russian far east, sakhalin island: kholmsk

Прогулка по сахалинскому Холмску

россия, дальний восток, остров сахалин: холмск

середина июля 2021-го. вылазка из южно-сахалинска в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам. заключительный 60-й день трипа.

холмск - 114-й по счёту посещённый город россии (из примерно 1200 российских городов), 8-й посещённый город сахалина и 17-й - дальнего востока.

обзор поста (примерно 900 слов или 2 страницы текста):
- дорожное;
- судьба железки до южного;
- современный холмск;
- немного истории.

снимал на xiaomi redmi note 4.

дорожное

из южно-сахалинска добирался на маршрутке - ценник у них ниже, чем на автобусе - 300 руб (4 долл) вместо 400, едет она быстрее, и отправляется по расписанию, даже если не заполнена. путь из южно-сахалинска занимает почти 1,5 часа (90 км).

в холмске проездом бывал и раньше: в мае, когда выбрался к маяку слепиковского, и в начале июля, когда была вылазка на чёртов мост. полноценная же вылазка в один из главных городов сахалина состоялась лишь в последний день трипа; в этот раз ещё успел выбраться в село яблочное (12 км от холмска).

холмск, как и корсаков, является крупнейшим портом сахалина. отчалить на материк можно только отсюда - их холмска паром отправляется в хабаровский край (переправа работает с 73-го года), к его прибрежным ебеням - в портовый посёлок ванино, рядом с которым - город советская гавань и посёлок заветы ильича (я хотел бы их посетить уже ради названий). от ванино до хабаровска на поезде - ещё сутки. под конец своего 2-месячного трипа я уже почти что собрался проделать этот путь, но на сайте транспортной компании продажа билетов на паром была уже как месяц приостановлена, а специально ехать в холмск для покупки билета мне не хотелось (покупать их лучше заранее).

ещё подумывал продолжить путь на камчатку - в новостных пабликах сахалина то и дело писали, что со дня на день должны были появиться субсидированные билеты с южного на петропавловск всего за 6000 руб (81 долл), но они так и не появились. вдобавок от туристов на камчатке внезапно стали требовать результаты пцр-тестов.

раздумья по поводу дальнейшего продолжения трипа закончились, когда мне попался обратный билет в москву всего за 10 000 руб (135 долл) от нового чартера ifly (не хуже аэрофлота - прямой рейс, кормят, багаж до 20 кг).

судьба железки до южного

в 28-м году у японцев получилось соединить железной дорогой холмск и южно-сахалинск (тогда ещё маока и тойохара) - всего за 7 лет японцами (силами корейцев) была построена узкоколейка с 15-ю тоннелями и 35-ю мостами, среди которых 150-метровые чёртов и ведьмин - оба считаются инженерным чудом, но в нашей стране и тот, и другой превратились в очередные руины.

в 90-е смехдержава признала железную дорогу до холмска убыточной. оставили только 8 км из 89-и - дачный участок дороги "холмск - николайчук". до недавнего времени по этому участку ходили симпатичные японские составы с серебристыми вагонами, но буквально за пару месяцев до моего визита на сахалин узколейке и японским вагончикам приказали умереть - узколейку сменили на стандартную колею, а тёплые ламповые ретро-поезда заменили на бездушные "орланы" (местные аналоги "ласточек", но только дизельные). и всё это на фоне бесконечных заявлений властей о планах сделать сахалин второй камчаткой для туристов.

власти снесли даже японское здание жд-вокзала, которое каким-то чудом смогло дожить аж до начала 90-х.

современная жд-станция холмска находится под открытым небом, а подход к ней огорожен шикарными зарослями борщевика. кстати, многие местные про чудо-растение и знать не знают (про сахалинскую ипритку, как выяснилось, тоже не все в курсе). более того, я видел сорванные "брёвна" борщевика, которые валялись на детской площадке. хотя есть вероятность, что это совсем не тот борщевик, которого мы привыкли опасаться в средней полосе, а его разновидность - медвежий дудник (медвежья дудка), который никакой опасности вроде как не представляет (выглядят они почти одинаково).

современный холмск

из всех сахалинских городов холмск можно считать самым изуродованным. даже въездная стела (та, что с триколором) у него же самая вырвиглазная из всех.

советская архитектура рассыпается на глазах. многие жилые дома стоят на обрыве, поэтому после проливных дождей зачастую возникает реальная угроза того, что дома сползут вместе с грунтом.

чтобы разруха меньше бросалась в глаза, власти кое-как скрывают здания в слоях вентфасадов.

единственным выходом из положения считаю поддержание (и даже усиление) брутального облика города, очевидным образом выраженным, к примеру, в объектах на приморской набережной (дом-лесенка, руины маяка и собственно сама набережная), а также советском стадионе и руинах японского бумкомбината - всю эту неземную красоту очень хотелось бы законсервировать. а поезда-орланы в идеале бы заменить на японские ретро-вагоны (или хотя бы на их реплику).

немного истории

до конца 19 века на месте холмска стояла айнская деревушка маука. потом пришли русские и основали здесь военный пост, названный так же, как и деревня. айнское название сохранится даже, когда поселение отойдёт к японцам, правда, немного в изменённом виде - следующие 40 лет поселение будет называться не маука, а маока. на айнском маука означает то ли холмы, поросшие шиповником, то ли поселение на холмах.

в 45-м сюда нагрянут советы - возвращать ранее утраченные земли. сам город в ходе наступления советских войск будет объят пожаром, после которого останутся лишь немногочисленные бетонные постройки, в частности бумкомбинат и т.н. хоандэны (специальные японские павильоны возле школ, предназначенные для хранения патриотического хлама типа портретов императора; такие павильоны разбросаны почти по всему сахалину, всего их осталось 22 штуки).

своё советское название город получил в честь необычайной для российских городов холмистости. холмск, как по мне, название удачное - оно приятное на слух и легко запоминается, к тому же наследует тот же смысл, что был в его названии у предыдущих хозяев. кстати, прогулки по холмску, даже с учётом такого рельефа, куда менее утомительны, чем в городах причерноморья - всё потому что тут, если правильно выражаться, не холмы, а морские террасы.