центральная россия, южное подмосковье: домодедовский зиккурат
вторая половина июля 2023-го. вторая по счёту вылазка к домодедовскому зиккурату - первая была полтора года назад в рамках моей первой прогулки по домодедову, эта же - вдогонку к вылазке в буняково, битягово и никитское.
обзор поста (примерно 950 слов / 2,5 страницы текста):
- обзорки на зиккурат;
- концепт зиккурата;
- вечное возвращение, ницше и пчелоферма;
- новые детали, причал на рожайке, впечатления.
снимал на redmi note 10 pro.
обзорки на зиккурат
знаменитый домодедовский зиккурат (тут его называют великой домодедовской пирамидой), как оказалось, находится уже не в домодедове, а на окраине села никитское, точнее - на его аппендиксе, который врезается в ушмарский лесопарк.
если в прошлый раз мне удалось сфоткать здание через щель в заборе, то в этот раз лишь при попытке приблизиться к ограждению тут же образовалась свора собак - они хоть и были по ту сторону забора, но совать нос в щель я больше не рискнул.
напротив зиккурата находится кладбищенская горка, забравшись на которую поместье можно рассмотреть почти во всех в деталях. обитателям зиккурата виды открываются ничуть не хуже.
кто и зачем
так как строение буквально кричит о том, что по ту сторону забора - какие-то сектанты, среди народа появилось немало слухов о том, что зиккурат - лишь верхушка айсберга, а под землёй скрыты несколько ярусов, тайные комнаты и даже выходы к лабиринтам заброшенных никитских каменоломен.
кстати, возведён зиккурат на месте старого известнякового карьера (каких в домодедовском районе - десятки), и построен тот из добытого здесь же белого камня - раньше такой шёл на храмы, в том числе кремлёвские.
между тем, на отзывах к объекту на яндексе появляются официальные ответы якобы самого владельца; тот пишет, что через пару лет к нему можно будет приходить в гости. владельцем же поместья оказался бывший бизнесмен - некий дмитрий бахарев.
из интервью бахарева: "это, в первую очередь, частная концептуальная территория, здесь запланировано создание образцово-показательного поместья, занимающегося полным циклом человеческой культуры - от сельского хозяйства до философии, то есть топового дискурса о природе и перспективах человека".
и его же ответ на яндекс-отзывах: "пирамида - это произведение архитектурного искусства в новом стиле - археофутуризм. никаких секретов в ней нет, как и подземных ходов и символов огнепоклонников. все подобные легенды сами собой возникают вокруг любого интересного места, к этому мы относимся с пониманием и улыбкой".
вечное возвращение и пчелоферма
обойдя забор по периметру (площадь участка, кстати, - 20 тыс кв.км), можно обнаружить две входные группы - обе венчают солнечные короны, под которыми - символ в виде плетёнки.
плетёнка - это буддийский узел бесконечности, один из восьми т.н. благородных символов буддизма; конкретно этот символизирует полное обретение т.н. "неизмеримых достоинств" и неких "пяти видов изначальной мудрости". похоже, что просветляй, прочитав пачку эзотерической макулатуры, решил оповестить окружающих о том, что он приобщился к неким откровениям.
трактовок у символа - целая куча; его даже можно назвать универсальным символом всего хорошего. в тибетской культуре узел символизирует процессы перерождения и бесконечность циклов в природе. а так как на воротах красуется надпись "вечное возвращение", то надо понимать, что символ плетёнки именно про это.
"вечное возвращение", вероятно, отсылает, в том числе и к ницше - дело в том, что владелец домодедовской пирамиды является учредителем издательства "культурная революция", среди выпущенных пачек философских трудов которого числится полное собрание сочинений ницше.
что самое интересное, идея концепта вечного возвращения пришла ницше в голову, когда тот, прогуливаясь по швейцарским альпам, присел отдохнуть возле некой пирамидальной скалы (ницше посчитал важным зафиксировать как дату и время озарения, так и место, где оно случилось).
фридрих ницше, "так говорил заратустра" (1883-1885): идея вечного возвращения, эта высшая формула утверждения, самая высокая, какую только можно постичь, датируется августом 1881 года. я набросал её на листке бумаги с надписью: "на высоте 6000 футов над человеком и временем. я гулял в этот день в лесу вдоль озера сильваплана: около огромной скалы в форме пирамиды, недалеко от сюрлея, я остановился. здесь мне пришла в голову эта идея.
рядом с главными воротами, где надпись "вечное возвращение", установлен дорожный знак, указывающий, что здесь вообще-то пчелоферма - когда владельцы выкупили землю, по документам значилось, что здесь будет построен инкубатор для разведения и зимовки пчёл, то есть официально тут всё ещё что-то типа пасеки.
я б на месте владельца наивно выглядящую надпись с ницшеанским возвращением заменил бы на официальную - "хранилище-инкубатор для разведения и зимовки пчёл" или хотя бы "пчелоферма" - но автор проекта, кажется, пиздец как серьёзен.
новые детали
за полтора года зиккурат успел обзавестись фигурами птичек на крыше (опять же - другие крылатые вписались бы на их место куда более кстати).
с момента закладки первого камня прошло уже больше 10 лет. строительные работы до сих пор кипят - за забором слышна речь иностранных специалистов с характерным для этих товарищей фоном в виде ремонтно-строительного шума.
юго-западные ворота выходят на берег рожайки, от ворот до берега проложена дорожка, внизу - декоративная конструкция причала - похоже, недостроенная; на городских пабликах пишут, что несколько лет назад владелец сделал попытку загородить проход к реке, но власти неожиданно такое самоуправство запретили, так что персональный спуск к воде остался лишь в проекте.
думаю, что свои права на выход к реке владелец зиккурата рано или поздно всё же отстоит; мне вот было бы очень интересно посмотреть, как и на чём тогда бы причаливали владельцы или их гости.
воробьиная расцветка облицовочного камня, когда я был здесь в марте (тогда зиккурат выглядел почти что серым), в глаза не бросалась - кажется, автор проекта будто бы старается соответствовать довлеющей палитре домодедова - почти все домодедовские панельки, построенные в воробьёвский период, пестрят ржавыми оттенками (ну правда - какие к чёрту грифоны, когда тут напрашиваются либо воробьи, либо пчёлы?).
ранней весной ощущения были такие: выходя из леса и натыкаясь на зиккурат, тот буквально завораживал - настолько он здесь казался посторонним (целиком его при этом не видно), но в приближении, видя всю картину в целом, эстетические впечатления он дарит примерно такие же, какие можно получить, глядя на малиновые пиджаки отечественных нуворишей в 90-х (типичный капром). думаю, такие декорации больше сгодились бы для съёмок какого-нибудь псковского порно.