россия, дальний восток, сахалин: пгт ноглики
конец мая 2021-го. один день в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам и 6-дневной вылазки на север сахалина из южно-сахалинска. 16-й день трипа.
обзор поста (примерно 1500 слов или 3,5 страницы текста):
- дорожное и жилищное;
- ноглики в целом;
- нивхи - сахалинские аборигены;
- медвежий праздник.
снимал на xiaomi redmi note 7.
дорожное и жилищное
добирался ночным поездом из южно-сахалинска, плацкарт - 1500 руб (20,4 долл), в пути - 13,5 часов. поезд тащится как улитка. зато в новых ржд-шных вагонах (на сахалине не все такие) есть даже хилый инет и душ.
из ногликов сделал вылазку на дагинские источники (термальные источники посреди таёжных болот в 30 км от ногликов). до них и обратно добирался автостопом - машины здесь стопятся довольно-таки неплохо, учитывая жидкий трафик в сторону севера. в сторону же юга трафик больше раз в 5-10 (я стоял на трассе рядом с аэропортом ногликов через 2 дня, когда, вернувшись из охи, отправился на александровск-сахалинский), и, несмотря на это, там я ловил попутку уже неприлично долго.
жильё искал через сахалинский аналог avito на местном портале sakh.com. самое бюджетное, что удалось найти - квартира в центре города с убитыми кухней и ванной (горячая вода была на кухне, но при этом её не было в ванной) за 1200 руб (16,3 долл) в сутки. также искал варианты через продавцов в продмагах, но ценник, который мне озвучивали продавцы-киргизы, был раза в 2 выше.
зато через тётку, которая сдала мне квартиру, я смог обналичить несколько тысяч, так как утром я посеял свою банковскую карту (и кто-то даже пытался ею расплатиться), причём уже вторую за три месяца. а предыдущую оставил на другом краю страны - где-то под псковом. забавно, что до этого никогда в жизни ни одной карты не терял.
ноглики в целом
ноглики - небольшой захолустный город (пгт). настолько небольшой, что к вечеру один мужик стал окликать меня - спросил, не нужен ли мне ночлег (бесплатно - в общежитии), а то, говорит, за день видел меня уже несколько раз, как мотаюсь туда-сюда. в целом, народ здесь кажется вполне приличным.
местные остерегают высовываться одному за пределы центра, так как, по их словам, тут повсюду бродят медведи. хотя мне они так ни разу за 2 месяца на глаза не попались.
в ногликах нет ни одного памятника ленину, есть два храма и одно кладбище.
ноглики были основаны как село при сталине. название ноглики - это мутация нивхского ногл-во - так называлось стойбище, которое в свою очередь назвали по одному из нивхинскому роду - ноглан.
есть также версия, что название ноглики происходит от речки ноглы-нги, которое в русском варианте трансформировалось в ноглики. ногла у нивхов означает пахучесть. река, соответственно, называлась рекой-вонючкой - надо думать, из-за нефти.
по всему городу вместо памятников голые камни на квадратных площадках. в честь чего - выяснить не удалось, так как в краеведческий было не попасть.
прихожу к краеведческому музею. на часах - 16:00. а на дверях объявление, что с 15:00 (того же дня) музей закрыт на переэкспозицию.
нивхи - сахалинские аборигены
азиатов тут сильно меньше, чем в южно-сахалинске, хотя северный сахалин - самый аборигенный. в основном среди азиатов здесь обитают нивхи - коренные из коренных. и самый многочисленный. в ногликах их около 6%. в отличие от айнов, которые раньше господствовали на южной части острова, нивхи всё ещё живы, у них тут свои национальные сёла (например, чир-унвд), остался какой-то быт и традиционные промыслы, одна из местных газет издаётся на нивхском языке, к выходу готовится кулинарная книга с рецептами национальной кухни нивхов (кое-что о туземских блюдах написал в заметке об охе).
с царских времен к нивхам прилипло название гиляки (от тунгусского слова гилэ, означающего лодка). например, чехов в "острове сахалин" именно так их и называет. но насколько это название для них оскорбительное, я так и не понял. возможности проверить не было - с нивхами я ни разу не общался. некоторые утверждают, что нивхи относятся к этому вполне терпимо, и, вероятно, это не то же самое, когда мы называем кавказцев чурбанами, скорее это как назвать эрзян и мокшей мордвой.
"остров сахалин" (а.п. чехов): гиляки никогда не умываются, так что даже этнографы затрудняются назвать настоящий цвет их лица; белья не моют, а меховая одежда их и обувь имеют такой вид, точно они содраны только что с дохлой собаки. сами гиляки издают тяжелый, терпкий запах, а близость их жилищ узнается по противному, иногда едва выносимому запаху вяленой рыбы и гниющих рыбных отбросов.
члены женского пола одинаково бесправны, будь то бабка, мать или грудная девочка; они третируются, как домашние животные, как вещь, которую можно выбросить вон, продать, толкнуть ногой, как собаку. собак гиляки все-таки ласкают, но женщин никогда. брак считается пустым делом, менее важным, чем, например, попойка.
культура нивхов, хоть и с некоторыми усилиями, но сохраняется. правда, молодое поколение, как говорят местные (русские, не нивхи), к культуре предков равнодушно - и рыбу ловить не хотят, и нивхский язык не учат.
кстати, письменность к нивхам пришла только в 1932-м. учитывая то, что на сахалине нивхов примерно 2000 голов (и ещё примерно столько же в хабаровском крае), то язык и культура нивхов в скором времени будут представлены лишь в качестве экспонатов краеведческих музеев.
наибольший вклад в развитие и сохранение нивхвской культуры внёс самый известный представитель народа - писатель, собиратель нивхского фольклора, а также соавтор нивхского алфавита и правил нивхской орфографии, владимир санги. живёт санги как раз в ногликах (переехал сюда из москвы после горбачёвской перестройки, но родился на сахалине). кстати, меня однажды подвозил муж его племянницы, который при этом является русским.
самого санги у меня была возможность увидеть в поронайске на фестивале коренных народов сахалина. раз в год в середине лета они проводят этнофест, на котором желающие могут соприкоснуться с культурой аборигенов - попробовать национальные блюда, на обряды посмотреть. но из-за пандемии второй год подряд фест отменяется. в этом году - за несколько дней до анонсированной даты, когда я уже навострил лыжи на поронайск (специально второй раз поехал в эти края только ради феста).
из выдающегося культурного наследия нивхов - куча бестолковых ритуалов. например, сбор подножного корма у нивхов сопровождается буквально кормлением земли, и это не эпитет процесса дефекации - нивху перед сбором ягодок и плодов положено оставлять на земле неиспорченную человеческую пищу. земля (почва) для нивхов является настолько священной, что те никогда за свою историю не занимались земледелием - типа в землю вообще нельзя ничего втыкивать, она ведь живая, хотя дома как-то строят.
среди прочих аборигенов северного сахалина - почти что вымершие ороки или уйльта/ульта (не путать с народом ульчи), а также ещё более вымершие орочи/орочоны. все эти названия предположительно означают олень, так как все эти народы являются оленеводами - единственными оленеводами среди местных коренных. вполне вероятно, что все перечисленные - это всё один народ, разделенный на несколько этногрупп.
ближайшими родственниками ороков-уйльта считаются эвены (не путать с эвенками), а роднёй орочей - удэгейцы (не путать с адыгейцами/адыгами с кавказа); до 20-го века последних считали одним народом (вероятно, так на самом деле и есть). все перечисленные относятся к тунгусо-маньчжурской группе. кстати, нивхов, как и айнов, антропологи пока ни к какой группе отнести так и не смогли. что интересно - именно у айнов и нивхов среди прочих аборигенов языки являются изолятами.
медвежий праздник
отличить между собой все эти народы и их культуры - не просто даже, когда их наследие сгруппировано по тематическим кучкам в краеведческих музеях. по лицам определить можно разве что айнов-мужчин (только айнов в россии уже почти и не осталось). узнаваемы некоторые национальные узоры (спирально-ленточные орнаменты). жилища оленеводов отличаются от нивхских и айнских. зато традиции схожи дальше некуда, в частности все практикуют ритуальные убийства медведей.
про обряд жертвоприношения медведя, или медвежий праздник, стоит рассказать поподробнее, так как он считается духовным ядром всех дальневосточных аборигенов. при этом на сахалине обряд жертвоприношения разительно отличается от материкового. нивхский принято считать наиболее сложным или комплексным (можно сказать, эталонным) среди прочих; от айнского обряд почти не отличается, и какой из них является оригинальным - неизвестно.
медвежий праздник, который описан в каждом краеведческом музее сахалина, заключается в ритуальных действиях по отправке духа медведя в потусторонний мир в качестве проводника - духу медведя надлежало передать весточку местным богам и праотцам о разных горестях, а также хотелках племени. медведь, таким образом, выступает в роли эдакого мессенджера для общения с потусторонними сущностями.
первым делом следовало найти берлогу с медведицей и медвежатками. последних оставляли в живых и уводили в стойбища, где тех, хоть и на привязи, на протяжении трёх-четырёх зим содержали как своих родных - поили, кормили и проявляли всяческую заботу, и в итоге те становились чуть ли не домашними питомцами. на arzamas.academy пишут (больше нигде такой инфы не встречал), что нивхские самки в этот период могут даже кормить мишутку своим грудным молоком.
в день праздника медвежат убивали выстрелами из луков. перед этим несколько дней их водят от дома к дому, обильно кормят и поят, а хозяева домов передают мишуткам свои послания в потусторонний мир. со стороны это может выглядеть как зверская расправа над домашнем зверем типа собаки или кошки. но если продолжить аналогию с мессенджером, то для местных ритуальное убийство медведя - почти тоже самое, что для нас нажать кнопку "отправить сообщение" в телеграмме или воцапе.
тушку медведя отправляли в пищу, шкуру - в быт, череп и прочие кости - в костёр. медвежий дух, по преданиям, вернётся на землю, и будет обитать в спецпоселениях для медвежьих душ, а медвежья сила неким образом осядет ещё и в племени. в общем, всё сложно.
кстати, фрагменты медвежьего праздника (и много чего ещё) можно посмотреть в почти документальном фильме "пегий пёс, бегущий краем моря" (1990 г.) карена геворкяна.