россия, татарстан, казань: храм всех религий в селе старое аракчино
первая половина октября 2019-го. вылазка из казани в рамках 7-дневного трипа по четырём городам урала и среднего поволжья (ёбург, кунгур, пермь, казань).
обзор поста (примерно 2650 слов / 6 страниц текста):
- про вылазку;
- создатель - про ильдара ханова и его духовное перерождение;
- вселенский храм - немного истории, концепция (храм как дк);
- пожар и татарские тёрки - передел собственности в 2017-м и новые владельцы храма;
- обстановочка - как там внутри;
- купола - фантастические купольно-конические конструкции и что их венчает;
- апдейты - восторги визитёров.
снимал на xiaomi redmi note 7.
про вылазку
жутковатенький на вид храмовый комплекс - храм всех религий (далее - хвр), что в старом арачкине, - притянул моё внимание ещё в 2010-м - храм-петрушка промелькнул в окошке поезда на подъезде к казани, заставив на мгновение разинуть рот. однако в прошлые разы (был тут ещё летом 2014-го) соваться сюда желания не было (типа зачем смотреть то, что мне очевидно не понравится). ну, а в этот раз в казань потянулся в основном из-за хвр (забегая вперёд, внутрь храма пускать начали вроде как только в 2017-м).
находится хвр в селе старое аракчино - в первые послевоенные годы село зачем-то включили в городскую черту казани, то есть это как бы казань (окраина в западной части). от одноимённой жд-станции до хвр можно дойти пешком, однако проще добраться на городском автобусе - электрички тут почти не ходят.
создатель
хвр (он же - вселенский храм) - детище почившего в 2013-м местного уроженца ильдара ханова.
родился ильдар незадолго до начала советско-германской войны, на третий год перенёс клиническую смерть - вроде как от голода (и мог оказаться у родителей третьим по счёту покойным дитём, но не судьба). спустя время татарин возомнит себя вангой - будет ссылаться на трансцендентный опыт, который он получил в той самой отключке в 3-летнем возрасте.
при советах ханов ваял авангардистские монументальные скульптуры (а-ля эрнст неизвестный и вадим сидур) и не менее авангардистские картины (некоторые вроде неплохие). параллельно с этим занимался всякими духовными практиками, нащупывал себе чакру и учился жить с третьим глазом.
вселенский храм
возводить хвр ханов начнёт в середине 90-х (самое время). к идее строительства хвр ханов пришёл ещё в 1970-х, тогда он обсуждал их с сыном николая рериха - святославом (оба - художники и просветляи). среди возможных локаций для будущего хвр мечтатели готовы были рассмотреть набережные челны (где у ильдара ханова и его брата ильяза было уже с десяток городских скульптур), а также камчатку и туапсе. в итоге строить хвр пришлось прямо у стен родительского дома в том самом старом аракчине (самому ханову к тому моменту стукнуло уже 54).
kazancat.ru:
как рассказывал ильдар ханов, изначально он планировал построить свой вселенский храм в набережных челнах в районе бульвара энтузиастов. стройка велась тайно под видом гостиницы. однако, кто-то проговорился, что самом деле строится мечеть или храм и в течение ночи сняли краны, леса, а саму стройку заморозили. ильдар ханов вернулся в своё родное старое аракчино, чтобы реализовать идею "на огородах".
строился хвр на собственные средства ханова, после его смерти - вроде как на деньги фондов хвр и всякие пожертвования (говорят, кирпичи жертвовали неравнодушные люди, а камни автор таскал с соседнего берега волги). в числе таких последних выступает, в частности, входная плата - берут 100 руб (1,53 долл).
задумка была такая - хвр должен был каким-то образом (возможно, только визуально) объединить в себе как минимум 16 религий (по куполу на каждую), включая даже те, о которых человечество ещё не знает.
религий на сегодняшний день - от 4 до 10 тысяч (смотря как считать). помимо 4 крупнейших групп верунов - христозной, муслимской, индусячьей и буддистской (название последней исковеркать сложно) - выделяют примерно 16 "религиозных групп среднего размера", всех прочих же течений - тьма. сколько их в среднем в год появляется - хз, но очевидно, что не мало (в названии надо было сразу уточнять - какого количества религий храм). то есть тенденция вроде такая, что объединяться под одним куполом никто особо не спешит (религия - она вообще не про это), а единственный способ загнать всех под один купол - это истребительные походы (только те пока что не в моде - какой-нибудь игил разве что). это я к тому, что идея объединения храмов - какая-то уж совсем по-детски наивная. это как предложить миру универсальный язык, в алфавите которого будет собран весь объём буковок, иероглифов и символов, взятых из всех известных (и не только) языков.
впрочем, в сша и европке есть несколько т.н. экуменистических храмов - то есть храмы для верунов сразу всех христианских конфессий, но они именно так себя и позиционируют - как экуменистические (сомневаюсь, что у них есть паства). из этой серии можно привести в пример не так давно появившийся хельсинский храм тишины (который, видимо, больше арт-объект и туристическая достопримечательность, чем храм) и храм истины в паттайе - последний вроде как объединяет религиозные направления, популярные на востоке. к слову, к эстетике этих храмов, в отличие от хвр, никаких вопросов.
среди религий, которые должны будут поместиться в стенах хвр (по словам ханова): культ индийский вед, китайский дао, японский дзэн-буддизм, тибетский буддизм, хз-какой египетский культ (древнеегипетский?), культ майя, иранский зороастризм, культы розенкрейцеров и масонов, а ещё религия инопланетного разума / внеземных цивилизаций. такие вот татарские пироги.
впрочем, храм - всего лишь название. несмотря на то, что это как бы храм, религиозные обряды внутри (да и снаружи тоже) совершать воспрещается. внутри же - набор помещений и залов, соединённых галереями-проходами, среди которых - детский театр, выставочные залы, и даже планетарий с обсерваторией (надо думать, пытаются обнаружить заявленную религию инопланетян). эдакий храм-солянка, где как на свалке с раздельным сбором мусора по разным контейнерам расфасован хлам с конфессиональной символикой (только вместо знака "пластмасса" здесь будет какая-нибудь поебень с какой-нибудь звездой давида).
то есть, если не считать куполов, то всё это походит на типичнейший провинциальный дом культуры (просто ноль отличий); а так как это татария, то и купола тут не кажутся инородными - на фоне дворца земледелия, кукольного театра "экият", мечети кул-шариф и прочей архитектурной татарщины - хвр в этом ряду никак не выбивается (просто причудливый такой сельский дк - что называется, в духе начала нулевых).
получается оно вот как: ты думаешь, глядя на вывеску и внешние атрибуты, что это храм, но внутри обнаруживаешь лишь наспех сколоченные декорации (точно попал на дачу к пенсионеру, который зачем-то насобирал сувениров из прошлых поездок, и теперь для каждой категории выделил по комнате - богатая коллекция всяких безделушек должна продемонстрировать гостям, что пенсионер шарит в теме); ты думаешь, под вывеской "вселенский храм" будет храм одновременно всего и вся, но вместо него обнаруживаешь что-то типа универмага - универхрам с религиозными и околорелигиозными отделами (впрочем, как уже было сказано, религиозные потребности ни один верун тут удовлетворить не сможет - автор метит на то, чтобы сюда народ приходил окультуриваться).
ильдар ханов:
у моего храма неспроста столько куполов - под каждым из них по церквушке, относящейся к разным вероисповеданиям. я намеренно разделил их стенами - глупо объединять в одном зале религиозные традиции, наработанные разными народами и культурами. зато снаружи все купола соседствуют - храм должен быть общий, вселенский…
а вот из того, что ещё запланировано: мемориал павшим в советско-германской войне (пхахах), академия целителей, пансионат для пожилых, сиротский приют, временное прибежище для наркозависимых. буквально вселенский центр всех сирых и убогих.
ильдар ханов:
по рождению я мусульманин. но, поскольку изучал христианство, оно мне тоже стало очень близко. я, наверное, "человек мира": во всех религиях нахожу нечто близкое и не вижу противоречий между ними. хочу создать первый очаг объединения людей вокруг единого господа… да, наша задача сегодня - объединить человечество, поставить его на путь солидарности; уничтожить зло в человеке и сохранить себя для будущего.
с 2016-го (на третий год после смерти создателя) владельцем объекта стали его родные брат и сестра - ильгиз ханов (кстати, этот татарин вроде как один из главных иконописцев рф, участвовал в реставрации соборов республики, включая благовещенский собор казанского кремля, сделал 28-метровый иконостас преображенского собора на соловках, а ещё изготовил на заказ иконостасы для путина и патрушева) и флюра галеева.
ильгиз, как оказалось, тоже большой оригинал - носится с разными откровениями, а в хвр планирует открыть школу йоги и иконописи.
и тут вдруг всё ушло в темноту. появляется фигура, как на иконах в "преображении", сияющая. в этот момент я вижу своё детство, волгу, как мы с отцом идём удить рыбу. потом всё проходит. и эта фигура светящаяся мысленно вопрос задаёт: "что ты ещё хочешь?" что, мол, я ещё хочу в этой жизни сделать, совершить? в этот момент я вспомнил, как мы в тырнаузе по местному рынку ходили, а там лаваш с помидорами продавали. я очень хотел его купить - никогда такого не ел. и я честно сказал первое, что пришло в голову: "хочу лаваша с помидорами". kazan.aif.ru
пожар и татарские тёрки
2,5 года назад в храме случился пожар (вселенский храм вдруг стал всетленским) - 63-летний самоназначенный управляющий хвр - мансур зиннатов, которого обязали съехать из хвр со дня на день (тот вроде как был соратником ханова, и работал здесь прорабом ещё с 90-х), решил в отместку спалить тут все к херам. планировал ли тот сгореть сам - уже никто не узнает, но товарищ сгорел. а среди утрат - вроде как почти все картины и личные вещи ильдара ханова, а также два купола, с которых и началась история хвр; но в целом, внешне объект пострадал не сильно.
ильгиз ханов:
после смерти брата сам себя управляющим назначил мансур. этот человек считал себя прорабом и учеником ильдара. называл себя "человеком мира". он занял храм и никого туда не впускал, в том числе и меня. сначала я пытался бороться с этим произволом, писал заявления в прокуратуру, полицию, но результатов это не дало.
флюра галеева в 2017-м:
мансур организовал банду тут. вам и не снилось, что он тут творил! ильдара [ханова] постоянно обворовывал, на порог никого не впускал.
она же в 2013-м:
мансур - местный, аракчинский. это очень достойный человек. в середине 90-х он начал помогать ильдару, после того как тот помог ему с больной ногой. мансур взял на себя функции организатора строительства храма: набор рабочих, снабжение - доски, гвозди, цемент и т.д. он очень помог ильдару, освободив его время для творчества, лечения и медитации. он человек абсолютно непубличный, не любит о себе говорить. это его право. можно сказать, что он человек дела. он лично подобрал высококлассных специалистов для строительства храма. посмотрите, как качественно они делали кирпичную кладку!
короче, какие-то татарские разборки - там хрен разберёшь.
кстати, свободный доступ сюда сделали только после пожара, до этого же мансур держал двери храма закрытыми (может, по соображениям гуманности - типа нахуй такое показывать), хотя вроде как сюда можно было записаться на экскурсию.
обстановочка
обёртка (храм же - конфетка) вполне соответствует содержанию.
комната с зеркальным потолком и стенами, увешанными иконами, названа "краеугольным камнем веры" - это типа отсылка к цитате из евангелия, где христос называет себя краеугольным камнем, оказавшимся во главе здания (походу, эта - "неужели вы не читали сего в писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла"). ощущение, будто тебя заперли меж четырёх иконостасов. иконы, кстати, написаны тем самым ильязом хановым.
зал кришны с золотым деревом в центре. напоминает народное "подъездное" творчество - что-то похожее можно наблюдать в некоторых подъездах в хрущёвках и брежневках.
католический (концертный) зал - пока что самое просторное помещение. кресла для зрителей, как пишут знатоки, бэушные - их притащили сюда в конце 90-х из казанского театра оперы и балета имени мусы джалиля.
зал будды, египетский зал и какой-то ещё (хз какой - может, языческий).
татарский зал (зал ислама) - тут что-то типа выставки с женскими портретами руки всё того же ильгиза ханова (который брат ильдара ханова); "татар кызлары" - образы 40 татарских женщин, стилизованные под православные иконы.
картины каких-то ноунеймов.
куда ни плюнь - всюду благолепие.
тут вообще всё какое-то невероятно невероятное. причём рассматривать больше тянет элементы декора, нежели экспонаты.
оказывается, рядом - берег волги. то есть с какого-нибудь судна хвр видно как на ладони (можно ненароком и за борт выброситься).
купола
мне тут на глаза попался студенческий сборник какого-то казанского архитектурного универа - кгасу (тут уже должно быть смешно), в числе публикаций которого обнаружился черновик как бы исследования, полностью посвящённого хвр (авторы - три татарина: мустакимов в.р., аминов а.р., мустакимов а.в.). инфу в этом разделе наковырял оттуда. там, в частности, пишут, что к хвр (на момент 2017-го) успели прикрутить уже 16 конструкций купольных систем и минаретов (купольно-конических конструкций); под куполами же - пять зальных помещений, каждое из которых представляет собой определённую конфессию или культуру, при этом зальные пространства и купольно-конические системы между собой не связаны (кто бы сомневался).
сначала может показаться, что хвр утыкан вполне себе привычными луковками с крестами, которые разбавляют исламские минареты, непальская башенка и что-то из ещё недостроенного, но, если приглядеться, то у ханова к православным на вид куполам присобачены полумесяцы, а к какой-нибудь как бы готической башне - египетский анкх (крест с петлёй). то есть почти каждый купол здесь - эдакий франкенштейн, хотя есть и такие, в которых попытки ханова изобрести религиозную символику отражены более чётко.
в целом же хвр выглядит как эталонный китч - адская напиханка из конфликтующих в стилевом поле куполов.
купол-доминанта, как оказалось, относится к культу солнца - языческой квазирелигии. на башенке вроде как прячется уже упомянутая обсерватория. на самой верхушке - неканоничный солярный символ (не свастон и даже не коловрат).
купол синагоги - несмотря на свою "петрушечность", еле заметный. звезда давида на месте.
самый космос - синтоистский многоярусный купол с треугольной металлоконструкцией. причудливая форма, которая ни в одном другом храме мира не используется, должна, видимо, символизировать многоярусность кровель синтоистских храмов.
как бы готическая башня с анкхом - коптским крестом (который с петлёй). тут кажется очевидной архитектурная отсылка к кавказской традиции самостроя и эстетике придорожных шашлычных.
непальский купол с глазами. из всех прочих этот кажется самым аутентичным.
буддийский купол с шипами. на верхушке - что-то похожее на колесо дхармы/сансары. в буддийских храмах, конечно, такого нет. больше похоже на собранные в пирамиду панцири каких-нибудь черепашьих мутантов из комиксов.
сначала думал, что чёрная приплющенная луковица - православная, типа - отсылка к главному старообрядческому храму в казани (который покровский). но нет - два кирпичных минарета рядом, знак полумесяца (с рогами, обращёнными вверх) и муслимский узор на барабане - говорят о том, что "купольно-коническая композиция" отсылает к традиции муслимской, а именно - к иранскому шиизму (на иранские гонбады купол хвр не похож ни разу, но, видимо, так и было задумано).
всего же муслимских куполов тут три штуки, ещё два мелких - в стилистике куполов собора василия блаженного. сложносочинённая верхушка одного из них напоминает ни то чурчхелу, ни то "тайские бусы".
купол католический. в расцветке мальтийского флага. крест же - не латинский, а греческий.
а это прям экзотика-экзотика - бахаистская башня с навершием в виде стилизованной бабочки - символом бахаистов. ничего подобного в бахаистских храмах вроде бы нет (сам видел только делийский храм лотоса), версия хвр - отсебятина.
отдельно стоящая башня, похожая на водонапорку, с красным дынеобразным куполом. навершием служит солярный знак - к какому религиозному течению принадлежит, непонятно. на верхушке - синтоистский знак хорин-римбо (колесо закона). конструктивно башня и купол к синтоистской архитектуре никакого отношения не имеют - то есть, кроме знака, к ней никаких отсылок.
также есть парочка православных куполов и ещё несколько конусов, которые, возможно, чисто декоративные. плюс возводятся какие-то новые.
наверное, единственный способ сделать хановскую задумку хоть сколь-нибудь визуально пристойной - это расположить все купола вокруг главного под углом, заставив те вращаться одновременно как по своей оси, так и вокруг основного купола (по типу карусели или буровой установки). купола, раскрашенные в стилистике собора василия блаженного, будут тогда функционировать как глаза футурамовской гипножабы - последнее добавит в композицию религиозный оттенок.
апдейты
бывает, нахожу в инете отклики восторженных визитёров - не могу не поделиться.
mag.russpass.ru (12.2023):
тем не менее эта эклектика смотрится очень гармонично. множество ярких башенок, куполов и шпилей делают здание большим сказочным дворцом. окна разной формы украшены витражами, фасад декорирован мозаичным орнаментом и цветными панно из смальты. мифические животные, кресты, полумесяцы, звёзды давида соседствуют тут с древнеегипетскими анкхами и масонскими символами. а перед входом в храм установлены сфинксы, лица которых почему-то очень напоминают лицо юрия гагарина.
или вот квинтэссенция типичных восторгов от верунов-просветляев.
из тинькофф-журнала (11.2024):
я много где бывал и много в какие религии посвящался. поэтому меня потрясли не сами залы и масштабы храма. меня до глубины души тронуло то, как этому человеку пришла в голову столь гениальная идея, и что он оставил после себя. я видел сотни людей, стекающихся к этому храму - а это было утро вторника. что же там творится в выходные, можно только представить. рекомендую к посещению. чтобы вдохновиться широтой и красотой человеческой мысли, души. и спасибо татарстану за свежесть идей, гостеприимство и любовь.