центральная россия, восточное подмосковье: бронницы
последний сентябрьский день 2023-го. аномальный тёплый денёчек выпал на годовщину присоединения отхапанных краюшек украины к путинской россии (теперь - официально госпраздник; в свою очередь, дата официального присоединения последних неслучайно выпала на годовщину подписания мюнхенского соглашения в 38-м).
обзор поста (примерно 2200 слов / 5 страниц текста):
- про вылазку;
- этимологическое - бронницы, брониче, бронница;
- немного истории;
- бронницкие храмы;
- одна из самых высоких подмосковных колоколен;
- могилы декабристов;
- бельское озеро и бронницкая набережная;
- типа достопримечательности - бельское озеро, набережная и прочее;
- новый бронницкий автовокзал (прям как в европе);
- флажочки;
- как и на чём добирался.
снимал на redmi note 10 pro.
про вылазку в бронницы
бронницы (ударение на первую) стали моим 190-м по счёту посещённым городом россии (из примерно 1200 российских городов) и 22-м городом подмосковья (из 74), а также 12-м посещённым в этом году городом.
бронницы также один из 10 городов (включая москву), стоящих на 473-километровой москва-реке, из которых я не был только в двух.
город - крошечный. я приехал сюда в четверть четвёртого, и трёх часов на осмотр города мне хватило сполна. кроме храмов и набережной, смотреть в бронницах пока что не на что. избушки, дореволюционные дома - такого здесь совсем немного, а из того, что есть чего-то уникального и залипательного я не обнаружил. если бы я выбрался сюда специально (а выбрался я сюда случайно, о чём - в конце заметки), то постарался бы захватить заодно несколько селений в окрестностях (бисерово, боршева, марково и малахово - каждое из них при храме), а так в дороге я провёл больше времени, чем в городе.
этимологическое
населённых пунктов с таким же или похожим названием - целая куча. среди прочих "бронниц" на карте можно обнаружить куда более древнее поселение бронница (бывший мста или ям-бронницы) в новгородской области, 4 поселения бронниково - в вологодской, тверской, тюменской областях, а также забайкальском крае, плюс 3 села броница (уже с одной "н") в украине - на львовщине, житомирщине и волынщине.
этимология почти у всех этих поселений различная. кстати, ни раз натыкался на то, что в своих исторических сводках некоторые авторы смешивают фрагменты истории (и даже географии) бронниц раменских и бронниц на реке мста.
о селе бронниче (так официально назывались поселение до середины 18 века), возникшем на тракте москва-рязань (сейчас - трасса м5), известно с середины 15 века.
как и бронница под новгородом, первое время село служило ямской станцией; на таких ямщик мог оставить уставших коней и пересесть на коней отдохнувших, продолжив путь не сбавляя скорости. кроме того, в ямах мог перевести дух и сам ямщик - для этого на станциях были организованы места для ночлега, а также пункт питания.
этимология раменских бронниц происходит, вероятно, от устаревшего слова бронка, когда-то давно означавшего колоски зрелого овса (позже - не только овса, но и всех злаковых), а бронить - означало зреть/наливаться. село появилось на ямском тракте между москвой и каширой, следовательно, поля вдоль села наверняка были засеяны злаковыми культурами для кормёжки лошадей. эта же версия названия применима к уже упомянутым новгородским бронницам.
согласно более популярной версии, название бронниче/бронницы появилось благодаря местным мастерам бронного дела, занимавшихся изготовкой доспехов (брони). кстати, в городе есть несколько металлических беседок с крышей в виде богатырского шелома - видимо, версию о доспеходелах горадминистрация считает наиболее предпочтительной. ещё одна версия отсылает на период, когда в этой местности то и дело происходили стычки (или по-другому - брани) с татаро-монголами.
история бронниц
при екатерине второй село стало не просто городом, а центром собственного уезда (до второй половины 18 века бронниче находились в составе коломенского уезда). с тех же пор название бронницы закрепилось за городом уже официально.
бронницы остались в истории как один из крупнейших центров дворцового коннозаводства. при первом романове, который михаил, в селе появилась государева кобылячья (кобылья) конюшня, а при третьем романове, который фёдор алексеевич, конюшная станет полноценным конным заводом. конезавод пополнялся лошадьми редких пород, в том числе подаренных правителями других государств, а также молодыми кобылами, предназначенными для царских выездов. с тех самых пор бронницы можно называть городом конюхов. отсюда же - лошадь не гербе и флаге.
первая же российская госконюшня была основана ещё при иоанне третьем в конце 15 века (тогда - конюшенный приказ) - в селе хорошёво под москвой (территория серебряного бора) - отмечу, чтобы не приплетали лишний раз бронницкий конезавод к одному из первых в россии (хотя первые были именно что конюшнями, а полноценные конные заводы стали появляться только при петре первом).
в середине 19 века при николае первом на месте конезавода расквартирован конный полк, для которого был построен комплекс казарм. сейчас объект обнесён высоким забором - при совке казармы приспособили под военпром (сейчас - ниц автомобильной техники минобороны). фотографий казарм - крохи, но, судя по найденным, интересного в этих постройках немного.
во второй половине 19 века бронницы проходят постепенную индустриализацию, в городе возникают текстильные и ювелирные фабрики. однако крупных производств в бронницах так и не появилось, так как город находился в значительном удалении от железной дороги (первый участок рязанского направления появился в середине 19-го).
со времён совка город стал заточен на оборонку. сейчас же здесь нацелены на производство олимпийского резерва.
в исторических очерках о деревне буняково и селе никитское можно обнаружить, что через поселения издавна пролегал торговый гужевой путь от села бронниче до села подол (который теперь город подольск).
в 1812-м по городу прошлись наполеоновские войска (бронницы и богородск стали самыми дальними после москвы пунктами, которых те достигли), и то немногое, что тут было, те порушили.
зато войска гитлера город обошли стороной.
у города есть свои пушкины - целых две штуки, потомки поэта, и оба - тоже александры. третий пушкин - александр александрович (внук поэта) - служил здесь губернатором (земским начальником). ему город был обязан своими больницами, фермами, школами и библиотекой.
если начать изучение истории бронниц по википедии, то можно обнаружить, что статья о городе в англоязычной версии изложена куда более подробно, обстоятельно и внятно, чем тот куцый набор слов, который представлен в версии на русском.
бронницкие храмы
первая достопримечательность, которая встретит туриста на северо-западном въезде в город - успенский храм (церковь успения пресвятой богородицы) в псевдорусском стиле. храм возводился по частям в течение большей части 19 века.
проектировщиком выступил московский архитектор михаил бове - он же автор похожей по стилю колокольни при соборе михаила архангела, что в центре бронниц (это в 600 метрах).
михаил бове - один из сыновей-архитекторов перебравшегося в россию неаполитанского портретиста винченцо джованни бова; вторым отпрыском-архитектором был куда более известный осип бове (главное здание большого театра, здание манежа, триумфальные ворота - это всё его).
при совках храм служил в качестве хозмага и складского помещения.
вблизи храм выглядит сильно поистрепавшимся, внутри пока что никакой - стены всё ещё голые, а иконы будто пластмассовые.
лицо бронниц - соборный комплекс в самом центре города, представленный двумя храмами и отдельностоящей колокольней.
пятиглавый архангельский собор (собор михаила архангела). возведён из камня в конце 17 века на месте деревянного. стиль - московское барокко (типичная композиция посадского храма сочетается с декоративными элементами московского барокко).
краеведы утверждают, что собор - единственный храм в округе, который ни разу не был перестроен, поэтому до наших дней тот дошёл почти что в первозданном виде (хотя цвет куполов очевидно не раз менялся - несколько лет назад те стояли то ли серебристыми, то ли серыми).
при совке здание собора служило районным архивом.
судя по фоткам в инете, внутри именно этого храма весьма красиво - там расписные стены и высоченный иконостас, но почему-то в погожий выходной день храм был заперт.
иерусалимский храм (церковь иерусалимской иконы божией матери) построен в середине 19-го (потом ещё неоднократно перестраивался), стиль - поздний классицизм. возвели его взамен прежнего - иоанновского храма (тот был построен из камня в первой половине 17 века).
при совках первое время служил зернохранилищем, а позже сгодился под фондохранилище всесоюзной книжной палаты (контора выполняла функции государственного библиографирующего агентства; российская государственная библиотека является его преемником).
колокольня
отдельно стоящая 73-метровая кирпичная колокольня в псевдорусском стиле - проект уже упомянутого михаила бове - построена в середине 19 века (последняя постройка в соборном комплексе).
при совке колокольня стала пожарной каланчой.
несколько раз натыкался на то, что это одна из самых высоких колоколен в области, но так-то - всего лишь 6-е место; самая высокая среди подмосковных принадлежит николо-угрешскому монастырю в дзержинске - 93 метра - разрыв между первым и шестым местами составляет 20 метров. ежели сравнить с оставшимися колокольнями по россии в целом, то среди отдельно стоящих колоколен бронницкая занимает всего лишь 18-е место, а в общем рейтинге - 29-е.
могилы декабристов
у храмовой стены собора установлено монументальное бронзовое распятие - это могила братьев фонвизиных.
михаил фонвизин (старший и самый известный из братьев) - декабрист и член московского отделения масонской ложи. ещё один декабрист, а также друг по лицею пушкина-поэта, иван пущин, похоронен рядышком.
жена у того и другого была одна и та же - после кончины фонвизина овдовевшая супруга вышла замуж за второго; пущин, кстати, пережил фонвизина всего на 5 лет; дважды вдова - наталья апухтина-фонвизина-пущина - проживёт ещё потом 10.
первый брак, в отличие от второго, был заключён по расчёту - супружество позволило апухтиной компенсировать долги своего отца. кроме того, супруги приходились друг другу родственниками - фонвизин был двоюродным братом её матери.
интересно, что молодая версия апухтиной-фонвизиной - вероятный прототип татьяны лариной в пушкинской поэме "евгений онегин" (1831); она же могла послужить прообразом сони мармеладовой и наташи ростовой.
типа достопримечательности
с набережными в бронницах пока не сложилось: та, что на куске москва-реки - просто дикий берег, где жгут пластмассу азиаты и синячат потомки местных конюхов. благоустроенный участок начинается с поймы москва-реки, которую тут называют озером (бельское/белое озеро), - это бывшее русло москвы-реки, ныне полностью от неё отрезанное. рядом - новый парк, который пытается быть похожим на эталонные образцы собянинского благоустройства.
через пойму перекинут пешеходный мост. на той стороне - какая-то гигантская по площади спортивная база, что-то связанное с олимпийским резервом.
спортивная ориентация бронниц выражена ещё и в муралах на хрущовках - уродливые здания украшают ёблища футболистов.
прямо в центре впихнули несколько военных контор и предприятий - занимают они не меньше трети исторической части города. в частности, комплекс зданий конного полка занимают нии минобороны. территория его обнесена уродливым забором с колючей проволокой, и пока я фоткал в окрестностях, ментовская повозка успела проехать мимо меня раз 10.
последняя достопримечательность бронниц - здание-пирамида на въезде в город. я думал, что это очередной дом какого-нибудь сельского оригинала типа домов-перевёртышей, но викимапия говорит, что здесь находится малое пивоваренное предприятие со спортбаром.
новый бронницкий автовокзал
из бронниц теперь уезжают с роскошного по меркам даже россии автовокзала (до лета этого года здесь была просто автостанция) - несоразмерная городу по-европейски выглядящая махина с крышей в деконструктивистском стиле (судя по комментам в местных пабликах, потомки конюхов внешним видом вокзала остались недовольны). уехать из бронниц при этом можно лишь в котельники, коломну, города и деревни раменского района, а также на южную окраину домодедова (белые столбы). впрочем, функционально это скорее торговый центр, чем автовокзал.
в раменском районе есть жд-станция "бронницы", действующая с 1864 года, в 13 км от города, и выходит на одноимённый пристанционный посёлок, село малышево, а также на деревни кузнецово и юрово. автобусы между станцией и городом не ходят. такая же хрень в звенигороде, но там между ними хотя бы ходят автобусы.
флажочки
в связи с коневодческой историей города герб и флаг у бронниц соответствующие. в самом же городе вместо официальных символов используют то ли какой-то новый народный герб, то ли пока ещё необъявленный официально логотип с фигурой коня как будто шахматного - смотрится тот гораздо симпатичнее.
как и на чём добирался
в заключение расскажу про путь-дорогу. изначально в моих планах было добраться до посещённых в августе сёл и деревень вдоль последних 8 км пахры, зайти внутрь храмов, которые в прошлый раз были закрыты, а также захватить пару сёл вдоль москва-реки, в которых бывать ещё не доводилось. и вот, добравшись до деревни константиново (храм в котором в этот раз был снова закрыт), я сел на автобус, который, согласно расписанию в яндексе, должен быть увезти меня в сторону зелёной слободы, но тот уехал в противоположную - в город бронницы. получилось так из-за того, что из константинова почти в минута в минуту выезжают сразу два автобуса (притом что автобусы выезжают отсюда нечасто, поэтому посмотреть на номер маршрута мне даже не пришло в голову) - оба едут в разные стороны, но остановка у них одна (нужный мне автобус делает разворот).
ну что ж, сюда я рвался попасть уже не первый год; думал когда-нибудь добраться через bla-bla-car, так как до бронниц на общественном транспорте доехать можно только с кучей пересадок, однако удобные варианты на попутках мне не попадались. а тут сама судьба распорядилась, чтоб при такой погоде меня закинуло в эти раменские перди.
из константинова до бронниц набитый чучмеками автобус едет чуть меньше часа (почти вся дорога проходит через лес), проезд 102 руб / 1 долл. до константинова же добрался пешком из посёлка володарского, до последнего - на автобусе из орехова (70 руб / 0,7 долл), в орехово - на автобусе из восточного бирюлёва (0 руб).
обратно из бронниц - на автобусе до жд-станции "белые столбы" (таких всего 4 маршрута в день), 114 руб / 1,2 долл. до столбов автобус добирается за 50 минут. далее - на электричке до москвы (автобус подъезжает за 5 мин до отправления поезда), в пути - полчаса.
от столбов до москвы можно добраться почти бесплатно - за 30 руб: т.к. турникетов на столбах пока не появилось (контролёров в позднее время я ни разу не видел), на станции "булатниково" (последняя перед москвой) можно выбежать на платформу к считывателю, приложить "тройку" (с недавних пор она действует на участке до станции "расторгуево") и забежать обратно (за 20 сек можно успеть). таким образом, вместо 120 руб / 1,2 долл поездка обойдётся всего в 30 руб / 0,3 долл. в итоге за день мои транспортные расходы составили всего 316 руб / 3,2 долл.
быстрее всего добраться до бронниц можно через белые столбы - путь займёт примерно 1,5 часа; на авто же с окраины москвы можно добраться всего за час (это если без пробок), ехать 60 км. на извилистый путь на автобусах потребуется часа 3 (это если автобусы будут подходить по расписанию стык в стык). у меня же на 3,5 часа прогулки пришлось 5 часов дороги.