russian far east, sakhalin: devil's bridge, witch bridge / takaradai spiral line

Чёртов мост - подарок, доставшийся от японцев

россия, дальний восток, сахалин: чёртов и ведьмин мосты (жд-петля "такарадай")

начало июля 2021-го. вылазка из южно-сахалинска. 50-й день 2-месячного трипа по сахалину и курилам.

отправился в компании двух сахалинок, одна из которых в свой отпуск решила покружить по окрестностям южного, и чтобы не было скучно, собирала желающих вместе (уже наша третья совместная поездка из четырёх). в этот раз к нам ещё присоединилась компания молодых хабаровчан с 6-летней корги.

обзор поста:
- японская узколейка и жд-петля "такарадай";
- чёртов мост, ведьмин мост, тоннели;
- российская колея;
- путь от николайчука до чёртова моста;
- забавный случай с корги.

снимал на xiaomi redmi note 7.

takaradai spiral line

в 7 км от холмска находится главная достопримечательность района (и одна из топовых на сахалине) - руины японской жд-дороги с почти километровыми тоннелями и двумя 150-метровыми жд-мостами, названных в народе чёртовым и ведьминым (типичные названия для стрёмных переправ через всякие пропасти).

у японцев официальных названий для этих мостов вроде не было. сам же комплекс сооружений на жд-участке с петлёй назывался такарадай (takaradai spiral line). открыт участок был в 28-м. этот жд-отрезок принято считать самым сложным на сахалине, а инженерные решения (в том числе тоннели), использованные при строительстве, уникальными.

раньше эти мосты были частью узколейной железной дороги - линии тойома (hōshin line / hoshinsen), соединявшей южный и холмск (тогда ещё - тойохара и маока).

в 90-е дороге приказали умереть, так как для нашей смехдержавы она оказалась убыточной. правда, 8 км из 89-и всё-таки оставили - это "дачный" участок дороги от холмска до николайчука.

среди основных причин, по которой чудо-дорогу решили забросить, патриоты называют слишком низкие тоннели - под наши поезда такие не подходят. правда, совкам достались в том числе и японские поезда (собственно, именно они и эксплуатировались на сахалинских дорогах большую часть времени), и в чём проблема провести их модернизацию или построить модели, аналогичные японским, не совсем понятно. более того, совки закупали у японцев новые поезда вплоть до 90-х.

вероятно, всё упёрлось в нежелание и неспособность развивать регион на фоне отсутствия финансирования (впрочем, деньги недавно нашлись и на перекладку узкой колеи на стандартную, и на полную замену жд-составов на современные российские). примерно такая же история с жд-веткой из ногликов до охи (она вела на самый север острова), и это притом что та дорога была прямой, без тоннелей и прочих инженерных сложностей (в конце концов, ветку разобрали на металлолом).

чёртов мост, ведьмин мост, тоннели

пройдя вдоль действующей жд-дороги до самого тупика, упираешься в тоннель, над которым перпендикулярно нависает чёртов мост - тоннель образует петлю, и пройдя его до конца, оказываешься на вершине сопки, откуда путь продолжается на 40-метровой высоте - уже через сам чёртов мост.

в тоннеле, кстати, петля никак не ощущается - резких поворотов и уклонов там нет (максимальный уклон в тоннеле - 22%).

примерно в 2-х км от чёртова моста находится почти такой же, но менее популярный у туристов ведьмин мост. в отличие от чёртова, сразу после моста жд-пути скрываются в очередном тоннеле.

если по чёртову мосту можно пройти относительно просто - на нём даже сохранились рельсы, то по ведьминому идти дискомфортно, так как шпал не осталось - сгорели (говорят, постарались металлоломщики - те срезали шпалы с помощью автогена), а на пути - сплошь провалы и раскуроченное железо. высота над пропастью - примерно 50 м. из нас никто не пытался дойти даже до середины.

впрочем, некоторые проходят, а новостей о том, что кто-то сорвался вниз (что с ведьминого моста, что с чёртова), я в инете не обнаружил.

прокладкой путей и тоннелей занимались корейцы - их японцы использовали так же, как советы использовали заключённых гулага. у корейцев даже есть поговорка: "сколько шпал на этой железной дороге, столько и трупов под землёй".

на пути от южного до холмска тоннелей должно быть штук 15 (мы прошли через 2). длина их, кажется, в среднем - 400-500 м, но вроде встречаются и почти километровые.

так как вентиляции в этих длиннющих тоннелях предусмотрено не было, паровозные бригады (насколько я понял, паровозы тут эксплуатировали вплоть до 60-х) время от времени травились угарными газами (насчёт пассажиров - не знаю). а зимой и паровозы, и тепловозы, могло накрыть лавиной снега (и периодически накрывало) - в результате поезда нередко сходили с путей.

российская колея

узкую японскую колею, как на этом участке, так и на всех прочих железках на сахалине, заменили на стандартную российскую буквально перед моим приездом.

ещё пару месяцев назад, до того, как здесь поменяли жд-полотно, на этом жд-отрезке можно было застать симпатичные японские ретро-поезда с серебристыми вагонами (серия д2).

в народе японские составы прозвали матриса (что это означает, ни один сахалинец, кажется, уже не знает). один из таких ретро-вагонов сейчас можно увидеть в музее ржд в южно-сахалинске.

д2 - это модели, произведённые уже в поствоенной японии (завод - fuji heavy industries) - в 1980-х. ссср закупала их у как бы вражеской страны, даже несмотря на то, что договор о перемирии подписан так и не был (не подписан он до сих пор).

теперь же вместо ползущих со скоростью 15 км/ч японских составов по остаткам жд-ветки курсирует бездушный ржд-шный "орлан" (как и предшественник, тоже дизельный) - рельсовый автобус "ра-3".

попалась на глаза забавная формулировка типичного дзен-патриота "сахалин избавился от следов японской оккупации, россия сделала то, что ссср не смог".

поменяв колею на стандартную, ветку заодно протянули ещё на 5 км - прямо до тоннеля под чёртовым мостом. раньше, чтобы добраться до моста на электричке поезде, нужно было доехать до станции "николайчук", и оттуда ещё 5 километров тащиться пешком прямо по рельсам и шпалам.

так как мы добирались на авто (по грунтовке из холмска до николайчука), а не на поезде, то именно таким путём мы и прошли.

казалось бы, продолжив ветку до чёртова моста, власти сделали приятное туристам, но поезда пустили в 7 утра и в 8 вечера и только в выходные, притом что поезда ходят из холмска, до которого из южного два часа езды на автобусе. кто в реальности пользуется этим поездом - непонятно (вроде большинство выбираются из южного, желающих же оставаться ночевать в холмске вряд ли много).

я бы на месте властей установил быт тут (или хотя бы на окраине николайчука) летний кэмпинг с жилыми домами в виде тех самых серебристых японских вагонов (хоть какая-то память), а в качестве туристического аттракциона на одной из частей оставшейся узколейки можно было бы поставить туристическую дрезину (такую, чтоб нельзя было разогнаться).

также неплохо было бы расставить возле мостов фотоловушки - про то, что тут регулярно околачиваются мишутки, пишут все, кому не лень, но фотосвидетельств тому вроде бы никаких; а галерею с фотками попавших в кадр зверушек можно было бы организовать прямо в тоннелях (там есть технические ниши, которые как будто для того и созданы).

японцы в свою очередь фантазируют о том, какой могла быть жд-сеть, будь тут вместо русских товарищи порукастее. на одной детализированной карте жд-пути за чёртовым мостов раздваиваются (быть может, такой ветка и была - не вдавался в детали).

от николайчука до чёртова моста

ну, и пара слов про деревню николайчук, от которой мы стартанули. дачная деревушка, которая растянулась вдоль жд, была названа в честь сержанта бориса николайчука. жизнь сержанта оборвалась во время советского вторжения в 46-м как раз где-то в этих местах. при японцах деревушка называлась икенохата (ikenohata). как я понял, сюда жители приезжают только на лето.

надо отметить, что топать 5 км по шпалам (от николайчука до моста) весьма утомительно - со шпал не сойти, видами не насладиться.

назвать это место живописным мне лично сложно, но на такой характеристике настаивают тургиды - сюда они готовы возить за 5000 руб с носа. вокруг - просто зелень, парочка убитых деревушек и невзрачные сопки, каких - по всему сахалину. помимо мостов и тоннелей, интерес здесь могут представлять разве что гигантские лопухи (японский белокопытник), но к этому времени я на них уже насмотрелся.

корги

из забавного: корги, которую с собой взяли наши попутчики, неожиданно для всех провалилась в люк канализации, когда мы шли внутри тоннеля, и убежала в коллектор. пропажу заметили не сразу. сначала думали, что отстала. забавно, что в одном из люков лежало что-то шерстяное и точно такой же расцветки, как и корги. но с этой всё в порядке - покричали в один из люков, и та вскоре выбежала.