русский север, республика коми: пгт троицко-печорск
первая половина сентября 2020-го. два дня в рамках 28-дневного трипа по республике коми, северному уралу и верхнему поволжью (кировская область - коми - 9-дневный поход от маньпупунёра до перевала дятлова - марий эл и чувашия). 4-й и 5-й дни трипа.
троицко-печорск - 3-й по счёту посещённый пункт в коми (всего их к концу трипа будет 17 - вместе с деревушками). перевалочный пункт для тех, кто отправляется на маньпупунёр - вертолёт вылетает именно отсюда.
обзор поста (примерно 1200 слов / 3 страницы текста):
- дорожное - как и на чём добрался;
- гостиница "печора";
- немного истории;
- про посёлок в деталях - дом-червяк, деревянные дома с рунами, бар "обрыгаловка" и прочее;
- симпатичная деревянная церквуха;
- испарившийся дом культуры;
- самый всратый в россии памятник ленину.
снимал на xiaomi redmi note 7.
дорожное
до троицка добирался из ухты (по сути - из сыкта с транзитом в ухте) - ехал на пазике, который 4 часа (200 км) пробирался сквозь тайгу по ухабистой дороге. 300 руб / 4 долл. в город со мной сошёл только один пенсионер, остальные (пазик был полон на 90%) сходили по 1-3 человека в разных деревнях по дороге.
сошёл я не там, где нужно - как-то не ожидал, что в таком городе (пгт) будет столько остановок, поэтому вышел на конечной. с окраины троицка (территориально обособленный квартал "южный" на севере посёлка) до моей гостишки идти нужно было минут 40. прошёл перелеском в сторону трассы (через лес проложен деревянный тротуар, как в архангельске) - спросил у местных дорогу. один тут же посадил меня в машину (говорит, сам из органов) и довёз до самой гостиницы.
обратно из троицка в ухту ехал на такси (организатор похода неожиданно предложил трансфер) - добрались примерно за пару часов.
есть тут и жд-вокзал, только находится тот в 10 километрах от города, а до сосногорска (до ухты только с пересадкой) ехать придётся 5 часов + дорога до вокзала.
при совке отсюда в сторону печоры (который город) ходили скороходные пассажирские суда. сейчас сплавляться приходится на моторных лодках. на такой добрался до заброшенной деревни шерляга.
плюс вертодром - отсюда летают на маньпупунёр и перевал дятлова, а также в ухту и посёлок приуральский.
гостиница "печора"
ночевал в гостинице "печора". гостишка - норм. располагается в некрасивом 3-этажном кирпичном здании, построенным в середине 90-х (кстати, гостиниц в троицке аж две штуки). 1400 руб (18,5 долл) за бюджетный номер - его мне забронили организаторы похода (видимо, чтобы я разорился).
оказывается, в гостишке есть ещё общие номера с тремя койками, где ночь обойдётся всего в 500 руб (6,6 долл), то есть по цене хостела. поселился в таком в последнюю ночь - уже после прилёта с перевала дятлова. номер предполагает подселение, но обошлось.
немного истории
первые русские поселения на берегах печоры - крупнейшей реки русского севера - начали появляться примерно с 16 века. до прихода русских в этих краях находились угодья народа манси (тогда они были известны как вогулы), но вскоре последних потеснили - заселять освободившиеся земли, помимо русских, стали в том числе коми-зыряне.
поселение, которое станет троицком-печорским, будет основано ближе к концу 17 века - сначала это будет починок кузьминский из 5 домов (изб), чуть позже тот станет погостом кузьминским, а в начале 18-го - погостом печора.
в середине 19-го поселение переименуют в троицкий погост - в честь троицкой церкви (каменная церковь стояла на том месте, где ещё совсем недавно находился деревянный дом культуры).
в 19 веке троицк стал центром лесозаготовок, к 30-м годам 20-го - очередным спецпоселением для репрессированных, в 75-м становится рабочим посёлком. сейчас - в статусе пгт, хотя вполне тянет на город (даже флаг есть), тогда как мёртвая деревня шерляга по другую сторону печоры до сих пор считается посёлком.
на языке коми-зырян посёлок называется мылдин или мал-динь, то есть устье реки мыл (мыл - один из притоков печоры). в свою очередь, название реки мыл пришло из языка хантов, и означает - глубокая.
про посёлок в целом
фасады барачного жилья, как в некоторых районах сыкта, украшают руны. живут ли там коми - хз.
найти инфу о том, какой в троицке процент представителей коми, не удалось, но по всему району - вроде 26-30%.
апдейт: коми здесь - 18,34%, или чуть больше тысячи голов (по данным переписи в 2020-м), плюс 16 представителей коми-пермяков (0,26%). русских же - 74%.
рядом с гостишкой находилось питейное заведение с чудным названием "обрыгаловка" (по крайней мере, так обозначено на карте) - туристы, которые ожидают отправки на маньпупунёр, синячат именно там.
...
самым удивительным было обнаружить в такой глуши пункт выдачи wildberries.
даже есть неплохой краеведческий. всего пара помещений, но хоть что-то.
упущением было - не посмотреть квартал "южный" (когда приехал сюда на пазике, на мне был тяжеленный походный рюкзак - и с таким было не до прогулок, а возвращаться туда после - поленился) - там находится один из самых длинных жилых домов в россии - 650 метров и 52 подъезда (причём не дом-корабль, а скорее дом-червяк).
...
церквуха
симпатичная деревянная церквуха-новодел - единственная на весь троицк.
стоит прям напротив памятника ленину. мне даже повезло попасть внутрь.
само собой, храм посвящён иконе троицы живоначальной (троица - это типа триединый бог, а живоначальная значит, что от бога берёт начало жизнь).
проектировщиком выступил известный в сыкте архитектор - павел резников (уроженец троицка-печорска); товарищ отметился в том числе как соавтор краснокирпичного храма христиан-баптистов, который я видел в сыкте днём ранее.
храм построен в 98-м взамен снесённого в середине 30-х то ли кирпичного, то ли белокаменного; прежний был возведён во второй половине 19-го в стиле позднего классицизма. в начале 30-х старое здание храма успело послужить в качестве перевалочного пункта для репрессированных - раскулаченных крестьян из воронежской и сталинградской областей, а также центральных районов ссср. изображений старого храма почти не сохранилось.
некоторые предполагают, что когда-то очень давно, ещё до основания погоста, на месте слияния мылвы и печоры стоял троицкий монастырь (печорская пустынь); тот был основан одним из преемников стефана пермского (это который решил перекрестить всех коми). правда, никаких записей в документах о монастыре найдено до сих пор так и не было.
дк
на месте ликвидированной в 30-х годах церкви совки возводят деревянный дом культуры (вроде как в стиле модерн). но мне его застать уже не удалось - совсем недавно дк не стало. фото выше - из жж varandej / илья буяновский (одно из двух фото старого дк, которое можно найти в инете). как именно его не стало - кто бы знал. через гугл в последнее время нужная информация (если это не связано с поиском товаров и услуг) либо не ищется, либо ищется с большим трудом (и даже на pastvu.com представлено ровно одно архивное фото троицка), а если читать региональные паблики и сми, то может показаться, что старый дк просто испарился; вместо прежнего губер коми (который единоросс хуйба) открывает новый - в здании бывшей школы в том самом южном районе, где дом-червяк (а на сайте минкульта написано, что "дом культуры в посёлке троицко-печорск был модернизирован"). деревянный же находился где-то у поселковой администрации в старой части троицка рядом с берегом печоры.
ленин
троицк может похвастаться одним из самых всратых памятников ленину, которые можно встретить на просторах россии. установлен напротив церкви (есть ещё памятник ильчиу-юноше - тот стоит во дворе школы).
оригинал ильича был установлен в начале 70-х, но вскоре был демонтирован, так как какие-то антисоветские элементы решили скрутить памятнику голову.
в 80-е памятник вернули на место, а голову слепили, как сумели (кажется, что и остальные части - тоже). короче, памятник получился настолько народным, что дальше некуда.