50-я параллель, японские бекасы, попутка с донбассовцем

Долгая дорога из Тымовского до Смирных

русский дальний восток, сахалин: пгт смирных

начало июня 2021-го. 21-й день в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам, а также заключительный день 6-дневной вылазки на север сахалина из южно-сахалинска. смирных - транзитный пункт на пути из александровска-сахалинского (где у меня была ночёвка) до поронайска.

обзор поста:
- автостоп - дорога до кировского;
- автостоп - зональное и палево;
- немного о пгт смирных;
- 50-я параллель;
- путь до поронайска.

снимал на xiaomi redmi note 7.

автостоп, дорога до кировского

из александровска до тымовского меня довёз александр, с которым же в александровск предыдущим днём я и приехал. из тымовска до поронайска оставалось каких-то 200 км, которые можно было бы преодолеть за 3 часа на машине. но у меня на эти 200 км ушёл почти весь день - рассчитывал на автостоп, однако в центральной части острова стопится, как правило, не очень. до смирных добирался с продолжительными пересадками в крошечных сёлах кировское, зональное и палево, между которыми не было даже 10 км.

в тымовском попутку ловил минут пять, добрался на волге до села кировское (в прошлом - каторжное село рыковское, названное в честь его основателя; кировским его потом назвали в честь любимчика сталина) - проехали всего 15 км.

кировский водитель даже провёл мне обзорную мини-экскурсию (за рулём). правда, ничего интересного в посёлке нет. до совка здесь стоял симпатичный деревянный храм, но потом его переделали в дом культуры (невзрачную коробку которого фоткать я посчитал лишним).

зональное и палево

в кировском попутку ловил минут 15. 6 км на легковушке до посёлка зональное.

в зональном находится один из 4-х пассажирских аэропортов сахалина (кроме столичного, аэропорты есть ещё в охе и ногликах), отсюда можно улететь в хабаровск.

здесь попутку ловил больше часа. подобрал узбек на большегрузе, проехали с ним 6 км до села палево.

оба поселения ранее были раскинуты на километр вширь, сейчас же сёла почти что сузились до линий домов, протянувшихся вдоль трассы. при этом даже такие казалось бы умирающие поселения в последние годы сумели облагородить: здесь хорошая плитка на тротуаре, современные уличные фонари, аккуратные газоны. создаётся впечатление, что находишься где-нибудь в одноэтажной америке, а не в россии. всё это несколько противоречит тому, что я написал о большинстве сахалинских поселений, но по факту - именно эта почти обезлюдевшая часть сахалина почему-то выглядит чуть ли не вылизанной.

в палеве (основано на месте нивхского поселения пальво; на языке нивхов означает горное селение) я стоял уже не меньше 2-х часов, место для стопа поменял раз пять, но всё без толку - машины на этом участке трассы появлялись исключительно редко.

из доступных развлечений - бёрдвочинг: пока вороны (здесь именно что вороны, а не вороны - с ударением на первую) кормились мёртвой собакой у обочины, в небе пикировали японские бекасы - самый редкий представитель бекасов, которых от прочих отличает широкий диапазон издаваемых звуков - от чавкающих (похожих чем-то на звуки огрызающегося кота) до аэродинамических, которые они создают крыльями и хвостом во время пике, и все вместе образуют какое-то внеземное стрекотание (к сожалению, в сети записи бекасов почти не представлены, а те, что удаётся найти, всей звуковой картины не передают).

продмагов в палеве нет, зато за посёлком находится занятная забегаловка для дальнобойщиков - называется "домовая кухня" (не "домашняя", а "домовая" - как церковь), где посетителей на пороге просят разуться (ни японцев, ни корейцев среди хозяев нет) и где воду продают только в 5-литровой таре. судя по фоткам в гугл-отзывах, подача блюд здесь почти ресторанная.

антон павлович здесь тоже отметился: ни в одном селении на сахалине нет такого множества воров, как именно здесь в многострадальном, судьбою обиженном палеве. тут каждую ночь воруют; накануне моего приезда троих отправили в кандальную за кражу ржи. кроме таких, которые воруют из нужды, в палеве немало ещё так называемых "пакостников", которые вредят своим односельчанам только из любви к искусству. без всякой надобности убивают ночью скотину, выдёргивают из земли ещё не созревший картофель, выставляют из окон рамы и т.п. (чехов а.п., "остров сахалин").

в палеве меня подобрал молодой мент (без формы) на иномарке - с ним уже добрались до пгт смирных (104 км). к сожалению, интересных историй по пути не было.

немного о пгт смирных

из примечательного в смирных - заброшенный военный аэродром (туда не ходил) и зона строгого режима, расположенная прямо посреди посёлка (этапируют сюда даже с материка), хотя и в южно-сахалинске тюрьма тоже находится почти в центре.

на смирных я потратил примерно час. специально ехать сюда смысла никакого нет. смирных - одно из самых невзрачных поселений, которые только могут быть.

если в эти края и ехать, то разве что на гору вайда (одна вершина - 835 м, другая - 947 м), на её склоне есть несколько карстовых пещер - по некоторым можно лазать. но без авто до вайды не добраться. к концу трипа я почти было собрался отправиться вместе с одним из водителей, который как-то раз меня подвозил, но у того невовремя сломалась машина.

тот же водитель рассказывал, что именно в центральной части сахалина всё ещё можно обнаружить японские артефакты времён карафуто - вплоть до катаны; и если найти катану - это что-то из области фантастики, то какой-нибудь топор, мачете или печка найдутся наверняка (в инсте можно найти страницы сахалинцев, которые регулярно хвастаются своими находками).

также здесь в избытке руины военных объектов (тот же аэродром в смирных).

при японцах смирных назывался keton; происходит от кетонги - на языке нивхов означает верховья реки, река эта - поронай, главная на сахалине; название реки - уже айнское, означает большая река.

смирных - это командир батальона леонид смирных, погибший в 45-м при сражении близ 50-й параллели. в его честь были также названы посёлок леонидово (при японцах - kami-shikika) и река леонидовка (shikuka-kawa).

50-я параллель

смирных находится в 40 км южнее 50-й параллели, по которой была прочерчена граница между северным и южным (японским) сахалином. кроме того, 50-я параллель - это, можно сказать, граница расселения главных аборигенных народов сахалина - нивхов (которые на севере) и айнов (которые почти вымерли).

ближайшее поселение к этой теперь уже невидимой границе - прибрежный посёлок пильво (от нивхского пильдвобольшое стойбище; при японцах - порокотан, которое уже айнское, и вроде как означало то же самое, что и у нивхов - большое селение). из пильво вдоль берега можно добраться до заброшенного японского поселения амбецу (название айнское - означает что-то типа скалы, подходящей для отдыха) - вот оно-то к полосе разделения стоит уже впритык. туда я собирался отправиться с тем же водителем, с которым у нас были планы на гору вайда (гиды же сюда возят крайне редко, а если бы повезли, то поездка обошлась бы мне тысяч в 15). посёлок был шахтёрским, так что развалины представлены в основном шахтой и электростанцией, а большая часть амбецу заросла лесом. кстати, посёлок был не таким уж и маленьким - жителей в амбецу, вероятно, было около 800 человек, а храмов японцы успели возвести аж три штуки.

путь до поронайска

на электричке отсюда можно было бы добраться до поронайска, но ближайшую пришлось бы ждать целых три часа. так что снова отправился стопить (так-то было бы правильно побродить все эти 3 часа по руинам военного аэропорта, но о том, что он тут есть, я узнал уже после поездки). стоял я минут 20 (траффик в основном из камазов), подобрал раздражённый водитель на ведомственном пепелаце (буханке) - на таком мне ездить ещё не приходилось (так что не зря стоял). водитель всю дорогу, как это водится среди местных, поносил власти; мне тоже досталось - за то, что не там встал (якобы под камерами).

довёз до села матросово (при японцах - сётой / sutoi / hatsu toi, которое произошло от нивхского сёцуй, что означает - вход в реку). предложил полтора часа посидеть в ожидании той самой электрички (которая из смирных едет в поронайск). мне эта идея показалась бессмысленной, и попытки уехать автостопом я не оставил (до поронайска оставалось всего 76 км). но на этом участке трассы водители так разгоняются, что сбавлять скорость охоты ни у кого так и не появилось, да и машин здесь проезжало совсем немного - одна раз в 7-10 минут.

полтора часа (75 км) на электричке, состоящей из одного вагона. билет - 72 руб. путь пролегал через вымирающие сёла и деревни. до поронайска поезд собрал вагон полностью, ехали даже стоя (все пассажиры - пенсии).