центральная россия, москва, ямское поле: бц "stone towers"
продолжение серии постов по итогам моих московских прогулок
обзор поста (примерно
- stone towers - новый офисный квартал на ямском поле;
- башни - архитектурка;
- типа паблик-арт - инстаграмный ангел;
- история места - про уникальную манеж-стоянку
снимал на redmi note 13 pro 5g.
стройка
в районе комбината газеты "правда", что на ямском поле (сам район уже не узнать - тут теперь стройка на стройке), на месте снесённого летом
стройка, стартовавшая в начале
девелопер - "stone hedge" (в названии намёк на те самые булыжники-мегалиты под солсбери, только с hedge вместо henge), все свежие проекты которого узнаются по нейминг-правилу с обязательным "stone" в названиях, а всего таких уже не
проектировщиком выступило архбюро "цимайло, ляшенко и партнёры", в портфолио которых, в частности, проект часовни в териберке, элитный жк "парк рублёво", что на берегу москва-реки у восточной границы красногорска,
башни
что ж, как по мне, симпатичным проект выглядит только на рендерах в презентациях.
тесное пространство бумажного проезда - а башни выстроили по его линии - рассмотреть их как следует, не задирая головы, не позволяет. но любоваться тут особо и не на что: всё-таки концептуально минималистские стоуновские фасады не про залипательность (никаких wow-элементов), а, скорее, про геометрию фасадной сетки (фасады, кстати, из стеклофибробетона) - наслаждаться эстетикой экселевских таблиц клерки смогут, даже глядя в окна (неочевидный бонус).
ну и вполне возможно, что визуальный замысел проектировщиков рассчитан на восприятие не отдельных башен, а всего комплекса в целом (так что продолжим любоваться проектом на рендерах).
отчасти визуальная концепция выстраивается на динамике, которая создаётся разновысотностью башен. первую башенку (которая "a") почему-то сделали самой приземистой - как-то так вышло, что у неё длина превосходит высоту (всего
там же, где пространства для обзора хватает - со стороны ттк - стоуновские корпуса визуально сливаются с ублюдочной синей стекляшкой бц "северное сияние" - капром-проектом нулевых от сергея ткаченко. причём башни его не оттеняют, стекляшка с той точки выглядит доминирующей. это сводит на нет претензию стоунов на формирование нового духа места - вместо того, чтобы диктовать окружению свои визуальные правила, башни капитулируют перед средой, проигрывая более старому и вычурному соседу.
зато сразу два корпуса сделали полностью чёрными (но сейчас так не говорят, поэтому - не чёрными - типа чёрными могут быть только заборы и сараи, а в цветовом решении с насыщенным графитовым или антрацитовым оттенком); проект заслуживает лайк уже хотя бы за это. при этом, судя по рендерам, последний из них (корпус "d") должен был быть изумрудным. предположу, что менее благородную расцветку выбрали, исходя из прагматичных соображений: тут как-никак близость к ттк (50 метров всего) - типа, сколько фасад ни полируй, вся дорожная пыль с магистрали осядет на нём в те же сутки.
типа паблик-арт
главной фишкой проекта можно считать трёхпролётную лестницу (она ведёт к высоченному стилобату с центральным лобби промеж двух башен) с посаженной на верхнюю площадку пошленькой скульптуркой в виде белой человеческой фигурки с крыльями. буквально антипод большой глины у
скульптуродел - евгений желваковов. работа в объёме у него, как оказалось,
арт-объект выбрали победителем среди 170 вышедших в финал конкурса работ (жюри, к слову, возглавлял сергей кузнецов) - с ума сойти. среди финалистов, между тем, были борис бернаскони и дмитрий аске. тем временем в гнилорыбовском
история места: спецгаражи
и напоследок - про советский гаражный комплекс, который ради постройки офисных башен городские власти отправили под снос. как пишут в чёрной книге архнадзора, то была т.н. манеж-стоянка для грузовых машин москомтранса с рядом хозпостроек типа ремонтных мастерских.
на скриншотах выше - именно они; сами же гаражи со стороны улицы от посторонних глаз были скрыты. судя по старым пользовательским фоткам на гугл-стритвью, часть тех гаражей в последние годы была приспособлена под спортзалы.
среди хозпостроек были в том числе и конструктивистские. в паствьюшных архивах между тем нет ни фото гаражей, ни фото мастерских.
гаражи были построены в 1920
гаражный архитектор - некий
статья а. дмитриева - это не просто отчёт о строительных проектах, а манифест новой эпохи. на фоне грандиозного плана удвоения автомобильного парка москвы (с 4800 до почти
10 000 машин!) остро встал вопрос: где размещать этот поток? ответом стала деятельность первой в ссср специализированной конторы "мосгаражстрой", которая предложила радикально новые принципы проектирования.главный герой статьи - не отдельное здание, а новая философия строительства, основанная на жёстком утилитаризме, экономической эффективности и потоковой организации труда. целью было не украшать город, а создать максимально функциональные и дешёвые в сооружении и эксплуатации объекты. ниже - ключевые новшества проекта.
экономика и стоимость: впервые были внедрены "укрупнённые измерители стоимости", доказавшие, что новые гаражи значительно дешевле построенных ранее. это достигалось за счёт снижения амортизационного срока и минимального использования дефицитных материалов.
планировочные решения: главным прорывом стала "затылочная (двухрядная) расстановка машин" в манежах-стоянках, которая позволила сэкономить
18-20% площади пола - колоссальный показатель в масштабах страны, вставшей на путь автомобилизации.технологический процесс: впервые в ссср была применена производственная схема поточного обслуживания машин, перенятая из зарубежного опыта. это означало переход от хаотичного ремонта к конвейеру: мойка, обсушка, осмотр, смазка и ремонт были логически разделены, что резко повышало эффективность работы.
конструкции и материалы: проект отличает прагматичный подход: комбинация кирпича, шлакобетона, металло-деревянных арочных ферм с рубероидной кровлей. всё - прочно, функционально и без излишеств (ярким исключением, подтверждающим правило, стал лишь проект гараж-станции архитектора
к.с. мельникова для "зелёного города", который автор отмечает за оригинальный внешний вид, не похожий на утилитарные коробки остальных гаражей).в чём ценность этих проектов? это был первый в ссср манифест индустриального подхода к автотранспортной инфраструктуре. ответ на вызов времени: проект был прямым и молниеносным ответом на взрывной рост автомобильного парка, практическим решением острой градостроительной проблемы. принцип "экономика прежде всего": в основе лежала не архитектурная эстетика, а сухая калькуляция. снижение себестоимости, удешевление строительства и эксплуатации были возведены в абсолют, что было жизненно необходимо для молодого советского государства.
зарождение научной организации труда в гаражном деле: внедрение поточной системы - это настоящая революция. проекты закладывали основы не просто зданий для хранения машин, а сложных организмов для их эффективного обслуживания, предвосхищая будущие логистические хабы и сервисные центры. прототип для всей страны: "мосгаражстрой" (позже "гипроавтотранс") стал флагманом и образцом для подражания, заложив стандарты гаражного строительства для всей огромной страны на десятилетия вперед. таким образом, эти утилитарные, на первый взгляд, проекты стали краеугольным камнем в фундаменте автомобилизации ссср. они показали, что гараж - это не просто сарай для машин, а высокоорганизованный технологический узел, от эффективности которого зависит жизнь и движение всего города. это был триумф инженерии и рациональности над декоративностью, определивший лицо советской транспортной инфраструктуры на долгие годы.
по теме также обнаружилась рггу-шная статья от историка автомобильной архитектуры ольги шурыгиной - автомобильный гараж в россии 1900-