финляндия: хельсинки
вторая половина февраля 2017-го, 2 дня в рамках 4-дневной вылазки в хельсинки с захватом лапеенранты и питера.
второй по счёту визит в хельсинки, первый был 5 лет назад. если в прошлый раз добирался сюда на поезде из москвы, то в этот раз - из питера на микроавтобусе.
поездочка обошлась в 1000 руб / 17,5 долл. комфорт минимальный. сопровождающая - мерзкая эпилептоидная бабёнка - предлагала пассажирам за просто так пронести через таможню блок сигарет (в финляндии каждая сигаретка на вес золота, так что можно смело брать их вместо валюты).
на границе я стоял дольше всех - пару месяцев назад у меня в паспорте образовалась иранская виза, и пограничнику очень понравилось её разглядывать (мой паспорт дотошный финн буквально изнасиловал, измусолив каждую страницу), и на 10-й минуте тот даже взялся за лупу. не обошлось без расспросов - поинтересовались в том числе, что я забыл в китае.
в финляндию, само собой, отправился, чтобы открыть шенгенскую визу (а открыл её для визита в исландию) - мой второй по счёту шенген, который делал у финнов (а так он у меня всего лишь 5-й); дали всего на полгода. других причин отправляться сюда в феврале я не вижу (кстати, это пока что всего лишь второй по счёту случай, когда я решился выбраться в феврале, февральской же девственности я лишился в серпухове).
приехали мы под утро (путь занял примерно 7 часов), когда до рассвета оставалось ещё, как минимум, часа два. повезло заскочить в макдак за 5 минут до закрытия - стоило мне только сделать заказ. светает здесь поздно, так что пришлось даже вздремнуть на жд-вокзале.
гулять по городу по-прежнему скучно - хельсинки не цепляет ни летом, ни зимой. вдобавок февральская холодина (вроде и в пределах -10, но холод тут конкретно собачий).
прятался от стужи в галереях современного искусства. музей kiasma разочаровал окончательно. своих денег экспозиции не стоят. впрочем, после инсталляции яна фабра с подвешенными зверушками в праздничных колпаках, которую накануне видел в питере, ожидать более ярких впечатлений на следующий же день было наивно. и всё же, если какой-нибудь аллахакбарский эмигрант оскорбился бы его содержанием, взорвавшись там к хуям, то это было бы самым лучшим на фоне всего того, что там было ранее.
лучшей галереей оказалась та, что в виде витрины на улице (нам в москве таких не хватает); не нужно никуда заходить - зацепился взгляд, остановился, рассмотрел, пошёл дальше.
зашёл в пропущенный в прошлый раз храм тишины - в часовню kamppi. возвели объект в 2012-м. снаружи выглядит как чаша неправильной формы. о том, что это религиозное сооружение сходу никогда не догадаешься, хоть даже крест на фасаде в наличии. внутри аскетичное пространство, залитое светом. никаких икон. деревянная облицовка и внутри, и снаружи. как будто находишься в сауне.
часовня является экуменической - то есть как бы универсальной для всех видом христозных. мне кажется, что это уже псевдохристианство, ведь без своих конфессиональных догматов религия попросту теряет как свою сущность, так и свой лик, и наверное, визуально скупое убранство часовни является отсылкой на это обстоятельство. так что для меня это скорее инсталляция из категории лэнд-арта.
среди церквух, претендующих на полноценный арт-объект, скальный храм темппелиаукио (1969). там я был в прошлый свой приезд - посещение было бесплатным и тогда не было таких очередей как в этот раз, так что заходить сюда посчитал лишним.
неподалёку от пещерной наткнулся на лютеранскую наземную кирху olaus petri (1932), у которой колокольня - один-в-один как ветряная башня (бадгир). этот храм в отличие от прочих - шведский, то есть тут и шведы-проповедники, и шведы-прихожане.
поселился в sweetdream guesthouse в том же районе, что и в предыдущий раз. ночь за 46 евро / 2780 руб. засраный пол, душ на уровне пояса, трамвай под окнами - всё, как обычно.