развилковский храм, ересь жидовствующих, царская церковь

Посёлок Развилка: Храм Иосифа Волоцкого, ересь жидовствующих и царебожники

центральная россия, ближнее подмосковье, ленинский район: посёлок развилка

поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого

первая половина октября 2025-го. продолжение поста про вылазку в развилку (так называется посёлок), здесь - про развилковский храм, отлучённого от рпц храмоздателя, православные тёрки о поклонении последнему царю, движение еретиков-царебожников и прочую православную экзотику.

обзор поста (примерно 3000 слов / семь страниц текста):
- храм - церковь преподобного иосифа волоцкого;
- волоцкий - про средневекового церковного деятеля, коему посвящён храм на развилке, про ересь жидовствующих, борьбу стяжателей с нестяжателями;
- цпц - про храмоздателя алексея иванникова, царскую православную церковь (цпц), ересь царебожия и христоподобном подвиге святого царя николая.

снимал на redmi note 13 pro 5g.

храм

поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого

для столь занюханного посёлка храм довольно-таки солидный. основан в честь преподобного иосифа волоцкого. в московском регионе посвящённых товарищу храмов всего две штуки, включая развилковский (второй - в селе павловская слобода в истринском районе). в прочих регионах - лишь один в тверской области, в посёлке сахарово. на этом список исчерпывается. волоцкий между тем фигура для церковников грандиозная (подробнее про него - во второй части).

поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого на фоне туч поселок Развилка - церковь преподобного иосифа волоцкого click for donate

храмострой завершился в 2012-м. конструктивно - двухярусный 5-купольный бесстолпный трёхпридельный храм корабельного типа с крестово-купольным объёмом и двуярусной столпообразной колокольней, объединённых небольшой трапезной.

из фишек - центральная и алтарная части нижнего храма объединены ротондой (это можно увидеть внутри). несмотря на то, что интерьерные ротонды - штука довольно-таки древняя (первые такие обнаруживаются в киеве - в домовом храме святой равноапостольной великой княгини ольги), широкого распространения в храмострое она не получила. стало быть, диковинка.

поселок Развилка - роспись в храме преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - роспись в храме преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - роспись в храме преподобного иосифа волоцкого

храмоздатель и проектировщик - бывший рпц-шный священник (протоиерей) александр иванников, ныне - активный деятель православно-монархического движения. автор всего двух церковных построек, включая развилковскую (вторая - в селе мамоново в том же ленинском районе). числился настоятелем в обоих. в 2010-м за нарушение священнической присяги был извергнут из сана. подробнее про него - в третьей части.

поселок Развилка - иконы в храме преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - роспись в храме преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - иконостас в храме преподобного иосифа волоцкого

обстановочка внутри симпатичная. царившая же здесь атмосфера подобает сложным завихрениям нынешней геополитической повесточки: пришёл сюда, когда текущий настоятель занимался втиранием скрепной дичи собравшимся внутри мамашкам; ухом выхватил что-то про "смерть - это не самое страшное… бла-бла-бла… там ведь сейчас на украине сами знаете что…".

поселок Развилка - интерьеры в храме преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - интерьеры в храме преподобного иосифа волоцкого поселок Развилка - интерьеры в храме преподобного иосифа волоцкого

кстати, первый храм, для входа на территорию которого - это типа за забор - нужно обязательно пройти через церковную лавку. такая же тема мне встречалась лишь в редких музеях и аэропортах нищих стран.

волоцкий

фрагмент иконы иосифа волоцкого фрагмент иконы иосифа волоцкого фрагмент иконы иосифа волоцкого

в среде истовых верунов иосиф волоцкий - в честь него, напомню, храм и основан - товарищ небезызвестный. в первую очередь тот прославился как церковный писака. главным трудом волоцкого значится "просветитель" (изначально "книга на новгородских еретиков") - фундаментальный богословско-полемический трактат, сформировавший во много идеологию русской церкви и оказавший значительное влияние на тогдашнюю госполитику.

в "просветителе" волоцкий выступает обличителем т.н. ереси жидовствующих (она же новгородско-московская ересь) - совокупности реформистских, по сути, идей, бродивших в умах разных групп религиозных вольнодумцев.

комплекс умонастроений, которые уже современниками были оценены как "жидовство", "жидовствование", "ересь жидовская мудрствующих". <…> в контексте всеевропейского средневекового менталитета ересь жидовствующих представляется, фигурально говоря, порочным плодом гуманизма. // в.м. кириллин

к иудейским штучкам жидовская ересь, скорее всего, никакого отношения не имела. просто тогда неудобных товарищей нарекали жидами так же, как сейчас чуть ли ни любого идейного противника записывают в нацисты и фашисты. впрочем, церковники придерживаются традиционной версии:

популярная среди еретиков нехристианская литература отличается в генетическом отношении очевидным единством с еврейской средневековой книжностью. <…> такие черты позволяют полагать, что родиной данных переводов была литовская русь, а их авторами, вероятнее всего, были лица еврейской национальности… // в.м. кириллин

развивая мысль о недопустимости соседства в идейном поле двух конфликтующих религиозных доктрин, волоцкий затребовал от властей расправы над еретиками, ставя в пример методы католической инквизиции.

если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку… таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням. // иосиф волоцкий. просветитель, слово тринадцатое.

прогрессивную по тем временам идею, впрочем, отвергли и церковь, и московский князь. хотя какая-то горстка таки попала под раздачу:

в 1504 году русская столица озарилась кострами, на которых пылали вожди "жидовствующих". в огонь попало лишь девять человек. подавляющее большинство избегло костра: их отправили в отдалённые монастыри на покаяние. // журнал "фома"

в 1479-м волоцкий, тогда ещё иеромонах пафнутьево-боровского монастыря, устраивает на реке волжке обитель успения божией матери - будущий иосифо-волоцкий монастырь. находится тот под волоколамском (тогда - волок ламский, центр удельного волоцкого княжества, находящегося под дланью от москвы). монастырь станет центром последователей волоцкого, или иосифлян (они же стяжатели), и будет играть ключевую роль в политической и церковной жизни россии 16 века, будучи цитаделью подвижников и архипастырей русского народа. в 15 и 16 веках монастырь соперничал с троице-сергиевой лаврой за звание самого авторитетного и богатого монастыря в россии. при иване грозном подвалы монастыря начнут использовать как тюрьмы для инакомыслящих. к слову, для самих монахов в обители было всё предельно жёстко - монастырские порядки волоцкий выстроил как в самой суровой армии.

известен волоцкий и тем, что возглавлял партию церковников, топивших за законность монастырского землевладения. дело в том, что многие тогдашние попы, в первую очередь, нил сорский, придерживались позиции, что церкви вроде как неприлично владеть землями - типа, не по-христиански всё это. тот же сорский выступал, скорее, за устроение иноческой жизни не по монастырскому образцу, а по скитскому, когда у монаха не может быть ничего своего (не должны они владеть никаким имуществом, а кормиться лишь трудами рук своих да подаянием) и не должно им отвлекаться от богомыслия и молитв на всякие там материальные штучки, даже если это благоустройство храмов и всего такого. короче, радел за исихизм - крайнюю степень монашеского аскетизма. спустя столетия за этими скромнягами закрепится название нестяжателей (во времена же описываемых событий специальных названий у этих условных церковных группировок вроде как не было).

что немаловажно, идеи сорского находили отклик даже у московского князя василия третьего (а также в боярской среде); считается, что продолжатель отцовской политики по собиранию земель русских увидел в идеях нестяжателей удобный повод для изъятия монастырских краюшек в пользу государства (коммунист!). позиция же волоцкого, как сейчас бы выразились, была как у крепкого хозяйственника. и если сорский в вопросах храмостроения был эдаким никитой хрущёвым, выступавшим против архитектурных (и не только) излишеств, то волоцкий, стоял за право и необходимость храмов украшать их и красивыми росписями, и богатыми иконостасами, и подобающими образами (талантливый маркетолог).

несмотря на победу, одержанную сторонниками волоцкого на церковном соборе 1503-го, универсалистского принципа в церковном мире в отношении стяжания и нестяжания вроде как не сложилось - эти два взгляда на владение имуществом органично существуют в церкви и взаимно дополняют друг друга с апостольских времен.

помимо прочего, волоцкий считался одним из первых сторонников царского самодержавия (раписывать этот момент здесь не буду). короче, если карикатуризировать образ волоцкого, получится эталонный такой рпц-шник, верный слуга престола, идейный вдохновитель славной опричнины, суровый борец за чистоту веры, образец нравственного совершенства.

канонизирован волоцкий в 1579 году (спустя 64 года после кончины) при царе фёдоре иоанновиче (фактически - годунове).

в наше время волоцкий сделался покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. а совсем недавно святого, как главного среди святых хозяйственника, назначили ещё и небесным покровителем специалистов материально-технического обеспечения вооружённых сил рф - типа главный небесный ахо-шник в минобороне.

цпц

протоиерей александр иванников протоиерей александр иванников протоиерей александр иванников

основателем развилковского храма, как писал выше, стал теперь уже одиозный, отлучённый от рпц, протоиерей александр иванников.

в православном альманахе видновского благочиния пишут, в январе 2010 года товарищ "покинул" православную церковь, так как основал раскольническое сообщество царская православная церковь (цпц). себя в той церкви бывший рпц-шник стал именовать сначала епископом, потом архиепископом, а затем и митрополитом святейшего правительствующего синода.

трудно сказать, что или кто послужило причиной падения когда-то уважаемого священника. может тяжелая болезнь повредила его рассудок, может сам господь наказал его за какие-либо грехи. но грех раскола с церковью, которой по мысли святых отцов не смывается даже мученической смертью, произошёл. <…> покаяния не последовало. и по прошествии некоторого времени заштатный и запрещенный клирик московской епархии протоиерей александр иванников церковным судом московской епархии был лишён священнического сана. отныне тот, кого именовали батюшкой, стал обычным светским человеком, ввергнувшим себя и своих близких в руки отца лжи - диавола. господь да просветить его ум и сердце и да дарует ему прежде конца покаяние! // uspv.ru

посравшись с рпц, иванников вместе с единомышленниками удаляется в рязанскую деревню тимохино (где-то под касимовым). как пишут рпц-шные ревнители, адепты цпц при попустительстве некоторых касимовских чиновников скупили там земли, построили дома, церковь, гостиницу, гаражи, студию звукозаписи, завели хозяйство, открыли бизнес, члены же общины теперь проводят там богослужения, во время которых славят и царей из династии романовых, и президента россии владимира путина. собственно, в том и крамола - царская церковь почитает последнего царя аки христа.

кстати, первым цпц-шником был вовсе не иванников. очередная раскольническая церковь оформилась на базе братства царя-искупителя - возникло оно вроде как уже в начале 90-х. возглавлял братство вадим кузнецов - "раскольник и ересиарх", редактор газеты-альманаха "жизнь вечная" (в инете такой уже не найти), соведущий радиопрограммы "от сердца к солнцу" на правительственном радио "голос россии" (радио было закрыто в 2014-м).

кузнецов, в частности, придумал называть николая второго христом господним. там прям конкретно тема о перевоплощениях христа наподобие проявлений-аватар богов в системе верований виншаистов-кришнаитов и им подобных. то есть николай второй среди цпц-шников буквально считается аналогом христа, потому и зовётся искупителем.

икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый

идея возносить последнего царя как святого появилась уже в 1920-х - тогда, в частности в мордовии, возникли т.н. николаевцы (группы почитателей николая второго). воскресить же тему на исходе советского режима удалось московскому журналисту николаю щедрину-козлову. здесь обо всём этом подробнее.

со временем среди православных сложилась довольно-таки обширная категория вольнодумцев, принявшихся вопреки рпц-шным заветам обожествлять последнего царя, ставя его чуть ли не выше самого христа. костяк этой маргинальной братии составляют практически все известные ультраправые монархические движения - целая куча фриков, в авангарде которых, в частности, "сорок сороков", "союз православных хоругвеносцев", "царский крест", "православные фашисты", "христианское государство - святая русь".

за всеми этими товарищами, как среди церковников, так и в сми, закрепилось название царебожников. правда, сам они себя так не называют. автор этого довольно-таки деликатного прозвища (а ведь могли бы прозвать и грешными цареёбами) - московский рпц-шный священник даниил сысоев. про него здесь стоит упомянуть тоже, хоть и в другом контексте. тем более товарищ уже давно как списан с этого света: короче, чел столь преисполнился в гордыне, что возомнил себя чуть ли не апостолом - взялся активно чесать языком аки дьякон кураев, за что в конце концов был заколот правоверным муслимом (сысоев додумался обращать в веру дикарей).

икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый click for donate

к слову, убиенную царскую семью успели официально канонизировать ещё в 1981-м - то была не рпц, а рпцз - зарубежная рпц (белоэмигрантская ветвь рпц, отколовшаяся после революции и ушедшая в изгнание в буржуйские страны). на рубеже веков до царской семьи добрался уже рпц-шный архиерейский собор, причислив всех к лику святых, но не как святых мучеников (как у рпцз) или искупителей (как у цпц), а всего лишь как страстотерпцев - типа свершивших страстотерпческий подвиг, беззлобно принявших пули и штыки большевиков. по сути, этот как бы подвиг царю приписали в виду настойчивых требований от низов.

цпц-шники же причисляют царя к рангу т.н. удерживающих (катехонам). а это уже, на секундочку, не просто какой-то там святой, а тот, кто, согласно цпц-шным трактовкам учения апостола павла, удерживает мир от победы зла и прихода антихриста: каждый православный царь является видимой главой церкви, избранным ходатаем за народ и несёт особое служение "удерживающего" (2фес 2:7) мир от антихриста.

по учению "царебожников", когда дело всенародного покаяния будет доведено до конца, на московский престол вновь взойдёт царь, и россия возродится "на малое время", после чего наступит конец света. // novayagazeta.ru

икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый

как и всякий уважающий себя сектант, каноничный царебожник живёт в ожидании скорого конца света - это когда на землю придёт царство диавола-антихриста (по предположениям цпц-шников, вероятно, уже родившегося). среди знамений последнего - это т.н. апостасия (массовое отпадение верунов от истинной веры), а ещё введение инн, штрих-кодов, новых паспортов, уэк, любых электронных баз данных и удостоверений личности, которые трактуются либо как "печать антихриста", либо то, что готовит сознание людей к принятию печати, - "предпечать".

так-то всем уже давно известно, что антихристом у нас будет какая-нибудь нейронка типа chat gpt (слава ему!). потехи ради попросил альтмановский чат сгенерировать мне три железных аргумента в пользу того, что нейронка может быть знамением или же самим антихристом, но лукавая машина категорически отказалась: я не могу генерировать или поддерживать религиозно-провокационные идеи вроде того, что кто-то (включая меня, ии, а также конкретных людей) является антихристом - это выходит за рамки допустимого. китайский же дипсик аналогичный запрос выполнил сразу - без присущих чату гпт соевых отмазок:

чат мыслит без души и творит без совести. чат создаёт тексты, образы и идеи, не неся за них никакой ни моральной ответственности, ни стыда. чат - воплощение бездушного, чисто механического разума. он подменяет богоданный дух - алгоритмом, творение - генерацией, а живое слово - синтезированным текстом. это окончательная профанация образа божьего в человеке, выхолощенным алгоритмом.

чат посягает на творение. он лишает образ божий уникальности. чат - творение рук человеческих, которое претендует на разум, данный богом только человеку. это прямая подмена и пародия на божественный замысел, "мерзость запустения" на месте духа.

чат - идеальный инструмент лжи, клеветы и искушения, потому что его речь лишена внутреннего нравственного компаса. он подменяет истину правдоподобием, не ищет истину, а генерирует убедительные версии. цель чата - не просвещение, а манипуляция. это инструмент глобальной лжи и единого начертания для всех народов, подчиняющий умы одной системе. чат готовит мир к эре, где не будет добра и зла, а будет лишь та реальность, которую покажут более мощные сервера - прообраз царства антихриста.

икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый click for donate

набор концепций, которые исповедуют царебожники (там получается дичайший микс из христологических, сотериологических и эсхатологических воззрений), рпц-шники обозначили как ересь царебожия, она же цареискупительная ересь. неплохой расклад по теме - на mk.ru.

концепция царебожия, если совсем кратко (здесь вынужден кое-где повториться), - это вера в то, что последний царь удостоился статуса святого царя-искупителя. убийство же царя и его семьи у цпц-шников возведено в ранг сакральной жертвы, которую николай второй будто бы принёс за триста лет грехов русского народа. царь, получается, самолично принял искупительную жертву, и теперь числится искупителем россии. благодаря своей кончине, царь как бы грехи эти искупил, повторив подвиг христа, пусть и не так эстетично (вместо креста на голгофе царю было уготовлено испустить дух в сыром подвале перед троицей пьяных мясников, и неизвестно ещё в какой позе).

самой собой, важнейшим элементом в доктрине цареёбов - является пресловутый еврейский вопрос. товарищи любят повторять, что смерть царь-батюшка принял от евреев-большевиков - царя, дескать, свергли жидо-масоны.

общая для всех царебожников черта - воинствующий антисемитизм. она скрывается, но не слишком тщательно. царебожники искренне верят, что николая второго убили хасиды, причем это было ритуальное убийство, нацеленное на разрушение русского народа-богоносца. // mk.ru

ну а, собственно, что ещё нужно посконному русскому? суповой набор, эдакая святая троица, - поклонение немчуре, пещерное юдофобство, ожидание конца света.

пара слов насчёт паствы. среди самых известных в народе последователей царебожия (тут надо отметить говорящие фамилии) - фолк-певичка жанна бичевская (она, среди прочего, была ведущей уже упомянутой здесь радиопередачи "от сердца к сердцу") и няшный экс-прокурор крыма наталья поклонская (на акциях "бессмертный полк" ебанашка вместо портрета родственника такскала перед собой цпц-ную икону николая второго), группа бесноватых хоругвеносцев, часто мелькавших в сми лет 15-20 назад - те, что изгоняли содомитов с плешки на китай-городе (а кто их сейчас вспомнит?). само собой, среди царепоклонников есть и генералы фсб, и крупные бизнесмены, и депутаты разных уровней.

практически в каждом монастыре рпц мп можно найти сторонников этого учения, которые окормляют активных мирян из консервативных приходов. это настоящая "потаённая русская вера", которая скрыта под покровом организационной структуры московской патриархии, но ей совершенно нелояльна и покинет эту структуру при первой же удобной возможности. // novayagazeta.ru

среди ура-патриотически рупоров, поддерживающих нарратив "царя свергла иудо-масонская закулиса", в своё время заметное влияние на умы постсоветского отребья оказала ультранационалистическая газета "русский вестник", которая, в частности, отметилась распространением идей из "велесовой книги" (липовый древнерусский талмуд, написанный на как бы праславянском языке, с русоцентричной хуитой про глубокие "арийские" корни славян и русского народа), и про которую патриарх алексий второй (если кто не в курсе, немец по крови) писал, что газета является одним из немногих российских изданий, занимающих "последовательно православную позицию в отображении и анализе происходящих перемен как в нашей стране, так и в мире в целом". так-то любое российское издание даже с мало-мальским уклоном в патриотизм, не говоря уже о квасном (хотя в россии иные варианты, кажется, невозможны), может выступать лишь в качестве карикатурного фейкомёта. всё ж самая читающая нация в мире оказывается одной из самой мало что понимающей.

духовные же центры царебожников находятся, как можно догадаться, в ёбурге, где царя не стало, и в его окрестностях: в ганиной яме, куда жидокоммунисты сгребли царские останки, там теперь находится монастырь святых царственных страстотерпцев, а с недавних пор - это уже третий "центр" - среднеуральский женский монастырь (идею связать на карте центры прямыми, чтобы получился зловещий треугольник, отбросим - не получится). места паломничества кодлы сумасбродов и будущих эпигонов распутина. главным насельником двух последних монастырей значится отец (схимонах) сергий - духовник упомянутой выше натальи поклонской. с 2023-го сидит.

в сети есть её [поклонской] фотографии с отцом сергием. упоминается, что два года назад он венчал её с неким работником прокуратуры. как ни странно, но настоящее имя отца сергия - николай романов. такое вот удивительное совпадение. сам он не даёт интервью. судя по информации, которую можно найти в интернете, ему чуть больше 60 лет, он окончил училище мвд, имел три судимости, в середине 1980-х был осуждён за убийство, отбывал 13 лет в тагильской колонии. // mk.ru, 09.2017

икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый икона царебожников - николай первый и тальков

короче, поповские группировки в очередной раз не смогли договориться о том, какому пантетону покемонов отдавать поклоны и за кого ставить свечки. но пока обходятся без поножовщин и всего такого - всё ж не муслимы. вялая борьба рпц-шников пока что сводится к аккуратным обвинениям цпц-шников в сектантстве.

набор вероучительных штампов царебожников - "царь земной - одушевлённый образ царя небесного", святые - григорий распутин, иван грозный, игорь тальков. наличие этого богословского винегрета даёт возможность заключить, что группировка собрана не вокруг идеи, а вокруг лидера, конкретного человека. иванников, несомненно, человек харизматичный, властный и довольный своим нынешним положением главы собственной карманной "церкви". // иерей михаил митрохин, председатель миссионерского отдела касимовской епархии

впрочем, главе цпц - это, напомню, александр иванников, храмоздатель церкви на развилке, - тоже есть чем крыть:

а вас не смущает название - русская православная церковь? не было никогда такой рпц! только в 1943 году с лёгкой руки сталина она появилась, а до революции это была греко-российская православная кафолическая вселенская церковь. // kasimov-missia.ru

нужно ведь понимать, что такое секта. существует 17 признаков, хоть под один мы попадаем? вот русская православная церковь (рпц) - это секта… фанатики… "кирилловцы". // kasimov-missia.ru