата, как никакая другая) сбежались бы тогда в подольск со всей россиюшки. ну так вот: в этом году местные власти запустили прогулочный катер под тем же именем, под которым тот ходил в 1950-е, и даже по тому же маршруту (подольск - дубровицы), только вот катер этот ни разу не цементный, а, стало быть, бренд "виктор талалихин" - это теперь как кроссовки abibas.
надо отметить, что инновационным цементный подольский катер не был даже в те годы - суда из цемента/бетона стали популярными уже в конце 19 века. первым таким судном была простенькая железобетонная вёсельная лодка - изобретение французского инженера жана-луи ламбо, тот смастерил её в 1849-м. пик популярности на бетонные суда пришёлся через столетие - на фоне дефицита качественной стали и необходимости экономии на производстве (вероятно, поэтому больше всего таких судов произвели в советах и в германии).
бетон был гораздо дешевле и доступнее качественной стали (особенно в военное и послевоенное время). суда из бетона отличались как повышенной прочностью, так и устойчивостью к коррозии, а также неплохими динамическими характеристиками. построить их можно было значительно быстрее, чем суда из стали (есть примеры, когда их удавалось построить всего за месяц), а ремонт бетонных судов обходился дешевле и не требовал ни дорогостоящих материалов, ни сложной квалификации ремонтника.
правда, минусы всё же перевесили: во-первых, бетонное судно было очень тяжёлым, поэтому ему требовалось большое количество топлива, что делало перевозки нерентабельными; во-вторых, в случае пробоины судно уходило на дно за считанные минуты. сейчас технология используется в основном при строительстве плавучих нефтехранилищ и буровых платформ.