россия, поволжье, мордовия: саранск
середина февраля 2022-го. один день без ночёвки. саранск - первый пункт в 4-дневной вылазке по центрам ни разу не посещённых ранее регионов поволжья и центральной россии (саранск - пенза - рязань). из москвы добирался ночным поездом, в пути - 9 часов.
обзор поста:
- дорожное;
- о главном;
- город сранск;
- кое-что из хорошего;
- пара слов о мордовских опг 90-х;
- единоросс меркушкин и другие губеры;
- немного истории;
- мордва;
- эрзя;
- флаги.
снимал на redmi note 10 pro.
дорожное
первым пунктом в этом трипе должна была стать пенза - купил билет до пензы в фирменном 2-этажном поезде (купе) всего за 1300 руб (17,5 долл), но на этот поезд я не успел (это моё первое в жизни опоздание на поезд). в тот же вечер купил билет в ту же степь - рвануть было проще в саранск (который был в планах), куда поезд отправлялся через час.
из 1300 руб (17,5 долл) за билет до пензы мне вернули 900. до саранска пришлось брать уже за 2000 руб (26,7 долл), причём уже в плацкарт (верхнее место). вагон при этом был из последних моделей, где у каждого места шторки, на верхних местах столик, а в туалетах сантехника dyson - рукомойник со встроенной в него сушилкой для рук (стало быть, места рядом с туалетом теперь стали ещё менее привлекательными). в целом же, новые вагоны ржд не сильно удобнее старых, но хотя бы то, что постель теперь заправлена даже в плацкартном вагоне, уже чего-то стоит.
забавно, что даже в новых ржд-шных вагонах не уместиться тем, чей пост превышает 1,65 м, при этом высота багажных полок такова, что те, кто поместился на лежанках, до багажных полок самостоятельно не дотянутся.
о главном
в саранске есть 2 памятника ленину, примерно 19 храмов и 4 кладбища.
город сранск
мне как-то раз пришла идея, что было бы здорово, будь в россии такой город, все здания в котором были бы копиями головных офисов сбербанка или пфр - такой путинский мухосранск или пластмассовый рай для бумеров (возможно, как раз такой рай собирается основать в сибири министр шойгу). а город сранск - это вот примерно оно и есть. оказывается, всё уже построено.
такой вот город-причуда, духовный брат другого поволжского урода - йошкар-олы.
власти были настолько уверены в облике города, что в 2018-м заставили иностранных футбольных болельщиков тащиться в эту пердь, вероятно, ожидая, что те изойдут слюной от зависти, став свидетелями гениальных архитектурных задумок. хотя футбольные фанаты - такая категория, что предсказывать их реакции я не возьмусь. наверное, с пивом любой мухосранск (кажется, теперь знаю, откуда пошло это название) может быть в радость.
так-то все олимпиады и чемпионаты, учитывая особенности контингента болельщиков, правильно было бы проводить исключительно в подобных саранску городах-уродах, но никак не в москве, питере или калике. для таких мероприятий в россии уже есть йошкар-ола, казань, краснодар, омск, тюмень, пермь, воронеж - всех их не перечесть.
кстати, новый стадион, который открыли к 2018-му, мог выглядеть не как унылый бублик - на рендерах форма будет поинтереснее, но власти посчитали, что для саранска сойдёт и так.
кое-что из хорошего
из приличного в саранске разве что храмы, здание правительства республики (1987) в стиле советского модернизма (одно из лучших позднесоветских зданий поволжья наряду с оперным театром в чебоксарах), а также остатки купеческих домов. то есть, если бы из построенного в последние годы оставить только ушаковский собор, то саранск окажется вполне себе симпатичным городом.
мордовские опг 90-х
в 90-х мордовская республика была подчинена сразу 4-м крупным группировкам (некрупных тоже хватало) - светотехстрой, юго-запад, химмаш и мордовская братва, также известная как опг "центр" (не путать с опг "центровые" из ёбурга). специализацией почти всех опг были вымогательство, рэкет, разбой, заказные убийства и торговля оружием.
до 2005-го с опг здесь почти не боролись, благо те интегрировались и с ментами, и с госаппаратом в целом. например, первый лидер опг "химмаш", виталий шиндяпин (чёрный), смог протащить своих людей депутатами на разных уровнях; второй лидер, андрей борисов, к нулевым сумел подчинить почти всех бизнесменов саранска. пишут, что под крышей мордовских опг работали даже некоторые госучреждения, а не только предприятия.
единоросс меркушкин и другие губеры
из 5 просидевших в кресле губеров - только двое нацменов, ещё двое русских и один - помесь.
текущий глава республики - единорос артём с фамилией здунов (полагаю, в народе ходит альтернативная версия). по национальности - мордвин-эрзя, и пока что единственный эрзя среди мордовских губеров.
перед здуновым 10 лет республику уродовал единорос чибиркин - этот уже русский.
русским также был первый глава мордовии, василий гуслянников. тот возглавлял общественно-политическое движение, одной из целей которого было сокращение в правительстве доли чиновников из мордвы - они тогда составляли большинство.
после бесславного ухода гуслянникова (всего 1,5 года на посту) его сменил легендарный теперь уже николай меркушкин (по национальности мордвин-мокша), просидевший на посту более 5 сроков (почти 20 лет) вместо 4-х положенных по конституции. в пору хоть переименовывать саранск в меркушкинск, так как большая часть срани была реализована при нём и его последователях (скорее всего, мэры на облик саранска не сильно влияли).
меркушкин, будучи типичным единоросом, публично заявлял о существовании "плана даллеса" (меркушкин приплёл к этому плану навального), а во всех бедах республики обвинял цру, сороса, обаму, и для разнообразия - собственный народ.
в 2012-м персонажа пересадят на пост главы самарской области, и было бы забавно, если бы после самарской области его пересадили бы потом в саратовскую.
после меркушкина пост главы мордовии занял единорос из меркушкинского клана - владимир волков, помесь русского и мокши.
немного истории
столица мордовии основана в середине 17 века при царе михаиле федоровиче как крепость саранский острожек (деревянный острог в составе большой засечной черты). через 10 лет уже при царе алексее михайловиче саранск стал считаться за город. более того, он стал центром саранского уезда в составе пензенской губернии. официально статус города саранск получил только при екатерине великой, почти через полторы сотни лет после основания крепости-острожка.
название города произошло от названия реки сарлей (сейчас - саранка). сара на языке народа эрзя означает заболоченная пойма.
в 30-х годах руководство мордовской асср пыталось переименовать саранск в чапайгорск в честь василия чапаева, которого совки записали в мордву (вообще принято считать, что тот, как минимум, был наполовину чувашем, но уж никак не мордвой).
территория эрзян и мокшей в качестве отдельного субъекта возникла в 1928 - тогда совки образовали мордовский округ в составе средневолжской области (потом - края). тогда как большинство национальных территорий в ссср были образованы уже в начале 20-х. округ просуществовал примерно 2 года (средневолжская область/край - 8 лет). большую же часть времени регион существовал в виде мордовской асср (1934-1993) в составе куйбышевской области.
от эрзян-активистов можно услышать о существовании до 1928 года эрзяно–мокшанского округа, но я свидетельств тому нигде не нашел.
территория современной мордовия по площади (26 128 кв.км.) сопоставима с руандой, сицилией, итальянским пьемонтом, северной македонией, крымским полуостровом, тульской и белгородской областью, а также донецкой, луганской, винницкой, запорожской областями украины (по отдельности). небольшая, но 7 городов в наличии. среди прочих республик поволжья по площади занимает третье место с конца.
за годы советской власти в саранске было уничтожено 8 храмов. второе место среди поволжских республик по количеству утраченного храмового наследия. а первое место в этом рейтинге у казани - там уничтоженных храмов, как минимум, в 3 раза больше.
мордва
мордва - это собирательное название нескольких финно-угорских народов поволжья (поволжских, или восточных, финнов, к которым также относятся марийцы), по большей части представленных народом мокша и народом эрзя. всего в мире их около 850 тысяч. поголовное большинство проживает на территории россии, и только лишь треть - в мордовии, в которой они составляют меньше половины населения - примерно 30% (65% - русские). в саранске цифры примерно такие же.
по результатам переписи 2010-го эрзянами в рф себя считают 57 тыс, а мокшанами - чуть более 4 тыс чел. по мнению некоторых эрзянских лидеров, сегодня в рф всего около 4 тыс эрзян (а не 57 тыс), а мокшан - в 2-3 раза меньше; в мордовии - их примерно поровну.
idelreal.org: дело в том, что при переписи населения в 2010-м, власть грубо вмешивалась в процесс национальной идентификации - эрзян заставляли записываться "мордвой", в то время, как мокшане делали это, как правило, добровольно.
этимология названий мордва, эрзя и мокша сводится к тому, что все они означают человек/мужчина. хотя происхождение этих названий достоверно неизвестно.
совки старательно пытались переплавить автохтонное население мордовской асср в единый народ мордва, даже придумав для них локальный "эсперанто" - мордовский язык, который среди коренных так и не получил распространения. вместе с этим при совке здесь выпускались сразу два варинта газеты "правда" – "мокшень правда" и "эрзянь правда" (во всех остальных республиках "правда" была всегда одна).
в принципе, сейчас пусть и без натиска, государство придерживается той же политики в отношении коренных, что и совки, отказывая эрзянам и мокшанам в праве на полноценную государственность даже в составе рф. запреты коснулись в том числе на преподавание в школах эрзянского и мокшанского (они, кстати, различаются больше, чем украинский язык от русского, и если когда-то и были единым языком, то они начали расходиться 1500 лет назад - в то же время, когда разделились французский и итальянский). из разрешенного только то, что можно представить в виде национального бренда - какая-нибудь национальная стряпня, песни-пляски в сёлах и т.д.
взамен своей идентичности коренные в качестве объединенной мордвы получили статус самого многочисленного финно-угорского народа россии.
как показывают результаты опросов, уже половина эрзян и мокшан своими родными языками не владеют. а без традиционных костюмов, определить кто там эрзя, а кто мокша - вряд ли получится.
считается, что мокшане ближе к булгарам и татарам, в том числе внешне, а эрзяне - к славянам. мне лично с трудом верится, что все они давно не перемешались между собой, а заодно с русскими и татарами, превратившись в условную мордву или условных россиян.
эрзя
оплотом национализма в республике является эрзянское национальное движение, которое пытается возродить эрзянские языки, выпускает собственную газету, а ещё регулярно проводит родовое моление эрзянского народа - т.н. раскень озкс. также активисты требуют предать забвению искусственные названия мордва и мордовия, а республику переименовать в мастораву - в честь богини эрзянско-мокшанской земли, с национальными областями эрзяния и мокшания.
ещё эрзянская интеллигенция пытается возродить языческую религию предков - инешкипазию (по имени главного бога-творца инешкипаза). при этом среди мордвинских верунов почти все являются православными. надеюсь, когда последних бумеров закопают (а с этими идеями носятся именно бумеры), молодые эрзяне от этой архаичной поеботины откажутся, равно как и от православия.
занятно, что у эрзян-активистов среди требований к власти значится пункт о "нормальном архитектурном виде саранска". правда, не ясно, что под этим имеется в виду, и есть ли уже какая-то среди эрзян архитектурная школа.
конечно, всем этим фантазиям в современном мире сбыться не суждено. во-первых, лидеры нацдвижения - это почти что одни идеалисты-романтики (поэты, писатели, издатели). во-вторых, в том возрасте, в котором находятся эти романтики, думать нужно только о том, на каком кладбище тебя завтра закопают. в-третьих, у них на сайтах используют шрифт comic sans и отступы с красной строки.
зато многие активисты уже успели поменять свои русские имена и фамилии на эрзянские:
- главред газеты "эрзянь мастор" евгений четвергов взял имя нуянь видяз,
- один из лидеров нацдвижения "масторава" григорий мусалев - теперь пиргуж кшуманцянь,
- поэт борис ерюшов - вежай эрюш, писатель александр шаронов - сандра шарононь,
- автор первого как бы художественного как бы фильма на эрзянском языке ("азор", 2018) виктор чичайкин - бакич видяй,
- активист николай аношкин - тумай аношонь,
- один из лидеров движения "свободный идель-урал" александр болькин - сыресь боляень.
как можно заметить, почти все новые фамилии - это изменённые на эрзянский лад прежние русские (аношкин - аношонь, болькин - болеянь). из самых очевидных таких переименований - андрей петров, который теперь андрю петрянь (автор эрзянской википедии).
а когда-то давно, когда у народа только начали появляться фамилии, то основой для фамилии было имя деда, к которому добавлялся суффикс -нь, и получался какой-нибудь радаень. отчеств не было. а фамилия в каждом поколении менялась.
некоторые имена взяты из дохристианских мордовских списков личных имён, например, вежай, пиргуж, тумай. часть эрзянских имён - адаптация имени, присвоенного при рождении, например эрзянский александр - это сандра.
а такие имена как нуань видяз - это по сути псевдонимы, первая и вторая части которых являются дохристианскими мордовскими антропонимами (личными именами).
сколько всего эрзян поменяли свои имена и фамилии - неизвестно. скорее всего, меньше процента. и вполне вероятно, что в паспортах эрзян имена и фамилии те же, что и прежде. отмечу также, что в инете обнаруживаются только мужские имена.
флаги
само собой, самое важное, что есть у каждого из этих народов - это нацфлаги. приобретение недавнее. в битве за лучший победу одержал бы мокшанский с "руной" - он очевидно более симпатичный, и не тупо триколор, как у эрзя (есть у них ещё вариант с птичкой на фоне триколора, но там - жесть). в центре мокшанского флага на самом деле не руна, а вариант солярного знака, который символизирует, освобождение. знак мокшане выковыряли из узоров своих традиционных костюмов.
до 2011-го у саранска был стрёмный флаг с полосками, зато сейчас у него один из лучших городских флагов в россии. флаг был бы ещё лучше, если бы оставили фон бледно-серым, как на гербе.
флаг же мордовии довольно-таки уныл и, пожалуй, даже уродлив. почти копия флага упразднённого коми-пермяцкого округа. одинокая мордовская розетка (ещё один солярный знак, или знак солнца; почти такая же солярная розетка присутствует в центре флага удмуртии) на белом фоне без дополнительных цветных полосок смотрелась бы гораздо лучше.