подмокловский храм, усадьба долгоруковых, на пароме по наре и оке

На пароме до Подмоклова и храм-ротонда

центральная россия, южное подмосковье, серпуховский район: село подмоклово

подмоклово - селфи на фоне храма подмоклово - храм-ротонда

. почти что спонтанная вылазка в село подмоклово в ходе однодневной прогулки по серпухову.

обзор поста (примерно 3130 слов / семь страниц текста):
- про вылазку;
- паром - переправа по наре и оке на теплоходе "зуша";
- до подмоклова - как добраться от пристани в садах;
- подмокловский храм - барочный храм-ротонда середины 18 века, немного истории, прототипы храма;
- скульптуры святых;
- храмовые фишки - лермонтов на храмовой фреске, подмокловский опер-эйр музфест;
- внути храма - изогнутый иконостас, икона с цветочками;
- село - несколько слов про подмоклово и усадьбу долгоруковых;
- лукьяново - никольский храм в селе лукьяново.

снимал на redmi note 13 pro 5g.

про вылазку

подмоклово на карте подмоклово на карте подмоклово на карте

изначально идею посмотреть за один день и серпухов (пусть и не весь), и подмоклово, оставил - логистика, если отправляться паромом, выходила несколько сложноватой: сначала нужно было пересечь весь город, ещё успеть на паром, а после переправы непонятно каким образом преодолеть 4 км. но так как в серпухов удалось выбраться рано, а маршрут по городу решил проложить вдоль одной из магистральных улиц, в итоге, посмотрев в какой-то момент на часы и на карту, понял, что пешком до причала мне остаётся каких-то 20 минут - это я успевал к отбытию в 11. прибавил ходу - успел за 4-5 минут до отправления.

паром

паром зуша на оке паром зуша на оке паром зуша на наре

про судно, которое развозит дачников - народный теплоходик "зуша" - наслышан уже давно. популярность тот обрёл благодаря тому, что ходит с давнишних времён, хотя такие паромы-маршрутки в подмосковье за парой исключений вымерли (есть ещё похожий дачный теплоходик в коломне и мало кому известный паром из лыткарина), так ещё и стоит сущие копейки - 37 руб (0,4 долл) в одну сторону; в 2021-м стоил 31 руб (0,4 долл), а в 2010-м - 22 руб (0,3 долл). всего четыре рейса в сутки. путь занимает 40 минут, то есть рубль за минуту пути.

паром зуша на наре паром зуша на оке ражвая плавучая заправка на реке оке

половина пассажиров - дачные пенсии, другая половина - типа туристы, которые после прибытия на конечную - пристань "сады" - на том же пароме отправляются обратно (тот отчаливает сразу же). но до подмоклова судно не идёт, до него ещё 4 км.

паром зуша на наре паром зуша на наре паром зуша на оке

про "зушу" узнал, что судно ходит по маршруту ещё с горбачёвских времён, а своё название оно получило по 234-километровой реке (одному из притоков оки), где впервые было спущено на воду (вроде как в 1967-м).

порт в серпухове порт в серпухове паром зуша на оке

насчёт порта в серпухове - других пассажирских перевозок там нет. говорят, когда-то давно на оке водились даже "ракеты". при брежневе отсюда можно было отчалить в калугу, алексин, каширу, коломну. а ещё в 2010-м, если верить жж-шным трэвел-постам, можно было сойти на оке и пересесть на теплоход, который ходил аж до пущина.

паром зуша на наре паром зуша на оке, дед-пассажир click for donate

первые 15-20 минут судно идёт по наре, затем сворачивает в оку.

паром зуша на наре паром зуша на наре паром зуша на наре

наринский участок самый живописный - русло узкое, а берега высокие.

место слияния оки и нары место слияния оки и нары место слияния оки и нары

нара входит в оку на фоне старого жд-моста (единственная стационарная переправа в черте серпухова).

правый берег нары, паром зуша правый берег нары, паром зуша правый берег нары

на правом берегу в процессе какое-то благоустройство - как я понял, здоровенный пляжный парк, к которому ведёт 4-километровая тропа вдоль нары.

паром зуша, причал сады паром зуша, причал сады click for donate

абсолютно никак не обустроенный, если не считать старого павильона автобусной остановки, причал "сады" (конечная на маршруте) - по сути, тупо берег. со мной сошло 5-6 дачных старушек. ничего, кроме нескольких снт и малопримечательных (судя по найденным фото в инете) заброшек двух пионерлагерей, в этой локации нет.

паром зуша на оке паром зуша на оке ражвая плавучая заправка на реке оке

почему "зуша" не идёт дальше - до подмоклова (хотя бы по выходным), при том что село стоит на оке и там как бы сам бог велел - хз. думал, что ока обмелела, но вроде как по весне река вполне себе судоходна и в районе подмоклова, несмотря на то, что село стоит на высоком берегу, по весне его регулярно подтапливает (отсюда, кстати, одна из версий его названия).

дорога до подмоклова

подмоклово на карте причал сады на карте животное на трассе

от причала в садах придётся добираться либо ногами, либо как-то ещё (очевидно, автостопом, так как стыковки с рейсовыми автобусами у парома нет). сам же, как-то раз увидев, что на карте подмоклово от "садов" находится относительно близко, упёрся в мысли, что именно так туда добираться и нужно. а уже после поездки нашёл фотоотчёт какого-то скуфа из калуги, в котором тот описывает, как вышел к селу пешком снт-шными дорогами, пройдя через заброшки пионерлагерей и где-то даже умудрился пройтись по берегу. на мэпсми же никаких путей до подмоклова, кроме как через трассу, прочерчено не было.

на самом деле, безлошадным до подмоклова проще будет добраться сразу же на рейсовом автобусе - 28-й маршрут связывает серпухов, подмоклово и ланьшино. дорога займёт час, но рейсов немного - всего шесть в сутки.

от пристани к ближайшему снт ведут несколько плохо протоптанных путей, все - через бурьяны (в кой-то веки подмосковные тропы без борщевика, хотя, может, ещё не успел вырасти). на выходе из снт-шных угодий - запирающаяся на электронный замок дверь, то есть обратно посторонним сюда попасть будет уже не просто (впрочем, следующий паром отправляется в пять вечера, так что думать о том не было смысла). до трассы оттуда ведёт совсем уже нехоженная тропка, но идти недолго - примерно пять минут. пешком до подмоклова отсюда - не вариант, это почти 2 км по пыльной трассе до поворота на село (и потом ещё 1,3 км до храма). короче, добрался от "садов" автостопом. попутку ловил минут 5-6 - остановилась примерно 15-я по счёту машина.

подмокловский храм

храм в селе подмоклово храм в селе подмоклово парень на фоне храма в селе подмоклово

рождественский храм (церковь рождества пресвятой богородицы) - визитная карточка серпуховского района (как знаменский храм - подольского). в первую очередь примечателен нетрадиционной для русских храмов формой - вроде как первый на руси храм в виде ротонды.

к постройке храма приступили ещё при живом петре - в 1714-м. храмоздателем стал 60-летний владелец находившейся здесь усадьбы князь григорий долгоруков (к потомкам основателя москвы - долгорукому - долгоруковы, если что, не относятся, ветвь их идёт от черниговских рюриковичей) - петровский вельможа, входивший в первую десятку приближённых к царю сановников, выдающийся дипломат (прослужил послом в польше около 20 лет), затем сенатор и действительный тайный советник.

строительство продолжалось около 40 лет. впрочем, основные работы были завершены, предположительно, в 1723-м (в год смерти князя).

храм выстроен из кирпича. к возведению приступят как раз в то время, когда пётр первый введёт повсеместный запрет на каменное строительство - везде, кроме петербурга. впрочем, примеров таких исключений, особенно если дело касалось храмостроя, навалом - в частности, в долгоруковских владениях на вологодчине храмы вроде как (не нашёл подтверждения) так же возводили из кирпича/камня.

не первый храм в селе: храм-ротонда был построен на замену обветшавшему деревянному начала 18 века. находился тот где-то неподалёку от нового, и простоял до конца века. как выгядел - неизвестно.

храм в селе подмоклово храм в селе подмоклово храм в селе подмоклово

конструктивно храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким овообразным (яйцевидным) куполом с массивным фонарём-бельведером (небольшой надстройкой с окнами, венчающей купол и напоминающей смотровую башенку); центральный объём опоясан арочной галереей на 16 столбах.

храм в селе подмоклово храм в селе подмоклово храм в селе подмоклово

никаких тебе апсид, никаких трапезных - одна из самых смелых из реализованных в московском регионе храмовых задумок наравне с упомянутым знаменским храмом в дубровицах и собором василия блаженного.

чертеж храма подмоклово чертеж храма подмоклово чертеж храма подмоклово

по стилю - ни то петровское барокко, ни то ренессанс (вероятно, первое с налётом второго).

про авторство проекта есть только догадки. некоторые считают, что за основу мог быть взят один из чертежей итальянского зодчего карло фонтаны (по его проектам были построены несколько храмов в риме, а также в испании) - у того, в частности, был неосуществлённый проект церкви торжествующей (ecclesia triumphans), которую планировали возвести прямо на арене римского колизея (типа, мемориал в честь раннехристианских мучеников).

вполне возможно, что в проектировке подмокловского храма мог участвовать и сам князь долгоруков - товарищ, будучи знатоком итальянской архитектуры, был наверняка достаточно для этого насмотренным.

из сохранившихся контрактов явствует, что все работы в подмоклово велись вольнонаёмными русскими мастерами под руководством зодчего-иностранца. в 1714-м это был шведский офицер-квартирмейстер лоренц фон фикин; около 1716-го - "голанской земли иноземец елизарий давыдов сын крафорт" - самозваный архитектор, но, вероятно, оказавшийся каменщиком; с 1718-го - "архитектор иноземец капитан андрей шульц" - именно он возглавлял реальное строительство и украшение подмокловской церкви. скорее всего, перечисленные лица были лишь техническими руководителями, контролировавшими исполнение некого исходного проекта. // пилипенко а.д.

фрагмент полотна "обручение марии" чертеж храма тьемпьетто чертеж храма тьемпьетто

прототипом храма в подмоколове мог быть несуществующий в реальности храм, изображённый на рафаэлевской картине "обручение марии" (1504). другой претендент - римский храм (капелла) тьемпьетто, построенный в начале 16 века. есть и более древние прототипы:

здания этого типа с ранне-христианского времени служили либо крещальными храмами-баптистериями (общий их прототип - латеранский баптистерий императора константина в риме / san giovanni in fonte al laterano), либо мемориальными храмами в память мучеников (соответственно, ротонда воскресения над гробом господнем в иерусалиме). // hram-podmoklovo.ru

архивное фото храма в подмоклово архивное фото храма в подмоклово архивное фото храма в подмоклово с колокольней

в 19 веке к храму приставят отдельностоящую колокольню с отделкой из редкого сорта чёрного мрамора, которая вроде как останется незавершённой. к концу века колокольню разберут из-за ветхости; взамен соорудят каменную звонницу.

закрыли храм только в 1937-м, до того момента храм был вроде как действующим. затем (видимо, благодаря удачной форме) храм стал служить зернохранилищем. звонницу с оградкой разберут на стройматериалы.

к реставрации приступят в 1980-х. последний капремонт завершили примерно 10 лет назад. оригиналы скульптур, лепнину, иконостас - всё заменили на новое, но выглядит более-менее прилично (кое-где фасадные части уже осыпаются).

скульптуры святых

скульптуры святых в храме в подмоклово скульптуры святых в храме в подмоклово скульптуры святых в храме в подмоклово

одна из фишек храма - окружаяющая ротонду арочная галерея-паперть с 16 скульптурами разных апостолов (12 штук) и евангелистов (4 штуки). эта же фишка (правда, в иной расстановке) присутствует в дубровицком знаменском храме.

оригиналов на ротонде не осталось - часть выставлена внутри, часть - в серпуховском краеведческом, часть же утеряна (русские во времена загнивающего совка охотно вандалили и храм, и усадьбу, и всё, от чего пахло высокой культурой).

скульптуры святых в храме в подмоклово скульптуры святых в храме в подмоклово скульптуры святых в храме в подмоклово

оригинальные подмокловские скульптуры, а также херувимчики и прочие фасадные украшательства, были изготовлены из мячковского белого камня. материал добывали в районе пахринских низовий (из мячковского камня, в частности, возводили белокаменные храмы московского кремля, а также кремлёвские же палаты и стены). тут бы поставить ссылку на мой пост про мои прошлогодние визиты в те края, но всё никак не опубликую.

попалась также инфа, что материалом мог послужить тарусский мрамор (поделочный белый камень) - эту версию продвигают калужане - но это вряд ли, так как добыча его началась только при екатерине второй, хотя, возможно, тот пошёл в дело при постройке более поздних колокольни и ограды.

скульптуры святых в храме в подмоклово скульптуры святых в храме в подмоклово click for donate

в такие мелкие детали - от порядка расстановки скульптур до узоров и всего прочего - практически никогда не всматриваюсь: для меня все эти символические штучки как китайские иероглифы. знающие же люди пишут про скульптурки интересное:

в дубровицах апостолы и евангелисты изображаются в двух разных пространственных зонах: первые - над папертью, вокруг башни восьмерика (знаменуя этим посредничество, связь человечества с царём небесным); вторые - у подножия здания, промеж четырёх лепестков квадрифолия паперти (как зримое выражение проповеди евангелия четырём концам земли). эта вполне узнаваемая космическая иерархия изображений - своего рода претворение классической схемы украшения византийского крестово-купольного храма, где апостолы изображались в простенках купольного барабана, а евангелисты - в парусах.

<…> однотипные фигуры образуют единый ряд; свв. иоанн и матфей изображены дважды - как апостолами, так и евангелистами. при этом их дублированные фигуры располагаются на значительном расстоянии друг от друга - так что нет возможности охватить их в деталях единым взглядом. <…> апостол иоанн изображён юношей; он же, как евангелист - представлен в облике старца. // пилипенко а.д.

архивное фото храма в подмоклово архивное фото храма в подмоклово архивное фото храма в подмоклово

в разных источниках любят подчёркивать, будто скульптуры в подмокловском храме установили как раз в те годы, когда святейший синод готовил указ о запрете на скульптуры в храмах. на деле же синодский указ (тот будет принят в 1722-м) ограничивал лишь объёмные религиозные изображения, и под ними следовало понимать не каменные скульптуры (типа тех, что на ротонде), а ходившие в народе деревянные резные иконы, смахивающих на языческие идолы. типа, в каменном храме, построенном вопреки петровскому запрету на строительство из камня, посмели поставить ещё и скульптуры (все эти проклятые католические штучки). хз чья цитата, но уж больно расхожая - встречается чуть ли не в каждом третьем тексте о храме (заметил, что многие авторы на дзен-помойке даже не утруждают себя пометить эту фразу как чужую цитату), так что пусть будет и тут:

в истории зодчества россии нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению святейшего синода, который ещё в 1722 году вынес запрет на подобного рода скульптуру в православной церкви.

храм в селе подмоклово храм в селе подмоклово click for donate

протоиерей храма в подмоклове дионисий крюков (mosregtoday.ru), автор монографии "об идейном замысле церкви рождества богородицы села подмоклое" (2019):

существует ошибочное мнение, что православная церковь всегда была против скульптуры. как правило, ссылаются на постановления синода 1722 года, в которых действительно есть запрет на "резные и отливанные иконы". храм в подмоклово приводится в качестве примера нарушения церковных установлений. но синодальный документ был подписан не только духовными лицами, но и сенаторами, в числе которых были наш князь григорий долгоруков и другой ценитель скульптуры - светлейший князь александр меншиков. напомню, что в то же самое время по инициативе петра первого в петербурге строился петропавловский собор, который изначально был украшен 49 несохранившимися деревянными статуями.

так что же запрещал синод? при внимательном прочтении документов становится ясно, что боролись с распространенными деревянными изображениями святых, "иконами на рези". начиная с 14 века в русских храмах появились объёмные и раскрашенные изображения святых николая, параскевы пятницы, георгия победоносца и других.

сейчас это самобытное наследие бережно сохраняется и изучается как выдающиеся произведения традиционного русского искусства, а тогда в них увидели соблазн идолопоклонства. при этом статуи в новом европейском стиле не запрещали. возможность украшения ими храмов специально оговаривалась в постановлениях, но при условии, что они будут установлены на высоких местах. на многих русских храмах 18 и 19 веков существовали скульптурные изображения, правда, многие из них были сметены революционным вихрем. сейчас об этой традиции напоминает убранство казанского и исаакиевского соборов в петербурге.

эти фигуры - одни из первых статуарных произведений европейской пластики в отечественной культуре. скульптура для петровского времени было явлением принципиально новым и знаковым. <…> скульптуры на фасадах храмов маркировали суперэлитарное положение их строителей. а появление столь необычного храма свидетельствовало, что долгоруковы взошли на политический олимп. так в архитектуре и пластике проявилась соревновательность вельмож. впрочем, не будем забывать, что это соревновательность в благочестии, пусть и показном. // дионисий крюков. об идейном замысле церкви рождества богородицы села подмоклое, 2019.

архивное фото храма в подмоклово архивное фото скульптур храма в подмоклово архивное фото скульптур храма в подмоклово

кстати, изначально скульптуры были полихромными, как и большинство барочных из той эпохи (а также, как и статуи античного периода), но к началу 19 века следы краски исчезли; новая же скульптурно-архитектурная мода требовала монохрома и благородной белизны.

храмовые фишки

фреска страшного суда в храме в подмоклово фреска страшного суда в храме в подмоклово фреска страшного суда в храме в подмоклово

утраченная фишка: на поздней фреске страшного суда (а в нынешнем убранстве никаких фресок уже нет) один из грешников был изображён с лицом, подозрительно походившим на лермонтовское. в качестве мучений для последнего художник почему-то решил выбрать наблюдение за долбёжкой рогатым бородатого (впрочем, выражение лица поэта выдаёт лишь любопытство; и, возможно, тот просто терпеливо дожидается своей очереди на прожарку).

на интеллигентские вопли о вопиющем кощунстве ответил, в частности, археолог никита панкратьев - типа, лермонтов повинен "как дуэлист в трёх тяжких грехах: убийстве, самоубийстве и неповиновении властям", и, стало быть, заслужил.

в какой-то момент фреска переместилась (надо думать, фреску аккуратно срезали) в экспозицию ленинградского музея истории религии и атеизма (тогда он располагался в казанском соборе), сейчас же хранится в запасниках музея-наследника в том же питере.

фрагменты каменных фрагменты каменных фрагменты каменных

живописно расставленные на ступенях цоколя фрагменты каменных хз чего именно, но могу предположить, что разобранных звонницы и оградки, каких-то частей от прежней облицовки храма, ну и надгробий (это само собой). ещё часть валяется у водокачки.

фрагменты каменных фрагменты каменных фрагменты каменных

...

входная группа в храме в подмоклово фрагменты каменных в храме в подмоклово click for donate

периодически возле храма проводят опен-эйр музфесты (следующий намечается в первой половине августа). ничего крамольного - классическая музыка времён средневековья.

затея принадлежит вере воронежской - клавесинисту из пущина, на концерт которой в стенах пущинского же нии белка мне довелось попасть в начале этого месяца (скоро тут будет ссылка на пост). мероприятие всячески поддерживается уже упомянутым настоятелем храма протоиереем дионисием крюковым. в википедии, кстати, пишут, что все члены семьи настоятеля имеют консерваторское образование (типа, проводить тут музфесты сам бог велел).

внутренности

внутри храма в подмоклово внутри храма в подмоклово внутри храма в подмоклово

вообще, надежды, что храм в такой глуши будет открыт даже в будний день, не было - но вот повезло.

внутри храма в подмоклово внутри храма в подмоклово внутри храма в подмоклово

внутри скромный набор икон, относительно недавно установленный иконостас, плюс ряд снятых с ротонды скульптур.

иконостас в храме в подмоклово иконостас в храме в подмоклово иконостас в храме в подмоклово иконостас в храме в подмоклово внутри храма в подмоклово click for donate

изогнутая форма иконостаса объясняется необходимостью как-то сконструировать в не предназначенном для апсиды круглом объёме храма алтарное пространство.

внутри храма в подмоклово икона владимирского образа богоматери храма в подмоклово икона владимирского образа богоматери храма в подмоклово

в глаза бросаются флоральные мотивы, в частности необычный вариант владимирского образа богоматери. про последнюю придётся написать подробнее. сначала подумал, что подмокловская богоматерь - это икона типа "неувядаемый цвет" - потому что она вся в ярких цветочках (и пока пытался нарыть инфу, открыл для себя, что образ "неувядаемый цвет" относится вовсе не к одигитриям, как я раньше думал, а к акафистным - образам, написанным под влиянием гимнографии; дипсик: прославлением богородицы как "райского цветка", который никогда не вянет - символа вечной красоты и святости).

на самом деле, подмокловская икона относится к типу елеуса (она же умиление, а также сладколобзающая или сладкое лобзанье; сам их пока что различаю с трудом). это та самая владимирская богоматерь, которая изначально числилась здесь за главную святыню, но уже в новом исполнении (оригинал был утрачен).

автор новой "нарядной" иконы - сергей животков. написана была в 2021-м. цветочный венец вроде как отражает символику райского сада и духовного изобилия - всё это должно создавать атмосферу молитвенного благоговения, как бы напоминая молящемуся о небе, рае, а заодно и о "победе над эпидемиями".

село

храм в селе подмоклово село подмоклово село подмоклово

село подмоклово (изначально подмоклое) известно как минимум с 1629-го. название получило то ли от бьющих и протекающих в округе ключей и ручьёв, то ли от весенних разливов оки - выходя из берегов, та периодически заливает какие-то из улиц, хоть село и находится на возвышенности. мне же продавщица в одном из подмокловских продмагов сказала, что по весне подтапливает подвалы даже тех домов, что на возвышении (видимо, из-за грунтовых вод, подпираемых окой, и т.н. верховодки).

летние виды в селе подмоклово летние виды в селе подмоклово летние виды в селе подмоклово

на месте подмоклова (или где-то поблизости), вероятно, некогда находился древнерусский город неринск (нериньск), который упоминается в ипатьевской летописи под 1147-м годом.

село подмоклово село подмоклово село подмоклово

земли, кстати, больше калужские, чем московские. на момент строительства храма село входило в состав городецкого стана тарусского уезда калужской губернии. в ходе административной реформы екатерины второй подмоклово было включено в состав алексинского уезда (калужская губерния). к московской области подмоклово отнесли в 1929 году - до сегодняшнего дня село находится в составе серпуховского района.

село подмоклово село подмоклово село подмоклово село подмоклово село подмоклово село подмоклово военный мемориал в селе подмоклово военный мемориал в селе подмоклово военный мемориал в селе подмоклово

кроме храма, смотреть в подмоклове почти что не на что - несколько приятных на вид краснокирпичных двухэтажек, довольно-таки забавный в серьёзности изображённых выражений лиц военный мемориал, а также руина флигеля бывшей усадьбы долгоруковых.

руины флигеля усадьбы подмоклово руины флигеля усадьбы подмоклово руины флигеля усадьбы подмоклово

собственно, флигель.

при совках флигель служил детдомом. в 1975-м флигель, как и всю территорию усадьбы, отдали колхозу. остатки усадьбы вскоре пришли в запустение.

сейчас флигель вроде как законсервирован, но ценность постройки кажется сомнительной - судя по фото, в архитектурном плане типичная для того времени ничем не выдающаяся коробка с фронтоном.

лукьяново

никольский храм в лукьянове никольский храм в лукьянове никольский храм в лукьянове

обратно до серпухова решил добраться так же автостопом. поймал вторую же машину, простояв меньше минуты. но так как водитель ехал в москву, и в серпухове высадить тот не смог бы, попросил высадить меня у храма на окраине села лукьяново - у меня на карте тот - никольский храм первой половины 19 века - был отмечен в качестве точки для посещения (впрочем, специально же я бы сюда никогда не потащился). красивый храм, но закрыт.

только встав на остановке, обнаружил, что старый мост через оку, что в километре от лукьянова, - исключительно железнодорожный, то есть дорога до серпухова оказывается в объезд. у меня хоть и была такая мысль (так как с парома автомобилей на нём видно не было, но мало ли чем они там скрыты), но я подумал, что ведь не может же быть такого, что с тем берегом серпухов почти никак связан. ещё как может! отсюда в серпухов нужно ещё 20 км ехать по трассе м-2.

из лукьянова же уехал на пазике. на этих скотовозках ездить не приходилось уже очень давно, тут же их в избытке. проезд - 96 руб (1,2 долл). до центра серпухова по объездным ехать целых 40 мин (а был бы у них нормальный мост, добрались бы за 10-15). у меня, кстати, после поездки пропала карта "тройка" (впервые в жизни), и тут вспомнил, что пазиковский водила, когда я встал с места и отправился к выходу, резко нажал на тормоз как раз в тот момент, когда я оказался рядом с тёткой-кондуктором - не успев крепко схватиться за поручень, был на время плотно прижат к тётке (идеальный момент, чтобы пройтись по карманам), но это, конечно, лишь предположение, впрочем, не стоит забывать, что серпухов находится в черте зоны за 101-м километром.