русский дальний восток, сахалин: пгт смирных
начало июня 2021-го. 21-й день в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам, а также заключительный день 6-дневной вылазки на север сахалина из южно-сахалинска. смирных - транзитный пункт на пути из александровска-сахалинского (где у меня была ночёвка) до поронайска.
обзор поста:
- автостоп - дорога до кировского;
- автостоп - зональное и палево;
- немного о пгт смирных;
- 50-я параллель;
- путь до поронайска.
снимал на xiaomi redmi note 7.
автостоп, дорога до кировского
из александровска до тымовского меня довёз александр, с которым же в александровск предыдущим днём я и приехал. из тымовска до поронайска оставалось каких-то 200 км, которые можно было бы преодолеть за 3 часа на машине. но у меня на эти 200 км ушёл почти весь день - рассчитывал на автостоп, однако в центральной части острова стопится, как правило, не очень. до смирных добирался с продолжительными пересадками в крошечных сёлах кировское, зональное и палево, между которыми не было даже 10 км.
в тымовском попутку ловил минут пять, добрался на волге до села кировское (в прошлом - каторжное село рыковское, названное в честь его основателя; кировским его потом назвали в честь любимчика сталина) - проехали всего 15 км.
кировский водитель даже провёл мне обзорную мини-экскурсию (за рулём). правда, ничего интересного в посёлке нет. до совка здесь стоял симпатичный деревянный храм, но потом его переделали в дом культуры (невзрачную коробку которого фоткать я посчитал лишним).
зональное и палево
в кировском попутку ловил минут 15. 6 км на легковушке до посёлка зональное.
в зональном находится один из 4-х пассажирских аэропортов сахалина (кроме столичного, аэропорты есть ещё в охе и ногликах), отсюда можно улететь в хабаровск.
здесь попутку ловил больше часа. подобрал узбек на большегрузе, проехали с ним 6 км до села палево.
оба поселения ранее были раскинуты на километр вширь, сейчас же сёла почти что сузились до линий домов, протянувшихся вдоль трассы. при этом даже такие казалось бы умирающие поселения в последние годы сумели облагородить: здесь хорошая плитка на тротуаре, современные уличные фонари, аккуратные газоны. создаётся впечатление, что находишься где-нибудь в одноэтажной америке, а не в россии. всё это несколько противоречит тому, что я написал о большинстве сахалинских поселений, но по факту - именно эта почти обезлюдевшая часть сахалина почему-то выглядит чуть ли не вылизанной.
в палеве (основано на месте нивхского поселения пальво; на языке нивхов означает горное селение) я стоял уже не меньше 2-х часов, место для стопа поменял раз пять, но всё без толку - машины на этом участке трассы появлялись исключительно редко.
из доступных развлечений - бёрдвочинг: пока вороны (здесь именно что вороны, а не вороны - с ударением на первую) кормились мёртвой собакой у обочины, в небе пикировали японские бекасы - самый редкий представитель бекасов, которых от прочих отличает широкий диапазон издаваемых звуков - от чавкающих (похожих чем-то на звуки огрызающегося кота) до аэродинамических, которые они создают крыльями и хвостом во время пике, и все вместе образуют какое-то внеземное стрекотание (к сожалению, в сети записи бекасов почти не представлены, а те, что удаётся найти, всей звуковой картины не передают).
продмагов в палеве нет, зато за посёлком находится занятная забегаловка для дальнобойщиков - называется "домовая кухня" (не "домашняя", а "домовая" - как церковь), где посетителей на пороге просят разуться (ни японцев, ни корейцев среди хозяев нет) и где воду продают только в 5-литровой таре. судя по фоткам в гугл-отзывах, подача блюд здесь почти ресторанная.
антон павлович здесь тоже отметился: ни в одном селении на сахалине нет такого множества воров, как именно здесь в многострадальном, судьбою обиженном палеве. тут каждую ночь воруют; накануне моего приезда троих отправили в кандальную за кражу ржи. кроме таких, которые воруют из нужды, в палеве немало ещё так называемых "пакостников", которые вредят своим односельчанам только из любви к искусству. без всякой надобности убивают ночью скотину, выдёргивают из земли ещё не созревший картофель, выставляют из окон рамы и т.п. (чехов а.п., "остров сахалин").
в палеве меня подобрал молодой мент (без формы) на иномарке - с ним уже добрались до пгт смирных (104 км). к сожалению, интересных историй по пути не было.
немного о пгт смирных
из примечательного в смирных - заброшенный военный аэродром (туда не ходил) и зона строгого режима, расположенная прямо посреди посёлка (этапируют сюда даже с материка), хотя и в южно-сахалинске тюрьма тоже находится почти в центре.
на смирных я потратил примерно час. специально ехать сюда смысла никакого нет. смирных - одно из самых невзрачных поселений, которые только могут быть.
если в эти края и ехать, то разве что на гору вайда (одна вершина - 835 м, другая - 947 м), на её склоне есть несколько карстовых пещер - по некоторым можно лазать. но без авто до вайды не добраться. к концу трипа я почти было собрался отправиться вместе с одним из водителей, который как-то раз меня подвозил, но у того невовремя сломалась машина.
тот же водитель рассказывал, что именно в центральной части сахалина всё ещё можно обнаружить японские артефакты времён карафуто - вплоть до катаны; и если найти катану - это что-то из области фантастики, то какой-нибудь топор, мачете или печка найдутся наверняка (в инсте можно найти страницы сахалинцев, которые регулярно хвастаются своими находками).
также здесь в избытке руины военных объектов (тот же аэродром в смирных).
при японцах смирных назывался keton; происходит от кетонги - на языке нивхов означает верховья реки, река эта - поронай, главная на сахалине; название реки - уже айнское, означает большая река.
смирных - это командир батальона леонид смирных, погибший в 45-м при сражении близ 50-й параллели. в его честь были также названы посёлок леонидово (при японцах - kami-shikika) и река леонидовка (shikuka-kawa).
50-я параллель
смирных находится в 40 км южнее 50-й параллели, по которой была прочерчена граница между северным и южным (японским) сахалином. кроме того, 50-я параллель - это, можно сказать, граница расселения главных аборигенных народов сахалина - нивхов (которые на севере) и айнов (которые почти вымерли).
ближайшее поселение к этой теперь уже невидимой границе - прибрежный посёлок пильво (от нивхского пильдво — большое стойбище; при японцах - порокотан, которое уже айнское, и вроде как означало то же самое, что и у нивхов - большое селение). из пильво вдоль берега можно добраться до заброшенного японского поселения амбецу (название айнское - означает что-то типа скалы, подходящей для отдыха) - вот оно-то к полосе разделения стоит уже впритык. туда я собирался отправиться с тем же водителем, с которым у нас были планы на гору вайда (гиды же сюда возят крайне редко, а если бы повезли, то поездка обошлась бы мне тысяч в 15). посёлок был шахтёрским, так что развалины представлены в основном шахтой и электростанцией, а большая часть амбецу заросла лесом. кстати, посёлок был не таким уж и маленьким - жителей в амбецу, вероятно, было около 800 человек, а храмов японцы успели возвести аж три штуки.
путь до поронайска
на электричке отсюда можно было бы добраться до поронайска, но ближайшую пришлось бы ждать целых 3 часа. так что снова отправился стопить (так-то было бы правильно побродить все эти 3 часа по руинам военного аэропорта, но о том, что он тут есть, я узнал уже после поездки). стоял я минут 20 (траффик в основном из камазов), подобрал раздражённый водитель на ведомственном пепелаце (буханке) - на таком мне ездить ещё не приходилось (так что не зря стоял). водитель всю дорогу, как это водится среди местных, поносил власти; мне тоже досталось - за то, что не там встал (якобы под камерами).
довёз до села матросово (при японцах - сётой / sutoi / hatsu toi, которое произошло от нивхского сёцуй, что означает - вход в реку). предложил полтора часа посидеть в ожидании той самой электрички (которая из смирных едет в поронайск). мне эта идея показалась бессмысленной, и попытки уехать автостопом я не оставил (до поронайска оставалось всего 76 км). но на этом участке трассы водители так разгоняются, что сбавлять скорость охоты ни у кого так и не появилось, да и машин здесь проезжало совсем немного - одна раз в 7-10 минут.
полтора часа (75 км) на электричке, состоящей из одного вагона. билет - 72 руб. путь пролегал через вымирающие сёла и деревни. до поронайска поезд собрал вагон полностью, ехали даже стоя (все пассажиры - пенсии).