russian far east, sakhalin island: tymovskoye sett

Тымовск - самый синюшный посёлок Сахалина

русский дальний восток, сахалин: пгт тымовское

последний день мая 2021-го. пара часов (не считая ночёвки) в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам и 6-дневной вылазки на север сахалина из южно-сахалинска. 19-й день трипа.

обзор заметки:
- автостоп + история одного украинца;
- про тымовск в общем;
- немного истории;
- сталинский мегапроект - мост на материк.

снимал на xiaomi redmi note 7.

автостоп

в пгт тымовское (или просто - тымовск) добирался почти весь день, и приехал только к вечеру - с утра отправился на автобусе из охи (самый север сахалина) до птг ноглики (4-часовая дорога сквозь таёжный лес, нефтепромысловые предприятия и редкие сёла), оттуда до тымовского ещё 130 км - их я преодолел автостопом, сменив две попутки.

на трассе у аэропорта ногликов стоял минут 40, хотя трафик тут нормальный. подобрал пожилой сельский учитель. работает в школе, где в 10-м классе учится всего один ученик. женат на туземке-нивхе (самая высокая концентрация сахалинских нивхов - как раз в этом районе). высадил на грунтовой дороге у жд-станции села ныш (одно из бывших поселений нивхов) в 50 км от ногликов. там я стопил больше часа. трафик мёртвый, а каждая машина оставляла за собой полноценную пылевую бурю.

у ныша подобрал лихой украинец, который в 14-м году приехал на сахалин на пмж буквально прямиком с донбасского фронта, и за это время неплохо так устроился - здесь у него теперь и бизнес, и семья, и своё жильё. мутит на нескольких криптобиржах. при всём при этом образования никакого. медицину отрицает полностью, обращается только к поветуньям, и вполне возможно, с готовностью будет заряжать банки с водой перед телеэкраном с каким-нибудь чумаковым или кашпировским.

на сахалин бывший донбассчанин попал в рамках госпрограммы по возвращению соотечественников в рф (программа по добровольному переселению граждан рф, находящихся в зарубежье). чтобы сохранить поголовье проблемных регионов, путинское правительство принялось раздавать паспорта русскоязычным жителям, живущим за границей (в основном жителям спорных и/или оккупированных территорий, в первую очередь - донбасса). после выдачи паспорта государство распределяет новых граждан по разным захолустьям нашей необъятной. вдобавок таким переселенцам полагаются разные подачки - подъёмные, льготы, выгодная ипотека и т.д.

какое-то время товарищу пришлось пожить в бараке, который остался здесь ещё с советских времён, но потом почти за бесценок (500 тыс. руб) тот смог выкупить убитое жильё уже в доме поприличнее - договорился с администрацией посёлка, что если за счёт своих средств он проведёт в квартире капремонт, то получит жильё в собственность.

про тымовск в общем

находится тымовское в 100 км севернее 50-й параллели, по которой в начале 20 века проходила граница между северным и южным (японским) сахалином. другой ближайший к 50-й параллели населённый пункт, в который меня занесёт, - пгт смирных; тот находится от неё всего в 40 км - уже на южной стороне.

тымовское - официально пгт, а не город, хотя чаще можно услышать "город тымовск", чем "пгт тымовское". при этом разительных отличий в сторону пгт-шности от соседнего александровска-сахалинского, который имеет статус города, вроде бы и нет.

на полторы асфальтированные улицы в тымовском приходится четыре гостиницы, тогда как в александровске - ровна одна.

в целом, тымовск ощущается городом синяков (один, увидев, как снимаю какую-то халупу, окликнул меня, назвав лазутчиком), при этом самым синюшным не то, что в сахалине, а пока что среди всех ранее посещённых мною мест, а я гадюшники всякие видел.

в тымовском есть один памятник ленину, один храм, кладбищ нет.

снял комнату в гостинице "постоялый двор" за 1300 руб (17,6 долл), и кажется, жил в ней один. надо сказать, что место вполне пристойное, тем более за такие деньги. есть инет, кухня, нормальная душевая, а ещё замученная жизнью тётка-администратор. бонусом - удивительный тымовский декор из полуспустившихся воздушных шариков и пластиковых бутылок.

немного истории

основано тымовское в последние годы правления александра второго как очередное поселение для ссыльных каторжан. какое-то время село носило название дербинское в честь основателя и смотрителя тюрьмы антона дербина. в 27-летнем возрасте дербин был убит заключёнными, предположительно в отместку за жестокое с ними обращение - это по версии антона чехова, местные же стараются думать о дербине иначе.

тымовским село названо по второй по протяженности на сахалине реке тымь. название тымь в свою очередь происходит от нивхвского тымы или дымы, под которым следует понимать место нереста.

кстати, историю этого чудного пгт лучше начать изучать на сайте тымовского краеведческого музея (потом, в краеведческом поронайска этот музей мне порекомендуют как один из лучших на сахалине, но именно тымовский я, к сожалению, пропустил - просто не знал, что он тут есть, и даже мысли не возникло, что в таком месте могут быть какие-то музеи), формулировки там - огонь (эдакая кондовая скрепно-бумерская дичь):
- "остров сахалин" а.п.чехова - "это всё-таки художественное произведение",
- "несгибаемый дух русских солдат" в русско-японской войне,
- после проигрыша россии "южная часть сахалина была оккупирована японцами".

ну кайф же: после трудов праведных, вечерком в погожие дни, тымовчане восседали на скамеечках, которые были непременной принадлежностью каждого двора. соседи обсуждали новости и общественные, и личные, а рядом бегали их дети, с азартом играя в городки, лапту и прочие подвижные игры. конечно, не всегда в нашей тымовской жизни было всё идеально, были свои перегибы, свои неурядицы. но в общем, жизнь для всех нас тымовчан, была стабильной, с завтрашним днём.

мост на материк

в 50-х власти планировали связать материк с сахалином (само собой, силами гулаговских заключенных - как раз для этих целей в тымовске образовался профильный исправительно-трудовой лагерь - одно из подразделений сахалинлага): в самом узком месте пролива между северной частью острова и хабаровским краем (в этом месте между ними примерно 8 км) сталин поручил провести жд-тоннель. увы, проект остался проектом, его пришлось хоронить вместе с вождём. после смерти сталина работы то ли некому было продолжить (количество гулаговцев тогда сократили), то ли совкам остро не хватало заброшек. формально можно обвинить товарища берию: после смерти сталина берия распорядился свернуть ряд сомнительных мегапроектов, в числе которых оказался и этот. хрущёв же восстанавливать эти мегапроекты не решился.

с 90-х годов связать материк и остров теперь уже планируют с помощью моста, а не тоннеля. в последний раз (2 года назад) проект оценили в 430 млрд руб - деньги не малые (это в 4 раза дороже, чем стоимость работ по возведению дворца путина под геленджиком, и в 6 раз дороже путинской яхты "шахерезада"). сами сахалинцы считают, что деньги на мост были выделены, но они пошли на строительство моста керченского (на него, кстати, потратили 229 млрд руб при изначально заявленных 50 млрд, или заявленных позже 128 млрд - уже с учётом железной дороги; кстати, по той же причине без моста осталась и якутия - мост через лену якутам обещали возвести уже лет так 10).

для грузоперевозок, наверное, такой мост окажется полезен. а вот насколько он окажется удобным для пассажиров, сказать сложно. если среднестатистическому сахалинцу (живущему в южно-сахалинске) приспичит добраться до материка не на самолёте, а по мосту, то ему придётся потратить примерно 12 часов только на то, чтобы добраться до самой переправы, а после - ещё 7-8 часов на дорогу до комсомольска-на-амуре, либо 10-11 часов, если поедет в хабаровск. поезд, вероятно, преодолеет путь между двумя ближайшими областными центрами за сутки, что вроде не мало, но для дальневосточников вполне терпимо (к примеру, на поезде из читы до благовещенска придётся ехать в течение полутора суток). хотя добираться на материк на пароме (сейчас такой отправляется из холмска) однозначно дольше и менее удобно.