russia, mari el republic: yoshkar-ola

Красный город Маркелова - Маркеловкокшайск

россия, поволжье, республика марий эл: йошкар-ола

вторая половина сентября 2020-го. один день в рамках 29-дневного трипа по россии (кировская область, республики коми, марий эл, чувашия + 9-дневный поход по северному уралу).

йошкар-ола - 10-й по счёту город в этом трипе из 12 (если считать за город пгт троицко-печорск), 85-й посещённый город россии (из примерно 1132 российских городов) и 15-й город поволжья (из 185 поволжских), а республика марий эл - 4-я посещённая из 8 поволжских республик (включая башкирию и калмыкию).

добрался из кирова за 550 руб (7,3 долл) через bla-bla-car, в пути примерно 4 часа.

ночь провёл в хостеле "на чехова" (9/10). 450 руб (6 долл) в общем номере, при этом в моей комнате никого не было.

маркелов (губер марий эла с 2001-го по 2017-й): "вы видели город? много построек красивых? это десять процентов от моих задумок! например, у меня грандиозный проект есть — построить парк на сто гектар в центре города. я просто живу этим проектом. я вместе с архитектором рисую аллеи, парк рисую весь этот, пруд с лебедями, спортивные стадионы различные, гроты. я дышу этим проектом! но парк, кроме меня, никто не построит, вы понимаете? я сделаю парк, а кто-то другой сделал бы бетонный город".

боже, это ж какая услада для души - оказаться посреди такого великолепия.

было не просто, но маркеловскую срань обошёл от начала до конца (конца вообще-то пока не наблюдается - возведение маркеловских сараев продолжается, хотя идейный вдохновитель, как это водится среди российских губеров и мэров, недавно отправился отбывать свой срок на зону).

вообще не ожидал, что такое количество народа будет с удовольствием разгуливать тут с блаженными улыбками, и диву даваться, как же им повезло, что при их жизни столько всего понастроили. по восторженным ебальникам следовало бы вычислять особо неполноценных, и потом отправлять их в какие-нибудь лагеря - мне кажется, таким всё равно от жизни особо-то много и не нужно.

понятное дело, что для выбранного стиля - не тот свет, не то время, не те материалы, а люди - так уж совсем-совсем не те, а все эти постройки - такая же пародия на архитектуру, как и маркелов - пародия на человека.

нужно отметить, что вся эта красота, в том числе храмы, построены из силикатного кирпича - из того же материала, который обычно используют для возведения привокзальных сортиров, гаражей и шашлычных.

здание национальной картинной галереи, которую маркеловские зодчие по стилю пытались сделать подобием венецианского дворца дожей, делит пространство с провинциальным торговым центром, на площади перед которым воткнут памятник попу леониду - как можно догадаться лишь потому, что тот - леонид, как и маркелов.

среди прочих истуканов маркелов воткнул в "историческом" центре памятник лоренцо медичи. дело в том, что у этих двух великих политиков совпадают инициалы.

итальянский герцог людовико моро, окажись он жив, был бы рад узнать, что его именем названа одна из главных улиц йошкара. поставил ли маркелов памятник товарищу моро? а как же!

в прекрасной россии будущего город следует сделать официальной столицей капрома. заодно разобрать в москве строения времён лужкова типа тц "наутилус" и "охотный ряд", и перевезти их сюда, где им самое место. город же переименовать, оставив в названии только первую часть - йошкар. а ещё лучше - вернуть кокшайское название: будет тогда маркеловококшайск - наследник царёвококшайска и краснококшайска.

вот ещё вариант: раз изначально город был назван по реке, то можно оставить более благозвучное для него название - кокшага.

в идеале, конечно, сюда бы заселять хачей с цыганами, а местных русских и марийцев депортировать в какие-нибудь традиционные деревни для их же блага.

маркелов: "я вам сделал красивее, чем в вероне, но вот посеять в головах восход не получается: заход получается. не оценивается гражданами наша работа".

как-то раз маркелова спросили, почему церквей здесь построили больше, чем до хуя, а нормальных дорог в республике до сих пор нет, на что единоросс ответил: "когда люди к богу идут, они на дорогу не смотрят!"

маркелов: "зима прошла - дороги нет. такую зиму, как в россии, никто не выдержит. ни одна швейцарская дорога не выдержит такой зимы. и это факт".

маркелов-поэт: "тиран обязан созидать, чтоб заслужить небес прощенье. не царствовать, а управлять - дарить народу уваженье. а душу уберечь от зла помогут добрые дела".

практически любое событие в маркеловской республике - открытие новых школ, памятников, встречи c учителями - сопровождались чтением маркеловым стихов собственного сочинения, тематика которых простиралась от его неординарной личности и тягостей его службы до происков вездесущих врагов. можно сказать, что маркелов не просто единоросс, а единоросс прямо-таки образцовый.

чего в городе остро не хватает, так это музея, посвящённого леониду маркелову. главным экспонатом в музее мог бы стать сам экс-губер: только представьте себе - в главном зале стоит одиночная тюремная камера, окружённая непроницаемым стеклом - посетители музея смогут наблюдать зверушку в своём естестве, сам же сиделец ни о чём не догадается. уж очень хочется посмотреть, как это существо передвигается, как ест, в каких позах стихи пишет. а рядом с камерой приставить психиатра, который будет комментировать самые интересные моменты.

кстати, у этого клоуна есть собственный герб с национальными марийскими мотивами (в частности, марийским крестом). правда, к марийцам маркелов никакого отношения не имеет - по крови он русский, хоть и с подозрительным разрезом глаз (есть что-то общее с джаббой-хатом).

с 1990 года йошкар был включён в список исторических поселений рф. в 2010-м министерство культуры решило список больше йошар-олой не позорить - город из списка исключили.

в йойшкар-оле есть 3 памятника ленину, примерно 13 храмов и 2 кладбища.

наверное, следует отметить и что-то хорошее. первое - это куча недорогих столовых с отличным сервисом, очень вкусной и разнообразной едой. в целом, в марий эл, как и в чувашии, очень комфортно путешествовать именно из-за низких ценников примерно на всё. если исключить маркеловскую чудо-архитектуру, которая образует отдельную зону в городе, и при желании её можно просто обойти стороной, то остатки прежнего города могут показаться приятными глазу (возможно, на контрасте с новым центром). плотность людей здесь довольно-таки низкая, зачастую идти приходится по пустым улицам.

по площади республика марий эл (23 375 кв.км.) сопоставима с германской землёй макленбург, испанской валенсией, итальянскими тосканой и ломбардией, африканским джибути, а также островом сардиния. республика марий эл - один из самых мелких регионов поволжья, по площади занимает 2-е место с конца, уступая чувашии.

марий эл - на языке луговых марийцев означает край (страна) марийцев. мари же - это мужчина/человек.

йошкар был основан русскими в конце 16 века при годунове и сынке ивана грозного - фёдоре блаженном. тогда это был острожек, возведённый для защиты от татарских племён только что завоёванных земель. изначально йошкар был красиво назван царёвом городом на кокшаге (к сожалению, это чудное название до наших времён не дошло). потом название города упростили до царёвококшайска. кокшага (малая кокшага) - река, на которой стоит йошкар, о природе названия которой сейчас можно только гадать. после прихода совка городу дают нехитрое имя краснокошайск, которое он носил какие-то 9 лет. при сталине йошкар получит марийский вариант названия - йошкар-ола, что в переводе на русский означает красный город. первым же поселением русских на землях марийцев был кокшайск (сейчас - село кокшайск), основанный на 10 лет раньше, чем йошкар.

интересно, что век назад, когда у марийев появилась своя автономия, йошкар не был ни культурным, ни экономическим центром. первым по численности населения у марийцев был город козьмодемьянск (в нём тогда преобладали горные марийцы; сейчас же там только 30% марийцев, горных из которых - лишь 10%), который превосходил йошкар в том числе и по экономической мощи - уже тогда в городе работали нескольких предприятий (в йошкаре - ни одного).

в этом году марийской государственности исполняется 100 лет. в позднепутинской россии об этом, наверное, знают только сами марийцы. ни в йошкаре, ни козмодемьянске нет ничего, что говорило бы о том, что республика как-то отмечает эту дату. к 1920 году совки сформировали марийскую автономию (1920-1936) из кусков трёх губерний - в большей степени казанской, а также вятской и нижегородской. в 1936-м автономию включают в состав нижегородского (потом - горьковского) края и делят на кантоны (сейчас кантоны в качестве административно-территориальных единиц приняты в швейцарии и боснии). кроме марий эл, деление на кантоны также было у 5 нацреспублик и округов, в том числе 3-х поволжских. как административно-территориальная единица, советский вариант кантонов просуществовал лишь до 1941 года. следующая метаморфоза страны марийцев - марийская асср (в составе рсфср), образованная в 36-м году и переродившаяся в 91-м в республику марий эл.

уникальный случай: флаг йошкар-олы с каждым обновлением становился всё хуже и хуже. не то чтобы это совсем уж плохой флаг, однако и первая, и даже вторая версии, хоть и лишенные роскошных рогов и накрашенных копыт, на порядок лучше текущей.

в следующем варианте кокшайскому флагу следует вернуть прежний цвет с национальным орнаментом, а рога сделать настолько величественными, чтобы не умещались на флаге.

как и флаг йошкара, такие же частые и не всегда объяснимые изменения коснулись флага и герба республики - в течение 20 лет сменились уже три официальных варианта. сейчас герб и флаг марий эла представлены вариантом 2011 года, разработка которых стала очередным капризом всё того же маркелова - ему во что бы то ни стало потребовался медведь на гербе и флаге.

можно сделать предположение, что этот медведь символизирует русского в качестве главы республики (тогда как гораздо менее заметный марийский крест - место, которое в республике занимает автохтонное население). а может, это такой реверанс медведевской власти (тогда тот ещё заседал в кремле). справедливости ради, медведь является одним из тотемных зверьков в традиционной религии марийцев (наряду с лосём, который обосновался на флаге йошкара).

хоть марийцы и разделяются на целую кучу субэтностов, своих флагов, насколько мне известно, ни один из них не имеет. зато флаги есть у национальных марийских организаций и общественных объединений, которых штук 5 как минимум. самые крупные - "марий ушем" с уродливым бкз-флагом и "марий калык толкын" с куда более приглядным бкч-флагом.

марийцы разделяются на несколько этногрупп, у каждой из которой есть отличия как в языках, так и обычаях. почти все марийцы представлены веткой луговых и восточных марийцев. за ними идут горные марийцы и северо-западные. историческими землями горных марийцев были те, что на правом берегу волги, луговых – на левом. горные и по сей день компактно проживают в горномарийском районе (тот, что вокруг козмодемьянска). разительным отличием горных от луговых является почти тотальная ассимилированность русскими первыми. так, например, среди горных больше всего православных, тогда как луговые продолжают сохранять традиционную веру, оставаясь по сути язычниками.

основная масса марийев проживает в поволжье. больше половины - в республике марий эл (примерно 50% от всех марийцев). есть довольно-таки крупная диаспора на севере башкирии. кое-какая часть марийцев обитает даже на урале, куда те попали ещё со времён религиозных гонений со стороны царского режима. например, кунгурские марийцы, или кенгер; уфимские марийцы, или йыпоныш.

до революции марийцы были известны как черемессы, или черемисы. ещё до установления власти большевиков марийская интеллигенция заявила о необходимости вернуть народу его историческое название. название черемисы - экзоэтноним, достоверной версии происхождения этого названия не появилось. сами же марийцы всегда называли себя так же, как и сейчас, то есть, марийцами. название черемисы можно приравнять к гилякам по отношению дальневосточных коренных народов или к мордве в отношении народов эрзя и мокша. правда, с последними вышла абсурдная ситуация: когда на ранних этапах становления совка национальностям возвращались их исторические названия, эрзянам и мокшанам, наоборот, втиснули в один квази-этнос, названный мордвой.

считается, что среди всех финно-угорских племён, которые до сих пор проживают в пределах россии, луговые марийцы проявляли себя по отношению к русским как самый непокорный этнос, упорно противившийся ассимиляции и насильной христианизации. конфликты между луговыми марийцами и русскими привели к череде черемисских войн. при этом луговые марийцы были первыми среди народов казанского ханства, кто принял русское подданство (17 век). позже марийцы стали активными участниками крестьянских войн степана разина и емельяна пугачёва.

если каким-то народам (например, эрязнам) требуется реконструировать обычаи предков, то у луговых марийцев традиционный уклад жизни в той или иной степени сохранился до сих пор, несмотря на смену политических режимов, угрозы депортаций и репрессий. как многие финно-угорские народы, марийцы либо продолжают оставаться верными своему язычеству, либо языческие обряды у них мирно сосуществуют с условно христианскими. традиционная языческая религия марийцев называется чи-мари. в качестве храма у чимарийев выступают священные рощи (кюсото) - небольшие островки деревьев посреди полей, где чимарийцы совершают обряды молений кучке разных богов и духов, по особым случаям - с жертвоприношениями (в основном жертвами становятся гуси). таких рощ только в одной республике марий эл насчитывается порядка 5-6 сотен, половина из которых простаивает, а половина считается действующими. самые истовые чи-марийцы - марийцы, живущие в сёлах башкирии (собственно, туда их предки попали в результате религиозных гонений со стороны царского режима). отступников от языческой религии большего всего среди горных марийцев - те уже давным-давно оправославились.

на этом месте можно вылупить глаза и подивиться, что в 21 веке среди нас ходят на вид такие же как и все европейцы, которые при этом являются самыми настоящими язычниками. хотя, как по мне, большинство верунов 21 века (особенно православных) в большей степени являются такими же язычниками, как и марийцы. иначе как назвать практику одновременного посещения православных храмов вместе с ношением красных ниточек на запястьях, плевками через плечо, гороскопами, хиромантией нумерологией. существенной разницы нет.

по ходу, от языческих ритуалов марийцев проку - ноль: своим колдунством извести своего губера у марийцев если и вышло, то слишком поздно - республикой тот правил 16 лет.

среди четырёх губеров республики все, кроме первого губера (владислав зотин, который относится к горным марийцам), были русскими.