башни на бумажном, лестничный ангел, манеж-стоянка

Прогулки по Москве - 2025: БЦ Stone Towers, лестничный ангел, история манеж-стоянки

центральная россия, москва, ямское поле: бц "stone towers"

вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers

продолжение серии постов по итогам моих московских прогулок в 2025-м. в фокусе большей части таких стали новые московские высотки - главные урбан-герои как будто бы заново отстраивающегося города. писать же про них интереснее всего - пока что это самое громкое, что москва может позволить о себе сказать, пусть и на языке стеклобетона и маркетинговой дичи.

обзор поста (примерно 1350 слов / 3,5 страницы текста):
- stone towers - новый офисный квартал на ямском поле;
- башни - архитектурка;
- типа паблик-арт - инстаграмный ангел;
- история места - про уникальную манеж-стоянку 1930-х.

снимал на redmi note 13 pro 5g.

стройка

вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers

в районе комбината газеты "правда", что на ямском поле (сам район уже не узнать - тут теперь стройка на стройке), на месте снесённого летом 2020-го гаражного комплекса 1930-х (про него будет в конце) высятся четыре разновысотные башни - это новый бизнес-центр "stone towers", или, как пишут маркетологи застройщика, премиальный офисный квартал (…с геометрической концепцией архитектуры - эхехех).

стройка, стартовавшая в начале 2023-го, близка к завершению. все четыре башни уже стоят. дело осталось за благоустройством - здесь должно появиться что-то типа сквера.

рендер бизнес-центра stone towers рендер бизнес-центра stone towers рендер бизнес-центра stone towers

девелопер - "stone hedge" (в названии намёк на те самые булыжники-мегалиты под солсбери, только с hedge вместо henge), все свежие проекты которого узнаются по нейминг-правилу с обязательным "stone" в названиях, а всего таких уже не меньше 15 (почти все на стадии строительства); "stone towers" среди них самый первый. а в одной из башен вроде как должна обосноваться штаб-квартира самой стройконторы.

проектировщиком выступило архбюро "цимайло, ляшенко и партнёры", в портфолио которых, в частности, проект часовни в териберке, элитный жк "парк рублёво", что на берегу москва-реки у восточной границы красногорска, жк "lumin" со стеклянными стенами (на славянской площади), трёхбашенный комплекс "sky view" на баррикадной, а также жк "композиция 24" с чёрными башнями из глянцевого кирпича в стиле ретроконструктивизма.

башни

вид на бизнес-центр stone towers, золотая башня вид на бизнес-центр stone towers, золотая башня вид на бизнес-центр stone towers, золотая башня

что ж, как по мне, симпатичным проект выглядит только на рендерах в презентациях.

тесное пространство бумажного проезда - а башни выстроили по его линии - рассмотреть их как следует, не задирая головы, не позволяет. но любоваться тут особо и не на что: всё-таки концептуально минималистские стоуновские фасады не про залипательность (никаких wow-элементов), а, скорее, про геометрию фасадной сетки (фасады, кстати, из стеклофибробетона) - наслаждаться эстетикой экселевских таблиц клерки смогут, даже глядя в окна (неочевидный бонус).

ну и вполне возможно, что визуальный замысел проектировщиков рассчитан на восприятие не отдельных башен, а всего комплекса в целом (так что продолжим любоваться проектом на рендерах).

бизнес-центре stone towers бизнес-центре stone towers бизнес-центре stone towers

отчасти визуальная концепция выстраивается на динамике, которая создаётся разновысотностью башен. первую башенку (которая "a") почему-то сделали самой приземистой - как-то так вышло, что у неё длина превосходит высоту (всего 9 этажей). и, как я понял, именно в этой башне застройщик "stone hedge" отвёл себе место для штаб-квартиры. самая же высокая из четвёрки - 100-метровая золотая башня "b" в 23 этажа. такие контрасты между высотами, видимо, должны рождать некую драматургию.

вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers click for donate

там же, где пространства для обзора хватает - со стороны ттк - стоуновские корпуса визуально сливаются с ублюдочной синей стекляшкой бц "северное сияние" - капром-проектом нулевых от сергея ткаченко. причём башни его не оттеняют, стекляшка с той точки выглядит доминирующей. это сводит на нет претензию стоунов на формирование нового духа места - вместо того, чтобы диктовать окружению свои визуальные правила, башни капитулируют перед средой, проигрывая более старому и вычурному соседу.

вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers

зато сразу два корпуса сделали полностью чёрными (но сейчас так не говорят, поэтому - не чёрными - типа чёрными могут быть только заборы и сараи, а в цветовом решении с насыщенным графитовым или антрацитовым оттенком); проект заслуживает лайк уже хотя бы за это. при этом, судя по рендерам, последний из них (корпус "d") должен был быть изумрудным. предположу, что менее благородную расцветку выбрали, исходя из прагматичных соображений: тут как-никак близость к ттк (50 метров всего) - типа, сколько фасад ни полируй, вся дорожная пыль с магистрали осядет на нём в те же сутки.

типа паблик-арт

вид на бизнес-центр stone towers вид на бизнес-центр stone towers скульптура ангела в бизнес-центре stone towers

главной фишкой проекта можно считать трёхпролётную лестницу (она ведёт к высоченному стилобату с центральным лобби промеж двух башен) с посаженной на верхнюю площадку пошленькой скульптуркой в виде белой человеческой фигурки с крыльями. буквально антипод большой глины у гэс-2, олицетворяющий офисную унылость - и тем, вероятно, объясняется и поза фигуры, и её бесцветность. и если глина - высказывание, то ангел тянет разве что на реплику в офисном чате.

скульптуродел - евгений желваковов. работа в объёме у него, как оказалось, дебютная.

арт-объект выбрали победителем среди 170 вышедших в финал конкурса работ (жюри, к слову, возглавлял сергей кузнецов) - с ума сойти. среди финалистов, между тем, были борис бернаскони и дмитрий аске. тем временем в гнилорыбовском тг-паблике "архитектурные излишества" офисный ангел набрал 288 лайков и чуть меньше дизлайков - 225.

история места: спецгаражи

снесённые корпуса комбината "правда" снесённые корпуса комбината "правда" снесённые корпуса комбината "правда"

и напоследок - про советский гаражный комплекс, который ради постройки офисных башен городские власти отправили под снос. как пишут в чёрной книге архнадзора, то была т.н. манеж-стоянка для грузовых машин москомтранса с рядом хозпостроек типа ремонтных мастерских.

на скриншотах выше - именно они; сами же гаражи со стороны улицы от посторонних глаз были скрыты. судя по старым пользовательским фоткам на гугл-стритвью, часть тех гаражей в последние годы была приспособлена под спортзалы.

снесённые корпуса комбината "правда" снесённые корпуса комбината "правда" click for donate

среди хозпостроек были в том числе и конструктивистские. в паствьюшных архивах между тем нет ни фото гаражей, ни фото мастерских.

чертёж манеж-стоянки для грузовых машин москомтранса манеж-стоянка для грузовых машин москомтранса манеж-стоянка для грузовых машин москомтранса

гаражи были построены в 1920-30-х по спецпроекту мосгаражстроя (первой в ссср спецконторе по проектированию объектов гаражного строительства в москве и области, позже преобразованной в гипроавтотранс). в тех гаражах была даже какая-то архитектурная ценность - пишут, что это был последний из сохранившихся на тот момент гаражных проектов такого типа (а всего таких было как минимум шесть); но всё ж, не гаражи мельникова.

гаражный архитектор - некий а. дмитриев. в 6-м номере журнала "строительство москвы" за 1930-й тот отметился статьёй по теме. сама статья, мягко говоря, скучноватая, так что ниже - адаптированная дипсиковая выжимка.

статья а. дмитриева - это не просто отчёт о строительных проектах, а манифест новой эпохи. на фоне грандиозного плана удвоения автомобильного парка москвы (с 4800 до почти 10 000 машин!) остро встал вопрос: где размещать этот поток? ответом стала деятельность первой в ссср специализированной конторы "мосгаражстрой", которая предложила радикально новые принципы проектирования.

главный герой статьи - не отдельное здание, а новая философия строительства, основанная на жёстком утилитаризме, экономической эффективности и потоковой организации труда. целью было не украшать город, а создать максимально функциональные и дешёвые в сооружении и эксплуатации объекты. ниже - ключевые новшества проекта.

экономика и стоимость: впервые были внедрены "укрупнённые измерители стоимости", доказавшие, что новые гаражи значительно дешевле построенных ранее. это достигалось за счёт снижения амортизационного срока и минимального использования дефицитных материалов.

планировочные решения: главным прорывом стала "затылочная (двухрядная) расстановка машин" в манежах-стоянках, которая позволила сэкономить 18-20% площади пола - колоссальный показатель в масштабах страны, вставшей на путь автомобилизации.

технологический процесс: впервые в ссср была применена производственная схема поточного обслуживания машин, перенятая из зарубежного опыта. это означало переход от хаотичного ремонта к конвейеру: мойка, обсушка, осмотр, смазка и ремонт были логически разделены, что резко повышало эффективность работы.

конструкции и материалы: проект отличает прагматичный подход: комбинация кирпича, шлакобетона, металло-деревянных арочных ферм с рубероидной кровлей. всё - прочно, функционально и без излишеств (ярким исключением, подтверждающим правило, стал лишь проект гараж-станции архитектора к.с. мельникова для "зелёного города", который автор отмечает за оригинальный внешний вид, не похожий на утилитарные коробки остальных гаражей).

в чём ценность этих проектов? это был первый в ссср манифест индустриального подхода к автотранспортной инфраструктуре. ответ на вызов времени: проект был прямым и молниеносным ответом на взрывной рост автомобильного парка, практическим решением острой градостроительной проблемы. принцип "экономика прежде всего": в основе лежала не архитектурная эстетика, а сухая калькуляция. снижение себестоимости, удешевление строительства и эксплуатации были возведены в абсолют, что было жизненно необходимо для молодого советского государства.

зарождение научной организации труда в гаражном деле: внедрение поточной системы - это настоящая революция. проекты закладывали основы не просто зданий для хранения машин, а сложных организмов для их эффективного обслуживания, предвосхищая будущие логистические хабы и сервисные центры. прототип для всей страны: "мосгаражстрой" (позже "гипроавтотранс") стал флагманом и образцом для подражания, заложив стандарты гаражного строительства для всей огромной страны на десятилетия вперед. таким образом, эти утилитарные, на первый взгляд, проекты стали краеугольным камнем в фундаменте автомобилизации ссср. они показали, что гараж - это не просто сарай для машин, а высокоорганизованный технологический узел, от эффективности которого зависит жизнь и движение всего города. это был триумф инженерии и рациональности над декоративностью, определивший лицо советской транспортной инфраструктуры на долгие годы.

по теме также обнаружилась рггу-шная статья от историка автомобильной архитектуры ольги шурыгиной - автомобильный гараж в россии 1900-1930-х гг