франция, прованс: арль



. вылазка из авиньона в рамках



арль - третье и последнее место, посещённое за день после сан-реми и
обзор поста (примерно 2600 слов / почти
- дорожное - автостоп и бесплатная электричка;
- арль вангогский - ван гог и его художества, арль как один из арт-центров европки, высотка нового арт-центра "люма арль";
- арль в целом - олдтаун, романская архитектура и бомжи;
- амфитеатры - наследие римских правителей;
- подборка храмов - собор сен-трофим, аббатство бенедиктинского ордена, арлезианские нотр-дамы, а также три церквушки, ставшие выставочными арт-площадками;
- немного истории - лигурийское поселение, портовый город при римлянах, город-государство, немецкая оккупация и бомбёжки.
снимал на xiaomi redmi note 4.
дорожное



сюда я добрался автостопом из города



водитель - интеллигентная дама лет 50 родом из канады, промышляет во франции организацией туров по арт-миру. сошлись с ней на том, что распиаренная деревушка



до авиньона добирался на электричке. обошёлся без билета (жд-станция здесь без турникетов); экономия -
арль вангогский



сегодня арль позиционируется как один из арт-центров европки. тут, например, для размещения выставок современного искусства отведено аж пять церковных зданий (про три из них будет ниже, но сам ни в одной не был). кроме того, арлю повезло стать главным городом в творчестве ван гога. а та самая вангогская история с отрезанием мочки уха произошла именно здесь. я всегда считал, что ухо тот отрезал в качестве оплаты услуг проститутки, но, как оказалось, художник лишил себя кусочка плоти, будучи в состоянии аффекта после алко-стычки с полем гогеном. после этого случая ван гога приютили в психушке в небольшом городке
попалось ли мне что-нибудь на глаза из того, что можно обнаружить на вангогских полотнах - без понятия.



рядом с жд-вокзалом арля достраивают
архитектором выступил небезызвестный frank owen gehry (ему сейчас уже под 90) - главный по деконструктивизму, в числе проектов которого уже упомянутый музей гуггенхайма в бильбао, танцующий дом в праге, небоскрёб
арль в целом



арль - одно из старейших поселений франции - ему уже более



город может похвастаться сразу двумя римскими амфитеатрами, в придачу к ним идёт средневековая застройка в романском стиле.



хотя исторический центр арля компактен, посмотреть удалось далеко не всё - в город я приехал незадолго до наступления вечера. на прогулку потратил примерно пару часов.



кстати, единственный город за 18 дней, который заставил меня открыть зонтик. в такую погоду арлезианские пейзажи выглядели максимально мрачными и зловещими. зато никаких туристов.



непривычно высокие здания олдтауна делают его извилистые улочки по ощущениям ещё более тесными, чем они есть на самом деле, - иногда начинает казаться, будто бродишь по каким-то городским ущельям.












как оказалось, здесь обитают самые агрессивные попрошайки из всех, что мне до этого встречались; простым посыланием на хуй таких не отгонишь.



























римское наследие



главное сооружение арля - древнеримская арена (arènes d'arles). построена в конце



в
к началу 19 века инородное тело римская арена из себя исторгла (хотя две из трёх средневековых башен-пристроек сохранились), и с тех пор своей первоначальной функции амфитеатр не меняет.



всего в 50 метрах от арены находится второй античный амфитеатр арля (théatre antique d'arles), или малый амфитеатр. этот построен раньше - в конце



кстати, уникальный случай: других таких городов - чтоб с двумя античными амфитеатрами - во франции нет, да и в целом на европейские города больше одной постройки такого типа не выпадало, кроме рима и некоторых греческих городов (где амфитеатры в основном греческие).
всего же римляне построили более 200 амфитеатров по всей империи, большинство из них - на западе. во франции большая часть сохранившихся античных амфитеатров находится в пределах бывшей римской провинции нарбоннская галлия, всего их там примерно



в отличие от арены, малый амфитеатр сохранился гораздо хуже - в средние века (начиная с 5 века) сооружение стали активно растаскивать на камни для постройки храмов, а также городских стен и административных зданий. примерно с
собор сен-трофим



третье по значимости сооружение арля - бывший кафедральный собор сен-трофим. трёхнефная романская базилика с
во время французской революции, когда большинство храмов были секуляризированы, собор был преобразован в храм верховного существа (храм разума). после кончины робеспьера собор будет возвращён католикам, а при наполеоне бонапарте робеспьеровская госрелигия будет запрещена уже на официальном уровне.



почти голый фасад собора контрастирует с порталом, который украшен плотным слоем скульптурок на тему каких-то библейских (вроде апокалиптических) сюжетов (вероятно, это такое обращение к традиции римских триумфальных арок); скульптурки нашли себе место даже на капителях колонн.



кстати, единственный храм, куда мне повезло попасть внутрь.



вплотную к собору примыкает монастырь сен-трофим (скорее, даже не монастырь, а т.н. клуатр - монастырский двор). возводили его с конца
церковь святой анны



бывшая церковь святой анны (eglise sainte-anne d'arles), малоприметный фасад которой обращён на величаво-пышную морду сен-трофимского собора. первая версия церкви была построена во второй половине
после революции церковь забросили, в середине



на frenchtrip.ru пишут, что в
нотр-дам



церковь нотр-дам-ла-майор (notre-dame-de-la-major) - типа большая/главная церковь богоматери. построена в середине
получается, что в арле какое-то время действовали сразу два норт-дама. кстати, порталы у храмов почти неразличимы - это из-за того, что портал нотр-дамской церкви был в своё время специально перестроен по образцу портала прежнего норт-дама.
аббатство монмажур



на подъезде в арль (примерно в
возводить монастырский комплекс - там не меньше шести построек - начали в середине
после французской революции аббатство осталось стоять заброшкой. как я понял, часть монастырских зданий теперь используется в качестве площадок для выставок современного искусства. всего в арле таких переориентированных на contemporary art бывших церковных точек я насчитал пять штук; в россии же из аналогов можно припомнить разве что питерскую анненкирхе, которая хоть вроде как и действующая церковь, но всё же при этом какая-никакая арт-площадка.
часовня святого власия



бывшая монастырская часовня святого власия (eglise/chapelle saint-blaise). возведена в
святой власий (он же - власий севастийский) - очередной библейский персонаж, замученный в
ныне часовню занимает очередное выставочное пространство (всё тот же contemporary art).
бывшая церковь францисканцев



не последняя церковь в арле, но последняя в этом списке, - бывшая церковь монастыря кордельеров/францисканцев (eglise couvent des cordeliers). построена была в
орден кордельеров (он же - орден францисканцев/миноритов) - ordo fratrum minorum - возник в начале
следующему поколению кордельеров уже понадобились церкви и монастыри. благодаря разработанной ими концепции usus pauper (ограниченное использование имущества), товарищи как бы соглашались на использование разного рода имущества (те же церкви), при этом юридически не обладая им как своей собственностью - все францисканские монастыри и церкви формально принадлежали либо официальным церковным властям, либо частным благотворителям.
в 13 веке арлезианским францисканцам папская администрация доверила дела инквизиции (как в самом арле, так и в его окрестностях), причём в этой части франции инквизиция свирепствовала особо - здесь завелись христиане-катарцы с христианами-альбигойцами, которых церковники записали в еретики. последние, как и францисканцы, позиционировали себя как божьих одуванчиков, которым, кроме божьей благодати, как будто бы ничего больше не было нужно. придумывать новую концепцию (как usus pauper), которая смогла бы объяснить компромисс между их духовными идеалами и требованиями инквизиции, францисканцам не пришлось - они уже изначально принимали как должное готовность к слепому повиновению всем директивам вышестоящих церковников, чем последние и пользовались. короче, соблюдали церковную иерархию (в отличие от катаров, которые впоследствии огребут от них по полной).
кстати, текущий папа римский - который франциск - взял себе тронное имя в честь основателя ордена - франциска ассизского (также его имя взял себе город сан-франциско, что в калифорнии). тут нельзя не отметить внешнее сходство римского папы с одним из персонажей "игры престолов" - его воробейшеством, лидером секты воробьёв, которая, в свою очередь, была почти полностью скопирована с ордена францисканцев.
немного истории



первоначально на месте будущего арля было лигурийское поселение. в
arelate - латинизированная форма галльского arelati, которое означает на болоте или перед болотом. так что арль (arles) можно перевести как приболотск или приболотье.
под названием arelate/arlate город будет известен до



римляне добрались до города в
как и при фокейцах, римский arelate оставался портовым, а благодаря построенному каналу до средиземного моря (римляне проложили его, предположительно, на



после победы цезаря над помпеем (арелат выступил на стороне первого) император включает город в состав римской империи в качестве т.н. колонии (колониями тогда назывались городские поселения на захваченных римом землях). официально город носил название colonia julia paterna arelatensium sextanorum, или исконная юлианская колония шестого легиона арль, то есть город, в котором базируется один из легионов цезаря.



к середине 3 века римская власть в провансе постепенно уступает место варварским племенам. в течение
в 10-11 вв в течение почти сотни лет арелат был столицей арльского/арелатского королевства (regnum arelatense), больше известного как королевство бургундское (в составе империи каролингов). в



с конца 11 до середины



к 13 веку арелат (arelate) становится известным как арль (arles).
в конце
во время французской революции в арле было примерно всё то же самое, что и везде во франции, хотя гильотина работала здесь не так интенсивно, как в центральной и северной частях франции. само собой, почти все религиозные точки тогда были секуляризированы, немалая часть закрытых храмов спустя время была разрушена, а часть постепенно придёт в запустение.



во время второй мировой оккупирован немцами; освобождён армией сша.
перед деоккупацией арлю пришлось принять на себя то ли пять, то ли восемь авианалётов со стороны союзников. бомбы, предположительно, сбросили