центральная россия: москва



вторая часть серии постов по итогам моих московских прогулок (исключая юго-западный отросток)
обзор поста (примерно
- почтамп - модернистское здание международного почтампа на варшвавке;
- жк "композиция №24" - чёрные башни в стиле реконструктивизма;
- футболисты малевича - супрематические фигуры в сквере на ленинградке;
- здание дирекции цпкио - про недавний снос конструктивистского здания бывшей дирекции парка горького, история реконструкций, проект восстановления электротеатра "великан";
- alcon tower - 168-метровая башня-псевдосталинка
- динамовский замок - капром времён лужкова за стадионом "динамо";
- небесная крепость - жк "скай форт" в промзоне нагатино-садовников;
- пиковский момент - про пиковского провайдера "lovit";
- на нагатинской - жк-четырёхлистник "level нагатинская", виды на новостройки у новинского затона;
- чёрный монолит в загорье - новый 19-этажный жк на окраине бирюлёва восточного.
снимал на redmi note 13 pro 5g.
почтамп на варшавке



модернистская конфетка, к которой лучше всего выбираться в межсезонье, когда деревья голые, - изначально международный почтамт, возведённый к московским летним олимпийским играм



кто архитектор - хз, хотя на викимапии кто-то указал, что якобы - юрий шевердяев и куда менее известный владимир кильпе.



вот и настало время лихорадочно фоткать остатки модернизма - наверняка в ближайшее время собянинские товарищи здание по-тихому снесут. оно ведь как минимум не соответствует никаким санитарным и прочим нормам. в конце концов, эстетика модернизма, как выясняется, для рабсеян-обывателей какая-то совсем непонятная, если даже на moskvichmag.ru неизвестные чушки называют здание невзрачным.
жк "композиция №24"



три 8-этажных корпуса - два чёрных и один золотой - втесавшихся в хавско-шаболовский конструктивистский жилмассив. постройки же с чёрными фасадами, как по мне, заслуживают жирнейший плюс по умолчанию.
появился жк в 2019-м. проект упомянутого в предыдущем прогулочном посте архбюро "цимайло, ляшенко и партнёры". архитектурный стиль позиционируется как реконструктивизм.



чёрные башни отличает хаотичная сетка разноразмерных окон (у золотой же всё ровненько), а с внутренней стороны, где углы корпусов скруглены, изогнутые угловые окна. облицовка из глянцевого кирпича немецкой (ну а какой же ещё?) фабрики terca. в центре ярко-красного порт-кошера, что над главным входом, сквозной круглый проём - дырень пропускает через себя какое-то краснолистное дерево.
у каждого корпуса, как это сейчас принято, не номера, а названия - "экстер", "габо" и "делоне" - в честь художников-конструктивистов. когда уже подумал, что наконец-то попался элитный новострой без кретинского названия, выяснилось, что под "композицией" - это вот та самая композиция из трёх имён (или именных корпусов) и есть, цифра же - фактический номер дома. то есть вместо того, чтобы назвать комплекс, к примеру, "хавский" или "хавский 24", решили позаимствовать имя у какого-то круглосуточного цветочного ларька.



раньше на месте жк находилась невзрачная
до 1950-х на месте холодильника вроде как находилась котельная существующего и поныне хавского-шаболовского жилмассива.
супрематическое



футболисты малевича в безымянном сквере на входе в парк горькова (тот, что с ленинского проспекта). понатыкали их в августе



супрематические (но вообще-то это уже постсупрематический фигуративизм) образы футболистов - их, кстати, было всего четыре (опять же, не 24) - малевич создал в 1930–1931 годах - за четыре года до своей смерти. умер тот, кстати, на воле, хоть его и привлекли в
по замыслу авторов, инсталляция должна напоминать о том периоде цпкио, когда выдающиеся творцы своего времени привлекались не только к уголовной ответственности, но иногда и к оформлению парков, в частности, того же цпкио (среди таких везунчиков, к примеру, были эль лисицкий или александр родченко).
снос здания дирекции цпкио



примерно в то же самое время, когда на подходе к парку горького ставили малевичевских футболистов, на другом его конце, где центральный вход, собянинские экскаваторы готовились сровнять с землёй историческое здание дирекции парка - конструктивистский проект выше упомянутого эля лисицкого.



сам его никогда не фоткал, фото - с гугл- и яндекс-стритвью.



своего часа здание дождалось в начале года. снесли без лишнего шума.



наверное, при первом взгляде на постройку, тем более в таком состоянии, если у кого-то и появлялись вопросы, то только о том, почему его не снесли раньше.



у здания богатая история перевоплощений, и, судя по изначально озвученным мэрией (в частности, главархитектором кузнецовым) планам, эта история могла бы продолжиться (о несбывшемся будет в конце).
началось всё в конце 19 века. первым здесь появилось краснокирпичное здание крымского механического завода николая бромлея - представителя одной из самых известных и крупных промышленных династий дореволюционной россии (товарищи английских кровей, но из ганновера - типа ганноверские англичане).
проект в псевдорусском стиле выполнил сергей шервуд - сын и продолжатель дела владимира шервуда. если шервуд-отец запомнился проектом исторического музея в псевдорусском стиле, что на красной площади (товарищ, кстати, обрусевший англичанин), то самая известная постройка шервуда-сына - особняк фон рекк на пятницкой (и если вдруг кто не знал, один из самых шикарных и заметных особняков замоскворечья отдали фсиновцам).
построенный завод вскоре станет частью судоверфи бромлей, она же - "крымский бромлей", или "малый бромлей" (был ещё и большой - за калужской заставой).



в 1923-м главное здание бывшей верфи будет перестроено в один из павильонов для первой всенародной сельскохозвыставки - павильон кустарного отдела, где выставлялись образцы народно-художественных промыслов. проект андрея снигарёва и алексея щусева в стиле необарокко с элементами неорусского.
после завершения сельскохозвыставки в стенах бывшего павильона разместится клуб работников гознака; а здесь, к примеру, пишут, что павильон тогда занимал некий техникум массовой работы. короче, павильон, скорее всего, бесхозным не простаивал.



спустя несколько лет здание будет передано дирекции открывшегося только что цпкио. постройку же решили реновировать согласно духу времени. за дело взялся эль лисицкий (на тот момент - главный по архитектуре в цпкио). сохранив каркас здания, лисицкий придал ему по тогдашней моде (к сожалению, быстро завершившейся) авангардный облик.
в какой-то момент концепция поменялась, и конструктивистскую коробку решили приспособить ещё и под электротеатр/кинотеатр. дорабатывать проект пришлось уже сменившему на посту лисицкого василию войнову (среди работ последнего, кстати, так же перестроенный из промышленного здания кинотеатр "центральный" в городе иваново - конструктивистская махина, от вида которой мог бы кончить и корбюзье, и гропиус, и мельников). иногда пишут, что в проекте был также задействован некий бразильский архитектор родригу да коста, но, вероятно, тот был в ответе лишь за интерьерную часть, а не за коробку здания.
про кинотеатр также хочется отметить, что тот, как мне сначала показалось, получил необычное для того времени название "великан", и примерно в то же самое время в ленинграде появляется его, можно сказать, топопара (типа топонимический семантический двойник) - кинотеатр "гигант". однако потом выяснил: в год смерти ленина в теперь уже ленинграде открылся кинотеатр "великан" (тот разместился в здании бывшего оперного театра народного дома имени николая второго), но и тот был не первым - в москве свой "великан" успел появиться ещё до революции на серпуховской площади (коровьем валу). то есть "великан" на крымской - едва ли не случайный наследник топонимической традиции наименования кинотеатров в царской россии (ещё хотел тут добавить, что, мол, в последней кинотеатров было всего ничего, но потом также открыл для себя, что в



в 1940-х, во время немецких авианалётов, в центральную часть здания (где объём с кинозалом) попал снаряд. что интересно, даже после всех последующих реставраций до самого сноса посередине строения оставалась огромная пробоина. по сути, последние полвека здание было представлено двумя отдельными объёмами, при этом руину было видно только изнутри - от города её отделяли два глухих фасада. в последующем в разных частях здания размещались баня, склады, клуб любителей бега, какие-то офисы и даже магазин сантехники.



в медведевские годы здание забрал музей "гараж". реставрацию поручили архбюро "form" (на результат можно посмотреть здесь). тогда же в истории здания принялись активно копаться историки с краеведами, в частности волонтёры проекта "little histories"; в результате зданию посвятили аж целую книгу - "крымский вал, 9/45: неизвестный памятник парка горького" (и я, вероятно, провёл бы фактчекинг написанного выше, сверившись с книгой, но на треккерах издание пока не появилось).



в 2019-м российское архбюро братьев переслегиных и георгия трофимова "kleinewelt architekten" (товарищам, например, доверили реставрацию дворца пионеров на воробьёвых горах) анонсировало проект реконструкции и возрождения кинотеатра под прежним историческим названием (сейчас на сайте архбюро о том проекте ни слова).



тут хотел было написать, типа, сколько ж всего немецкого было на этом месте - и промышленники бромлеи, и немецкая авиабомба, и название русского архбюро, но немецкость промышленников, как потом выяснилось, весьма условная (наверное, примерно такая же как у обрусевших немцев или сахалинских корейцев), да и реконструкторы с немецким названием остались лишь при своих макетах - как у нас водится, история завершилась собянинскими ковшами.



одна из реконструкторских идей - сохранение руинированных после попадания снаряда фрагментов, а сохранять, кстати, было что: от шервудского здания (дореволюционного фабричного корпуса бромлеев) кое-где остались фрагменты кирпичной кладки и даже элементы арок.
а предыдущие реставраторы - команда архбюро "form" - придумали сохранить даже сорную поросль: те кустики и деревья, которые выросли в пространстве, куда упала бомба, должны были остаться - то ли в качестве сада-напоминания, то ли как элемент архитектурной поэтики.



тг-канал "1931.center": совсем небольшая повреждённая часть здания управления парка, которая сохранялась как рана времён войны, была уникальным памятником для города. она могла быть законсервирована и стала бы просто находкой для современного проекта, чувствительного к человеческой памяти и истории места. но именно сейчас к
80-летию юбилея победы в москве это героическое наследие было уничтожено. вместо этого нам обещают "зону торговли и общепита", которых конечно же не хватает в парке, и некий многофункциональный зал.
alcon tower



вторая по счёту московская башня-псевдосталинка -
кстати, некоторые причисляют к новодельным псевдо-сталинкам башню на оружейном (которая мне лично кажется дико симпатичной, и это несмотря на то, что автором значится михаил посохин - один из главных лужковских говноделов), хотя вполне себе оригинальное строение, фишки сталинских высоток в той башне угадывается лишь намёками, и в один ряд с подражательной халтурной архитектуркой (типа обозначенной выше троицы) ставят лишь те, кто не отличает стилизацию от бутафории.



александр змеул:
в отделке alcon tower промахнулись буквально со всем - с пластикой, деталировкой, цветом. здание смотрится плоско и нематериально, словно макет, сделанный в натуральную величину из картона или фанеры. <…> правда, если подойти вплотную к зданию, то оказывается, что фасад вовсе не плоский, но деталировка настолько невыразительна, что в неё надо буквально всматриваться. получаетсяне лаконично, а незатейливо. на этом фоне даже фасад "триумф паласа" при всей нелепости своего облика более материален.
алконская башня возведена в
герасимов:
подходить к проектированию надо очень ответственно. всё, что строится сегодня - и есть современная архитектура. мы не пытаемся пародировать прошлое, но делаем шаг навстречу традициям. это не отменяет эволюционного пути развития.
питерский товарищ представил проект ещё
кузнецов:
мы не должны стесняться продолжать московские традиции. и высотный объём, и предложенная композиция вполне уместны.
вполне возможно, что согласованный питерский проект - это такой собянинский акт мести за те недовольства, которые выразил условный креативный класс после вероятных фальсификаций на мэрских выборах в конце
алконом башню нарекли по названию стройконторы - aclon group. весьма странный выбор, учитывая, что с точно таким же названием существуют,
единственное хорошее, что можно сказать про башню, это то, что ради неё вроде бы не пришлось ничего сносить -
динамовский замок



жк "петровский замок", что за стадионом "динамо", воткнули сюда в далёком
архитекторы - роман кананин и владимир стейскал. первому на момент постройки было



так-то, если вылить на это замковое великолепие несколько вёдер чёрной краски, то может получиться даже интересно, то есть можно и не сносить. добавить ещё акцентов - какие-нибудь вкрапления геометрических примитивов (например, серых планок) - и будет заебись (бежевым мамашкам на радость).
небесная крепость



а вот ещё крепость: доминанта района нагатино-садовники - жк "скай форт". три корпуса по






подозреваю, что серые блоки, больше похожие на офисные стекляшки, чем на жилые здания, привлекают немногих, тем более раньше здесь была почти что сплошная промзона - всякие заводы, троллейбусный парк, гаражи с автосервисами, - и многое из того осталось и сейчас (но район, пусть и очень медленно, преображается). вдобавок тот ещё натурально крепость - и внешне и по существу: внутренние дворы корпусов полностью закрытые, а закрывают их, помимо ворот, своего рода угловые дозорные башни.



ну а из того, что тут всегда была промзона следует, что люд по большей части тут обитает рабочий, то есть максимально примитивный, а, стало быть, от внешнего вида крепости товарищей должно знатно корёжить.
вообще, лаптеногих к хорошей архитектуре (а



в идеале ещё во дворах той крепости понатыкать какого-нибудь современного искусства - что-нибудь из разряда особо полюбившейся скрепным обывателям "большой глины" (здесь раньше находился трубный завод, так что торчащие из-под земли трубы были бы в тему).
пиковский момент



очередной пиковский новострой - жк "второй нагатинский", которому в этой серии постов не место (мне, если что, пиковская архитектура, кажется более чем пристойной), если б только не одно обстоятельство: в марте по новостным пабликам пронеслась весть о том, что пиковские жильцы на протяжении нескольких дней не могут попасть в свои дома из-за ddos-атаки на единственный из доступных в пиковских коробках (не только в этой, а чуть ли не во всех) провайдера - lovit (дочерка самого пика, директор
вот небольшая выжимка с одного из сайта-отзовика:
на нагатинской



четыре 26-этажных корпуса-лепестка на нагатинской набережной (вроде как самой протяжённой в мск) - жк "level нагатинская", возведённый в этом году на месте брежневской светлокирпичной коробки



на противоположной стороне набережной куда более интересно.



на той стороне москва-реки, где набережную марка шагала недавно связали с пока ещё безымянной набережной






загорье



ну и напоследок - в загорье (южная часть восточного бирюлёва) внезапно образовалась чёрнофасадная