russian far east, kuril islands, kunashir: rock "parus", pervukhin bay, lagunnoye lake dist

Кунаширские красоты близ Лагунного озера

россия, дальний восток, курилы, о-в кунашир: кекур парус, бухта первухина, озеро лагунное

начало июня 2021-го. вылазка из южно-курильска в рамках 60-дневного трипа по сахалину и курилам. 28-й день трипа и 4-й день на кунашире.

в самой низменной части острова со стороны кунаширского пролива образовалась целая кучка природных красот: парус - скала-кекур в бухте первухина, озеро лагунное, отделённое от бухты тонким перешейком, и безымянная сопка (на викимапии обозначенная как гора отдельная) с отличной панорамной обзоркой; с берега бухты к тому же открываются лучшие виды на хоккайдо.

обзор поста:
-путь к скале;
-кекур парус;
-никисиро часи - крепостные сооружения айнов;
-бухта первухина;
-кунаширский автобус.

снимал на xiaomi redmi note 7.

путь к скале

добрался сюда с двумя попутчиками из архангельска, которые жили, как и я, в японском доме дружбы, и которые прибыли на кунашир тем же бортом. поездка на такси из посёлка горячий пляж (где у нас были водные процедуры) обошлась, кажется, рублей в 300 (4 долл).

путь к скале парус преграждает погранзастава. оттуда выйдет зелёный человечек и проверит курильский пропуск (за четыре дня, проведённых на кунашире, пропуск у меня проверили впервые, а в следующий раз проверят только на шикотане при выходе с трапа). заодно предупредит о медведях (за всю поездку мохнатые жопки не встретились мне ни здесь, ни на итурупе, ни даже на сахалине).

кекур парус

скала стала парусом в конце 40-х, при японцах же называлась тенгу-ива.

названа так в честь хтонического существа тенгу - свирепой краснолицей антропоморфной срани с фаллическим носом. с японского тенгу переводится как небесная собака, при этом в облике тенгу нет ничего собачьего, а из небесного разве что крылья, которые у него опциональны. поздние версии тенгу выступают в качестве защитников святилищ (почему-то в первую очередь горных), а святилища тут раньше были.

никисиро часи

озеро лагунное (то, которое от моря отделяет узкая полоска земли) при японцах называлось никишоро/никисиро, что переводится как крепость ники, или никисиро часи.

никисиро часи - это альтернативное название айнской крепости футаки (у нас она известна как футаки, а в японии - как ники), которая когда-то находилась в районе лагунного озера, и следы которой в 30-х обнаружил один японский археолог.

часи/чаши/тясикоцу (chashi) - название, которое исследователи используют для обозначения одного из видов айнских укреплений, сооружённых на вершинах холмов и окружённых рвом и частоколом (часи с айнского предположительно как частокол и переводится) - можно сказать, аналог острогов. на хоккайдо таких часи было обнаружено более пяти сотен, большинство которых датируются 16-18 веками. вероятно, помимо оборонительной функции, часи также выполняли роль святилищ.

бухта первухина

бухта первухина была названа в честь советского физико-географа михаила первухина, который среди прочего занимался изучением озёр (лимнологией), а так как за перешейком находится здоровенное озеро - возможно, имядатели решили сделать такую вот смысловую привязку.

вообще, по какому принципу совки раздавали здесь названия, можно только догадываться. занятно, что южнее, где бухты более выражены, например, в районе мыса столбчатого, ни одна на протяжении 20 км до сих пор не имеет названия. я даже посчитал: на кунашире названия дали лишь восьми бухтам, причём все или почти все поименованные бухты расположены вблизи воинских частей.

японский берег

тут оказалось, что я довольно-таки неплохо смотрюсь на фоне японии.

берег хоккайдо был виден ещё более отчётливее, чем с той части кунашира, где мыс столбчатый. отсюда до хоккайдо примерно 35 км (зимой, говорят, до того берега можно добраться по льду). кстати, время за кунаширским проливом ушло сразу на 2 часа вперёд.

кунаширский автобус

обратно добирались от посёлка (военгородка) лагунное, из которого вечером отходит кунаширский автобус. сам автобус на этот раз был представлен новенькой свежепокрашенной вахтовкой на базе урала. само собой, на нём нигде не написано, что это автобус - ни номера маршрута, ни направления. какое-то время мы думали, что водитель, пригласивший нас внутрь, насчёт автобуса шутит, но потом достаёт платёжный терминал и предлагает оплатить проезд картой (40 руб / 0,55 долл).