русский дальний восток, сахалин: скала "лягушка"
вторая половина мая 2021-го. вылазка из южно-сахалинска. 4-й день в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам.
обзор поста (примерно 750 слов / 8 страниц текста):
- структурно-денудационный останец;
- место силы, водопад айхор, река айчика;
- автостоп.
снимал на xiaomi redmi note 7.
структурно-денудационный останец
выделил на это чудо природы полдня. причём ехать сюда изначально не хотел - "попсовость" места не предвещала ничего хорошего, а на фотках в инете место выглядит весьма унылым.
на информационных щитах указано, что "лягушка" - это не просто скала, а структурно-денудационный останец. слух режет только "лягушка", поэтому далее просто - останец (а лягушкой останец назвали из-за того, что сбоку тот напоминает присевшее перед прыжком земноводное).
расположился останец в отрогах сусунайского хребта на южном склоне горы горбунова (можно предположить, что гору назвали в честь а.н. горбунова - командира 31-го истребительного авиационного полка ввс вмф, который во вторую мировую был участником в боях против японской армии); в народе гору прозвали пирамидой.
находится останец за посёлком весточка (примерно в 20 км от южно-сахалинска), у которого дважды в день должны причаливать автобусы. в интернете - одно расписание, в автокассе южно-сахалинска - другое, автобус же не пришёл ни по одному из них.
пришлось добираться на городском автобусе до окраины южно-сахалинска - посёлка лиственничное (при японцах - karamatsu, то есть лиственница), оттуда полчаса перелеском до трассы в сторону охотского. там стопил минут 15. подобрал кореец-предприниматель, в котором из корейского - только лицо. даже пригласил на рыбалку.
место силы
под дурацким названием скрывается хорошо обустроенный парк - одно из самых облагороженных мест сахалина наравне с дагинскими источниками.
путь к останцу нашёлся не сразу. парк, который поначалу шокировал своей благоустроенностью, вселил в меня уверенность, что к останцу или к точке, с которой начинается подъём на останец, должна вести какая-нибудь дощатая дорожка и указатели. но, как выяснилось, у сахалинцев к навигации и инструкциям отношение брезгливое. тут нужно догадаться, что крутой подъём в гору по корням деревьев - это тропа и есть.
местные в парке активно собирают подножный корм - стебли лопуха (так-то это не лопух, а белокопытник), которое, обдав кипятком, и сдобрив острыми корейскими специями, можно схомячить под какое-нибудь пиво. я покупал на рынке готовый лопух на пробу - есть это оказалось невозможным, похоже на сопливый подмороженный огурец.
по живописным тропкам можно добраться до водопада айхор (веста). пусть пролегает по долине реки айичка (комиссаровка).
с айхором у меня не задалось: так как снег не сошёл, а световой день уже близился к концу, через полчаса пути к айхору пришлось разворачиваться обратно - и это я преодолел только треть пути. потом, посмотрев фото водопада в инете, понял, что ничего не потерял.
с названием реки айичка всё сложнее, чем хотелось бы. где-то пишут, что айичкой речушка названа в честь айнской девушки, которая значится здесь духом реки; получается, что девка эта - аналог славянского водяного. у айнов таких духов называют минтуци. минтуци - это сущность, айичка же - персональное имя сущности (при жизни ей данное или нет - неизвестно).
встречал версию, что в переводе с языка айнов айичка означает чистую воду, несущую жизнь. сами же айны называли речку киминай, в переводе - горная река.
своё третье название (которое официальное) - речка получила в честь расположенной неподалёку горы комиссаровка (717 м), среди народа больше известной как алтарная; гору так назвали в честь 26 бакинских комиссаров.
локация дико популярна среди разного рода просветляев, которые ищут тут возможности для раскрытия третьего глаза (или что у них там). вода в речке, само собой, живительная, духоочистительная и чакротонизирующая. для желающих причаститься на берегу соорудили огороженные купели. к воде прилагаются целые поляны с типичными для такой публики названиями типа "солнечная", "лунная" и т.п. впрочем, пройдя почти всеми эзотерическими тропками, я никаких "интересных личностей" здесь так и не встретил.
автостоп до города
обратно уехать на автобусе не вышло - он ожидаемо не пришёл. на остановке есть даже расписание, но составляли его будто инопланетяне. причём на сахалине и курилах это относится ко всем расписаниям, графикам, схемам и таблицам - по-моему, каша в голове дальневосточника отлично иллюстрируется тем, как этот народ тщетно пытается структурировать информацию.
снова автостоп. через полчаса стопа подобрал эмоционально нестабильный мужичок лет 45. дядечка был мрачен, а монологи его представляли собой злобное бурчание по разным поводам, связанных с жизнью на острове.
утверждал, что настоящая сахалинская природа - она на севере, в глуши, куда он, бросив работу, снова поедет в компании своих отбитых сотоварищей - там, по его словам, они по ночам валят медведей чуть ли ни голыми руками. говорит, медведей на севере так много, что их даже не приходится искать. наткнёшься на медведя - направляешь фонарь прямо в морду, и сразу ножом в брюхо. туши бросают, выковыривая только некоторые органы (есть мясо медведей вроде как небезопасно, так как поражены они миллионом болезней, тела усеяны паразитам и даже мясо их кишит червями - недаром мишутки символизируют русских). спят, говорит мужичок, не в палатках, а на ветках с подстилкой из моха. а клещей давит на автомате, стоит тем только приблизиться. прям заслушался.