россия, краснодарский край, сочинский район, посёлок мацеста: кришнаитский ашрам
. вылазка из сириуса, которую начал в мацесте, заскочив, собственно, к кришнаитам, и продолжил почти 6-часовой горной прогулкой от орлиных скал до ахуна.
обзор поста (примерно
- ашрам - как бы центр ведической культуры, веганская кафешка, про воскресные посиделки;
- мацестинские кришнаиты - кришнаитская бытовуха, дресс-код кришнаита, кришнаитские песни и пляски;
- кришна - кратенько про индуистского бога;
- исккон - международное общество сознания кришны и его создатель - бхактиведанта свами прабхупада;
- идолы - алтари с джаганнатками, шри шри гаура-нитай и бхактиведантой;
- харе кришна - кришнаитская мантра как психотехника.
снимал на redmi note 13 pro 5g.
ашрам
зашёл-таки в кришнаитское логово - обнаружил его на картах после возращения из мацесты в поездке позапрошлого года. так просто во время прогулки на него не наткнуться -
внешне логово выглядит как кавказский образец самостроя - громадное некрасивое кирпичное здание с пристройками, внутренним двором и старыми железными воротами. никаких вывесок. признаки кришнаитства можно заметить, только если войти во двор - там уже можно увидеть характерные надписи на стенах.
у входа вывески нет. на картах объект отмечен как центр ведической культуры. по сути же - ашрам, типа ведическая община. есть даже свой сайт, где тот обозначен как "ашрам брахмачари" (под санскритским брахмачари обозначают либо ученика брахмана, либо ступень духовного развития в индуизме).
кстати, у мацестинских кришнаитов в наличии целый гостевой дом с комнатами на
самое главное - у кришнаитов тут работает что-то типа кафешки. и если б не она, я бы, наверное, сюда не сунулся (не могу же я просто так заявиться с просьбой показать, что у них тут интересненького). только открывается она
кирпич кекса стоит всего
по воскресным дням в ашраме проводят посиделки с кришнаитскими лекциями, песнями и плясками. бонусом - бесплатные обеды. кормят тут
krishna.ru:
при приготовлении соблюдаются самые строгие стандарты чистоты, как телесной, так и умственной: полное омовение перед готовкой, чистая одежда, чистые мысли, воспевание святых имён во время готовки. таким образом, еда просто пропитывается этими вибрациями любви. затем со специальными мантрами кришнаиты предлагают её всевышнему. такая пища называется прасадом - это очень чистая пища, тот, кто принимает прасад, очищается на тонком уровне.
а вот, например, стандартная воскресная программа:
- киртан (совместное воспевание святых имён).
- приветствие божеств, гуру-пуджа (храмовая служба).
- лекция (о ведической философии).
- прасад (духовная пища, которой сыт будешь).
- гаура арати (вечерняя служба).
из отзывов на яндекс-картах: "всю ночь воспевать святые имена господа, а утром впустить прасад! что может быть лучше?!"
кстати, читая отзывы, заметил, что любимое слово кришнаитов - благостный; так что по отзывам к ашрамам товарищей несложно вычислить.
мацестинские кришнаиты
мини-экскурсию по кришнаитской обители мне провела худенькая молодая девушка, которая приехала сюда совсем недавно из каких-то башкирских ебеней. в целом, выглядит всё это как дурдом. о чём конкретно говорила просветлённая девушка - по большей части было непонятно, часть монологов походила на словесную окрошку. вдобавок кришнаитка то и дело шлёпалась наземь - отдавать молитвы.
чуть адекватнее показалась бабушка-поломойщица, ни с того ни с сего переходящая на английский (сама же она - русская, вроде из ставрополья). спросила, кто я по вероисповеданию, после чего прогнала какую-то телегу о том, что атеистом можно быть только первое время, а ещё, что
к сожалению, узнать у криншнаиток, как долго здесь обитает община мне не удалось (в инете потом вычитал, что с 1992-го). а вообще вопросы нужно повторять раз за разом в максимально простой форме, и лучше формулировать всякий раз по новой.
пока я переводил деньги за кексик, рядом с нами образовались два мелких, почти под ноль постриженных пацана лет эдак восьми-девяти, и давай отплясывать (жители цао в мск такие пляски наблюдают регулярно). спрашиваю у девушки, как эти танцы называются. она такая: "это не танцы, дети же - они просто радуются". а всего я там пробыл минут двадцать.
говорят, что периодически община выходит к людям - отплясывать-проповедовать (это у них называется харинама-санкиртана), но с охраной (фотки всего этого есть в
что же касается тех самых кришнаитских песен и плясок, то это у них оказывается такая форма проповеди, причём вроде как основная. но надо отметить, что в среде верунов к плясунам-проповедникам относятся не только кришнаиты: целый ряд христозных течений, особенно тех, в которых паства состоит преимущественно из негров, во время мессы и отплясывают, и кривляются, и даже поют (или же просто издают набор звуков) - другими словами, беснуются; к клубу весёлых и задорных верунов можно причислить и пятидесятников, и методистов, а также харизматов, некоторые подвиды баптистов и наверняка каких-то ещё (всех не перечислишь).
принцип бытия у кришнаитов донельзя простой: не причинять насилия (по возможности, быть махатмой ганди), как можно реже злиться, хранить супружескую верность, ради любви к животным питаться исключительно растительной пищей, не курить, не пить и не употреблять ничего такого. что касается сексуальных отношений, то здесь у кришнаитов сплошное пуританство - как и во всех прочих индуистских, в кришнаитской как бы религии придерживаются сугубо пещерных взглядов - все сношения должны быть ограничены целями продолжения рода, а реализованы могут быть лишь между двумя могонамными разнополыми партнёрами (стоит держать себе это на уме на случай, если вдруг какой-нибудь кришнаит начнёт заявлять о том, что у них тут все прогрессивных взглядов).
по кришнаитскому дресс-коду мужским особям положено брить головы, но не как у скинхедов, а чтоб оставалась смешная косичка на затылке
думаю, что все эти приблуды - типа макияжа и ярких одежд - нужны для того, чтобы на фоне российского ландшафта кришнаит как можно меньше смахивал на туберкулёзника, а без сопутствующих атрибутов типичный кришнаит никаких других ассоциаций не вызывает (проповедовать же и собирать копеечку в таком виде как бы и привычному на вид кришнаиту очевидно непросто).
кришна
кришнаиты требуют поклоняться кришне (включая разные его воплощения, которых - куча) - изначальной и верховной, по мнению кришнаитов, ипостаси бога и причиной всех причин; вишну же - всего лишь один из его аватаров, тогда как в вайшнавизме (культе бога вишну) - одном из основных направлений индуизма - кришна всего лишь одна из десяти "базовых" аватар бога вишну, при этом - самая "полная" и презентативная его инкарнация (кстати, товарищ христос в их понимании - такой же аватар, только не в дефолтном, а в каком-то из расширенных списков аватаров; концепция тут следующая - бог периодически принимает самые различные формы, чтобы через них явить себя человеческому миру и каким-то образом оказать ему помощь, а то и спасти человечество от какой-нибудь вселенской катастрофы).
по канону кришну принято изображать синекожим (типа признак божественности), как раму; иногда - чернокожим. собственно, в переводе с санскрита "кришна" как раз означает чёрный, тёмный или тёмно-синий (
на полотнах кришна обычно предстаёт юнцом-пастухом, играющим на флейте в компании своей возлюбленной пастушки радхи (она вроде как тоже кришна, точнее - женская ипостась его божественной энергии) и пастушьей тусовки (как пишут знатоки, тяга пастушек к кришне должна символизировать влечение индивидуальной души к богу); каноничный образ именуется гопалой (дословно - пастух коров).
в целом, природа кришны, трактовка его образа, житие - в индуистских источниках представлены в виде набора сказок как будто бы о совершенно разных персонажах. то есть кришна (и не только) был сконструирован сразу из нескольких фольклорных образов, как какой-нибудь комиксный герой типа
большая российская энциклопедия:
становление образа кришны, его мифологии и культа представляло длительный и сложный процесс. важнейшим его этапом была возникшая в середине 1-го тыс. до н.э. на северо-западе и востоке индии в среде пастушеских племён религия бхагаватизма. в её основе лежало почитание бхагавата, или бхагавана ("подателя благ"), бога, понимавшегося как личность, близкая верующим и милостивая к ним. таковым был племенной царь васудева, который позднее под именем нараяны, а затем вишну стал воплощением высшего космического начала.
одновременно формировался кришнаитский миф, который вначале был сконцентрирован на образе эпического кришны, царя и героя. в "бхагавадгите" кришна, именуемый бхагаваном, предстаёт как космический бог и провозглашает главным условием спасения адептов бхакти - безраздельную любовь к нему. этот текст можно считать теоретической основой кришнаизма, однако описанная в нём любовь к кришне носила, скорее, характер рационально осознанного служения, а проповедь любви была адресована ограниченному кругу адептов. статус массового религиозного течения кришнаизм обрёл, когда богопочитание соединилось с популярными формами культа, включавшими песнопения и танцы; важнейшим его компонентом стало эмоциональное, часто экстатическое, отношение к богу.
исккон
как и все прочие кришнаиты на руси, мацестинские относятся к членам т.н. международного общества сознания кришны -
официально исккон относится к одной из ветвей
как пишут кришнаиты, товарищ отправился в сша на грузовом судне (зато бесплатно), так ещё и в одиночку. за 35 дней пути божий посланник пережил два сердечных приступа. мацестинская кришнаитка сказала, что его сильно мучала морская болезнь, и, стало быть, одними инфарктами там не обошлось.
следующие 12 лет (до самой своей кончины) просветлённый товарищ посвятит продвижению в массы кришнаитской ереси, причём его учением заденет не только сша - пронырливый бенгалец успеет пропихнуть исккон во все страны, властям которых хватило ума распахнуть тому двери;
а уже в 1988-м советское отделение исккон будет признано легальной религиозной организацией - вроде как самой первой из новых в советской россии религиозных организаций, получившей официальную регистрацию.
на сегодня по россии, если судить по данным сайта российских кришнаитов, филиалов исккон - не менее 140 (там, впрочем, некоторые филиалы именуются не кришнаитскими, а вайшнавскими; есть также храм господа джаганнатхи и храм шри шри даял нитай шачисуты). хотя не увидел в перечне филиалов тувинского (может, оттуда уже погнали). при этом есть несколько филиалов в затошных городах - в сарове (нижегородская обл.), в снежинске (челябинская обл.), в новоуральске (свердловская обл.). почти у каждого филиала своя страница в инете и паблик в
кстати, в индии исккон, будучи официально зарегистрированной религиозной организацией, пользуется специальным статусом, который освобождает от налогов не только саму организацию, но также - хоть и частично - даже её спонсоров.
бхактиведанта
забористое кришнаитское имя гуру (оно у него титульное) - бхактиведанта свами прабхупада - с санскрита можно перевести примерно так:
- бхактиведанта означает тот, кто обрёл бесстрашие, приняв прибежище у лотосных стоп кришны;
- свами - хозяин/владелец;
- прабхупада - титул, выражающий высшую степень почитания при обращении к духовному гуру в индуизме; перевести можно как учитель, у стоп которого все находят прибежище / тот, у чьих стоп сидят учители.
такие громоздкие сложнопроизносимые имена должны вызывать у неофитов (особенно у хиппозных пиндосов) чувство, что перед ними нечто гораздо большее, чем просто какой-то смертный - что-то грандиозное и в плане духовном - совершенно недостижимое.
кстати, кришнаиты, которые увязли во всём это по уши, обычно меняют своё прежнее (кармическое) имя на духовное (увы, в паспорте фио остаются без изменений) - типа хари мохини, нанда кумар прабху, балабхадра, кундалата, амрита вапу, дхамешвара мадхава, субал сакха, и даже аланкара кришна.
идолы
по всем помещениям меня, конечно, не водили. для непосвящённых открыт лишь зал со святилищем, где по выходным проводят медитации, просветительские беседы и всем прочим, о чём писал выше.
святилище представлено алтарём с тремя божками джаганнатха (на санскрите - владыка вселенной) - здесь их ласково называют джаганнатками - тремя нелепо выглядящими большеглазыми (как у мультгероев саузпарка) деревянными куклами-идолами, укутанных в цветастые тряпки (их внешний вид, как пишут исследователи, свидетельствуют об аборигенных корнях культа - видимо, это как какой-нибудь пророк илья, образ которого, по всей вероятности, зиждется на языческом культе бога перуна).
и в кришнаизме, и в вайшнавизме джаганнатха почитается как одна из
на родине культа - в городе пури в штате одиша/орисса (там находится духовная штаб-квартира джаганнаттхи - целый храмовый комплекс 11 века) - каждое лето проводится праздник ратхаятра, или процессия колесниц, о котором бы я не стал бы писать, так что не все религии бесполезны, как на первый взгляд может показаться. увы, традиция изжила себя уже в
в нижней части алтаря с джаганнатками можно также заметить небольшие фигуры двух девиц-близняшек с поднятыми вверх руками - это двойное божество
помимо алтаря с джаганнатками, в ашраме установлен ещё один вроде бы тоже алтарь, только восседает на нём уже не божество (и даже не аватара вишну-кришны), а позолоченная фигурка бенгальского гуру с накрашенными в розовый цвет ушами, губами и ногтями, а также с завёрнутой в мешок кистью правой руки и выставленным из дырки мешка наружу указательным пальцем; ниже уровнем расположена молельная доска с отпечатком его стоп.
мешочек - это т.н. джапа-кантха - обязательный атрибут всех кришнаитов (такой висит на каждой кришнаитской шее). используется для
с накрашенными в розовый цвет ушами, губами и ногтями можно лишь предположить (в ашраме не поинтересовался, так как эту деталь обнаружил уже после), что цвет символизирует/подчёркивает святость и духовную чистоту идола (в ведической традиции розовый вроде как ассоциируется с мягкостью, нежностью, любовью и милосердием), а выбранные для покраски части тела могут означать что-то типа точек соприкосновения с духовным миром (например, розовые уши могут символизировать восприятие божественного звука - священной мантры).
пошарился по вк-шным пабликам прочих кришнаитских филиалов - таких идолов, чтоб сразу и с розовыми ушами, и ногтями, и губами, - мне на глаза не попадались; изредка встречаются с накрашенными ногтями и только, обычно же идол либо тупо целиком позолоченный с отрисованными глазами и "боевой раскраской" на лице, либо телесного цвета без дополнительных цветовых акцентов.
доска с отпечатком стоп/следов называется пада-падма. с санскритского - лотосные стопы. лотосные - это потому что божественные стопы отмечены т.н. благоприятными знаками, в числе которых, в частности, некие знаки лотоса (такая же ситуация со стопами будды). при этом конкретно те, что на фото, судя по надписи на английском (the lotus feed of the pure devotee of krishna, founder acharya…), принадлежат не кришне, а бхактиведанте (ачарья - это его титул как основателя духовной школы). сама доска символизирует стремление адептов следовать по пути духовного учителя (конкретно - бхактиведанты), а также принятие его божественного руководства в своём духовном развитии (может показаться, что это про то, чтобы тупо кланяться в ноги, а тут оказывается всё закручено-заверчено…).
харе кришна
основная духовная практика кришнаитов - всем знакомое коллективное пение мантр типа "харе кришна" (каждому кришнаиту надлежит ежедневно повторять мантру не менее
великая мантра (она же - маха-мантра) - состоит трёх санскритских имён индуистского бога - харе, кришна и рама (тут, кстати, можно смело провести аналогию с православной троицей): харе - духовная энергия бога, звательный падеж от хара - одного из имён радхи - женской ипостаси бога; кришна и рама - два имени одного и того же бога.
моя специализация требует отметить, что многократное повторение мантр (далее - мпм) - это, по сути, психотехника (как и молитвы). кстати, само слово мантра с санскритского дословно переводится как инструмент для разума (манас - разум, тра - инструмент). например, результаты одного из недавних исследований показывают, что повторение мантры может отвлечь внимание от бесполезных или противопоказанных импульсов, тем самым способствуя достижению таких целей, как соблюдение здорового образа жизни. впрочем, для достижения подобного рода жизненных целей, наверное, будет лучше использовать аффирмации, а не какие-то примитивные мантры (хотя каждому своё).
результаты другого недавно опубликованного исследования - о влиянии мпм на ритм ээг - показывают, что мпм могут оказывать заметный релаксирующий эффект:
мпм приводит к увеличению относительной мощности альфа-волн в центральной и теменной областях мозга, что указывает на то, что мозг отдыхает и расслабляется. во время мпм вырабатывается большое количество альфа-, тета- и дельта-волн, что связано с выработкой гормонов или нейромедиаторов, вызывающих расширение кровеносных сосудов. это, в свою очередь, влияет на улучшение психического состояния, ощущение расслабленности и облегчения, то есть может привести к снижению тревожности и депрессии, и, в целом, к значительному улучшению психического состояния и психического благополучия.
<…> парасимпатическая нервная система, которая контролирует состояние организма во время отдыха и переваривания пищи, активируется при произнесении мантры. эта активация приводит к снижению частоты сердечных сокращений, кровяного давления и уровня гормонов стресса, что способствует ощущению спокойствия и благополучия.
<…> психофизиологическое воздействие мантры можно усилить, сосредоточившись на ритмических и резонансных свойствах повторяемых звуков или слов. вибрации, создаваемые произнесением мантры, могут оказывать успокаивающее воздействие на тело и разум, способствуя ощущению гармонии и равновесия.
investigating the impact of maha mantra chanting on anxiety and depression: an eeg rhythm analysis approach. https://doi.org/10.1016/j.aimed.2024.04.003
подобных исследований - целая куча. вот ещё несколько:
- mantram repetition and psychological distress (2022) // doi.org;
- how chanting relates to cognitive function, altered states and quality of life (2022) // doi.org;
- repetitive speech elicits widespread deactivation in the human cortex (2015) // pmc.ncbi.nlm.nih.gov.
где-то ещё попадалась на глаза инфа об исследовании влияния на нейрофизиологическом уровне многократного произношения слов с большим количеством звуков "а" - вроде как выяснилось, что произношение таких слов может повысить уровень настроения.
как бы то ни было, к целевой аудитории таких психотехник, в первую очередь, относятся пациенты с зависимостями и птср-щики. в прочих случаях постоянное стремление вызвать у себя повышенный уровень настроения свидетельствует не столько о проблемах с головой, сколько о незрелости личности (читай - инфантилизм). если кратко: условно психически здорового и личностно-зрелого человека (типа гармоничная/здоровая личность) отличает, в частности, способность принимать весь спектр своих чувств и эмоций, включая условно негативные - злобу, гнев, печаль, тревогу (то есть они для него не являются чем-то безусловно плохим и абсолютно ненужным/нежелательным); обычно тот в состоянии с ними совладать (если не сразу, то со временем) и не стремится во что бы то ни стало подавить их искусственно с помощью допингов, мантр и прочих костылей. к таким костылям, кстати, можно также отнести патологическое стремление к чёткому следованию определённым ритуалам и ряду социальных норм типа ежедневного повторения определённого количества мантр; последнее, по сути, прививание себе окр (впрочем, внутри коллектива, где тоже самое делают все остальные, окр, наверное, не светит). я бы ещё написал, что все формы релаксации через вокализацию - это издевательство над окружающими, шумовое загрязнение окружающей среды, и, повторюсь - форма инфантилизма, но, пожалуй, не буду. короче, если не получается расслабиться - пей таблетки (спорт, вылазки на природы с медитациями - тоже сойдут).