центральная россия, ближнее подмосковье, ленинский район: посёлок развилка, up-квартал "римский"
первая половина октября 2025-го. продолжение поста про вылазку в развилку. здесь про относительно новый подмосковный капром-объект - образчик эдакого камбэка в нулевые от одного из самых всратых зодчих на постсоветской архитектурной сцене.
обзор поста (примерно
- ап-квартал - о проекте в целом;
- большой стиль - детали проекта и откровения михаила филиппова.
снимал на redmi note 13 pro 5g.
ап-квартал
up-квартал "римский" - жилмассив на
собственно, я когда увидел на фотках развилковский рим, подумал сначала, что это проект - специально для тех деревенских шкур и содержанок, которым как-то раз предоставилась возможность потусить в красной поляне. типа блядям так зашло, что расставаться не хочется, но и каждую дырку ведь в сочах не пропишешь… так в итоге и выкрутились: сделали почти такой же, но подешевле и на отшибе.
с местом наверняка заморочились - формально близ мкада, при этом на удалении от всего, чего только можно (считай - резервация). даже сам посёлок, к которому тот приписан, будто бы вынес его за пределы своих границ - римский квартал стыдливо спрятан в аппендиксе, окружённым лишь сельхозполями, диким лесом да гаражами.
рим принялись возводить в конце
вообще, тут впору обозначить новое архнаправление - филипповизм как подвид капрома, а неизвестную болезнь, когда хочется нагородить капром-капитолиев с намёком на римскость, - филиппованием.
застройщик - фск "лидер" владимира воронина (как пишут про него в википедии, строитель в третьем поколении). на сайте стройконторы про римский проект пишут вот что:
если посмотреть на "римский" с высоты птичьего полёта, своей гармоничной чёткостью он напомнит итальянские города с их неповторимой классической архитектурой. разноуровневые фасады, разнообразие декоративных элементов, лестницы шамбора, колизей, эффект старых стен - всё это рождает ощущение естественности и вызывает желание вновь прогуливаться по улочкам квартала, каждый раз совершая свои собственные маленькие открытия.
символично, что ап-квартал возведён на месте развилковских отстойников. как справедливо заметили в комментах на викимапии, up-кварталы обычно называют по местности ("сколковский", "новое тушино", "западное кунцево"), а тут вдруг "римский", хотя никакого рима поблизости вроде бы нет. назвали бы "сточный", "канализационный" или "отходный".
ну почему, сука, здесь, а не в питере (филиппов, кстати, вылупился в культурной столице), саранске или йошкар-оле (уж там-то сам бог велел)? ведь есть же специальные города для этого. ну вот казань хотя бы…
о большом стиле
на заре, когда мода на обсер капрома была на пике, мне казалось странным, что никто так и не догадался сделать ютуб-шоу
персонаж оказался на редкость словоохотливым, к тому же готовым к откровениям на любые темы. пожалуй, видеоверсии таких интервью я б, наверное, не выдержал. хотя, конечно, изучать одухотворённые ебальники товарищей было б занятием не бесполезным - там наверняка клиническая картина проступает не менее ярко, чем на словах и в пеноблоках.
итак, ниже - подборка откровений филиппова, 19 цитат из нескольких интервью (какие-то изречения наверняка можно было бы выдолбить на фасадах римского). некоторые вещи комментировать - только портить, поэтому ограничусь парой ремарок.
up-квартал "римский" - это очень своеобразная постройка. это не просто красивые дома в итальянском духе. мне хотелось создать целый городок. в его основе - двойной генеральный план. единственный пример такого плана существует в рисунках леонардо да винчи. так он предложил техническое разделение города на уровни. // buro247.ru
не получилось построить ни одного полноценного модернистского города, который мог бы хоть немножко сравниться с любым старым городом. модернисты пытались создавать градостроительные шедевры. и сейчас они смотрятся ужасно. состояние построек, которым не больше полувека, - это катастрофа. ничего другого у них не получилось. и это при том, что за 20 век построили в сотню раз больше, чем за всю остальную историю по всему миру. но ни одного градостроительного памятника. ни одного. // buro247.ru
он [модернизм] крутится вокруг одних и тех же образов. он никуда не сдвинулся с момента своего появления. модернизм не создал большого стиля. вот гениальный людвиг мис ван дер роэ построил сигрем-билдинг. и потом на парк-авеню возникло несколько десятков похожих зданий, которые отличить друг от друга практически невозможно. // buro247.ru
не знаю, что этот новоявленный витрувий имел в виду. поясню, как это выглядит на самом деле: чтобы пройти к жилому блоку ножками, нужно подняться по лестнице на стилобат примерно на уровень второго-третьего этажа, а уже оттуда спуститься вниз. пространство под стилобатом - проезд на парковку.
за кварталом расположена спортплощадка, тоже на высоте (отстойники плохо закопали или же не уверены насчёт надёжности ливнёвок) - придётся преодолеть несколько лестничных пролётов. ну если площадка спортивная, то чего жаловаться? и всё же ничего подобного ещё нигде не видел.
жителям этого квартала больше не надо мучиться в выходные: стоять в пробках на пути в центр, толкаться в метро, чтобы погулять по привлекательному городскому центру. им можно никуда не выезжать. ведь квартал очень напоминает европейский город. и мне кажется, что сюда даже будут приезжать, чтобы просто прогуляться. // buro247.ru
ориентируюсь на римскую застройку
16-18 веков: в моих домах не более шести этажей. я ставлю дома на римскую аркаду, которая сделана из римского кирпича. это стилизация под плинфу - тонкий квадратный кирпич. в квартале есть и открытые площади, которые выглядят как остатки римских руин. ещё я использовал форму большого римского амфитеатра. улицы идут лучами, они застроены маленькими домиками. // buro247.ru
норман фостер, френк гери, заха хадид. в россии, может, и назовут имена этих мастеров, но вряд ли вспомнят их постройки. попросите их назвать какой-нибудь русский большой стиль в архитектуре. промолчат. а их у нас было не менее шести. // buro247.ru
город, или "град", - это тело некоего сообщества горожан или граждан, и городская среда - это тело гражданского общества. если оно обладает здоровой красотой, то и общество здорово, а если оно обезображено, то оно больное. // archi.ru
так же проектируется каждый элемент города, то есть фасад. он должен быть красивым, он не должен быть слишком длинным, или коротким, или высоким, или перенасыщенным деталями. а должен быть просто красивым в традиционном смысле слова. // archi.ru
красота - очень холодное, жёсткое понятие. она создаётся как правильность, с помощью геометрического сознания, пифагорейского, не алгебраического. ничего рассчитывать не надо. я рисую при помощи циркуля и двух угольников, как это делалось в старину. тогда получается хорошо и быстро. // archi.ru
каким образом интервьюерам удавалось сдерживать себя в руках и не ткнуть собеседнику циркулем в зенки - загадка. впрочем, с филипповскими очами наверняка в своё время обошлись не лучшим образом - и тыкали, вероятно, совсем не циркулем (возможно, какой-то суровый обряд посвящения в духе античности).
чем отличается классика, в первую очередь? у неё есть объём. если где-то ставится карниз, надо знать, как карниз выглядит, где кончается его крайняя точка, чтоб он не налез ни на окно, ни на проём, а сидел симметрично там, где надо. а когда делают современную архитектуру, она как бы сама получается. // archi.ru
лучше делать не бред с золотым сечением, которого нет, а строить, как браманте, при помощи циркуля, на основе простых и ясных пропорций. изучить эти законы можно в течение одного вечера… // archi.ru
то, что я делаю, направлено принципиально против памятника витторио эммануэле, против сталинской архитектуры, против тупой дискредитации классики. // archi.ru
мы тут изобрели с одной фирмой фантастический материал. камневидная штукатурка с полной иллюзией римского кирпича. при помощи мокрой штукатурки делаем абсолютную стилизацию под римскую камневидную кладку. как - не скажу. это секрет, ноу-хау. и стоит это, как мокрая штукатурка, - копейки. // archi.ru
то, что мы называем современной архитектурой, является неархитектурой. это другой жанр, другой вид деятельности. то, что называется современной архитектурой, на самом деле является стройдизайном, но дизайном, претендующим на монументальность. я не хочу занимать в нём никакого места. я хочу вернуть на место дизайна архитектуру в истинном значении слова. // archi.ru
современная архитектура основана на программе дизайна. то есть на поиске формы вещей, которые движутся. она не имеет отношения к выразительности устойчивого вертикального стояния. это противоположная эстетика, и она противостоит самой стоечно-балочной природе архитектуры, её принципиальной неподвижности, образу "вселенной яже не подвижется". это очень абстрактный уровень рассуждения. // archi.ru
архитектура, созданная средствами дизайна, представляет собой безобразие в онтологическом смысле. ты прилагаешь эстетику движущихся предметов к тому, что неподвижно. то, что прекрасно в автомобиле, безобразно в доме. то, что красиво для лошади, не совсем хорошо для женщины. // archi.ru
я с детства чувствовал желание сказать нечто новое. но пророчество - это очень трудно. мало догадаться, нужно ещё это сделать и в себе. нужно очень многое сделать с собой. художника в себе я воспитал. но ещё нужно всех убедить, на это требуется огромная воля и большой талант, а именно этого мне, наверное, и не хватает. // archi.ru
я могу сказать, что в принципе я сын своей школы. школы
1970-х - изобретательства, сложных композиционных построений. там была ставка на изобретение пространственных эффектов, и это очень интересно. // archi.ru
я коллекцию эрмитажа знал наизусть, позально. естественная среда, в которой я вырос, - это был высший уровень эстетического воспитания, который вообще существует в мире. // archi.ru
да, часы - нарисованные.