таиланд: чиангмай



. полтора дня и пять ночей в рамках



обзор поста (примерно
- дорожно-жилищное - поезд в чиангмай, гестхауз;
- о городе - культурная столица, олдтаун, столики для игры в макрук;
- храм большой ступы;
- немного истории.
снимал на olympus e-500.
поезд в чиангмай



находится чиангмай в
жд-ветку сюда проложили в



не меньше половины плацкартников - фаранги. в отличие от наших вагонов, здесь гораздо теснее (кажется, что и высота вагонов чуть ниже). габаритный багаж запихнуть некуда. у меня был большой чемодан на колёсиках, которые всякий раз стремился уехать по коридору. в итоге немолодой фаранг-канадец взялся помочь - зафиксировал мою поклажу с помощью верёвок (наши плацкарты меня к такому не готовили, а канадец - аж с верёвками).
другое отличие: постель заправляют и убирают сотрудники поезда - приходят к отбою, сгоняют тебя с места и за пару минут стелют лежанку. подачек (чаевых) при этом не просят.



все три ночи провёл в "naruncha guest house". отдал 800 бат/руб
город



как по мне, чиангмай - типичная "культурная" столица. у меня уже третья такая после питера и кракова. впечатления на меня чиангмай никакого не произвёл - за почти что месяц путешествия по таю храмов я насмотрелся порядочно, и хотя здесь есть уникальные экземпляры, прогулки от храма к храму (других тут быть и не может) навевали исключительно скуку.



город может поразить разве что однообразностью пейзажей. в дополнение к этому - стаи беспризорных шавок, в том числе на территориях храмов - здешние пристают и облаивают (в бангкоке и на пхукете такого не было).



зато в чиангмае есть какое-то подобие тротуаров.



ночью и утром тут довольно-таки прохладно (здесь уже тайское нагорье).



повсюду встречаются уличные бетонные столики с расчерченной шахматной доской. шахматы у тайцев - это макрук. набор фигур - тот же, но расстановка фигур и ходы и отличаются. прототипом же как макрука, так и привычного нам варианта шахмат (а всего вариаций шахмат - не менее тысячи) - древнеиндийский вариант шахмат чатуранга.



олдтаун находится внутри квадрата, очерченного по периметру рвом и руинами крепостной стены 13 века (местами недавно восстановленной).



внутри квадрата - 37 храмов, включая те, что представлены руинами. всего же в городе храмов не меньше сотни (а то и триста - везде пишут по-разному); я в основном шатался по центру, и увидел из них не так уж много.



кстати, большую половину храмов чиангмая монахи сдают в аренду разным коммерческим конторам, а в одном из таких даже установили бензозаправку.






храм большой ступы



wat chedi luang, или храм большой ступы. возводить махину приступили во второй половине 14 века, закончили к середине



именно в этой ступе хранилась самая-самая реликвия буддистов - статуэтка изумрудного будды, которую тайцы вроде как спиздили у кхмеров. сейчас статуэтка хранится в столичном храме при королевском дворце (грэнд пэлас). здесь же с 1995 года хранят его копию - будду из нефрита.



первоначальная высота ступы достигала



если руины в аюттайе - последствия бирманского вторжения, то в чиангмае, помимо бирманцев, разрушения принесли землетрясения (в середине 15 века), а также длительные периоды запустения (как и многие древние юва-города, тайские периодически зарастали джунглями).
немного истории



чиангмай - бывшая столица одного из первых крупных тайских королевств - ланна / условная автономия в составе бирмы вассальное образование под контролем бирмы - до



название ланна переводят как королевство миллиона рисовых полей. с 20 века в ходу также неофициальное название ланнатай (аначак лан-на тай) - это уже этнополитический термин, переводится он как тайская ланна (звучит примерно так же, как русский кавказ или русская бурятия). название же чиангмай переводится как новый город.



первой же столицей королевства был не чиангмай, а чианграй (сам я был только в его окрестностях); название последнего означает город манг рая, манграй же - это имя короля-основатель ланнатая.
всего столиц у ланна было как минимум четыре. всякий раз их приходилось переносить из-за частых наводнений. после чианграя столицей назначили город вианг-кум-кам, через десять лет его затопило. наконец, в конце



королевство ланна начало оформляться ближе в середине
как полноценное королевство ланна состоялось в конце



до прихода тайцев территория центрального и северного таиланда на протяжении как минимум пяти-шести веков была занята королевствами монов (в частности, конфедерацией дваравати и королевством харипунджая). в дальнейшем монов постепенно вытесняли ассимилировали прочие крупные южно-азиатские народы - кхмеры, малайцы, бирманцы, тайцы. при этом буддийскую религию, административные практики и культурное наследие монов (в частности, письменность) вобрали себя как бирманцы, так и тайцы.



с середины 16 века до второй половины
стоит также отметить, что бирманцы периодически занимались насильственным переселением ремесленников и монахов. однако то было обычной - как для региона, так и для того времени - практикой в рамках общепринятых "правил войны", и на фоне других государств особой жестокостью бирманцы не отличались (хотя с



на историю королевства ланна также повлияла культурная близость с сукхотаем - другим северным тайским королевством - колыбелью тайской культуры, а также первым тайским королевством, где приняли буддизм тхеравады. сукхотай, кстати, оформился примерно в то же время, что и ланна - в середине
на идеологическом фронте противостояние между северными тайцами заключалось в стремлении продвинуть собственные интерпретации буддизма - так, сукхотай делал ставку на цейлонские традиции (сукхотайские правители ориентировались на строгие каноны тхеравады, а также поддерживали прямые связи с цейлоном, и даже приглашали оттуда монахов для укрепления религиозных институтов), тогда как ланна ориентировалась на монские и позже – бирманские буддийские школы (ланнские правители, в частности, переняли монастырскую систему монов, а вместо каноничных цейлонских ступ стали возводить храмы в стиле бирманской пагодовой архитектуры).
за оба королевства боролись и аюттайа (крупнейшее на тот момент тайское королевство; основано в конце



после триумфального бирманского разгрома аюттайи (многолетние бодания между бирмой и сиамом тянулись с середины
около сотни лет ланнатайские земли находились в статусе почти что автономии, как и при бирманцах до этого. фактически королевство сиам выступало сюзереном, а наследник ланна, то есть королевство чиангмай, - его вассалом. ну или так: чиангмай стал вассальным княжеством в составе сиама, сохранив при этом династическую преемственность под контролем правящей в сиаме династии чакри.



благодаря такой автономии, на севере современного тая сохранилась своя специфическая культура, в том числе язык (диалект), письменность и архитектурные традиции.