русский дальний восток, остров сахалин: оха
конец мая 2021-го. 2 дня в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам и 6-дневной вылазки на север сахалина из южно-сахалинска (18-й и 19-й день трипа).
оха (ударение на последнюю) - 106-й по счёту посещённый город россии (из примерно 1200 российских городов), 3-й посещённый город сахалина и 7-й - дальнего востока.
обзор поста (примерно 2100 слов / 4,5 страницы):
- дорога до охи;
- что тут и как;
- нефтегорск;
- краеведческий;
- национальная аборигенская кухня (кухня нивхов);
- немного истории;
- авария на нефтепроводе роснефти;
- флажочки.
дорога до охи
оха находится в 850 км от южно-сахалинска - чуть дальше, чем москва от питера. поездом в оху теперь не доехать. вторую по протяжённости узколейку в россии (233 км), которая досталась нам от японцев, и которая связывала ноглики и оху, при путине разобрали на металлолом. сейчас до охи можно добраться на самолёте из южно-сахалинска (7000 руб / 95 долл) или на автобусе из пгт ноглики (900 руб / 12 долл) - отправляется он раз в сутки, и потом 4 часа тащится по убитой дороге.
автобус до охи должен был отправиться с автовокзала ногликов в 9 утра, но так как автовокзал находится в 40 минутах ходьбы по пыльной дороге от того места, где я жил, решил, что будет лучше добраться до охи автостопом, а до трассы мне идти всего 10 минут. стопил минут 5, остановилась вторая машина - грузовик. проехал 40 км - до села даги.
в дагах трафик пока ещё такой же, как и в ногликах. попутку ждал минут 20. подобрал мужик с приморья, чертами лица, голосом и даже интонациями похожий на сергея шнурова, разве что за мат извиняется. ехали на убитой легковушке, которую он купил здесь всего за 40 тысяч рублей. по его словам, разной халтуркой зарабатывает под сотню в месяц. осел он тут надолго - нравится, что здесь свобода в выборе занятий и то, что на дорогах всегда пусто. в красоте сахалину отказывает. с ним добрался до села вал (20 км от села даги) - и это только треть пути до финиша.
к этому моменту ноглинский автобус успел нас обогнать. в селе вал у него была длительная стоянка, и дальше я решил ехать уже на нём. билет отсюда до охи - 660 рублей (9 долл).
читал, что на автобус до охи нужно покупать билеты заранее, чтобы потом не пришлось ехать на подножке, при этом в сторону охи половина мест в автобусе были свободными. но, как на зло, на следующий день билет на обратный рейс до ногликов (автобус из охи отправляется раз в сутки в 10 утра) я купить уже не смог - мест не было, а ехать на подножке или стоя за 900 руб я бы не стал (да и вряд ли бы разрешили - в последние годы на сахалине правила всё строже и строже).
на второй день попробовал выбраться из охи автостопом (maps.me нарисовал мне путь до трассы через трущобы и мусорные полигоны - через них на трассу и вышел).
автостоп в охе почти мёртвый. попутку ждать пришлось очень долго, а когда поймал, то смог продвинуться только на 30 км - до села тунгор. там уже машины не останавливаются. прождав ещё минут 40-50, я решил, что нужно возвращаться. в сторону охи попутку ждал всего минут 5-10.
как потом выяснилось, большинство фур никогда не останавливаются, так как они закреплены за американской нефтеконторой, и у них там всё предельно строго: в кабинах установлены видеокамеры, так что при всём желании водитель к себе постороннего не возьмёт.
что тут и как
в этой части сахалина в конце мая до сих пор сугробы снега, а деревья стоят голыми. зеленеет здесь ближе к августу, а уже в октябре может наступить зима (районы от ногликов и выше приравниваются к крайнему северу).
оха - самый северный город сахалина. ещё севернее охи находится труднодоступный и необитаемый (хотя когда-то там был посёлок ныврово) полуостров шмидта (назван так в честь фёдора шмидта - исследователя сахалина при александре втором). почти каждый собеседник в охе и ногликах интересовался, не туда ли я держу путь, после чего обязательно предупреждал о 3-метровых мишках - говорят, там самая высокая концентрация медведей на сахалине.
на сахалинском сайте "иди лесом" (idilesom.com) есть отчёты о 10-дневных походах на полуостров, из которых понятно только то, что походы туда можно отнести к разряду экстремальных. отправляться на полуостров есть смысл только в августе-сентябре. при этом какими-то исключительными красотами насладиться там вряд ли получится, то есть походы туда - это скорее экстрим ради экстрима.
в охе есть один памятник ленину, один храм и два кладбища.
первые часы прогулки по городу меня только радовали - казалось бы, такая глушь, а всё же тут какая-никакая жизнь, жители вроде приличные, сам город относительно опрятен, тут и там встречаются разные советские артефакты, а не так часто встречающийся сайдинг выглядит здесь чуть ли не уместно. многие дворы благоустроены не хуже, чем в москве. а ещё дешёвая по сахалинским меркам выпечка (все прочие продукты, само собой, дороже, чем на юге).
нефтегорск
в охе я оказался в годовщину трагедии в нефтегорске - некогда в пгт в 100 км к югу от охи, в 95-м полностью разрушенный землетрясением (7,2 баллов). единственный охинский храм (2001) возведён в память о нефтегорской трагедии.
из 3-х тысяч нефтегорчан в живых остались чуть более 35%. все постройки (17 пятиэтажек, школа, дом культуры и т.д.) сравнялись с землёй. из чего и как были сложены советские панельки - можно только догадываться. что интересно - незадолго до землетрясения власти позакрывали все сейсмологические станции в районе.
роман трушков, участник спасательной операции: "когда мы пролетали над нефтегорском, нам сначала показалось, что мы видим лишь горы строительного мусора. никаких намёков на то, что это - посёлок, вообще не осталось. дома, построенные из шлакоблоков и среднеблочных конструкций, просто ровным слоем превратились в труху. устояли лишь два дома на окраине - один из них панельный, второй - старый дом сталинской постройки, с очень толстыми стенами. очень сильно пострадал клуб".
в копилку интересных фактов: в южно-сахалинске несколько дней общался с охинкой, которая работает в охе в ментовке - та говорит, что первое место по преступлениям в охе занимает педофилия. и это в городе с населением менее 20 тысяч человек.
в охе всего две гостиницы, одна из которых чуть ли не представительского класса с тремя чучелами медведей в фойе. ценник начинается от 3500 руб. в этой гостишке я только пофоткался.
вторая - гостиница "сфера", которая находится в жилой панельке. две ночи в самом бюджетном номере обошлись мне в 3400 руб (46 долл).
квартиры и комнаты сдают по цене от 1300-1500 руб, но большинство хозяев, которые сдают за такие деньги, какие-то слишком мутные, так что я решил, что будет проще выбрать гостиницу.
краеведческий
в краеведческом (один из лучших на сахалине; вход 40 руб + 100 за фотосъёмку) смотрительница любопытствовала, что я забыл в этих краях, и хоть экскурсию не проводила, но о том, что её волновало больше всего, старалась рассказать в подробностях.
подарила значки с советским гербом охи и набор музейных открыток. потом прильнула к здоровенному церковному колоколу-экспонату - говорит, если потереть его как следует, притянешь удачу. в пример привела комика-дегенерата ещенко с госканала, которому повезло застрять в охе из-за непогоды; но вот как только тот поцеловался с колоколом, у него тут же всё наладилось - уже на следующий день из охи он улетел. я от ритуала вежливо отказался, и встрял в охе на лишние сутки.
не знаю, есть ли в музее какие-то упоминания о рифате шайхутдинове, но родом татаро-башкирский политтехнолог - из охи. в 2011-2012-м тот был куратором организованной кремлёвской администрацией кампании по выдвижению кандидата в президенты дурачка михаила прохорова (двухэтажный толстосум, носившийся с проектом ё-мобиля), а спустя пару лет, когда у прохорова отжали созданную им же право-либеральную партию "гражданская платформа", татаро-башкир занял освободившееся место партийного председателя.
национальная кухня нивхов
в том же краеведческом узнал, что один из коренных народов сахалина, нивхи (самый многочисленный из коренных), из рыбьей кожи шьёт себе одежду, делает обувь (после того, как они приходят в негодность, одёжка и обувка могут быть употреблены в пищу) и даже готовит из неё десертный студень - называется мос.
рецепт моса: вымоченную в воде рыбью кожу (без чешуи) довести до кашеобразного состояния, затем смешать с жиром нерпы и ягодами. говорят, что в аборигенских сёлах мос делают до сих пор. также можно попробовать на этно-фесте коренных народов в городе поронайск, который проводится в середине лета.
update: нашёл уточнение по рецептуре моса - основа для студня делается из нерпичьего жира, слегка отваренной перетёртой в кашу рыбьей кожи (полностью очищенной от чешуи, мездры и филе) и бульона, в котором варилась рыбья кожа (не подавитесь!); к ягодам позволяется добавлять также отварные клубни саранки (это такая лилия) и стланиковые/кедровые орешки.
среди прочих экзотических нивхвских кушаний: вылкн алрш - отварная горбуша с черникой и нерпичьим жиром; теви хорлак - шиповник (с косточками), перетёртый с брусникой и нерпичьим жиром (есть варианты с добавлением рябины и шикши); ыгр пыньх - суп из риса, красной икры, нерпичьего жира с добавлением черемши (это вместо укропа); е агс - отварные стебли молодого борщевика (который сосновского), тушёные в нерпичьем жире; муви - пюре из корней саранки, молотой брусники и, мать его, нерпичьего жира.
немного истории
город назван по имени реки оха, название которой на языке эвенков можно перевести как место с неприятным вонючим запахом (именно эту версию приводят в краеведческом). на языке нивхов оха (охэ) означает то ли грязная река, то ли гнилое место (в инете эта версия встречается чаще). в итоге, как ни крути, переводится оха почти что как говнищенск или гнилореченск (а если б назвали северо-говнищенском, туристов, глядишь, тут было бы как на териберке).
город-нефтесос возник как посёлок охэ при александре втором, но вскоре был заброшен, так как с добычей нефти как-то не задалось. при николае втором произошло второе рождение посёлка - нефть пошла, но вскоре посёлок вместе с северным сахалином забрали японцы (в период 1920-1925 гг им полностью принадлежали и остров сахалин, и курилы); при японцах посёлок назывался окутан (вероятно, калька с охэ). третье перерождение охи пришлось на второй год правления сталина, при нём же в 38-м оха, наконец, обрела статус города.
к началу 20 века, несмотря на все попытки отечественных и иностранных предпринимателей, добыча сахалинской нефти так и не вышла из стадии пробных бурений. в итоге нефтепромышленников сахалина в шутку прозвали "столбопромышленниками", намекая, что вместо щедрых нефтяных фонтанов им удалось лишь застолбить участки далёкой и неосвоенной местности (алексей волынец, dv.land).
промышленную добычу нефти в охинском районе начали именно японцы, пробурив в 1921-м несколько скважин. и даже после выдворения японцев с сахалина (в 1920-1925 северный сахалин был так же, как и южный, занят японцами), они ещё 23 года продолжали качать северосахалинскую нефть, только уже в рамках спецсоглашений с советским правительством, которое в качестве платы за использование сахалинских недр забирало часть (от 5% до 45%) добытой японцами нефти себе.
есть мнение, что только благодаря сахалинской нефти японцы не стали присоединяться к нападению третьего рейха на ссср в 41-м, так как даже временная приостановка нефтедобычи на сахалине была для японской империи крайне нежелательной.
авария на нефтепроводе
оха всё ещё живёт добычей нефти. качают её дочерняя компания роснефти и американцы. когда-то среди местных последние слыли идеальным работодателем, но потом те просекли, что к русским требования можно повышать бесконечно, в отличие от зарплаты.
у роснефти, которая тут основной работодатель, недавно лопнул нефтепровод, который вёл отсюда на материк (в хабаровский край). в независимых сми пишут, что разлив чуть ли не на 120 тонн. трубе стукнуло 80 лет, капитальному ремонту ни разу не подвергалась.
ничего подобного с трубами и чем бы то ни было ещё у американцев на сахалине не случалось и вряд ли случится, так как у них существуют чётко определённые сроки эксплуатации для всех инженерных сооружений, в частности нефтепроводов, и по истечению срока американцы поменяют оборудование на новое, сколько бы это ни стоило, и даже в том случае, если оборудование продолжает исправно работать.
казалось бы, у нас - страна-бензоколонка, и уж за чем, а за нефтепроводами должна следить. как выяснилось, доставшаяся с советских времен рухлядь у нас будет служить до победного конца, и это при том, что никаких запчастей к оборудованию не полагается. то есть, даже если у кого-то из руководства будет желание залатать дыры, то залатать их будет нечем.
местные, которые работают на роснефть, утверждают, что нефтедобыча здесь уже давно нерентабельна, оборудование сильно изношено, трубопроводы протекают, а нефть на материк идёт с большим содержанием воды.
подарками местной экологии история с протёкшим нефтепроводом не закончилась. контора сечина, прекратив нефтедобычу, принялась активно сокращать местных сотрудников. тут ещё нужно отметить, что за последние 20 лет население города уже успело сократиться втрое. так что над охой повисла угроза превратиться в подобие воркутинских сёл, хотя ситуация тут, возможно, будет похуже - в охе и ценник на всё сильно выше, и до центральной россии отсюда гораздо дальше.
флажочки
невероятная роскошь (уж чего-чего, а флагов на сахалине в избытке) - оха успела обзавестись двумя вариантами флага, один из которых (с гербом) был упразднён, но местные власти продолжают использовать именно его. оба флага символически с охой никак не связаны - набор цветных полосок с уродливо изображённой чайкой (надеюсь, не чеховской; если что, сюда его нога не ступала), по неясным причинам заменившей собой образ нефтяной вышки.