russian far east, sakhalin: aniva lighthouse, aniva cape | travel-blog #158011

russian far east, sakhalin: aniva lighthouse, aniva cape

Поездка на анивский маяк (маяк Нака-Сирэтоко)

россия, дальний восток, сахалин: маяк анива, мыс анива

вторая половина мая 2021-го. вылазка из южно-сахалинска. 3-й день в рамках 2-месячного трипа по сахалину и курилам.

обзор поста: вылазка на аниву, про село новиково и крейсер "новик", про маяк - название, японский бетон, маяк внутри, планы реконструкции и пр., город анива.

снимал на xiaomi redmi note 7.

вылазка на аниву

вылазка на аниву обошлась мне в 5000 руб (67,5 долл), включая все трансферы + визит на мыс мраморный.

обычно турконторы возят за 5-8 тыс, хотя есть и такие, кто предлагает добраться всего за 3000 руб, но в составе большой группы. нас же было всего 5 человек (включая двух бойких питерских старушек, одной из которых уже за 80). а так как поездка была в середине мая, когда до открытия турсезона ещё далеко, на маяке не было никого, кроме нас.

пока что это моя первая по счёту отметка на этом полуострове, но в следующие 2 месяца добавятся ещё 4 - мыс и маяк тонин (тоже японский), мыс птичий + мыс великан, мыс юноны, а также город корсаков.

из южно-сахалинска до мыса анива - 3,5 часа пути: 2 часа (120 км) на машине до села новиково, оттуда - ещё 1,5 часа (5 км) на моторной лодке вдоль восточного берега тонино-анивского полуострова (мыс анива находится на его юго-восточная оконечности).

новиково

к аниве отчаливают из полузаброшенного села новиково. ничего интересного там нет, кроме руин японского "ковша" (ковшами здесь принято называть небольшие порты или причалы, образованных волнорезами), но такие ковши на сахалине не редкость.

несмотря на то, что от ковша почти ничего не осталось, даже в таком виде он продолжает выполнять свою функцию, защищая лодки от волн (японский бетон, вероятно, подержится ещё не одно десятилетие).

при японцах посёлок, как и река, на которой тот стоит, сначала назывался оямамбэцу (на языке айнов означает речка большой яман). спустя пару лет название посёлка сократили до яман (на языке айнов - место, где ставят сети). сейчас это самый южный населённый пункт сахалина. при японцах же череда сёл поменьше тянулась чуть ли не до самого мыса анива.

при советах яман получил название новиково - в честь русского крейсера "новик" (вроде как самый высокоскоростной крейсер в начале 20 века), который во время русско-японской войны столкнулся с более мощным японским крейсером "цусима". бой с цусимой произошёл у корсаковского поста, который тогда ещё принадлежал русским. хорошенько продырявив "новик", японцы вывели его из строя, и всё, что потом оставалось русскому крейсеру - это отправиться ко дну.

русское командование приняло решение потопить "новик" на отмели, чтобы, когда-нибудь потом вернуться, поднять его и восстановить. менее, чем через год, когда южный сахалин отошёл к стране-победителю, японцы подняли русский крейсер с 9-метровой глубины, после чего "новик" ещё лет 8 исправно служил своим новым хозяевам.

всего за 6 месяцев войны с японией, российский флот потерял 43 судна, включая 11 линкоров. 15 из них, в т.ч. 6 линкоров, постигла та же судьба, что и судно "новик" - они стали частью флота японии. кстати, потери японского флота почти в три раза меньше - 15 кораблей, из которых только 2 линкора. ну, и следует помнить, что из 18 сражений в ходе 6-месячной войны с японией ни одно не обернулось для россии победой.

до маяка анива можно добраться только по морю. впрочем, за 1,5-2 дня из села новиково можно дойти пешком до мыса анива (также можно попытаться добраться на авто до мраморного мыса, но оттуда - уже только ногами), но так как сам маяк стоит на скале, отделённой от мыса проливом (расстояние примерно в 20-30 метров), то, даже достигнув мыса анива, до самого маяка придётся добираться чуть ли не вплавь.

маяк

на языке айнов (почти полностью исчезнувший аборигенный народ) анива означает меж горных хребтов.

при японцах анивский маяк назывался маяком мыса нака-сирэтоко. вторая часть названия на языке айнов означает на краю земли, а нака - это японская приставка, означающая направление по центру.

сейчас на сахалине около 70 маяков и створных знаков (и ещё 30 на курилах), 25 из которых были установлены при японском правлении. самый красивый (или скорее - самый эффектный) и самый известный среди всех сахалинских маяков - именно анивский.

всего за поездку специально к японским маякам я выбирался 3 раза - был ещё маяк тонин и маяк на мысе слепиковского. краем глаза видел также маяк на мысе жонкиер у александра-сахлинского, и вблизи - маяк в поронайске.

30-метровый анивский маяк - уже вторая сахалинская работа архитектора миура синобу; перовой такой работой был скальный маяк кайгара (сигнальный) - тот находится в проливе, разделяющим японский остров хоккайдо и острова малой курильской гряды.

маяк анива уже лет 15 не действует, и, по сути, представляет собой заброшку. как я понял, залазы на скалу и внутрь маяка не совсем легальны.

для визита на маяк серая погода с густым туманом, как по мне, идеальна.

мрачную атмосферу анивы дополняли чайки, зависшие в потоке ветра, и буквально застывшие над маяком. а когда маяк появился на горизонте, лодка начала сильно биться о волны (до этого был штиль), что делало приближение к нему ещё более эффектным.

море здесь становится беспокойным, так как у мыса встречаются воды относительно тёплого татарского пролива и холодного охотского моря.

сейчас маяк сильно руинирован. хорошо сохранилась только внутренняя лестница.

сахалинцы не устают нахваливать бетон, произведённый японцами - говорят, тот был превзойдённого качества, и худо-бедно сохранившиеся порты-ковши - тому наглядный пример.

в таком виде - с обнажённой арматурой - маяк можно больше и не увидеть: власти не первый год грозятся закрыть маяк на реставрацию.

хотелось бы, конечно, чтобы маяк законсервировали, а не приводили его в первозданный вид. отпидоренный маяк в чёрно-белую полоску интереса представлять уже не будет - без "благородной ветхости" в виде ржавчины, облезлых стен и слоёв птичьего помёта маяк разочарует всякого, кто притащится сюда за 5-8 тыс.руб.

при японцах "светилка" маяка работала за счёт часового механизма, одна часть которого вращалась в чаше с 300 кг ртути. подробностей не будет, автор - гуманитарий.

надписи на стенах маяка о том, что объект радиоактивен, появились в середине 90-х - таким образом власти пытались отвадить мародёров от охоты за цветным и чёрным металлами. хотя в 90-х маяк какое-то время работал на изотопных элементах питания, в которых использовалась тепловая энергия радиоактивного распада. надписей о радиоактивности тогда ещё не было, так что мародёры, вероятно, облучались по полной.

город анива

кстати, на сахалине есть также город анива (говорят, туристу делать там абсолютно нечего), но тот находится не на полуострове, где анивский маяк, а в 35 км от столицы. у меня даже появилась идея для бизнеса: в городе анива построить забегаловку на побережье, здание которой будет представлять собой уменьшенную копию анивского маяка (или же просто соорудить муляж из пластмассы, и поставить рядом), и потом возить туда лохов, предлагая туры "в аниву" (а не "на") за те же 5000 руб.